скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Просветительская деятельность декабристов Сибири скачать рефераты

p align="left">В целом, анализируя историографию декабризма, можно отметить, что отдельные вопросы, касающиеся данной проблемы, освещены различными исследователями. В тоже время, не создано обобщающей монографии по данной проблеме, поэтому в дипломной работе внимание будет уделено проблеме влияния ссыльных декабристов на развитие культуры Сибири, реализации их просветительских идей, а также особенности их педагогической, литературной и музыкальной деятельности.

Источниковая база

Основу источниковой базы составили следующие источники по декабризму: Следственные дела декабристов, произведения самих декабристов - мемуары, записки, письма, мемуаристика о декабристах их современников.

Следственные дела декабристов

Восстание декабристов. Следственные дела декабристов, принадлежавших к Южному обществу.- М.-1954.- Том 11.-С.380. http://www.dekabristy.ru/ist_ros/ist_lit/istosh/ofits/decab/VD%201-20/VD11/VD11.htm содержат ценные сведения о формировании декабристкой идеологии, возникновении, структуре и деятельности тайных обществ, разработке планов восстания, его хода и т.д.

Ценнейшим источником являются произведения самих декабристов. В первую очередь - декабристские мемуары. Воспоминания декабристов отличаются исключительной многогранностью содержания. Из декабристских мемуаров наибольшую ценность представляют записки Завалишина Д.И., Корнилович А.О., Свистунова П.Н., и др. Завалишин Д.И. Из записок/Щипанов И.Я. //Избранные социально-политические и философские произведения декабристов.- М.-Т.3- 1951.- 466с.; Свистунов П.Н. Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов.-М.- Т.2.-1933.- С.284. http://www.dekabristy.ru/ist_ros/ist_lit/istosh/ofits/decab/VD%201-20/VD1/VD1.htm; Корнилович А.О. Записки из Алексеевского равелина.- М.- 2004.- С.16. Они рассказывают и о самом декабристском движении, и об эпохе в целом. К тому же, данные материалы позволяют проанализировать деятельность ссыльных декабристов, где немалое место уделено просвещению.

Отдельно представлено эпистолярное наследие декабристов - письма. Данный вид источника носит сугубо личный характер: в них раскрываются личные связи, общественные интересы и элементы мировоззрения, говорится о научных и литературных занятиях, повседневной жизни (Г.С.Батеньков, И.И. Горбачевский и др.),

Горбачевский И.И. Записки. Письма. Виртуальный музей декабристов. http://www.hrono.ru/libris/lib_g/gorb_sostav.html; Батеньков Г.С. Сочинения и письма.- Иркутск.- Т.1.-1989г.- С.48.http://www.dekabristy.ru.''i.st_ros/ist_lit/istosh/mem_per/decab/Batenkov/B_Soch/Batenkov_SiP.htm что является существенным дополнением при рассмотрении вопроса о направлениях просветительской деятельности.

Отдельно проанализированы избранные социально-политические и философские произведения декабристов (А.П.Беляева, М.С. Лунина, Завалишина Д.И.), в которых просматриваются основные мировоззренческие установки, сыгравшие важную роль в распространении идей просвещения на территории Сибири. Беляев А.П. Философские споры./Щипанов И.Я. /Избранные социально-политические и философские произведения декабристов.- М.-Т.3- 1951.- 466с.;Завалишин Д.И. Из записок/Щипанов И.Я. //Избранные социально-политические и философские произведения декабристов.- М.-Т.3- 1951.- 466с. Следует отметить многообразную мемуаристку о декабристах их современников. Эту группу источников составили мемуары лиц, непосредственно общавшихся с декабристами, сотрудничавших с ними (Н.И. Тургенев, О.Н. Балакшина, М.С. Знаменский и др). Тургенев Н.И. Россия и русские.- М.- 1915.- С.60. http://www.dekabristy.ru/ist_ros/ist_lit/istosh/mem_per/dec; Балакшина О.Н.Запись ее воспоминаний о декабристах в Сибири.// Декабристы в воспоминаниях современников.- М: МГУ.- 1988.- С.375.; Знаменский М.С. Иван Дмитриевич Якушкин//Декабристы в воспоминаниях современников.-М.:Изд-во МГУ.-1988.-С.413.

