скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Присоединение Украины к России скачать рефераты

p align="left">Кроме этих реестровых казаков, польское правительство долго не хотело знать никаких других казаков, т.к. увеличивать количество реестровых правительство опасалось. Но такой взгляд шел в разрезе с народным стремлением. В Южной Руси все хотели быть казаками, т.е. вольными людьми; все искали путей и средств обратиться в казаков. Одним из таких путей была Запорожская Сича. Жители, бывшие по закону панскими холопами, бегали на Запорожье; возвращаясь оттуда, не хотели уже служить своим панам, называли себя казаками, и как вольные люди считали своею собственностью ту землю, на которой жили и которую обрабатывали, тогда как владелец признавал эту землю своею. Владельцы и их управители ловили таких беглецов и казнили смертью.

Реестровые казаки охотно принимали в свое сословие новых братий, так что количество реестровых было на деле гораздо больше, чем на бумаге. Иногда такие польские подданные, назвавши себя казаками, не пытались ни вступать в реестр, ни примыкать к панам, а собирались вооруженными толпами и выбирали себе предводителя, которого называли гетманом. Так поступали в особенности те, которые бывали на Сичи, воевали против турок и татар и приобретали себе там - как выражались тогда - "рыцарскую славу". Эти, так называемые, "своевольные купы" (шайки) уже в конце XVI века стали страшны для Польши и возбуждали против себя строгие постановления сейма. На деле эти постановления не исполнялись, тем более, что и польский король, и польские паны, объявивши шайки самозванных казаков противозаконными скопищами, сами употребляли их в войнах с Москвою, Швецией и Турцией. Таким образом, кроме казаков городовых, записываемых в реестры, и казаков сичевых, беспрестанно то пополняемых беглецами из Украины, было еще множество казаков своевольных, состоявших из панских холопов, выбиравших себе гетманов. Правительство делало пересмотры реестрам: из них исключались лишние казаки; эти лишние носили название "выписчиков"; но выключенные из реестра продолжали называть себя казаками.

У польского правительства, а главное, у польских панов, явилось среди простого народа много врагов; эти враги становились тем ожесточеннее и опаснее, чем сильнее выказывалось с польской стороны стремление удержать наплыв народа в казачество. Стремление народа к оказаченью, или так называемое поляками, "украинское своевольство", начало принимать религиозный оттенок и получать в собственных глазах русского народа нравственное освящение.

Вслед за введением унии, последовало быстрое отступление русского высшего класса от своей религии, а вместе с тем и от своей народности. Русские паны стали для русского народа чужими, и власть их получила вид иноземного и иноверного порабощения. Мещане и холопы, только от страха принимали унию, и пока не свыклись с нею в течение многих поколений, долго были готовы отпасть от нее. В Украине, где народ менее подвергался рабскому страху, уния трудно пускала свои корни. Реестровые казаки не принимали ее вовсе. Самовольные казаки еще более возненавидели унию, как один из признаков панского насилия над собою. Таким образом, православная религия сделалась для русского народа знаменем свободы и противодействия панскому гнету.

Именно казачество и вело своего рода военную подготовку освободительной войны середины XVII в. Конец XVI - начало XVII столетий ознаменовались многочисленными казацкими восстаниями. «Несмотря на все прежние наши меры, - писал король в 1617 году, - казацкое своеволие дошло до ужасающих крайностей: громады казаков не дают Речи Посполитой покою; шляхта не может безопасно проживать в своих имениях» Впрочем, в первой четверти XVII века казацкая удаль находила себе поле деятельности то в московском государстве, то на Черном море, то в Турции и Молдавии. Под начальством Сагайдачного казаки помогали полякам в войне с Турцией. Но когда кончилась эта война, казацкие восстания стали принимать значительно более широкий размер..

В 1625 году казаки отправили своих депутатов на сейм с требованием удалить упитов от церквей и церковных имений, уничтожить всякие стеснительные постановления против казаков и не ограничивать их числа. Они при своей просьбе послали перечень разных утеснении, которые терпели русские в Польше и Литве, указывали, что повсюду отнимают у православных церкви, тянут в суды православных под разными предлогами, сажают в тюрьмы и бьют священников, жаловались, что православные дети вырастают без крещения, люди живут без венчания и отходят от мира без исповеди и св. причастия. Просьба эта не имела никаких последствий, и казаки, под начальством гетмана Жмайла ворвались в Киев, убили киевского войта Федора Ходыку за ревность к унии, ограбили католический монастырь, убили в нем священника и отправили к московскому царю посольство с просьбою принять казаков под свое покровительство.

