скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Развитие внутреннего рынка в России 19 в. Рост внешней торговли скачать рефераты

p align="left">Для обмена произведениями добывающей и обрабатывающей промышленности до начала второй половины 19 в. Россия пользовалась исключительно водяными путями и грунтовыми и шоссейными дорогами. Какое место занимают в нашей торговле те или другие товары, можно судить из данных о движении грузов; так, прежде главными предметами перевозки служили хлеб, каменный уголь, лесные материалы, в впоследствии к ним присоединились еще продукты; в настоящее время в совокупности они составляют около половины всей перевозки железных дорог (в 1890 г. -- 58 %, в 1897 -- 54,8). Соотношение между перевозками хлебов, лесных материалов и пр., а также каменного угля и нефти, особенно характерно выражается в период времени с 1890 по 1897 г.: в начале периода перевозка хлебов (пшеницы, ржи, ячмени и овса) составляла 16,7 %, а в конце 14,1 %; лесные материалы и дрова в начале составляли 14,9 %, а в конце -- 12,4%; участие каменного угля в процентном отношении не изменилось -- 16,5%, участие же нефти и керосина возросло с 5,9% в 1890 до 7,6% в 1897 г. Если из нефтяных продуктов выделить керосин и смазочные масла, то почти все остальные продукты идут на отопление, и перевозка их в 1897 г. составила 4,1 % всей перевозки, тогда как перевозка дров составила тогда же 5,2 % против 7,3 % в 1890 г. Из четырех главнейших хлебов первое место занимает пшеница (60 млн. пд. в 1880 г., 164 пд. в 1897 г.); наоборот, перевозка ржи по железной дороге в общем мало изменилась (в 1880 г. 61,8 млн., к 1888 г. она возросла до 91,8 млн., а потом опять понизилась и в 1897 г. составила 60 млн.). Перевозка овса возросла за то же время с 57 млн. до 88 млн. пд., перевозка ячменя -- с 14 млн. до 37 млн. пд. Перевозка водою имеет меньше значения: четырех главных хлебов перевезено 172 млн. пд., в том числе пшеницы 80 млн., ржи -- 47 млн. пд., что в общем итоге составляет около 11 % всей перевозки по водяным сообщениям. Перевозка хлебных грузов приняла в России четыре главных направления: Беломорское, Балтийское, Западно-сухопутное и Черноморско-Азовс кое. Первое из них имеет значение лишь относительно отпуска овса, второе направление имело преобладающее значение для пшеницы до развития рельсовой сети благодаря связи СПб. порта с хлебородным бассейном Волги. Сооружение железных дорог, примыкающих к другим балтийским портам, а также к западно-сухопутной границе, в значительной мере отвлекло хлебные грузы от Санкт-Петербурга в пользу упомянутого направления. Дальнейшее развитие сети и приспособление Новороссийского порта к экспорту хлебов оживило и четвертое направление их, к югу. Отпуск хлебов за границу в 1897 г., в количестве 489 млн. пд., шел из России главным образом через следующие пункты: С.-Петербург -- 49 млн., или 10 %-Ревель -- 17,5 млн., Рига -- 12,6, Либава -- 24 млн., Граево -- 12млн., Млава -- 6 млн., Александровск -- 7млн., Сосновицы -- 5,8 млн., Одесса -- 98 млн., Николаев -- 70 млн., Феодосия -- 12 млн., Геническ--9 млн., Бердянск -- 10 млн., Мариуполь -- 12 млн., Таганрог -- 16,8 млн., Ростов -- 41 млн., Новороссийск -- 13 млн. пд. Таким образом, новое направление хлебного отпуска через азовско черноморские порты занимает господствующее положение, давая выход почти 40 % вывоза. Для упорядочения хлебной торговли принимается ряд мер относительно очистки и сортировки зерна, а также и других сторон этого сложного дела. В этом отношении особенного внимания заслуживает распространение в России элеваторов и зернохранилищ при них, а также выдача ссуд под хлеб, поступивший в зернохранилища. Элеваторы, сослужившие американцам хорошую службу в борьбе их на всемирном хлебном рынке с другими поставщиками, берут на себя перевозку и хранение зерна и, ведя дело в больших размерах, значительно сокращают накладные расходы при переходе товара из рук в руки или с одного пути на другой, они ставят производителя хлеба в непосредственные сношения с потребительными рынками, что при расширении района сбыта позволяет больше выручать за товар и в то же время избавиться от массы посредников по продаже и покупке хлеба. Почин в этом деле принадлежит земству, первый элеватор с зерноподъемными механизмами, связанный с зернохранилищем вместимостью в 400 тыс. пд., был построен в Ельце в конце 1887 г. на средства местного уездного земства, Положение 30 марта 1888 г. о товарных складах и закон 14 июня того же года, устанавливающий основания для учреждения и эксплуатации элеваторов и зернохранилищ, содействовали улучшению условий хлебной торговли. Государственному банку было предоставлено производить временно, при посредстве железных дорог, выдачу ссуд под залог хлебных грузов: затем и железным дорогам было предоставлено выдавать такие же ссуды из своих эксплуатационных средств или при помощи частных банков. На этом основании многие железные дороги получили право производить как складочные, так и ссудные и комиссионные операции. К 1 января 1898 г. всех элеваторов с механическими двигателями насчитывалось в России 79, вместимостью в 20 млн. пд.; кроме того имелись еще 223 зернохранилища без механических двигателей, вместимостью в 15 милл. пд. Наиболее значительный элеватор, на 3 млн. пд., принадлежит Владикавказской железной дороге и находится в Новороссийске, где кроме того имеется еще зернохранилище на 7 млн. пд.

