скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Просветители второй половины ХIХ века скачать рефераты

p align="left">Весной 1859 г. О.Сегизбаев «История Казахской философии», с.224.Ч.Валиханов возвратился на родину, где его ждала новая нелегкая работа. Следовало обобщить собранные материалы и представить правительству подробный отчет о поездке. Ученые круги России тоже с нетерпением ждали новых научных сведений от казахского просветителя.

После короткого отдыха в Омске и в своей родной степи Ч.Валиханов был вызван в Петербург. В столицу он прибыл к концу 1859 г., а уже весной 1860 г. вынужден был вернуться в степь в связи с тяжелой болезнью. Там же.

Время пребывания в Петербурге было едва ли не решающим этапом в процессе становлений научных и общественно-политических взглядов Ч.Валиханова, формирования его образа мыслей вообще. Конечно, это не означает, что произошел какой-то перелом в его мировоззрении. К моменту приезда в российскую столицу казахский просветитель был уже зрелым ученым и общественным деятелем с вполне сложившимися демократическими и просветительскими убеждениями. Однако пребывание в Петербурге накануне буржуазной реформы 1861 г., когда политические страсти различных социальных сил русского общества достигли крайней остроты, естественно, сказалось на дальнейшей эволюции его социально-политических взглядов и его мировоззрении в целом, наложило глубокую печать на всю его дальнейшую практическую деятельность.

Официально Ч.Валиханов был прикомандирован к департаменту Генерального штаба, с середины 1860 г. был зачислен также на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. Под надзором высокопоставленных чиновников этих ведомств он подготовил обширный отчет о своей поездке в Кашгар. Впоследствии этот отчет получил мировую известность под названием «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии) в 1858-1859 годах». О.Сегизбаев «История Казахской философии», с.225. среди прочих трудов Ч.Валиханова она была опубликована. Н.И.Веселовским в 29 томе ИРГО в 1905 г. в Спб. Работа эта замечательна не только тем, что содержит богатейшие научные данные, не утратившие своего значения и по сей день, в ней автор развивает и углубляет свои прогрессивные политические взгляды и мировоззренческие принципы, которые поставили его в ряд выдающихся мыслителей России и всего мира.

Петербургский период оказался для Ч.Валиханова ничем незаменимым временем интенсивного изучения особенностей русской общественной жизни, освоения передовых идей демократической интеллигенции России, приобщения к научным поискам выдающихся русских ученых. Он оставил в душе казахского просветителя неизгладимый следи твердую веру в то, что казахи могут вырваться из цепей средневековой отсталости только путем освоения передовой русской культуры.

К лету 1860 г. Там же. ввиду тяжелой болезни Ч.Валиханов вернулся в свою родную Степь. Болезнь надолго приковала его к постели. Но преодолевая все трудности, вставшие на его пути, он продолжал посилдьно трудиться над сбором материалов о жизни своего народа. Особый интерес он проявлял к произведениям устного народного творчества. В его юрте то и дело собирались известные казахские сказители, певцы, импровизаторы, из уст которых он записывал древние легенды, предания, сказки и другие произведения устного народного творчества. Насколько позволяло здоровье, он выходил в народ и даже стал принимать участие в политической борьбе. В 1862 г. Искренне желая показать на деле, какую пользу могут принести народу люди, воодушевленные идеей прогресса, он выдвинул свою кандидатуру на пост султан-правителя Атбасарского округа. Об этом он писал Ф.М.Достоевскому: «Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя работе на пользу соотечественников, защитить их от чиновников и деспотизма богатых киргизов. При этом я думал более всего о том, чтобы примером своим показать землякам, как может быть для них полезен образованный султан-правитель». Валиханов Ч. Собр.соч.,т.5, с.150. На выборах он одержал блестящую победу. Народ без всяких колебаний единодушно отдал свои голос за его кандидатуру, и это вопреки всем тем препятствиям и козням, которые чинили официальные власти против него во время предвыборной компании. Насмотря на жестокое поражение, которое он нанес своим соперникам на выборах, царские власти не утвердили его в должности султан-правителя. История с Атбасарскими выборами окончательно убедила казахского демократа в полной бессмысленности борьбы за справедливость и прогресс при том вопиющем невежестве и пассивности, которыми одержима вся масса общества, о чем он с сожалением писал своему другу - русскому поэту и демократу А.Н.Майкову. Ч.Валиханов. Собр.соч., том5, с.153.

Возмущенный произволом царских властей, невежеством и лютой алчностью казахской знати и чиновников колониальной администрации, господством вопиющей несправедливости в Степи, просветитель отправился в Омск, чтобы там сплотить вокруг себя прогрессивных людей и дать решительный бой реакции.