Таким образом, выявленный и привлеченный круг источников широк и включает в себя документы различных видов, что позволяет решить поставленные задачи в полном объеме.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве вспомогательного материала при подготовке студентов ВУЗов при написании ими курсовых работ и рефератов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении отражены актуальность темы, объект, предмет, цель и задачи, хронологические рамки, определены методы исследования, рассмотрена историография и источниковая база.

В первой главе рассматриваются условия формирования и основные черты декабристской идеологии, что во многом имело предопределение их дальнейшей судьбы и деятельности.

Во второй главе внимание уделено научно-преподавательской, литературной и музыкальной деятельности декабристов в Сибири.

I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕКАБРИСТКОЙ ИДЕОЛОГИИ

1.1 Условия формирования декабристкой идеологии

Истоки формирования идеологии декабристов сложны и многообразны. Декабристы по происхождению были дворянами, принадлежали к привилегированному сословию тогдашней крепостной России. Множество разнообразных явлений русской жизни с детства протекало через их сознание, было воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского имения, первоначальное домашнее обучение, поступление в учебное заведение. Декабристы наблюдали резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового человека, так как были в основном из дворянских семей. И поэтому одной из причин, побудивших их восстать против самодержавия, декабристы на следствии называли саму российскую крепостническую действительность во всех крайне неприглядных ее проявлениях. «Это страм нашего просвещения... иметь крепостных, когда все прочие государства имеют вольных подданных и что соседственное оное государство смеется, что у нас торгуют людьми, как скотом...». Восстание декабристов. Следственные дела декабристов, принадлежавших в Южному обществу.- М.-Том 11.-1954.- С.380. http://www.dekabristy.ru/ist_ros/ist_lit/istosh/ofits/decab/VD%201-20/VD11/VD11.htm «Вольномыслие» декабристов возникло в первую очередь как протест молодого поколения передового дворянства против произвола самодержавия, угнетенного, бесправного положения народных масс, в особенности крепостного крестьянства.

Следует отметить и высокий уровень образованности будущих декабристов. Одни из них учились в Московском университете, другие - в Московской школе колонновожатых (будущей Академии Генерального штаба), третьи - в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения были затронуты, как говорили сами декабристы «Духом времени». Так, из мемуарной литературы мы узнаем, что в Царскосельском лицее «был обычай злословить царя, называть его дураком, и положено жесточайше наказывать того, кто выдаст». Ключевский В.О. Русская история .- М.: Эксмо.- 2006.-С.352. Правилами хорошего тона в лицейской среде также считалось «порицать начальство, развивать идеи равенства, знать все дерзкие и возмутительные стихи или самому быть сочинителями оных, знать и толковать о конституциях, насмехаться над выправкой в войсках, презирать звание верноподданного, высоко чтить либерала».

Федоров В.А. Декабристы и их время.- М., МГУ.- 1992.-С.40.

Дворянство жило широкой и веселой жизнью. В Москве в день бывало по несколько десятков балов, сияли огнями великолепные особняки дворцы, а рядом в бедных домишках и лачугах ютились бедные люди. В учебнике же естественного права студенты, готовясь к экзамену, читали, что законы должны быть для всех граждан одинаковы. Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалось в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан.Семевский В.И. Политические и общественные идеи декабристов.-Спб. - 1909. ttp://www.rusbibliophile.ru/Book/Semevskij_V_I__Politicheskie_ Юношеская мысль от наблюдений русской действительности устремлялась к книге, а от книги опять к русской действительности. Сомнение в справедливости самодержавного строя рано пробудилось в молодых умах.