Лесные строительные материалы и дрова составляют предмет обширной внутренней торговли. Собираются они преимущественно в восточных, северных и западных районах и распределяются по обширному пространству, так как лесопроизводительных мест гораздо меньше, чем лесопотребительных. Дрова и лесной материал широко пользуются услугами водяного и железнодорожного сообщения. В движении дров не видно особенного оживления, так как они потеряли обширный рынок -- пароходство Волжского и Каспийского бассейнов, которое перешли на нефтяное топливо. Что же касается перевозки лесных строительных материалов, то она постоянно и сильно возрастает. Дров перевезено в 1891 г. водою -- 230 млн., 1892 --204 млн., 1893 -- 202 млн., 1894 -- 237 млн., 1895 234 млн., 1896 -- 238 млн. В перевозке лесных материалов также не замечается оживления, в последние годы она определяется приблизительно в полмиллиарда пудов.

Яичная торговля в России в последнее время принимает весьма большие размеры благодаря быстро увеличивающемуся спросу из-за границы на русские яйца. Товар этот собирается в самых отдаленных районах среди крестьянского населения путем обмена у разносчиков на разный мелочной товар. Деревенские разносчики сбывают свой товар скупщикам, имеющим определенное местопребывание в крупных населенных пунктах, получивших название «пристаней». Здесь происходит первая грубая сортировка, и отсюда яйца направляются либо в главные экспортные пункты, либо на большие внутренние рынки, где и происходит окончательная сортировка. Лучшие яйца -- так называемый «хлебный» товар собираются весною. По железным дорогам в 1890 г. перевезено яиц 3859 тыс. пд., 1894 г. -- 4580 тыс. пд., в 1897г. -- 8042 тыс. пд.

Поваренная соль хотя имеет весьма широкое распространение, но расходится мелкими партиями. На железнодорожную сеть она попадает в количестве 65 -- 70 млн. пд. (в 1897 г. -- 69031 тыс. пд.), а на систему внутренних водяных сообщений -- около половины этого количества. Наиболее отдаленную перевозку совершает донецкая соль (в 1897 г. 19321 тыс. пд. сделала 15 миллиардов пудоверст); крымская в количестве 13392 тыс. пд. сделала 6 миллиардов пудоверст, тогда как астраханских -- 16395 тыс. пд. -- дала их менее 2 миллиардов. Депо в том, что последняя пробегает короткое расстояние Баскунчакской дороги и затем идет водою.

Кожи невыделанные дают железным дорогам около 4 Ѕ млн. пд. груза (в 1897 г. -- 4654 тыс. пд.), причем главнейшими пунктами отправления служат несколько портов, в том числе иностранный -- Данциг, 232 тыс. пд.

Льняное волокно перерабатывается преимущественно на месте производства, и на железные дороги попадает лишь в количестве около одной трети: в 1897 всего перевезено 14117 тыс. пд., в том числе главными отравными пунктами служили Остров -- 1105 тыс. пд., Ржев -- 1007 тыс., Бежецк -- 839 тыс., Витебск -- 679 тыс., Сычевка -- 574 тыс., Псков --563 тыс., Рыбинск -- 531 тыс. пд. а пунктами назначения: Рига -- 3191 тыс. пд. (для экспорта), Ревель -- 2338 тыс., Кенигсберг -- 1476 тыс., СПб. -- 1340 тыс., Либава -- 911 тыс. пд.

