скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Поляки на Енисее скачать рефераты

p align="left">Главное в службе ксендзов - работа с паствой и они многое сделали для противодействия ассимиляцииАссимиляция (этногр.) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. .

2.3 Проблемы ассимиляции

Перед поляками-поселенцами (переселенцами) остро стоял вопрос о браке, тесно связанный с религиозной проблемой. Достаточно распространенными были и "разноверные" русско-польские браки.

После 1883 г. полякам было разрешено вернуться на родину, но многие из них остались в Сибири, так как у них уже были семьи.

В 1897 году в крае насчитывалось 5941 человек, родной язык которых был польский, что составляло один процент населения региона. Уже тогда удельный вес горожан (14 %) у поляков был выше, чем в среднем по губернии (11 %). Еще одна отличительная черта -- превалирование мужской части населения (74 %), следствием чего стало большое число браков с русскими женщинамиГАКК Фонд 312 опись 1 дело 66 - 1896 г. Браки: стр. 66: жених - православный, невеста - римско-католического вероисповедания. Стр. 71 - жених - римско-католического, невеста - православного вероисповедания. .

"Классическая" модель смешанных браков: глава семьи - католик, поляк по происхождению, остальные члены семьи - православные. Такого рода семьи сохраняли элементы польской культуры и мироощущения, а также конфликтный потенциал для отдаленного будущего. Крайне редкими были случаи, когда выходившие замуж за католиков девушки переходили из православия в веру мужаИ.В. Цифанова г. Ставрополь. Проблемы семейно-брачных отношений польских переселенцев на Северном Кавказе в XIX в. Поляки в России: история и современность. Сборник статей представленных на конференции в Краснодаре 6-7 июля 2007 Краснодар, Кубанский гос. университет, 2007, 288 с. года..

К 1911 году наметился прирост населения в группе ссыльных. Прирост польского населения в ссылке составил 3,12 %, что является признаком отсутствия естественной ассимиляции. Дело в том, что дети, рожденные в ссылке от смешанных браков, записывались по национальности отца. Эта мера ксендзов и есть главная в противодействии ассимиляции. На отнятых же землях в Западных губерниях после восстания в ноябре 1831 года, Николай I упразднил автономию Королевства Польского, провел репрессивные меры. В частности, младенцев от смешанных браков записывали русскими и православными.

Точное число рожденных в ссылке неизвестно. В 20-х годах XX века дети ссыльных записывались в ЗАГСАХ русскимиВ 1926 г. в свидетельстве о рождении оба родителя Иверсена В.Б. записаны русскими! 1949 год - выдано повторное свидетельство о рождении Александры Борисовны (родная сестра Владимира Борисовича) : мать - полька, отец - русский.. Это спасло многих от репрессий 30-х последующих лет. При определении гражданства (получении паспортов) после 1917 г. поляки автоматически объявлялись гражданами Советской России, часто записывались русскими, число поляков резко сократилось.

2.4 Польские крестьяне-переселенцы и католические церкви

С 1890 по 1918 гг. происходило насильственное и добровольное переселение из западных губерний. В Сибирь в поисках лучшей доли и свободных земель устремились польские крестьяне. Этот поток усилился в годы столыпинской аграрной реформы. Именно в этот период было образовано десять польских деревень и около 70 хуторов. Наиболее крупные из них д. Конок (1898) Красноярского уезда и д. Николаевка (1900) Канского уезда. К 1926 г. в них насчитывалось по 135 хозяйств и почти 700 жителей. Именно с этим явлением связано появление католических церквей в небольших поселках и деревнях Сибири.

Сразу после заселения новых участков в 1896-1897 гг. крестьяне-переселенцы католического вероисповедания начали ходатайствовать об образовании приходских участков и постройке католических церквей. Костелы были построены в Красноярске и Ачинске, деревнях Конок, Креславка, Лакино.

Христианская католическая религия и язык для поляков - фундаментальные ценности. Религия определяет национальную особенность - польскость, польский дух.

Эта религия - надгосударственная во все века, с 966 года (года крещения Польши), отстаивающая верховность духовной власти над светской. Принятием документа Дагоме Юдекс в X веке Польша объявлялась духовной провинцией Святого Престола во главе с римским епископом - папой. Жители Польши выделяли подушно по 1 денарию престолу Св. Петра. Верховным судьей поляки считали духовную власть. Религия учила, что человек верующий подобен Богу, личность человека и его душа священны. Поэтому поляк не терпит несвободы, насилия, лжи, нравственно брезглив и бесконечно предан своей Родине. Официально католическая церковь появилась в России в 1684 году. Царевна Софья разрешила построить в Москве католическую церковь с миссией иезуитов.

