скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Присоединение к Московскому государству Вятской земли скачать рефераты

Присоединение к Московскому государству Вятской земли

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Вятский государственный гуманитарный университет"

Факультет исторический

Кафедра история России

Контрольная работа

по истории России

на тему

"Присоединение к Московскому государству Вятской земли"

Работу выполнил студент 1 курса

заочной формы обучения

специальности 050401.65 История

Ревякин Олег Петрович

Киров 2008

Содержание

I. Первые русские поселенцы на Вятке. Первое упоминание о Вятке в летописи

II. Присоединение к Московскому государству Вятской земли

1. Вятская республика. Хлынов

2. Участие вятчан в борьбе русских с татарами

3. Участие вятчан в Феодальной войне 1432-1453гг

4. Промосковская и анти московская партии Хлынова. Первые попытки Москвы подчинить Вятку 1452г и 1456г

5. Поход князя Ивана Потринеева 1459г

6. Окончательное присоединение Вятки к Московскому государству

III. Заключение

IV. Список литературы

- Откуда вы, вятичи? - Издалека.

Когда-то большое и сильное племя.

Нас гнало тяжёлое смутное время.

В глуши повстречалась нам эта река.

- Несла она воды свои широко…

Неслышно и вольно в лесах потаённых

В огромных укромных чащобах зелёных

Жилось без опаски, дышалось легко.

- Какие вы, вятичи, были тогда?

Славяне от самых корней изначальных

Уже не осталось преданий печальных.

Всё чистая вятская смыла вода.

Мы избы рубили, пахали поля,

Здесь сказки родились, и песни, и дети.

Здесь шли мы по тяжким ступеням столетий.

И нашим трудом расцветала земля.

- Откуда мы? - Здесь поднимались из тьмы.

Над Вяткою пращуров наши могилы.

Из этой земли набираем мы силы.

Здешние мы.

М. Чебышева

I. Первые русские поселенцы на Вятке. Первое упоминание о Вятке в летописи

Русская колонизация Вятских земель началась в XI и продолжилась до начала XIII. Об этом свидетельствуют археологические источники, а также устные предания и записи средневековых книжников и летописцев. Письменные источники, XVII-XVIII веков, такие, как "Вятский временник", "Летописец старых лет", "Повесть о стране Вятской", "О вятчанах, как они поселились на Вятке" и др.

Начало проникновения на Вятку русских поселенцев датируется 1181г. В "Повести о стране Вятской" говорится, что вышедший из Великого Новгорода в 1174 году отряд уткуйников поднявшись по Каме и придя на Среднюю Вятку взяли Болвинский городок побив чудь и отяпов (предков современных удмуртов). Болвинский городок находился на месте современного села Нипутцына на правом берегу Вятки неподалёку, от впадения в неё реки Чепцы. На этом месте был заложен город Нипутцын. Так же там упоминается, что другой отряд уткуйников захватил марийский город Коктаров (ныне Котельнич). Позднее согласно данному источнику, а также летописи "О вятчанах как они поселились на Вятке", эти два отряда объединились в один и основали город Хлынов при впадении речки Хлыновицы в Вятку. Согласно официальным вятским документам, конца XVIII века, хранящемся, в Государственном архиве Кировской области, годом основания Хлынова считается 1199год.

Выше приведённые источники свидетельствуют о русских колонистах пришедших из Великого Новгорода, двигавшихся на Вятку по Северной Двине, Югу, Моломе. Кроме этого была другая волна колонизации из Владимиро-Суздальского княжества по Волге, Унте, Ветлуге и Моломе. Возможно эти отряды поселенцев действовали, как совместно, так и самостоятельно. Первоначально переселенцы основывали свои посёлки в виде небольших укрепленных городищ, походивших больше на пограничные заставы, нежели на города в современном экономическом и военно-административном смысле. По поводу первоначального названия главного Вятского города нужно сказать, что мнения учёных по этому поводу различны. Первоначально считалось на основании летописных данных, что город назывался Хлыновым, исходя из того, что в летописном тексте не встречается сочетания "город Вятка". А под Вяткой понималась вся Вятская земля. Но в советские времена было установлено, что первоначальное название города Вятка. Доказательством этому служит "Список всех русских городов дальних и ближних". В нём среди Залеских городов после Нижнего Новгорода и Курмыша на Суре стоит город Вятка. Данный документ по свидетельству академика М.Н. Тихомирова был составлен между 1387-1392 годом. Он является более ранним источником, чем "Повесть о стране Вятской". Датирован списков которой (10шт.) простирается в период с 1739г (описание Геодезии поручика Клетпина). 1824г. - Казанский список, напечатанный в Казанском Вестнике. Поэтому "Список всех русских городов…" более заслуживает доверия. Исходя, из этого можно сделать вывод, что первоначально город назывался Вяткой. По всей видимости ушкуйский набег упомянутый в "Повести о стране Вятской" под 1374 год был совершён на город Вятку, хотя не исключено, что пострадали и другие населённые пункты, расположенные на территории средней Вятки. (Истобенск)