Пенька в количественном отношении дает большую работу железной дороге; в последнее время этого товара перевозится от 5 до 6 млн. пд.; 1897 г. количество это достигло 5075 тыс. пд., в том числе отравлено: из Карачева -- 723 тыс., Орда -- 462 тыс., Ржева -- 233 тыс. Рославля -- 205 тыс. пд. и др. в следующие главные места назначения: Кенигсберг - 1609 тыс., Ригу -- 514 тыс.,СПб. -- 390 тыс. пд., т.е, главным образом для экспорта. На внутренних рынках пенька не имеет широкого распространения.

2. Внешняя торговля России в Х1Х веке

С преобразованием высших государственных учреждений, предпринятым по вступлении на престол Александра I, связано публикование первых отчетов по внешней торговле России. В предисловии к первому труду по этому предмету, относящемуся к торговым отношениям России за 1802 г. - министр гр. Н. Румянцев говорил, следующее: «неприметно из дел, чтобы соображения по торговым балансам были употребительны в России. Все сведения по сему предмету ограничивались глухим числом привода и отпуска товаров и количеством пошлин, которые более всего внимания привлекали. К тому же и самые сведения сии посвящались какой-то тайне, а там, где они существовали и хранились, не будучи разделены особыми статьями, мешали, есть ли смею сказать, основательным заключениям. Ныне государь повелевает довести до сведения целого государства всю систему общей нашей торговли». Таким образом, первые правильные сведения о нашей внешней торговле с указанием количества товаров, а иногда и стоимости, но без подразделения их по странам назначения и происхождения, относятся к 1802 г. Затем такие же отчеты стали регулярно появляться ежегодно, кроме четырех лет (1808, 1809, 1810 и 1811), и постоянно пополняться новыми и разнообразными сведениями. Это дает возможность представить почти полную картину развития оборотов нашей внешней торговли за текущее столетие, но при этом необходимо оговорить, что вследствие колебания курса нашей денежной единицы данные о ценности привоза и вывоза не будут отвечать действительности без соответствующих поправок по реальной стоимости рубля.

В товарном обмене произошла весьма существенная перемена, товары, стоявшие прежде на первом плане, отступили на задний, а некоторые даже потеряли всякое значение; зато появились новые, которых вовсе не знала торговля прежнего времени, например, металлические суда, кокс, нефть, керосин, каучук. В 1802 г, между предметами нашего отпуска на первом месте стояло сало, которого вывезено на 9664 тыс. р. асс.; второе место занимала пенька, на 9346 тыс. р., третье -- лен, на 5773 тыс., четвертое -- рожь, на 5604 тыс. р., пятое -- железо, на 4618 тыс. р. и, наконец, пшенице принадлежало только шестое место, на 4056 тыс. р. Между предметами привоза в том же 1802 г. на первом месте стоят хлопчатобумажные изделия на 7383 тыс. р.; второе место занижают шерстяные изделия, на 7310 тыс. р., третье -- сахарный песок, на 5218 тыс. р., четвертое -- виноградные вина, на 2739 тыс. р., дальше идут шелк -- на 2609 тыс. р., чай -- на 1877 тыс. р., соль на 1672 тыс. р. и т.д. Главный предмет тогдашнего отпуска -- сало -- сделался ныне предметом привоза; равным образом, и главный предмет привоза -- бумажные изделия -- сделались предметом отпуска; из предметов отпуска пшеница перешла с шестого места на первое, а железо вовсе исчезло. Из предметов привоза вовсе почти исчезли сахар и соль, виноградные вина отодвинулись далеко на задний план и пр., а первое место заняли хлопок-сырец, чай, машины, металлы. В ряду отпускных товаров видное место занимают ныне и другие хлеба (кроме пшеницы), лесные материалы, яйца, семена растений, нефтяные продукты.

Если сопоставить ввоз и вывоз по главнейшим группам товаров, то характер происшедшего за последние 70 лет (с 1825 -- 30 по 1898 г.) изменении представится в следующем виде: вначале периода сырые и полуобработанные продукты в привозе составляли 38,45 %, а к концу поднялись до 54 %, т.е. увеличились почти в полтора раза; привоз жизненных припасов сократился почти вдвое -- с 37,7 % до 17.5 %; привоз готовых изделий возрос с 22 до 28 %. В движении предметов отпуска замечается обратное явление: вывоз сырых и полуобработанные продуктов сокращается с 68,7% в начале указанного периода до 35,4% -- в конце; зато отпуск жизненных припасов возрастает с 18 до 58 %, т.е. увеличивается слишком втрое; втрое сокращается отпуск готовых изделий -- с 12% до 4%. К четвертой группе товаров отнесены живые животные; как и прежде, эта группа не имеет большого значения, но в общем замечается уменьшение привоза (с 1,44 до 0,6 %) и увеличение отпуска (с 1,18 до 2,3%).

