Программно-методическое обеспечение спецкурса
p align="left">· Общую характеристику британской конституции, основы деятельности органов государственной деятельности;· Содержание основных концепций конституционной монархии; · Роль различных общественных слоев Англии в политико-государственном управлении. Студент должен обладать умениями и навыками: · планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе; · наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы. Вопросы для обсуждения: 1. Место Англии в структуре европейской цивилизации. 2. Концепции естественных прав человека, общественного договора и правового государства в трудах просветителей. 3. Общая характеристика британской конституции: · Государственно-территориальное устройство Великобритании. · Монарх в Великобритании: порядок престолонаследия, полномочия. Парламент Великобритании: общая характеристика, структура. · Партийное развитие: формирование двухпартийной системы, идеология и состав формирующихся партий тори и виги. 4. Феномен конституционной монархии и его истолкование в трудах английских мыслителей эпохи Просвещения (Г. Болингброк, Д. Толанд, А.Шефтсбери и др.). 5. Роль различных общественных слоев Англии в политико-государственном управлении. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить реферат на тему: «Концепции конституционной монархии в творчестве английских просветителей» ( по выбору студента). Обязательная литература 1. Всемирная история; В 24 т. Т.15.Эпоха Просвещения // Бадах А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. М. и др. Минск: Литература, 1996. 2. Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии. 1640 - 1815 гг. М.: ИМО, 1958. 455 с. 3. Дополнительная литература 1. Айзенштат М. П. Великобритания Нового времени. Политическая история. М., 2002. 2. Айзенштат М. П. Политические организации Британии в последней трети XVIII в // Всеобщая история: современные исследования. 3. Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз. Пер. с англ. М.: Мысль, 1981. 301 с. 4. Барг М. А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма: становление историзма. М.:ИВИ РАН, 1998. 307 с. 5. Барлова Ю. Е. «Гнилые местечки» в истории Англии // Вопросы истории. 2001. № 8. С. 150 -155. 6. Бокль Г. История цивилизации в Англии. СПб.: типография газеты «Новости», 1895. 146 с. 7. Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. Пер. с англ. М.: Наука, 1978. 360 с. 8. Виноградов К. Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л.: ЛГУ, 1975. 224 с. 9. Виппер Р.Ю. История нового времени. Киев. 1997. 10. Вольтер Ф. М. Важное исследование милорда Болингброка. // Соч. в 3 Т. Т. 3. С. 239-284. 11. Доброва Е. А. Теория разделения властей в Англии эпохи Просвещения // Вопросы истории, 1984. № 4. С. 172 - 176. 12. История государства и права зарубежных стран. // Под ред. Н. Д. Крашенинниковой. Ч. 1. М.: Норма - Инфра, 1999. 624 с. 13. Козлов А.Е. Конституционное право. - М., Бек, 1996. 14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Том 1, 2. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. - М., Бек, 1998/1999. 15. Корсаков К.Н. История Великобритании. М. 1997. 16. Кравченко Г. Н. Консервативная идеология в Англии в конце XVIII века. Кировоград: Имэкс, 2002. 354 с. 17. Краткая история Англии: пособие для старшеклассников // Адамчик В. В., Адамчик М. В., Бадах А. Н. и др. Минск: Харвест, 2003. 418 с. 18. Лабутина Т. Л. «Консерватор» Свифт и «реформатор» Дефо // Вопросы истории, 1995, №11-12. С. 39-48. 19. Лабутина Т. Л. Идейное наследие английского Просвещения в творчестве энциклопедистов Франции. // Человек эпохи Просвещения. М., 1999. С. 31-43. 20. Лабутина Т. Л. Политическая мысль раннего английского Просвещения // Вопросы истории. 1991. № 9 - 10. С. 45-53. 21. Лабутина Т. Л. Теория конституционной монархии в раннем английском Просвещении // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М. : Наука, 1995. С. 74-94. 22. Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль Английского Просвещения (1689 - 1714). М.: Ирис-пресс, 1995. 304 с. 23. Локк Д. Избранные философские произведения. В 2 Т. Т.2. М.: изд-во социально - экономической литературы, 1960. 532 с. 24. Мандевиль Б. Басня о пчелах. Пер. С англ. М., 1974. 264 с. 25. Мееровский Б. В. Английский материализм XVIII в // Английские материалисты XVIII в. В 3 Т. М.: Мысль, 1967. Т. 1. 26. Мирошников И. В. Великобритания от Георга I до королевы Виктории (1714-1901). Воронеж: ВГУ, 1998. 38 с. 27. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М., 1999. 28. Остапенко Г. С. Британские монархи от Эдуарда VIII до Елизаветы II // Новая и новейшая история. 