Восстания продолжались и в 30-х годах. Павел Бут, Тетеря - вот имена казацких вождей этого времени. Казачество, правда, в это время выдвигало "экономические" требования: увеличение жалованья, включение в реестр значительно большего количества казаков и т.д. Но важно отметить, что в ходе восстаний налаживались связи запорожского казачества с правительством Русского государства и казаки все больше начинали видеть в нем опору для себя в борьбе. 

Чтобы пресечь бегство народа за пороги, гетман Конецпольский заложил на Днепре перед самыми порогами крепость Кодак. Но в августе 1635 года предводитель самовольных казаков Сулима разорил эту крепость, перебил гарнизон и стал призывать народ к восстанию. Ему не удалось предприятие. Подосланные Конецпольским реестровые казаки схватили Сулиму, еще не успевшего собрать большого ополчения. Ему отрубили голову в Варшаве См: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М. Мысль. 1997.

Вслед за тем объявлено строгое приказание самовольным казакам повиноваться своим панам, а чтобы привести эту меру в исполнение, расставили в Украине польские войска, которые начали делать народу всякие насилия. Это вынудило реестровых казаков в 1636 году обратиться с жалобою к королю; они избрали своими послами двух сотников: Ивана Барабаша и Зиновия-Богдана Хмельницкого Зиновий-Богдан был сын казацкого сотника Михаила Хмельницкого. В юности он учился в Ярославле (галицком) у иезуитов и получил по своему времени хорошее образование. Отец его был убит в Цоцорской битве несчастной для поляков, где пал их гетман Жолкевский. Зиновий, участвовавший в битве вместе с отцом, был взят турками в плен; он пробыл два года в Константинополе, научился там турецкому языку и восточным обычаям, что ему впоследствии пригодилось. После примирения Польши с Турцией, Зиновий возвратился в отечество, служил в казацкой службе и получил чин сотника..

Для рассмотрения казацких жалоб назначен был воевода Адам Кисель, православный пан. Он начал хитрить с казаками, стараясь успокоить реестровых обещаниями денег, а главное добиваясь исключения из реестра лишних казаков и возвращения их под власть своих панов. Старшим над реестровыми казаками был тогда Василий Томиленко, нерешительный, но тем не менее преданный казацкому делу. В то время, новый предводитель самовольных казаков Павлюк ворвался из Сичи в Украину с 200 человек, захватил в Черкассах всю казацкую артиллерию и ушел обратно в Сичу, а оттуда призвал к реестровым казакам соединиться с "выписчиками" и дружно защищаться против поляков. Томиленко колебался, а Кисель, подобрал кружок реестровых казаков и составил из них раду на реке Русаве.

Эта рада низложила Томиленка. и выбрала в гетманы полковника Савву Кононовича. Павлюк, узнавши о таком перевороте, послал своего полковника Карпа Скидана с отрядом в Переяславль, а сам стал с войском у Крылова. Скидан вошел ночью в Переяславль, схватил Кононовича и новопоставленных старшин и привез в Крылов. Казаки осудили их и расстреляли. Гетманом выбрали Павлюка, который призвал русский народ к восстанию. Все реестровые полки, один за другим перешли на сторону восстания. Конецпольский послал против казаков Потоцкого.

6 декабря 1637 года произошла битва у деревни Кумейки. Русские бились отчаянно, но были разбиты, ушли к Днепру в местечко Боровицы. Кисель, находившийся с Потоцким, уговорил казаков выдать Павлюка с товарищами, поручившись, что король радует им прощение. Реестровые казаки низложили Павлюка с гетманства, и привели к Потоцкому. Заключен был с польским военачальником договор: казаки обещали повиноваться польскому правительству. Договор этот был подписан Богданом Хмельницким, носившим звание генерального писаря. Павлюка, Томиленка привезли в Варшаву. Напрасно Кисель перед сеймом умолял даровать им жизнь, ссылаясь на свое поручительство. Его протеста не уважили. Казацким предводителям отрубили головы.