По переписи 1897 г. в Енисейской губернии насчитывалось 6342 католика; а из 5941 представителя польской национальности 5712 человек исповедовали католицизм, следовательно, большинство католиков в Сибири и в Енисейской губернии, составляли полякиТатьяна Улейская. Из истории возникновения костелов в Енисейской губернии. Поляки на Енисее. Сборник статей. Выпуск I Красноярск 2003 180 с. "Дом Польский".

2.5 Польские беженцы начала XX века

В начале XX века социальный состав польской диаспоры в Енисейской губернии изменился. Основу составляли ссыльные поселенцы и их потомки. Амнистией, дарованной манифестом царя 17 октября 1905 г., многие не воспользовались, т.к. были обременены семьями. К этой группе поляков в Сибири относились вольные и насильственные переселенцы (столыпинская реформа), беженцы, военнопленные.

Во время I Мировой войны, с 1914 по 1916 год из Польши вынуждены были выехать 3,8 млн. человек во все страны мира. В этот период в Красноярске, Канске и других городах начинают возникать польские общественные организации, которые оказывали помощь беженцам, занимались образовательной культурно-просветительской работой.

В Восточную Сибирь переместилось 10 955 человек, в Енисейскую губернию 2593 беженцаПо данным созданного в 1924 г. в Варшаве Центрального гражданского комитета по оказанию помощи беженцам и пострадавшим в войне. . Поляки вновь показали умение в самоорганизации и защите нации в трудные времена. Было зарегистрировано 353 794 беженца в 500 населенных пунктах России.

3. Поляки после революции 1917 года

В России 1917-1918 - 3 млн. поляков. В Сибири - от 300 до 500 тысяч поляков. Больше половины составляли ссыльные и их потомки, а также добровольные переселенцы.

В годы гражданской войны в Енисейской губернии была сформирована V-я польская дивизия Польские составы 7 января 1920 г. добрались под станцию Клюквенная (в настоящее время - станция Уяр). 10.01.1920 года - капитуляция, однако части офицеров и солдат вместе с остатками колчаковских войск удалось добраться до Иркутска, а затем и до Харбина. Около 1000 поляков удалось достичь Харбина. , вошедшая в состав корпуса белочехов.

После изгнания Колчака в Красноярске разместили военнопленных из 20-й польской дивизии. Репрессиям подверглись даже и те поляки, которые не были причастные к участию в V Польской дивизии, преследовали только за то, что они были поляками. После заключения мирного соглашения между Советской Россией и Польшей в 1920 г. многие польские переселенцы стали возвращаться на родину.

Только за 1921--1922 гг. через Красноярск прошло 9,7 тысячи польских репатриантов.

По переписи 1897 г. в Енисейской губернии насчитывалось 5941 поляк. По переписи 1926 В Енисейской губернии перепись 1926 г. была признана недействительной, т.к. было "потеряно" около 1 млн. человек. Поэтому точные статистические данные по национальному составу восстановить сегодня трудно. г. - 14512 человека (военнопленные, переселенцы, ссыльнопоселенцы, беженцы).

На местах стали открываться школы с польским языком обучения, национально-культурные учреждения, поступали газеты и литература на польском языке.

Однако с конца 1930-х годов образовательная и издательская деятельность на польском языке была свернута.

В 1930 году создана система ГУЛАГ - система для осуществления принудительной колонизации на русских Северах, в Казахстане, Сибири и Дальнем Востоке. На 1 октября 1937 года в 9 лагерях заключены 3942 поляка, еще в 10 лагерях - 1386, всего - 5438 человек. На 1 января 1939 года - 551 человек, на 1 января 1941 года - 16 243 поляка Общая картина по ГУЛАГУ: 1926 год - 180 000, 1930 - 200 000; 1933 - 230 000; 1935 -1936 - 270 000; 1937 - 800 000 человек. Самый большой % смертности в лагерях был в 1942 г. - 24,9%, умирал каждый 4-й заключенный..

С 1940 г. в Сибирь потянулись новые эшелоны с поляками, которых депортировали из Западной Украины, Белоруссии и Прибалтики. В Красноярском крае их число превысило 20 тысяч человекБронислава Исидоровна Здзитовецкая, бывшая польская спецпереселенка 1930 годов, когда-то жила в спецпоселке на Базаихе. В 1930 году из Украины (секретарь сельсовета решал, кого назначит на высылку, кого арестовать). Арестовали отца и брата в начале февраля, в сентябре всю семью выслали в Сибирь. Из нашего спецпоселка никто, ни один из молодых людей не получил высшего образования, среднее только несколько человек.. В паспортах стояла серия, которая обозначала, что мы спецпереселенцы, то есть люди второго сорта, ненадежные. Татьяна Улейская. Тяжелые воспоминания о прожитой жизни. Поляки на Енисее. Сборник статей. Выпуск I Красноярск 2003 180 с. "Дом Польский"..