Хлыновым, скорее всего назывался изначально Вятский кремль, расположенный на высоком левом берегу Вятки, на территории между оврагом Засора и Девичьим монастырём современного города Кирова.

II. Присоединение к Московскому государству Вятской земли

1. Вятская республика. Хлынов

Вятка к моменту первого упоминания о ней представляла собой довольно крупный средневековый город, поскольку отряд ушкуйников, пришедший с устья Ветлуги, основавший её насчитывал более тысячи человек. Вывод о численности ушкуйников можно сделать из того, что отряд, основавший город состоял из сорока уткуев, согласно летописи. Уткуи, это крупные речные суда, обычно насчитывали 12 пар загребных вёсел плюс одно рулевое, таким образом, экипаж одного уткуя состоял из 25 человек. Следуя из количества судов, на них находилось не менее 1000 человек. Поселенцы стали обзаводиться семьями, по всей вероятности, женясь на представительницах местных племён. Население постепенно увеличивалось - город разрастался. К тому же на Вятку в это время был приток из южных земель Руси, главным образом из Суздальско-Нижегородского княжества, которое подверглось в 1377-1378 годах опустошительным набегам татар. Спасаясь от татарского нашествия население юга, уходило на север, в том числе и на Вятку. Город представлял собой сомкнутую линию жилых домов, поставленных на не высоком земляном валу и обращённых глухими деревянными стенами на полевую сторону. Внутри этой стены находились остальные жилища и хоз. постройки. Рядом с городом и по течению реки Вятки, образовались погосты и починки русских поселенцев смешавшись, с местным населением марийцами и удмуртами. Хотя основная часть, аборигенов, под давлением русской колонизации уходила на юг и восток. Таким образом, во второй половине XIII- начале XIV века на территории Средней Вятки и её притоков Моломы и Чепцы было основано довольно много русских поселений среди них Котельнич (Коншаров), Орлов, Никулицын и собственно Вятка.

Основную массу населения Вятской земли составляли крестьяне (смерды), занимавшиеся земледелием. Основными выращиваемыми культурами стали озимая рожь, овёс, ячмень, пшеница, а так же лён и конопля, из овощей лук, репа, свёклу, морковь и др. Так же, вятчане занимались скотоводством, разводя лошадей, коров, овец, коз, свиней и домашнюю птицу. Для заготовки кормов использовались заливные луга, лесные поляны и расчищенные из-под леса пожни. Так же занимались охотой, рыболовством и ботничеством в качестве подсобных промыслов. Было развито домашнее ремесло, обработка дерева, кости, металла, кож, пушнины, шерсти, волокна и др. Изначально ремесло не было основным занятием отдельных лиц. Ремесленные изделия изготовлялись для собственных нужд и изготовлялись на заказ. Позднее оно стало приобретать товарный характер, и ремесленники стали сосредотачиваться в городе. Здесь они стали работать на заказ, производить на продажу, и это стало их основным занятием. В городе находился более надёжный сбыт ремесленных изделий, этому способствовало установление торговых связей с соседними племенами: марийцами, удмуртами, коми, хантами, волжскими болгарами и их потомками, чувашами, а так же с русскими землями и княжествами. В городе в связи с этим стали сосредотачиваться торговые люди. Вятка превратилась в торгово-ремесляный центр.