Наряду с этим он развернул широкую политическую деятельность, в короткое время, с 1862 по начало 1865 г.г., он написал целый ряд превосходных работ, в которых подверг беспощадной критике идеологию и политику эксплуататорских классов. Среди них осбой ценностью отличаются такие, как «Следы шаманства у киргизов» (1862), «Записка о судебной реформе» (1864), «О мусульманстве в степи» (1864), «О кочевках киргиз» (1864) и др. О.Сегизбаев «История Казахской философии», с.226. В эти же годы он вел активную переписку с выдающимися деятелями русской демократической интеллигенции - с писателем Ф.М.Достоевским, ученым А.Н.Бекетовым, поэтом А.Н.Майковым, либерально настроенным представителем царской администрации в Казахстане К.К.Гутковским и многими другими. В своей переписке с друзьями Ч.Валиханов безжалостно разоблачал всю гамму тех социально-политических пороков, которыми страдала тогдашняя Степь. Он выражал уверенность в том, что передовые люди России не могут оставить Казахстан в беде и помогут ему освободиться от власти невежества и застоя, откроют ему дорогу к прогрессу.

Весной 1864 г. Ч.Валиханов принял участие в военной экспедиции генерала Черняева. Этот эпизод оставил в его душе глубокий след и заставил пересмотреть свое отношение к официальной политике царизма.

Цель экспедиции состояла в том. Чтобы обеспечить переход в Российское подданство южных окраин Средней Азии и Казахстана. Народы этого региона в основной своей массе уже готовы были добровольно перейти под русское покровительство. Однако генерал Черняев не проявил должной снисходительности и терпения и попытался ускорить ход событий путем применения неоправданно жестоких мер военного подавления. Это вызвало справедливое возмущение казахского просветителя, и он вместе с группой русских офицеров, явно недовольных действиями Черняева, решительно порвал с ним и вернулся в сыой родной край. Он уезжает в аул султана Тезека, расположенного в районе хребта Алтын-Элиль, где стал ждать дальнейшего хода развития событий.

Можно только догадываться, в каком подавленном и тревожном состоянии находился Чокан Валиханов - офицер русской армии, самовольно покинувший фронт. Ему грозил военно-полевой суд. От суда его спасли мировая известность, исключительный аторитет среди казахов. Не рискуя еще больше усугубить положение в период завоевания края, командование решило, вероятно, избегнуть крайности. Ирмуханов Б.Б. «Исторические воззрения мыслителей ХХ века», с.78.

Вероятно уже в этот период Валиханов чувствовал себя очень плохо и не мог пренести тягот походной жизни. В письме к своему отцу из аула Тезека он писал: «Устал нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет мое последнее письмо. Прощайте». История Казахстана, т.3, с.532.

Скончался он в апреле 1865 года в ауле Тезека, в урочище Кочентоган, у подножья Алтынэмельского хребта (Старший жуз). Там же.

Оценивая деятельность Чокана Валиханова от имени Русского географического общества и от ученых России, крупный ученый-востоковед Н.И.Веселовский писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий о судьбе тюркских народов; но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. Он умер от чахотки, не достигнув и 30-летнего возраста.

Научное наследие Ч.Валиханова охватывает весьма широкий круг проблем Казахстана и других народов многонациональной России, и в каждой из них он сумел показать свое оригинальное мышление. Это относится к таким непреходящим историческим представлениям, как образование казахского народа, социальная и политическая история Казахстана XVII-первой половины XIX в.в., принятие казахами подданства России, история духовной и материальной культуры народов Средней Азии и Восточного Туркестана. Он внес конкретный вклад в изучение географии, этнографии и фольклора народов всего среднеазиатского и прилегающего к нему региона.

Творческое наследие Ч.Валиханова постоянно привлекает внимание самого широкого круга современных исследований, поэтому естественно, что историография работ о его жизни и творчестве весьма обширна.

2.2 Вклад (Ибрая) Алтынсарина (1841-1889) в просветительство Казахстана

Крупный казахский просветитель Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог- новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков, в частности, басен Крылова История Казахстана т 3 с 533.

Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (по старому стилю) 1841 года в ауле Жанбурчи Аркарагайской волости (Кустанайская область). Он происходил из семьи рода «кипчак» (средний жуз). Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ибраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии. К.Джумагулов «Ибрай Алтынсарин» Ташкент 1875 с 9

В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге - административном центре Тургайской области открылась первая особая школа для казахских детей. Но еще в 1846 году, когда только предполагалось создать такую школу, дальновидный Балгожа зачислил своего внука в кандидаты, и таким образом Ибрай вошел в первый состав ее учеников.

Задача школы состояла в том, чтобы готовить из числа способной казахской молодежи чиновников пограничного управления, переводчиков, письмоводителей при султанах - правителях и дистаночных начальниках в Орде и т.д.

Эта задача исходила из проекта нового положения царского правительства по управлению степным краем, которое было принято специальным законом в 1868 году. Там же с 10

В школу принимались дети казахов, родители которых оказывали услуги царскому правительству или были известны своими особыми заслугами, преданностью царю.