Поляки пришли к убеждению, что для укрощения страсти к мятежам, овладевшей русским народом, нужны самые строгие меры; за малейшую попытку к восстанию казнили самым варварским образом; "и мучительство фараоново - говорит малорусская летопись - ничего не значило против ляшского тиранства. Ляхи детей в котлах варили, женщинам выдавливали груди деревом и творили иные неисповедимые мучительства" Достоверность этих известий подтверждается и современными великорусскими известиями: "польские и литовские люди их христианскую веру нарушали и церкви их, людей, собирая в хоромы, поджигали, и пищальное зелье, засыпав им в пазуху, зажигают и сосцы у жен их резали"...

Потоцкий, тоже начал безжалостно казнить мятежников. Вся дорога от Днепра до Нежина уставлена была посаженными на кол хлопами. Но в то время, когда Потоцкий казнил сотнями мятежников и кричал: "Я из вас восковых сделаю!" - русские смело говорили ему: "Если ты, пан гетман, хочешь казнить виновных, то посади на кол разом всю правую и левую сторону Днепра".

III. Освободительная война украинского народа

В 1638 г. поляки подавили последнее народное восстание, и наступило "золотое десятилетие", как его прозвали шляхтичи. Казакам уже трудно было начать восстание. Сами реестровые казаки были почти обращены в холопов и работали панщину на своих начальников шляхецкого звания. Но это было затишье перед бурей.

В 1648 г. началось восстание. Его возглавил Богдан Михайлович Хмельницкий. У Хмельницкого были и личные счеты с поляками: польский шляхтич Чаплинский разграбил фамильный хутор Субботов и засек насмерть малолетнего сына будущего вождя освободительной войны. По некоторым известиям, кроме того, Чаплинский обвенчался по уставу римско-католической церкви со второю женою Хмельницкого, которую Хмельницкий взял после смерти первой своей супруги, Анны Сомко Матери сыновей Хмельницкого, Тимофея и Юрия, и дочерей: Стефаниды и Екатерины..

Отчаявшись бороться за свои права легальными средствами, Хмельницкий бежит в низовья Днепра. Здесь он организовал отряд казаков и, опираясь на него, изгнал поляков из Запорожской Сечи. Богдан сразу зарекомендовал себя опытным дипломатом: в сложившейся ситуации он нашел единственно правильное решение - заключил союз с крымским ханом, который дал ему в помощь орду перекопского мурзы Тугай-бея. Но Богдан, как оказалось, был не только талантливым дипломатом, но и полководцем История России от древнейших времен до 1861г. /Под ред Н. И. Павленко. М. Высш. Шк. 2001.

В мае 1648 г. в двух битвах (у урочища Желтые воды и у Корсуни) восставшие наголову разгромили армию гетмана Потоцкого. Летом 1648 г. восстание переросло в освободительную войну И этим же летом казацкая старшина обращается за помощью к Москве. Однако ни в этом, ни в следующем, ни даже в 1650 г. Россия не могла откликнуться на просьбу казачества. Причины тому были и объективные и субъективные. Сложной была обстановка в самой России и российское правительство боялось новой войны с Польшей; не было веры в силы восставших, убежденности в том, что это не обычное казацкое восстание, каких много было и прежде, а всенародная освободительная война..

Очередное поражение повстанческая армия нанесла поляком под Пилявцами и двинулась ко Львову. Взяв большую контрибуцию с этого города, народная армия двинулись к крепости Замостье и осадила ее. Отсюда открывалась дорога на Варшаву. Но из-за неблагоприятных природных условий и изменения политической ситуации осада была снята. Хмельницкого торжественно встречали в Киеве.