Вятская земля в связи со своей отдалённостью от центра русских земель пользовалась широкой самостоятельностью. Управление было выборным. Это была своего рода республика подобия Новгородской. Но имела и свои отличия во главе управ стояли земские воеводы, избиравшиеся из наиболее знатных и богатых бояр; далее шли Ватаманы и подвойские, избираемые из числа житьих людей и купцов. Воеводы и Ватаманы ведали военными и гражданскими делами, а подвойские выполняли судебно-полицейские функции.

В сельской местности делами ведали сотские и старосты. Церковное управление было в руках десятильника (старейшего священника) - своё название он получил, видимо от церковной десятины уплачиваемой населением в казну церкви.

Слово "Ватаман" имеет скандинавское происхождение и обозначает командира вооружённого отряда (дружины). Позднее оно преобразовалось в слово "Атаман". Возможно часть вятчан, не желая покоряться Москве, в период её агрессии пртив вольной Вятки откочевало на юг и влилось в состав казачьих станиц (вооружённых отрядов казаков) принеся это название на казачьи земли.

В исследуемый нами период Вятка являлась пограничной русской землёй. Какими позже становятся южные казачьи земли.

Население было воинственное склонное к разбою, что потверждается данными летописей об …. Походах Вятчан. Примеры которых будут приведены ниже. Так же в потверждение вольного нрава вятчан можно привести одну из версий о происхождении названия города "Хлынов". Согласно этой версии слово "хлын" в средневековой Руси употреблялось в значении "разбойник" и "бездельник". Так и новгородцы согласно "Повести о земле Вятской" называют вятчан беглецами и разорителями российских князей вотчин…и называют разбойниками… пишуше их самовольниками". Правда, делали это Велико Новгородцы, что бы угодить князьям российским.

Таким образом, можно предположить, что название города Хлынов было дано не самими горожанами, а жителями соседних земель и обозначает поселение вольных разбойных людей. В пользу этой версии так же говорят другие названия поселений имеющихся окрестностях Хлынова-Вятки, например, Разбойный Бор. Имеются так же и другие объяснения на этот счёт, например, одна из легенд говорит, что первоначально поселенцы хотели ставить городок выше по течению современного города. На высокой горе называемой Кикиморской, близ устья речки, впадающей в Вятку - Хлыновицы, названной так, якобы потому что, когда там остановились ушкуйники, над речкой летела птица и кричала: "Хлы! Хлы!". Приготовили для этого брёвна, но неожиданно в одну из ночей вода в Вятке прибыла и перенесла строй материалы на отмель рядом с тем местом, где в последствии кремль. По названию речки и был назван город. Но по нашему мнению наиболее заслуживает, что название город получил от названия своих жителей - Хлынов. Так, как первые переселенцы были из паспокариев, но не нашедших себе применения на родине и двинувшихся на покорение новых земель. Такие люди не возможны без удалого, авантюрного и разгульного нрава, каковыми и наши предки ушкуйники.

2. Участие вятчан в борьбе русских с татарами

На Вятке, не было постоянного войска, в случае военной опасности собиралось ополчение из всех способных носить оружие. А для военного промысла в соседние земли снаряжались дружины ушкуйников, которые были достаточно маневренными и боеэфективными боевыми единицами. Во главе ушкуйников, стояли выборные Ва…… этими дружинами, было совершено ряд набегов на враждебные земли.

В ответ на разорение Вятки царевичем Бектутом в 1391г. Вятчане в составе совместного с Новгородцами и устюжанами похода, взяли татарские города Жукотин и Казань "И вышедши на Волгу пограбита гостей всех и возвратимся" (Софийская летопись I, Типографская летопись, Рязанская летопись). Хотя не в одной летописи прямо не упоминается об участии в походе Вятчан, но исходя из того, что рать "…. . ….и ушкуях рекою Вяткой на низ…" можно заключить, что вятчане принимали в том походе непосредственное участие. С этого, по видимому, и началось участие вятчан в борьбе русского народа против татар. А то, что именно татар можно заключить из того, что в то время гостями, т.е. купцами на Волге были татары, болгары, армяне. А так, как были взяты Казань и татарский городок на Каме Жукотин, делаем вывод, что ушкуйный набег был направлен против татар в ответ на поход Бектута.

