скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Правление Гитлера скачать рефераты

p align="left">2.2 Почему стал возможен Гитлер

Чем объяснить такое стремительное развитие политической карьеры Гитлера? У него не было ни политического опыта, замечает Кершоу, ни достойной упоминания позиции, ни доступа в коридоры власти. Однако, оставшиеся годы жизни он привлекал всеобщее внимание далеко не как агитатор в пивных; восстановив свою репутацию после провала печально известного "пивного путча", он добился огромного успеха в пропаганде, а после освобождения из заключения смог воссоздать раздробленную партию; в период депрессии стал лидером огромной политической армии, серьезным претендентом на высшие должности в германском государстве; в поразительно короткое время создал диктаторский контроль над сложным, высокоразвитым и продуманным аппаратом правительства; возглавил процесс экономического и военного восстановления страны, оставив позади и друзей и врагов; смог исправить положение, сложившееся в послевоенной европейской и мировой дипломатии; стал предметом восхищения и объектом для беспримерной лести со стороны большей части своего народа, а для остальных - еще большего отвращения. Он привел Германию, Европу и вообще весь мир к беспрецедентно разрушительной войне; четыре года держал в своей власти большую часть континента, спровоцировал самый ужасный геноцид из всех, которые были известны человечеству; довел свою страну до полного военного разгрома и оккупации; и, в конце концов, окруженный со всех сторон врагами, покончил с собой, оставив свою землю в руинах.

Как подобная фигура даже несколько коротких лет смогла овладеть судьбами одной из наиболее промышленно и культурно развитых наций в мире, каким образом Гитлер смог, пусть ненадолго, стать самым могущественным человеком в Европе? Его социальное происхождение, образование, "прошлое" -- все говорило против него. Он даже не был гражданином Германии до 1932 года. Он был родом не из тех семей, из которых обычно происходили лидеры Германии. Он не принадлежал к силовой элите. Он был посторонним. Долгое время казалось, что у него нет ничего кроме укоренившихся идеологических фобий и необычного таланта демагога, приправленного вычурными личными манерами пробуждать в массах низменные инстинкты. Однако всего через пятнадцать лет после своего выхода из неизвестности он смог вытеснить фельдмаршала Гинденбурга - столпа старого порядка, а через двадцать лет с начала "политической карьеры" бывший младший капрал рассылал германским генералам - аристократам - приказы, приведшие к возгоранию европейского пожара и ко второй мировой войне.

Вопрос "почему стал возможен Гитлер?" занимал в свое время противников нацизма и до сих пор не решен современными историками. Один вариант ответа на вопрос: марксистско-ленинская версия, что роль личности в истории не значительна, и какой бы властью не обладал Гитлер, это была не более чем власть самых реакционных империалистических групп германского финансового капитала. Эти группы правых "привели" Гитлера на вершину, вымостив дорогу как глашатаю своих идей, разрушающему мощь организованного рабочего движения, создающему условия для выхода капитализма из кризиса и обеспечения гегемонии германского капитализма в Европе, а может быть, и во всем мире. Установив власть Гитлера как диктатора, они продолжали контролировать рамки его действий, а значит личная власть Гитлера была химерой.

Другой вариант: исключительная роль личности. Альберт Шпеер говорил о Гитлере как о "демонической фигуре", "необъяснимом историческом феномене, которые изредка появляются среди человечества", чья "личность определяла судьбу наций.

Кершоу считает, что личная власть Гитлера была реальностью в результате терпимости и соглашательства, уступок и сдачи позиций, подготовленных другими. Ключ к пониманию постепенного расширения влияния Гитлера Кершоу видит в концепции "харизматической власти" Макса Вебера. Эта концепция использует понятие "харизма" в особом значении, например, по отношению к демократическим политикам с шокирующими и притягивающими чертами характера.