С началом Великой Отечественной войны все польские граждане были амнистированы, из них стали формировать воинские подразделения (армия Андерса, а затем Войско Польское) для борьбы с фашистской Германией. В Красноярске к 1945 году регулярно выходили в эфир радиопередачи на польском языке, работало несколько детских домов и шесть школ для детей польских мигрантов, причем обучение в них велось по старым польским программам и учебникам.

В послевоенное десятилетие тысячи поляков вернулись на родину. В 1953 г. была объявлена амнистия и репатриация, в 1956 г. для иностранных гражданНо не всех поляков тщательно выпустили, были и такие, которых прятали по лагерям, среди них были и ксендзы - судьбы которых мы не узнаем. . Перепись 1959 г. зафиксировала в Красноярском крае 6,4 тысячи человек польской национальности, после чего численность диаспоры стала неуклонно уменьшаться, достигнув в 2002 г. отметки в 2 519 человек. Из них на долю мужчин приходится всего 42 %. Удельный вес горожан -- 76,6 %. Треть численности диаспоры проживает непосредственно в Красноярске, еще 10,5 % -- в Норильске, 4 % -- в Канске. Сохранились такие польские деревни, как Александровка в Краснотуранском районе и Конок в Партизанском районе Красноярского края, а также Знаменка в Боградском районе Республики Хакасия, однако число поляков в них невелико.

Заключение

По некоторым подсчетам в Красноярском крае проживает около 20 тысяч потомков, сосланных когда-то в Сибирь, поляков, и многие могут подтвердить документально свое происхождение, свою национальность по данным переписи 1897 года и частично по документам более позднего времени.

Национальная группа в 20 тысяч человек, в которую влилась часть репрессированных поляков 40-50-х годов XX века, и составляет польскую диаспору в настоящем.

Подъем национально-культурного самосознания у красноярских поляков происходит с начала 1990-х годов. В 1990 г. они создают краевую польскую общественную организацию, преобразованную в 1997 г. в национально-культурную автономию (НКА) «Дом Польский» -- первую автономию на территории региона.

НКА «Дом Польский» проводит огромную работу по сохранению и развитию национальных традиций, культуры, родного языка.

Ежегодно в Красноярске проводятся Дни польской культуры, в рамках которых проходят выставки, фестивали искусств, научно-практические конференции, шопеновские вечера, показы польского кино.

Члены автономии проводят в архивах серьезную исследовательскую и поисковую работу по изучению истории пребывания поляков в Приенисейском крае.

Поляки оставили заметный след в истории и культуре края. Многие поляки владели различными ремеслами. Среди них были искусные слесари и столяры, кондитеры и сапожники, портные и парикмахеры, колбасники и пивовары, садоводы и огородники. Так, ссыльный поляк Валицкий устраивал оранжереи и теплицы в Енисейске и на таежных золотых приисках. В 1877 г. поляк Матушинский открыл в Енисейске магазин «Варшавский». В дальнейшем т. н. «варшавские» магазины, парикмахерские, кондитерские возникли в Красноярске, Канске, Томске.

Из польской среды вышли многие ученые-естествоиспытатели, которые внесли значительную лепту в изучение освоение Приенисейского края. Геолог и палеонтолог А. Л. Чекановский изучал бассейн р. Нижняя Тунгуска, где обнаружил месторождения каменного угля и графита; И. Д. Черский составил геологические карты ряда территорий Енисейской губернии. Картографической прокладкой трассы под строи тельство знаменитого Транссиба руководил геолог К. И. Богданович; основные угольные месторождения Енисейской губернии были детально исследованы П. К. Яворовским.

На ниве изучения коренных народов Сибири и Дальнего Востока проявили себя поляки Бенедикт Дыбовский, Бронислав Пилсудский, Вацлав Серошевский, Феликс Кон, Эдуард Пекарский. Красноярскую гимназию окончил Александр Скочинский, ставший впоследствии крупнейшим ученым в области горного дела. Из поляков был один из енисейских губернаторов -- Иван КрафтКрафт Ив. Ив. Енисейский губернатор (1913 - 1914 гг) Родился в 1862 году. Отца в 1864 году сослали за служебное преступление (в 1895 году он умер).. Приехал в Сибирь с женой и дочерью Марией и сыном Иваном 2-х лет. Трое детей, родившихся в Сибири, были лишены дворянского звания и принадлежали к сословию ссыльнопоселенцев. Двое старших детей (Мария и Иван). Родившиеся до конфирмации могли сохранить дворянское звание отца, так как в его преступлении не участвовали. Мария поступила ученицей к портнихе. Иван закончил приходское училище. Младшие дети могли учиться и учились. Младший брат карьеру как сын ссыльнопоселенца, рожденный в ссылке, несмотря на способности, не смог сделать. Начал пить и умер молодым..