2000. № 6. С. 176 - 183. 29. Просветительское движение в Англии. Под ред. Н. М. Мещеряковой. М.: МГУ, 1991. 445 с. 30. Семенов С. Б. Между монархией и республикой: радикальный выбор XVIII в. // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М.: Наука, 1995. С. 103-112. 31. Смит А. Теория нравственных чувств. Пер. с англ. М.: Республика, 1997. 351 с. 32. Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. М.: Наука, 1978. 351 с. 33. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., Юристъ, 1999. 34. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. - М., Юристъ, 1999. 35. Шарифжанов И. И. Английская историография XX в. Основные теоретико - методологические тенденции, школы и направления. Казань: КГУ, 2004. 240 с. 36. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Пер. с англ. М.: Канон, 1995. Т.1 - 282 с., Т. 2 - 416 с. 37. Яковлев Н.Н. Европа накануне Семилетней войны. М. 1997. Рекомендуемые интернет-ресурсы 1. Institute of European and Comparative Law // www.iecl.ox.ac.uk 2. International Law and Comparative Law // jurist.law.pitt.edu Oxford University Comparative Law // ouclf.iuscomp.org 3. Журнал Европейского делового права // www.wkap.nl/journalhome.htm/0959-6941 4. Журнал Обзор европейского частного права // www.wkap.nl/jrnltoc.htm/0928-9801 Семинар 2. Ценностные ориентации и образ жизни элиты английского общества в 1688-1789 гг. Цель занятия: проанализировать место элиты в социальной структуре; особенности мировоззрения и образа жизни представителей элиты. Студент должен знать: · Состав элиты английского общества эпохи Просвещения, ее социально-экономическое и политическое положение; · Особенности мировоззрения и образа жизни представителей элиты Студент должен обладать умениями и навыками: · характеризовать культурные процессы в их конкретно-историческом своеобразии, культуру личности и межличностных отношений; · анализировать соотношение традиций и инноваций в культуре, приобретение навыков и качеств культурной коммуникации и диалога. · планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе; · применять и использовать сервисные программы и инструментальные средства ЭВМ для подготовки к занятию; · наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы; · устанавливать обратные связи, оценивать полученные результаты, анализировать достижения и недостатки профессиональных действий. Вопросы для обсуждения: 1. Английское дворянство как социокультурный феномен. Трансформация состава элиты. 2. Оформление общей системы ценностей: корпоративная дворянская идеология и ее изменение; гендерные стереотипы, семейно-брачные отношения и сексуальная мораль. 3. Досуговая культура и игровые стереотипы. Образ жизни элиты, внешняя атрибутика и символика. 4. Художественная культура как отражение стиля жизни и ценностей элиты. Задания для самостоятельной работы: Подготовить доклад об отражении внешних атрибутов элитарного образа жизни Англии эпохи Просвещения в художественных произведениях. Обязательная литература 1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII веков. Пер. с фр. В 3 т. М.: Прогресс, 1986. Т. 1. Структуры повседневности. М.: Прогресс, 1986. 622 с.; Т. 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. 632 с. 2. История Европы. // Под ред. Ш. Дюпона. Пер. с фр. М.: Владос, 1996. 486 с. 3. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. М. 1987. 4. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. Пер. с польск. М.: Прогресс,1987. 528 с. 5. Тревельян Дж. Социальная история Англии. Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959. 586 с. 6. Тревельян Дж. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Пер. с англ. Смоленск: Русич, 2001. 624 с.. Дополнительная литература 1. Алентьева Т. В. Культура Западной Европы. XVIII век. Курск, КГПУ, 2002. 496 с. 2. Английские художники от Хогарта до Тернера. М.: Изобразительное искусство, 1966. 64 с. 3. Англия в памфлете: Англ. публицист. Проза нач.XVIII века. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 528 с. 4. Герман М. Ю. Хогарт. М.: Молодая гвардия, 1971. 208 с. 5. Голдсмит О. Векфилдский священник. Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959. 196 с. 6. Голдсмит О. Избранное. Стихи. Векфилдский священник. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1978. 302 с.. 7. Дефо Д. Молль Флендерс. Роксана. Пер. с англ. Челябинск: Интер, 1992. 486 с. 8. Дефо Д. Робинзон Крузо. Пер. с англ. М.: Правда, 1981. 306 с. 9. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. М.: Искусство, 1989. 318 с. 10. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966; 11. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX вв.). М. 1997. 12. Кинелев В. Г. , Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: Владос,1998. 520 с. 13. Лабутина Т. Л. Ранние английские просветители о роли и месте женщин в обществе // Вопросы истории. 1997. №6.С.14-27. 14. Лабутина Т.Л. Воспитание и образование англичанки в XVII веке. Спб., 2001. 15. Лившиц Н., Зернов Б., Воронихина Л. Искусство XVIII века. М.: Искусство, 1966. 480 с. 16. Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. Пер. с англ. М.-Спб., 2000. С. 167-222. 17. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7 т. М.: Искусство, 1966. Т. 3. 503 с. 18. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. М., 1975. 19. Роджерс П. Генри Филдинг. Биография. Пер. с англ. М.: Радуга, 1984. 208 с. 20. Свифт Дж. Дневник для Стеллы. Пер. с англ. М.: Наука, 1981. 623 с. 21. Свифт Дж. Избранное. Пер. С англ. Л.: Худож. Литер., 1987. 446 с. 22. Свифт Дж. Путешествия Гулливера. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1982. 364 с. 23. Смит А. Теория нравственных чувств. Пер. с англ. М.: Республика, 1997. 351 с. 24. Смоллет Т. Приключения Родрика Рендома. Пер. с англ. М.: Гослитиздат, 1949. 550 с. 25. Смоллетт Т. Путешествие Хамфри Клинкера. Пер с англ. М.: Правда, 1983. 440 с. 26. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Пер. с англ. М. - Л.: Худ. Лит., 1949. 693 с. 27. Тэн Г. Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. Пер. с фр. СПб.: типография товарищества «Общественная польза», 1871. Кн.1. 281 с. 28. Уоллер М. Лондон. 1700 год. Пер. с англ. Смоленск: Русич, 2003. 384 с. 29. Филдинг Г. Избранные сочинения. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1989. 686 с. 30. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. Пер. с англ. В 2 ч. М.: Правда, 1982. Ч. 1 - 512 с., Ч. 2 - 486 с.; Фильдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1973. 686 с. 31. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. Пер. с нем. М.: Республика, 1994. 316 с.; Фукс Э. История нравов. Пер. с нем. Смоленск: Русич, 2002. 624 с. 32. Хатчесон Ф. и др. Эстетика. Пер. с англ. М.: Искусство, 1973. 479 с. 33. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с голл. М.: Прогресс, 1992. 464 с. 34. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789 - 1848. Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 480 с. 35. Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII века. // Под ред. Пуришева Б. И. М.: Высшая школа, 1973. Т.1 - 447 с., Т. 2 - 446 с. 36. Шеридан Р. Б. Драматические произведения. Пер. с англ. М.: Искусство, 1956. 483 с. 37. Шефтсбери A. Эстетические опыты. Пер. с англ. М.: Наука, 1974. 496 с. Рекомендуемые интернет-ресурсы 1. Glossary of 18th Century Costume Terminology //www.ai.mit.edu/people/sfelshin/revwar/glossary.html. 2. National Portrait Gallery's 18th - Century // www.npg.org.uk/live/ 3. Observastions on Female Literature in General, including Some Рarticulars // www.feminist.org/ 4. W. Hogarth's Realm // www.hogarth.cjb.net/ Семинар 3. Средний класс в Англии 1688-1789 гг. Цель занятия: проанализировать особенности образа жизни и ценностных ориентаций представителей среднего класса Англии эпохи Просвещения. Студент должен знать: · Ценностные ориентации и образ жизни английских предпринимателей с различным уровнем дохода в контексте формирования буржуазного общества и создания новой идеологии; · Особенности социального положения и образа жизни служителей культа в Англии эпохи Просвещения, отношение англичан к религии. Студент должен обладать умениями и навыками: · наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы; · устанавливать обратные связи, оценивать полученные результаты, анализировать достижения и недостатки профессиональных действий. · планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе. Вопросы для обсуждения: 1. Оформление английских предпринимателей как отдельного социального слоя: · Социально-политическое положение предпринимателей, основные виды деятельности; · Промышленный переворот и расширение сфер деятельности предпринимателей; · Формирование предпринимательской системы ценностей и стиля жизни. 2. Лица «свободных профессий»: состав, статус, базовые мировоззренческие установки. 3. Англиканская церковь как одна из основ мировоззрения англичан. Социальное положение и образ жизни служителей культа. Задания для самостоятельной работы: Подготовиться к коллоквиуму по книге М. Оссовской «Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали».-М., 1987.
Страницы: 1, 2, 3
|