Еще один взгляд на вопрос "Почему стал возможен Гитлер? - это книга Б.Соколова "Адольф Гитлер. Жизнь под свастикой". На историческом материале Б.Соколов провел свои исследования биографии и политической карьеры Гитлера и считает, что напрасно многие историки и публицисты до сих пор показывают нам "бесноватого фюрера", человека вздорного, как минимум, психически неуравновешенного, а как максимум - умственно неполноценного, страдающего манией величия, неспособного к принятию разумных решений, посредственного полководца, скверного администратора, и вообще - человека, неспособного к критической оценке действительности. Остается только удивляться, замечает Соколов, как Гитлер руководил партией, которая в момент его прихода насчитывала с полдюжины активных членов, а через 14 лет смогла получить большинство голосов на вполне свободных демократических выборах и законным путем прийти к власти в Германии. А возглавляемый фюрером вермахт на пике своих успехов завоевал почти всю Европу и контролировал территорию от мыса Нордкап до Эль-Аламейна и от Пиренеев до Волги. Вряд ли такое было под силу психопату и бездарю. Б.Соколов говорит, что пришла пора попытаться спокойно, без гнева и пристрастия, взглянуть на личность и судьбу Адольфа Гитлера и при этом попытаться понять причины и следствия его поступков, когда произошел перелом и как из симпатичного, в общем-то, молодого человека, любящего сына и брата, подававшего надежды художника и архитектора, храброго солдата Первой мировой войны, возник фюрер. "Мне бы хотелось дать максимально объективный портрет Адольфа Гитлера, не оправдывая и скрывая его злодеяний, но и не приписывая фюреру тех пороков и преступлений, которых он не совершал. Настало время беспристрастно изобразить как политическую, так и частную жизнь фюрера, ибо одна была неотделима от другой", -- пишет Б.Соколов. По его мнению, парадокс заключался именно в том, что Гитлер, с одной стороны, был нормальным простым человеком, а с другой - выдающейся личностью. Своими манерами и привычками он походил на рядового германского обывателя и хорошо знал его нужды и чаяния. Эти обстоятельства и помогли ему завоевать симпатии германского народа. И в то же время Гитлер обладал незаурядными волевыми качествами и даром убеждения, чтобы увлечь миллионы людей в авантюру, с самого начала показавшуюся безнадежной, и подчинить своей воле как политиков, так и военных, заставив их продолжать до конца уже проигранную войну. Аналитические способности, талант стратега и готовность использовать любые средства, не считаясь ни с какими моральными ограничениями, помогли Гитлеру в первые годы развязанной им Второй мировой войны достичь небывалых успехов, уничтожив при этом десятки миллионов людей. Его фанатичная вера в великую миссию германского народа привела к тому, что он воодушевил этот народ на подвиги во имя неправого дела, которое обернулось крупнейшей катастрофой в истории. Нередко Гитлеру, продолжает Соколов, приписывают экстрасенсорные способности, способности оказывать гипнотическое воздействие, как на собеседников, так и на толпу, обладание своеобразной биологической энергией, довлеющей над энергией окружающих. Соколов допускает, что Гитлер обладал какими-то гипнотическими способностями. Не случайно же на многих женщин, замечает автор, слушавших речи фюрера и видевших его воочию, он действовал как мощный генератор эротических ощущений. Очень часто Гитлера представляют человеком глубоко иррациональным, мистически настроенным и осуществлявшим свои планы под влиянием потусторонних сил. Соколов считает, что почти все действия Гитлера были вполне осознанны, рациональны и направлены на достижение конкретных целей. Сначала его целью был приход к власти в Германии и превращение этой власти в диктатуру, затем - война для достижения мирового господства. Последняя цель - мировое господство, сама по себе была в принципе недостижима и потому иррациональна. Иррациональная цель, для достижения которой использовались рациональные средства, порождала представления о Гитлере как о человеке непредсказуемом, чьи действия необъяснимы с точки зрения здравомыслящего человека. Нельзя утверждать, что мистика вовсе чужда натуре Гитлера. Известен его интерес к астрологии и та роль, которую на ранних стадиях национал-социалистского движения сыграло общество Туле, официально ставившее своей целью изучение древнегерманской литературы и культуры, а фактически возрождающее древнегерманские языческие культы. Общество Туле отстаивало концепцию превосходства германской расы, которая стала основой доктрины Гитлера и национал-социализма в целом, и насытило это движение символами типа свастики и ворона. Однако, было бы ошибкой придавать мистическим настроениям Гитлера основное значение, объясняя его действия как политика и стратега. Цель - создание Тысячелетнего Рейха германской расы - была утопией, но средства для ее достижения применялись вполне реальные и бесчеловечные.