В движении товаров по главнейшим государственным границам -- европейской и азиатской -- за рассматриваемый период произошла следующая перемена: в трехлетие 1802 -- 1804 гг. вывозилось в среднем на 51577 тыс. руб., в том числе по азиатской границе -- 10 %, привозилось тогда же в среднем на 34116 тыс. руб., в том числе по азиатской границе -- 17 %. В трехлетие 1895 -- 97 гг. в среднем вывозилось по всем границам на 701426 тыс. руб., в том числе по азиатской -- 73713 тыс. руб., т.е. 10 Ѕ %; привозилось за то же трехлетие в среднем на 562773 тыс. руб., в том числе по азиатской границе -- 62219 тыс. руб., или 11 %. Из этого ясно, что участие Азии в процентном отношении по вывозу товаров из России почти не изменилось, по привозу же в Россию сократилось: многие товары, получавшиеся прежде из Бухары или Персии, стали приготовляться в самой России или получаться из Европы и Америки, например, хлопок.

В распределении торговли по сухопутной и морской границам замечается усиление движения по сухопутной границе благодаря развитию сети железных дорог, примыкающих к западно-сухопутной границе; значение морского пути и по ввозу, и по вывозу ослабевает. Из отдельных морей Белое постепенно теряет значение, ослабляется и участие Балтийского моря благодаря необычайному оживлению торговли в Черном и Азовском морях, Из государств наиболее живое участие в нашей внешней торговле принимают Германия, Великобритания и Франция; в последнее время оживляется участие Голландии, Бельгии и США. Первые три страны как прежде, так и теперь участвуют в нашей торговле в размере около 60 %. В продолжение первых 70 лет текущего столетия, до объединения Германии, господствующее положение в нашей внешней торговле занимала Великобритании, но с упомянутого времени она мало-помалу уступает свое место Германии; Франция же все время остается на третьем месте. Ввиду выдающегося значения этих государств, а также Австро-Венгрии, Голландии и Финляндии в нашем товарообмене полезно привести наряду с нашими сведениями и данные иностранной официальной статистики о привозе и вывозе товаров из России и в Россию. Из Великобритании в период 1829 -- 33 гг. ввозилось к нам в среднем на сумму 23931 тыс. руб., а отправлялось туда на 29751 тыс. руб., спустя 20 лет, в период 1851 -- 54 гг., привозилось к нам на 26373 тыс. руб., а отпускалось на 49315 тыс. руб.

Отправка в Англию за рассмотренный период несколько сокращается, тогда как, по английским сведениям, получение из России растет. В предметах нашего ввоза из Англии замечается усиление, тогда как английские сведения показывают ослабление. Главным предметом отпуска с нашей стороны являются хлеба, лен, пенька, яйца, со стороны Англии -- машины, металлы, каменный уголь, хлопок. Последний товар, впрочем, пользуется Англией лишь как транзитным путем.

Отпуск наш в Германию растет весьма сильно. Наиболее крупным его предметом служит хлеб: в 1897 г. - на 54369 тыс. руб., а в 1898г. - на 63030 тыс. руб. В привозе из Германии главное место занимают машины - 36206 тыс. руб., шерсть пряденая - 10560 тыс. руб., шерсть непряденая - 6525 тыс., железные и чугунные изделия - 7049 тыс. руб.

Русско-французские торговые отношения за последние 70 лет значительно оживились: в период 1829 - 33 гг. ввоз из Франции составлял в среднем 3348 тыс. руб. сер., вывоз из России во Францию - 2881 ты., т.е. мы больше получали оттуда, чем сами отправляли туда. Во Францию из России преимущественно шли жизненные припасы и сырые полуобработанные продукты.

В Австро-Венгрию Россия посылает почти вдвое больше, чем получает оттуда; главными предметами нашего отпуска служат: хлеба - 14824 тыс. руб. (в 1897 г.), яйца - 7607 тыс. руб., нефтяные продукты - 1587 тыс. руб., лен - 4204 тыс. руб., семена - 1332 тыс. руб. Между предметами привоза видное место занимают: лесной товар - 1465 тыс. руб., кокс - 1046 тыс., индиго - 1213 тыс., металлические изделия и машины - 2850 тыс. руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4