Сибирские поляки оставили заметный след в истории и культуре Красноярского края прошлого века. Основателем Народной консерватории в Красноярске был композитор П. И. Иванов-Радкевич. Известный архитектор В. А. СоколовскийВ 1900 -е годы в Красноярске жило всего 27 тысяч человек. В 1895 г. до Красноярска дошла ж/д: строилась она от Москвы на восток, пронизывая всю сибирскую часть империи до Владивостока и Маньчжурии. Город стал расти как на дрожжах и стремительно строился.. Соколовский В.А. (происходил из шляхты Витебской губернии) окончил в 1901 г. Санкт - Петербургский институт инженеров и был определен в Енисейское губернское управление младшим архитектором. В 1909 г. - назначен Енисейским губернским архитектором.

Иногда доводится слышать, что "Красноярск построил Соколовский". Это - сильное преувеличение, но так говорят. И костел построил Соколовский. Это пример поляка, который выбрал путь ассимиляции в стране. (Андрей Буровский. Поляк, который построил Красноярск (Поляки на Енисее. Сборник статей. Выпуск I Красноярск 2003 180 с. "Дом Польский")). спроектировал около ста зданий, церквей и мостов, многие из которых (в т. ч. красноярский костел) сохранились до настоящего времени и признаны памятниками культурного наследия. Архитектор В. С. Непокойчицкий, попавший не по своей воле в Норильск, становится лауреатом Ленинской премии и главным зодчим этого заполярного города. Директором института «Гражданпроект» в Красноярске работал заслуженный архитектор России Евгений Зубковский. В Норильске и Красноярске писал стихи поэт Казимир Лисовский.

В годы революции и гражданской войны редактором газет «Красноярский рабочий» и «Сибирская правда» был Франтишек Врублевский; в колчаковских застенках погибли руководители красноярского подполья Винцент Матушевский и Виктор Маерчак. Именем последнего названа одна из центральных улиц Красноярска.

В 1930-е годы первые авиамаршруты в отдаленные районы Таймыра и Эвенкии прокладывал почетный полярник, летчик Ян Липп. Обелиск Герою Советского Союза Анеле Кживонь воздвигнут в Канске, откуда она была призвана в состав 1-й Польской дивизии им. Костюшко. Это же почетное звание получил летчик Иван Яновский.

Из поляков был знаменитый архиепископ Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий), отбывавший ссылку на берегах Енисея. Сегодня в Красноярске ему воздвигнут памятник, а на фасаде здания, где в годы войны он работал главным хирургом эвакогоспиталя, установлена мемориальная доска.

Основателем Красноярского заповедника «Столбы» был ученый-энциклопедист Александр Яворский. С Красноярском связали свою судьбу Генрика Миклашевская -- ботаник с мировым именем, конструктор и библиофил Мечислав ТрухницкийМечислав Трухницкий. Мир акварелью осветив. Валерий Кудринский, правнук польского конфедерата, родился 15 марта 1947 г. в селе Третьяково Кемеровской области. В 60-е годы XIX века это село было одним из мест массовой ссылки польских повстанцев, участников восстания руководимого Кактусем Калиновским. Художник. (Поляки на Енисее. Сборник статей. Выпуск I Красноярск 2003 180 с. "Дом Польский")

Мечислав Трухницкий. Светлой памяти Андрея Поздеева.

1926 г. рождения. Правнук ссыльного поляка. Фамилия Поздеев пошла от прабабки. Его прадед и прабабка в церковном браке не состояли, так как принадлежали к разным конфессиям: он - католик, она - православная. Отец Андрея Геннадьевича фамилию своего польского предка знал, но почему-то не захотел назвать ее своим детям и унес это знание с собой в могилу. Известно, что жили они в Енисейске и прадеда звали Константин. (Поляки на Енисее. Сборник статей. Выпуск I Красноярск 2003 180 с. "Дом Польский"), краевед Нелли Лалетина, Горбачева Нина Аверьяновна. Редактор газеты "Przyjazn". Краевед-любитель. Ведет сбор информации о польских захороненияхТроицкое городское кладбище г. Красноярска существует с 1843 г. на территории Красноярского края.

Литература

1. Митина Н.П. "Во глубине сибирских руд", М., 1966 г.

2. Нелли Лалетина, Т. Улейская и др. Поляки на Енисее. Сборник статей. Выпуск I Красноярск 2003 180 с. "Дом Польский"

3. Поляки в Приенисейском крае, Сборник статей, Красноярск, 2005

4. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Енисейская губерния.

5. Поляки в России: история и современность. Сборник статей представленных на конференции в Краснодаре 6-7 июля 2007 Краснодар, Кубанский гос. университет, 2007, 288 с. года.

Страницы: 1, 2