2.3 Идеология Гитлера - идеология нацизма

Государство Гитлера после 1933 года было идеологическим. Идеология была тем цементом, который скреплял и НСДАП, нацистскую партию, и вообще всех сторонников Гитлера - сперва их были тысячи, потом миллионы. Надо признать, что это была могучая идеология, и при этом в основе своей простая. Если на время отбросить многочисленные псевдофилософские "украшения" этой идеологии, то Гитлер предложил немцам, страдавшим от тысячи бед после проигранной войны, одного универсального испытанного виновника, врага в сатанинском обличье - еврея. Все, что не нравилось Гитлеру и другим, приобретало эпитет "еврейский". "Еврейский коммунизм", "еврейская плутократия", "еврейский капитал", "еврейские политики", "еврейские эксплуататоры", "еврейская демократия", "еврейская печать", "еврейское искусство". Ну, а, допустим, если коммунистом был немец? А политиком, вызвавшем ненависть Гитлера, -- американец? Как поступить в этом случае? Проще простого. Гитлер говорил, что за спиной коммуниста-немца стоят евреи. А, скажем, неугодный ему Рузвельт - не американец вовсе, а тайный еврей. Его истинная фамилия не Рузвельт, а Розенфельд. Не Гитлер "изобрел" антисемитизм. Не Гитлер насадил его в Германии. И он был далеко не последний, кто пользовался им в своих целях. "Заслуга" Гитлера заключалась в том, что он превратил "бытовой" антисемитизм, имевший глубокие корни еще со времен средневековья, в идеологическую и политическую категорию. А потом в государственную доктрину. Вот до этого еще никто не додумался. В 1902 году в Германии евреев было 1,15% всего населения. Неужели 1,15% могут уж так напакостить многомиллионному народу? Простой человек будет взывать в логике, разуму. А Гитлер взывал не к разуму, даже не к чувствам народа, а к его атавистическим инстинктам.

Нацистская идеология была чисто конъюнктурной, она менялась в зависимости от тех задач, которые ставили себе гитлеровцы. В 20-х годах тематика нацистской пропаганды затрагивала чувствительные струны армейских кругов. Ее тезисы: ликвидация парламентарной системы, концентрация власти в руках мощного государства, управляемого всевластным вождем, периодически проводящем опросы общественного мнения путем референдумов. Конституция не нужна, поскольку она ставит рамки, мешающие развитию. Государство не будет терпеть противников режима, которые всегда играют на руку врагу. Оно должно раздавить их. Никакой оппозиционной прессы, никаких оппозиционных партий, подрывающих основы власти; все должно быть подчинено "государственным интересам". Вся хитрость заключалась при этом в отождествлении правящей партии с родиной и государством. Для защиты родины (то есть партии) все средства хороши. Отдельная человеческая личность со своими интересами в расчет не принимается, поскольку она существует лишь как часть коллектива, для которого она должна жертвовать всем. Отсюда возникает необходимость в непререкаемой дисциплине, в тотальном подчинении воле руководителя, и" естественно, следует не спускать глаз с интеллигенции и беспощадно уничтожать тех, кто становится "опасным для страны", иначе говоря, противостоит режиму. Эти основные принципы дополнялись набором расистских аргументов: ценность чистоты крови - крови нордической расы, превосходство германской расы, "расы господ", которая призвана заставить "недочеловеков" из низших, выродившихся рас жить по предложенным ею законам; проповедовалась вредоносность понятий жалости, человеколюбия, которые не укладываются в "нормальный порядок вещей". Гитлер писал по этому поводу: "Со спокойной совестью мы можем встать на грань бесчеловечности, если мы при этом обеспечим счастье немецкого народа".