Летом 1649 г. произошла Зборовская битва, складывавшаяся благоприятно для восставших. Однако из-за измены крымского хана Хмельницкий был вынужден заключить так называемый Зборовскнй трактат. Прежде заключен был договор с ханом. По этому договору польский король обязался платить крымскому хану 90.000 злотых ежегодно, и сверх того дать 200.000 злотых единовременно. Татары называли это данью; поляки оскорблялись и говорили, что это "не дань, а подарок". Татары отвечали: "Все равно, как не называйте, данью или даром, лишь бы деньги были". Затем был заключен договор с казаками. Войска казацкого положено быть 40.000, с правом записывать их из королевских и шляхетских имений на пространстве, занимаемом киевским, брацславским и черниговским воеводствами (нынешними губерниями: Киевской, Полтавской, Черниговской и частью Подольской). В черте, где будут жить казаки, не позволяется квартировать коронному войску и проживать иудеям; все должности и чины в означенных воеводствах будут даваться только православным: иезуитам не дозволяется жить в Киеве и других местах, где будут русские школы; киевский митрополит будет заседать на сенате; а относительно уничтожения унии, как в королевстве польском так и в великом княжестве литовском, будет сделано сеймовое постановление. Обещана всем полная амнистия за все прошлое.

Но когда по силе Зборовского договора, митрополит Сильвестр Косов явился в Варшаву занять свое почетное место в сенате. Но римско-католические духовные подняли ропот и объявили, что они сами оставят сенат, если рядом с ними будет допущен схизматик, враг апостольской столицы. Митрополит должен был удалиться.

Еще менее возможно было уничтожение унии. Король 12 января дал грамоту, утверждающую права православной церкви и неприкосновенность церковных и монастырских имений; ведомству киевского митрополита возвращались епархии: луцкая, холмская и витебская, соединенная со мстиславскою. Дозволялось возобновлять православные церкви, представлялись надзору русского духовенства школы, типографии и цензура духовных книг. Эта грамота короля Яна-Казимира мало могла иметь силы, как и те, которыми наделял православную церковь король Владислав. Пока существовала уния, православная церковь не могла быть свободною.

Все остальное народонаселение, под именем "поспольства", должно было поступать снова под власть панов. В этом была вопиющая несправедливость. Все народонаселение было призвано к борьбе за общую свободу; все равно участвовали в этой борьбе, а теперь оказалось, что они боролись и проливали кровь только для каких-нибудь сорока тысяч избранных, сами же должны были поступить в прежнюю неволю. По окончании реестрования, Хмельницкий дозволял владельцам возвращаться в свои имения и приказывал всем, не вошедшим в реестр, повиноваться господам под опасением смертной казни.

Вместе с этим и король издал универсал ко всем жителям Украины, в котором извещал, что в случае бунтов хлопов против владельцев, коронное войско вместе с запорожским будет укрощать их.

Как только об этом услышал народ, вспыхнуло всеобщее волнение. Владельцы, едва вступивши в свои владения, должны были снова бежать из них, а иным пришлось поплатиться жизнью. Богатые паны стали приезжать в свои имения с командами отыскивать зачинщиков прежнего мятежа и казнить их. Где только паны чувствовали силу, там поступали жестоко с непокорными хлопами: отрезали им уши, вырывали ноздри, выкалывали глаза и т. п. Хмельницкий по жалобе владельцев вешал, сажал на кол непослушных. Хлопы со своей стороны, где только было возможно жгли панские усадьбы, убивали и мучили владельцев.

Оказалось, что Хмельницкий не так-то благодетельно для народа устроил его дело, и что Зборовский договор, по своему содержанию, представлял решительную невозможность, как для русских, так и для поляков, соблюдать его: обе стороны должны были его нарушить.

Естественно такой мир не мог продержаться долго. Жители Южной Руси, не желая быть в порабощении у панов, во множестве бежали в московское государство на слободы Первый пример показали волынцы. Казаки возникшего было острожского полка, под предводительством Ивана Дзинковского, основали, с царского дозволения, на берегу реки Тихой Сосны, Острогожск и перенесли с собою все казацкое устройство. За ними - мало-руссы начали переселяться в огромном количестве в привольные южные степи московского государства с берегов Днестра, Буга и других мест. Они сжигали свои хаты и гумна, чтоб не доставались врагам, складывали на возы свои пожитки и отправлялись огромными ватагами искать новой Украины, где бы не было ни ляхов, ни жидов. Отряды польского войска заступали им дорогу; украинцы пробивались с ружьями и даже пушками на новое жительство.

Страницы: 1, 2, 3