Последние годы существования СССР
Последние годы существования СССР
1 План |
Введение | 2 | | 1. | Реформа политической системы | 4 | | 2. | Изменение отношения к религии | 5 | | 3. | Создание политических партий и движений | 5 | | 4. | Экономическая реформа | 6 | | 5. | Антикризисные программы | 7 | | 6. | Новые внешнеполитические принципы | 8 | | 7. | СССР и страны Восточной Европы | 9 | | 8. | СССР и страны мира | 10 | | 9. | Обострение межнациональных конфликтов | 11 | | 10. | «Парад суверенитетов» | 13 | | 11. | Финал политического кризиса | 14 | | 12. | Анализ причин распада СССР | 16 | | Заключение | 20 | | Список литературы | 21 | | |
Введение В середине 80-х годов к вла-сти в стране пришла группа молодых энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю. В. Андроповым. В марте 1985 г. Гене-ральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Совет Минист-ров СССР возглавил Н. И. Рыжков. М. С. Горбачев и поддерживав-шие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления общества» его инициатор М. С. Горбачев видел в соединении социализма и де-мократии, в установлении «лучшего социализма». В состав Политбю-ро ЦК партии были включены новые члены--лица, разделявшие идеи Генерального секретаря (Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б. Н. Ельцин и А. Н. Яковлев. Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме шла речь о необходимости качест-венного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни. Были намечены направления развития на-родного хозяйства и социальной сферы. Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения связы-вался с более активным использованием достижений науки и техни-ки, децентрализацией управления народным хозяйством, расширени-ем прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось ма-шиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добить-ся технической реконструкции всего народнохозяйственного комплек-са. На основе реформированной экономики намечалось решить важ-нейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продоволь-ственный. Перемены в общественно-политической сфере начались с прове-дения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку «перестройки». Широкое обсуждение нового правительст-венного курса проходило на массовых митингах граждан. На страни-цах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии «обновления» разъяс-нял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных горо-дов М. С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса име-лись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были заменены предсе-датель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компар-тий большинства союзных республик и т. д. XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи со-вершенствования социалистического общества. 1. Реформа политической системы В 1985--1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государст-венных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения до-кументов репрессированных в 30-е--начале 50-х годов граждан. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по про-цессам 30-х годов. В числе реабилитированных находились Н. И. Бу-харин и А. И. Рыков, группа профессоров-экономистов (А. В. Чая-нов и др.). Демократизации общественно-политической жизни способствова-ло введение альтернативных выборов партийных секретарей в пар-тийных организациях. В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры госу-дарственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников «перестройки» по вопросу о за-дачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества. Конфе-ренция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обя-занностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур об-щества. Учреждался новый орган власти -- Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, кото-рый превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках. Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стра-не президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на Ш Съезде народных депутатов был избран М. С. Горбачев). В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изме-нении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депу-татов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоя-лись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их чис-ле -- Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев, Ю. Д. Черниченко. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М. С. Горбачев. 2. Изменение отношения к религии В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Состоялось несколько встреч М. С. Горбачева с патри-архом РПЦ Пименом и представителями других религиозных кон-фессий. В 1988 г. прошли юбилейные торжества в связи с 1000-ле-тием крещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные об-щины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы. Верующим возвращали отобранные у них ранее культовые зда-ния. Органы власти дали разрешение на строительство новых хра-мов. Деятели церкви получили возможность наряду со всеми гражда-нами участвовать в общественной жизни. Нескольких видных цер-ковных иерархов избрали депутатами в Верховный Совет страны. Было разработано и утверждено новое законодательство о куль-тах. Его появлению предшествовала дискуссия на страницах перио-дической печати по вопросу о том, как должны строиться государст-венно-церковные отношения. Новый закон «О свободе совести» за-крепил курс на либерализацию отношения государства к религии. 