Нацистская идеология сперва была сформулирована Гитлером в "Майн кампф", а потом в значительно расширенном и систематизированном виде Розенбергом, главным идеологом НСДАП, в "Мифе ХХ века". В первую очередь, я остановлюсь на "Майн кампф" Гитлера. Книга была написана в период пребывания Гитлера в тюремной крепости Ландсберг-на-Лехе, осужденного за государственную измену после провала "пивного путча". Комфортабельное пребывание Гитлера в крепости не имело ничего общего с тем, что обычно подразумевают под тюремным заключением. В качестве "камеры" ему предоставили со вкусом обставленные и устланные коврами апартаменты, где он поочередно принимал "для доклада" своих подручных. Крепость превратилась для Гитлера в подобие клуба, в место инструктажа своих сообщников. Там регулярно устраивались "товарищеские вечера", на которых нацистский главарь в присутствии молчаливых надзирателей распространялся, как, став главой правительства, он истребит всех "ноябрьских преступников" и евреев. Со своими приближенными он обсуждал тактические вопросы восстановления запрещенной партии и отрядов своих громил, развертывания нацистской пропаганды, применения новых методов запугивания и насилия. Обсуждая свои будущие действия, содержавшиеся в роскошных условиях ландсбергские "узники" пришли к мысли, что нацистское движение нуждается в некоем программном опусе, который должен послужить своеобразной библией германского фашизма. В соответствии с доктриной всемогущего фюрера автором ее мог быть только сам Гитлер. Он и продиктовал большинство разделов книги, которая получила саморекламное название "Майн кампф" ("Моя борьба"). Так возникло это пропитанное фанатичной одержимостью, расистской и шовинистской псевдонаучностью и духом реакционного мессианства "творение", подобное бесконечно повторявшимся гитлеровским речам. В расплывчатой компоновке "Майн кампф" взаимосвязаны три комплекса вопросов. Во-первых, это жизнеописание Гитлера, которое подано как восхождение ощущающего себя мессией простого человека к осознанию каких-то "вечных ценностей". Во-вторых, это распространявшийся фашистами в качестве нового "мировоззрения" конгломерат бредовых идей о движущих силах истории и их проявлениях в прошлом, настоящем и будущем германского народа. И, в-третьих, это изложение пропагандистской стратегии НСДАП. В качестве главного принципа права и морали в "Майн кампф" провозглашалось: "Чья сила, тот и властелин". Но кому же быть сильнейшим и властвовать - это кучка незадачливых путчистов, сидевших в тюрьме, решала сама. Их повторявшиеся в бесчисленных вариантах высказывания, лишенные какой бы то ни было доказательности и логики, но зато нагло претендовавшие на непогрешимость, увенчивались утверждением: есть лишь одна избранная раса - светлокожая "арийская", внутри нее первое место занимают немцы; однако большинство и этого народа, как и всех других, "глупо и трусливо". А посему воплощением "расы господ" служит только элитное меньшинство "осознавших свое расовое превосходство немцев" во главе с фюрером. Задача этих "господ" -- вновь продолжить с превосходящей все былое жестокостью завоевательную политику прежних германских властителей и привести немецкий народ к "возрождению его могущества" и главенству над другими народами. На основании псевдоисторических ретроспекций детально разъяснялось, каким образом фашисты, придя к власти, намерены осуществить на практике эти враждебные человечеству принципы. Зачинщиков любого сопротивления "власти господ" и политики войны, в первую очередь марксистов, следует уничтожить "до последнего". Народ захваченных стран надлежит (поскольку это в интересах германской элиты) либо безжалостно истребить, либо насильно поработить. Свой собственный народ нацисты хотели полностью отстранить от руководства политической, общественной и хозяйственной жизнью, то есть лишить всяких прав. Его культурный уровень они намеривались низвести до крайнего предела, женщин превратить в машины для деторождения и производства солдат.

После освобождения из тюрьмы Ландсберг Гитлер в ноябре-декабре 1926 года сочинил второй том "Майн кампф". Этот том не содержал ни одной новой мысли, а повторял сказанное в первом. Стиль его, рассчитанный на всемогущих капитанов хозяйства, с еще большей отчетливостью свидетельствовал о прокапиталистической коренной ориентации нацистов. Гитлер давал им понять, что только определенные условия вынудили его прибегнуть к антикапиталистической демагогии; сам же он никогда и не помышлял выполнять данные массам обещания. Дабы устранить возможные опасения крупных предпринимателей, Гитлер целую главу второго тома посвятил изложению собственных взглядов на роль в фашистском государстве профсоюзов, которым он категорически отказывал в каком-либо вмешательстве в руководство и управление производством. "В национал-социалистском государстве никаких забастовок больше не будет", -- заверил он воротилам монополистического капитала. Во втором томе "Майн кампф" нацистский главарь гораздо определеннее высказался и по вопросам вооружения Германии, а также внешней политики. Необходимость покончить с парламентаризмом Гитлер недвусмысленно обосновал тем, что полное подчинение прочих интересов народного сообщества единственной задаче - подготовке будущего вооруженного похода в целью обеспечения безопасности государства может быть осуществлено только путем диктатуры. Несмотря на многие выраженные в "Майн кампф" несуразицы и нелепости, несмотря на свое местами явное мракобесие, эта книга достигла цели, потому что отражала предрассудки и чаяния тех немцев, которые полагали, будто их предали в ноябре 1918 года, и тех чьи немудреные сбережения были сметены и обращены в пыль бешенной инфляцией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6