1467 г. "Вятчане в составе 120 человек ходили вогдличей совместно с Пермяками и захватили в плен выгульского князя Ясыну, которого привели на Вятку".

1436 г. Вятчане взяли устюжанский город Гладень (Тип. лет.)

1471 г. Известный поход Кости Юрьева на Сарай "…Взяли Сарай и погону бесчисленное множество и княгинь Сарайских" (Арх. лет.). "…Татар всех из сеногна, а сущее всё разграбили) (Соф. II).

Согласно легенде красиво, описанной Вятским краеведом Валерием Пономарёвым в книге "Тайна Вздерихина оврага, ушкуйники в этом походе применили военную хитрость. Они прикинулись купцами и были пущены в город. При этом они были вооружены засапожными ножами и боевыми топорами плевцами, спрятанными под одеждой. Татары оружия не видели и пустили их в город. Ночью вятчане подвергли город разрушению, освободили русских пленников, и ушли на своих судах, вверх по Волге. Операция удалась ещё и потому, что основные силы татар кочевали в одном пути от Сарая. Татары пытались перехватить ушкуйников, перегородив реку под Казанью в устье Камы, своими судами, но те успешно прорвались сквозь заслоны, используя речные протоки, и благополучно вернулись на Вятку. Благодаря этому походу сорвался поход хана Ахмата на Москву. Вятские оказали неоценимую услугу Великому князю Ивану III, занятому войной с Новгородом Великим. Приведённые летописные эпизоды говорят о высоком боевом опыте вятчан.

Профессор Эмаусский А.В. утверждает, что поход Кости Юрьева на Сарай был совершён с подачи великого князя Московского с целью отвлечь татар от похода на Москву, в то время, как Иван III совершал поход на Великий Новгород. В основе его войска по утверждению Эмеусского находились основные силы вятского войска. У Кости Юрского был лишь небольшой отряд отборных бойцов.

1476г. Царь Иброгим пришёл на Вятку "многоть под градом и татар побили Вятчане" (Русский временник). Как, видим вятчане успешно отразили нападение татар Ибрагима в 1476г. и совместно с устюжанами вышли на Каму "… и бесчисленно …. ,а иных пленили" (Русский временник).

"И множество их (татар) попленима, а вятские и устюжанские стран жителие также множество пленима козанских пределов татарские роды" (Рязанские летописи). Далее в 1476г. Ибрагим предпринимает ещё одну попытку пойти через Вятку на Устюг "… в мясопуст великий (великий пост) села и волости повоевал, а града не взял ни единого". Этот поход был предпринят Ибрагимом вследствие ложной вести, что московский князь был разбит Новгородцами. Когда он узнал, что Московский князь победил, то убежал в Казань. Вслед за ним по сообщению Софийской и Типографской летописей Великий князь

Иван III послал рать вятчан и устюжан под предводительством Василья Образца да Бориса Слепца на Казань. Вятчане с устюжанами вновь разбили татар на Каме и подступили к Казани. Ибрагим пошёл на мир с русскими "И послал царь казанский с челобитьем к великому князю, князь же великий пожаловал его" (Соф II).

Следует сказать, что вятские не смотря на договор с Ибрагимом о нейтралитете. В 1479 г. всё же пошли на него в качестве союзников Москвы, но с условием "коли пойдут под Казань братья князя, пойдём и мы". Они пошли воевать на стороне москалей лишь, когда убедились, что князь Московский действительно решил серьёзно разобраться с казанцами, а не просто подставить под удар вятчан. Это говорит о благоразумии Вятского правительства и о независимости Вятки. Хотя Вятская республика и обладала достаточной силой она всё таки не в состоянии была бороться одновременно с более сильными противниками татарами и москалями одновременно, поэтому вятчане выступили данной борьбе на стороне одной из противоборствующих сторон в качестве союзников, но полностью под власть Москвы не пошли. Сохраняя независимость, они передали часть своего войска в оперативное подчинение Московскому князю, и оказали неоценимую услугу Москве в борьбе с татарским игом.

Страницы: 1, 2