Огромное влияние на формирование просветительских взглядов декабристов оказала запрещенная книга великого русского писателя 18 века А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Человек «родится в мир равен во всем другому»

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. http://az.lib.ru/r/radishew_a_n/text_0010.shtml, говорилось в этой книге. Жестокие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, совпадали с той действительностью, которая окружала юношей. Но, конечно, дело не ограничивалось чтением запрещенных русских книг. С Запада более свободно проникали - еще в библиотеки дедов и отцов - произведения философов - просветителей. Особенно часто попадали в руки передовой молодежи книги французских просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция. Их читали в подлиннике: знание французского языка являлось обязательным для каждого образованного человека в России. Декабрист Тургенев писал: «Имена знаменитых французских публицистов были в России так же популярны, как и у себя на Родине»

Тургенев Н.И. Россия и русские.- М.- 1915.- С.60.

http://www.dekabristy.ru/ist_ros/ist_lit/istosh/mem_per/decab/Turgenev/T_RIR/TurgePiP.htm. Французские просветители, по его словам, «как будто предприняли политическое воспитание европейского континента» Там же…С.61..

Возрастал интерес и к литературе начала 19 века. Читались новые книги, передовые иностранные газеты и журналы. Изучение конституций Франции, Англии, США было школой для ищущего политического сознания. Конечно, идеи Западной Европы и Америки не явились причиной, породившей русскую освободительную идеологию, но они облегчили и ускорили ее развитие, передали свой опыт новому поколению. Против положения о «прирожденном» праве дворянина владеть крепостным человеком восставала идея о прирожденном равенстве всех людей, идея о необходимости уничтожения всех феодальных привилегий.

Против неограниченного права абсолютного монарха повелевать своими подданными поднимала на борьбу идея о власти, принадлежащей народу. Огромное влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала и Отечественная война 1812 года, вызвавшая невиданный патриотический подъем всего русского общества. Декабристы называли себя «детьми 1812 года», не раз подчеркивали, что 1812 год явился началом их движения. «Мы дети 1812 года. Принести в жертву все даже саму жизнь ради любви к Отечеству было сердечным побуждением». М.И. Муравьев-Апостол говорил: «Наши чувства были чужды эгоизму».

Декабристы и Сибирь. - М.: Сов.Россия.- 1988. - С.31. Среди участников этой войны - более ста будущих декабристов; 65 человек из тех, кого в 1825 году власти назовут «государственными преступниками», насмерть сражались с врагом на Бородинском поле. Известно, что победа русского народа в Отечественной войне 1812 года имела не только военное значение, но оказала огромное воздействие на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России.

М.А. Фонвизин в следственных показаниях писал: «Великие события отечественной войны, оставя в душе глубокия впечатления, произвели во мне какое-то беспокойное желание деятельности». Восстание декабристов. Документы и материалы.- 1953.- С.71. http://www.dekabristy.ru/ist_ros/ist_lit/istosh/ofits/decab/VD%201-20/VD3/VD3.htm Направленность этой деятельности пояснил А.А. Бестужев в своем знаменитом письме Николаю I из Петропавловской крепости: «…народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной». Бестужев А.А. Сочинения.- М., 1981.-С.485. http://www.dekabristy.ru/ ist_ros/ist_lit/istosh/ofits/decab/VD%201 Участие народа в войне с Наполеоном хорошо вписывалось в рамки просветительских идей о праве народа на восстание против тирана, угрожающего народной свободе. Поэтому победа над Наполеоном мыслилась не только как победа России над Францией, но и как освобождение русского народа, а сохранение крепостного права воспринималось как вторичное порабощение. Все это порождало представление о возможности немедленного освобождения крепостных.