3. Создание политических партий и движений В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали много-численные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стиму-лом возникновения новых партий и движений. Видное место среди них занимали организации демократической ориентации--Крестьян-ская, Аграрная, Народная партии России, Республиканская партия Рос-сийской Федерации, Демократическая партия России и др. В своих программах они выступали за демократическое государство, за прове-дение экономических и политических реформ. Многие партии призна-вали необходимость создания смешанной экономики, но расходились в выборе путей для ее формирования. Руководители большинства но-вых организаций полагали необходимым для выхода из кризиса осу-ществить требуемые реорганизации сверху. Раскол в рядах КПСС привел к возникновению нескольких пар-тий социалистической (коммунистической) ориентации. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия ком-мунистов (РПК). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). На начальном этапе деятельности все они видели свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологии (с учетом происшедших в стране перемен), а также в усилении роли государства в экономической жизни. Начали действовать партии социал-демократического направле-ния. За возрождение национального самосознания и сильного госу-дарства--но в разных формах--выступали партии и движения на-ционально-патриотической ориентации (Республиканская народная партия России и др.). Время существования многих партий оказалось кратким, они рас-падались, сливались с другими организациями. Возникали новые по-литические группы и блоки, и все они активно участвовали в обще-ственной жизни СССР. В центре политической борьбы за власть на рубеже 80--90-х годов оказались партии коммунистической и либе-ральной ориентации. К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М. С. Горбачева. В значитель-ной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР. Группа политических радикалов выступила с требованием углубления политической реформы, активного проведения в жизнь идей частной собственности и многопартийности. 4. Экономическая реформа Первые годы «перестройки» мало за-тронули существующую экономическую систему. В 1987 г. была принята программа экономической реформы. Главная ее направленность заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управле-ния производством. Но существа административно-командной систе-мы реформа не затрагивала. Принимались законодательные акты с целью совершенствования управления экономикой. Упразднялись не-которые министерства и ведомства, расширялась самостоятельность предприятий. Несмотря на все принятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству пока-зателей. Более того, усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти. В конце 80-х годов большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития. В качестве ее составных частей рекомендовались: сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством, обновление отно-шений собственности и становление рынка. О целесообразности разви-тия рыночной экономики, конкуренции и предпринимательства гово-рилось в решениях ХХУШ съезда КПСС (июль 1990 г.). На пути к рыночной экономике. На рубеже 80--90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предпри-ятии, 1987 г.). На центральные планирующие организации возлага-лись обязанности по определению контрольных цифр хозяйственного развития и размеров государственного заказа. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения. Был принят Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР». Он должен был содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства. На это были направле-ны и реорганизация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков. Расширилось привлечение в экономику ино-странных инвестиций, создавались совместные с зарубежными фир-мами предприятия. Произошли изменения в организации сельскохозяйственного про-изводства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств, в которых производилось около 1% всей сельскохозяйст-венной продукции. Негосударственный сектор -- в коллективах и ча-стных формах--получал все более широкое распространение в эко-номике. Экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве. В 1989--1990 гг. резко сократились темпы роста произ-водства промышленной продукции (см. табл. 1). Таблица 1 Увеличивались размеры дефицита госбюджета, росла безработица. В начале 1990 г. численность безработных в стране составляла (по официальным данным) 6 млн. человек [1, 131]. 5. Антикризисные программы Летом 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Вслед за тем несколько групп видных эконо-мистов и хозяйственников разработали проекты программ, получив-ших название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной из них--«Программа 500 дней»--была группа экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. Программа преду-сматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию. Намечались снятие государственного кон-троля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Програм-ма, по мнению ее составителей, позволила бы в течение 500 дней вывести страну из экономического кризиса. Однако для реализации был выбран более умеренный план, разработка которого велась под руководством директора Института экономики АН СССР Л. И. Абалкина. Участие в работе над программой принимал глава прави-тельства Н. И. Рыжков. Программа Н. И. Рыжкова--Л. И. Абалкина предполагала сохранение на более длительный срок государственного сектора в экономике, а также контроль со стороны государства над складывающимся частным сектором. Политика реформирования экономики имела значительные соци-ально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста. В конце 80-х го-дов волна забастовок охватила шахты Кузбасса, а затем Донецкого угольного бассейна. Только в Донбассе в борьбу за свои права всту-пили свыше 300 тыс. шахтеров.
Страницы: 1, 2
|