Казахская знать стремилась посылать своих сыновей в эту школу, чтобы, приспособившись к новым условиям, занять руководящие посты в крае, поднять свой «авторитет», усилить давление на простой народ. Такими соображениями руководствовался и Балгожа - бий, определивший своего девятилетнего внука Ибрая в оренбургскую школу.

Главное управление наметило и осуществило ряд положительных мероприятий, которые бы расположили казахское население к школе и особенно родителей ее воспитанников. Прежде всего здесь царили чистота и порядок. Детям, которые у себя в степи понятия не имели о мыле, еженедельно устраивалась баня, дважды в неделю менялось постельное носильное белье.

«Примерная опрятность и щеголеватая простота бросились мне с первого взгляда в глаза,- пишет посетивший К.Джумагулов «Ибрай Алтынсарин» с 11 в то время эту школу художник А.Ф. Чернышев».

В учебную программу школы были включены русский язык, чистописание, арифметика, татарский язык, мусульманское вероучение и составление деловых бумаг на русском языке. Ученики должны были воспитываться в духе проводников политики царизма в Казахстане .Алтынсарин самостоятельно изучал произведение классиков мировой литературы - Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фардоуси, Низами, Навои и др. История Казахстана т.3 с 533

Великий поэт А.С Пушкин пользовался любовью казахской интелегенции. Алтынсарин общался с известным впоследствии востоковедом В.Григорьевым, служившим в Пограничной комиссии. Он часто посещал дом В.Григорьева, пользовался его библиотекой.

В 1857 голу Ибрай Алтынсарин окончил школу и как первый ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен при Оренбургском областном начальнике В.В. Григорьеве в качестве переводчика.

«Оренбургская казахская школа,- пишет профессор А.Ф. Эфиров,- воспитала у своих питомцев любовь к своему языку, к своему народу, любовь к русскому языку, к русскому народу. Она воспитала значительного человека и выдающегося педагога казахского народа Ибрая Алтынсарина». К.Джумагулов «Ибрай Алтынсарин» с 13 Школа и в самом деле оказала самое положительное влияние на И.Алтынсарина. Она научила его высоко ценить знания, развила его любознательность, воспитала в нем глубокое уважение к культуре. Вместе с тем, она не оторвала его от родного народа, а, напротив, заставила глубже задуматься над тем, как улучшить положение казахских тружеников, приобщить их к передовой культуре России и народов Средней Азии. Слова А.И.Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге»- стали повседневной жизненной формулой Ибрая. Там же с 14

Настойчиво овладевал знаниями, Алтынсарин одновременно изучал историю родного народа, которой он всегда интересовался.

После окончания школы Алтынсарин около 3-х лет (1857-1860гг.) История Казахстана т3 с 533 работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в оренбургском укреплении (Тургай) и назначило учителем русского языка. Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, агитировал за выделение средств. Собрав у казахского населения средства, он приступил к строительству школьного помещения. 8 января 1864 гола состоялось торжественное открытие школы. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат. История Казахстана т.3 с 533

В 1869 году Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполняя обязанности уездного судьи. По долгу службы он часто бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин.

При выборах он пытался практически повлиять на успех справедливого решения, не давать ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное управление, военному губернатору и далее министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных Временным положением 1868 г. Там же Они добивались отстранения Алтынсарина от службы в уездном управлении. Например, в 1883г. при выборах управителя Аракауагайской волости Николаевского уезда Алтынсарин добился избрания третьего лица вместо выдвигавшихся двух баев. В одной из жалоб на Алтынсарина его называют «социалистом», и по этому делу было проведено расследование.

Алтынсарин выступал в интересах народа. В письме от 14 апреля 1864 г. он, например, писал: «По долгу службы я имею честные столкновения с киргизами, из числа коих есть здесь» родные мои. Знаю о них очень много и очень многих от души ненавижу. В тайной немилости моей находятся должностные лица в Орде. Они бесчеловечно, бессовестно грабят и обирают киргиз - бедных, беззащитных…». Алтынсарин зачастую выступал против политики царизма. Об этом свидетельствует его выступление в 1880 году на страницах газеты «Оренбургский листок».

В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. Административным центром Тургайская область в то время охватывала всю территорию нынешней Костанайской, большую часть Актюбинской и часть Оренбургской областей. История Казахстана т,3 с 534

«Школы - это главные пружины образования казахов,- писал Ибрай Алтынсарин еще в 1871 году,-… на них и в особенности на них надежда, в них же будущность казахского народа». И.Алтынсарин. Избранные произведения стр. 326

Чтобы претворить в жизнь свои намерения, Алтынсарину пришлось преодолеть огромные трудности, так как создавать школы ему пришлось, по его выражению, на «гладком месте». Но его поддерживали, помимо сознания в правильности избранного пути, вера в способности казахского народа, жадно тянувшегося к знанию, и та отзывчивость, которую он встретил со стороны народа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5