Сразу же после окончания войны реакция со всей силой обрушилась на учебные заведения. В специальной правительственной инструкции предусматривалось преподавать лишь те науки, которые «не отделяют нравственности от веры». Крупнейшие университеты страны (Петербургский, Казанский и др.) были подвергнуты опустошительному разгрому. Прогрессивно настроенные профессора, подлинные ученые были изгнаны, а над учебными заведениями устанавливался полицейский надзор. Жестокие репрессии обрушились на журналистику и литературу. Все эти и многие другие реакционные действия правительства Александра I не могли не вызвать самого решительного протеста передовой части образованных людей России. Правительственная политика положила конец надеждам передового дворянства на проведение мирных реформ.

Таким образом, декабристы не были горсткой беспочвенных мечтателей, оторванных от общества своего времени. Большое влияние на их мировоззренческие установки оказали социально-экономические, политические и культурно-просветительские факторы, которые во многом и предопределили их будущее.

1.2 Основные черты декабристской идеологии

История освободительного движения в России начинается с декабристов. Именно они впервые создали революционную организацию, разработали политическую программу и осуществили вооруженное выступление против самодержавно-крепостнического строя. Как наиболее передовые и образованные люди своего времени декабристы поняли, что крепостничество и самодержавный политический произвол - главные причины бед и отсталости России. И ликвидация крепостного строя и самодержавия рассматривались ими в свете обретения абстрактного блага и справедливости, а в первую очередь как конкретная и глубоко патриотическая задача «спасения России». Как заметил именно в этой связи Никита Муравьев: «Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавия равно гибельна для правительства и для общества. Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ русский заслуживает то и другое». Декабристы в представлениях людей рубежа ХХ и ХХI столетий. http://rl-online.ru/info/authors/107.html Истинное рыцарство, душевная чистота и благородство, высоко развитое чувство чести и товарищества - отличительные черты декабристов.

Декабристы жертвовали всем своим достоянием, которое давало им их происхождение и положение, «даже самой жизнью во имя великого, святого дела». «Не для наград, не для приобретения почестей хотим мы освободить Россию, - говорили декабристы,- сражаться до последней капли крови: вот наша награда». Федоров В.А. Декабристы и их время. - М., МГУ.- 1992.- С.5. Протестовало ничтожное меньшинство дворянского сословия, горсть отважных, сумевших подняться над интересами собственного класса, возвыситься до понимания задач, выдвигаемых общеисторическим процессом.Бокова В.М. Декабристы и их время. Виртаульный музей декабристов.

http://decemb.hobby.ru/index.shtml?article/bokova

Горсть отважных, открыто вступивших в неравную борьбу с колоссом самодержавия, с властью, располагавшей всеми средствами насилия и подавления, с институтами, освященными авторитетом традиций. Декабристы нанесли удар твердыням деспотизма и крепостничества, открыли путь для революционных последующих выступлений. Подвиг первенцев русской свободы вошел в историю как одна из блистательных ее страниц, как эпоха расцвета политической мысли, духовного подъема, на многие годы оплодотворившего русскую общественную жизнь. «Дело» декабристов само по себе было великим, нравственным подвигом, казавшимся, естественно, странным и непонятным остальной, консервативной части дворянства.

Движение 14 декабря 1825 года вышло из одного сословия, из того, которое доселе делало нашу историю, из высшего образованного дворянства.

Ключевский В.О. Русская история .- М.: Эксмо.- 2006.-С.354. И здесь нельзя не отметить, что именно этот нравственный фактор сыграл решающую роль в том, почему небольшая часть образованного дворянства встала на революционные позиции. Ведь в России было немало образованных и умных дворян, придерживавшихся своего кодекса чести, но они не вышли на Сенатскую площадь. Именно в силу нравственных принципов более высокого порядка, иных, чем было принято, отличающихся от официальных понятий о чести и патриотизме, во имя более высоких, передовых идеалов -- подлинного блага России в том значении, как его понимали люди эпохи Просвещения, выступили декабристы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7