скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Политическая жизнь Франции в годы Четвертой республики скачать рефераты

актическая схема осуществления власти во времена различных президентов имела различные оттенки, главным образом касавшиеся отношения к парламенту и к ответственности главы государства. Ш. де Голль считал, что только он отвечает перед народом в целом, хотя эта ответственность не вытекает из конституции и не может быть выведена ни из одной ее статьи. Обращения к народу, многочисленные выступления по радио и телевидению, пресс-конференции, поездки по стране, а также возведенная в систему практика референдумов, по сути являвшихся плебисцитами -- лишь проявления понимания им своей особой роли. Следующий президент Ж. Помпиду смотрел на проблему ответственности иначе, чем его предшественник; он хотел считаться с мнением парламентского большинства, по крайней мере, до того, как это для него было возможно. В. Жискар д'Эстен должен был пойти в этом отношении дальше, поскольку учет партийных сил в парламенте был необходим для проводимой им политики. Что же касается Ф. Миттерана, одного из лидеров Социалистической партии, то он сначала выступал за сокращение срока президентского мандата, за отмену статей 11и16 Конституции, изменения статуса Конституционного совета, в те годы откровенного противника парламента. В 1981 г. после завоевания президентского поста Ф. Миттеран отказался от кардинальной реформы Конституции в отношении поста главы государства, выступив за сокращение срока мандата до 5 лет с правом переизбрания или за сохранение семилетнего срока полномочий без прав переизбрания, за расширение сферы применения референдума, за изменение порядка назначения Совета магистратуры. Кроме того, Ф. Миттеран не настаивал на срочном проведении реформ, привлекая внимание к практическому функционированию государственных институтов, за точное соблюдение полномочий парламента, к возврату к пропорциональной избирательной реформы и к морализации политической жизни.

Следующий президент страны Ж. Ширак, придя к власти, сделал заметный реверанс в сторону парламента; в то же время он не забыл о заветах основателя Пятой республики Ш. де Голля. В своем послании парламенту 19 мая 1995 года он указы вал : « ... наши институты должны иметь оригинальную организацию и уравновешивание властей, завещанные генералом де Голлем. Президент, республики воплощает преемственность страны, Правительство проводит политику нации, Парламент, как политическое выражение всеобщего голосования, законодательствует, контролирует и обсуждает основные ориентации развития нации».^ По его мнению, граждане должны знать свои права и обязанности. В настоящее время нормативная информация стала парализующей и ей следует положить конец. Нужно ввести в действие новые акты, кодифицированные и простые, которые регламентировали бы самое главное. «Я приглашаю. Парламент впрячься в эту работу ... Я потребую от Правительства не передавать в Парламент ни один законопроект, который бы не сопровождался постоянными оценками возможных последствий как финансовых, так и практических в отношении граждан».

Ж. Ширак предложил изменить методы работы парламента, поскольку его рабочий календарь слишком скован, парламент осуществляет недостаточный контроль за правительственной деятельностью, слишком поспешно обсуждает законопроекты в конце сессий. По его мнению, работа этого органа должна быть улучшена, в частности, изменены регламенты его палат. Действительно, уже через несколько месяцев после вступления в должность Ж. Ширак провел конституционную реформу, расширившую сферу применения процедуры референдума на основании статьи II конституции, преобразовавшую работу сессий -- теперь у парламента одна сессия в году -- и ослабившую парламентский иммунитет с целью борьбы со злоупотреблениями. В начале февраля 1996 года последовала вторая конституционная реформа, которая несколько расширила полномочия парламента (в статью 34 включено право парламента принимать законы о финансировании социального обеспечения и была урегулирована процедура рассмотрения таких законов (ст. 39 и новая статья 47--1).

Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие возможности (включая юридические) для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и «через голову» парламента, например при проведении референдумов на основании ст. 11 Конституции.

Если в Четвертой республике нижняя парламентская палата -- Национальное собрание -- была всемогущей в законодательной области (роль верхней палаты -- Совета республики -- была весьма ограниченной), то сегодняшнее положение парламента совершенно иное. Он потерял значительную часть своей законодательной компетенции: во-первых, ограничена область законодательствования (ст. 34 и 37 Конституции), что усиливается положением о неприемлемости поправок и предложений во время парламентского обсуждения; во-вторых, в ст. 38 установлена возможность делегирования Правительству законодательных полномочий, а для Президента -- право введения чрезвычайного положения на основании ст. 16; в-третьих, сфера законодательства ограничена в пользу избирательного корпуса по ряду вопросов возможностью проведения референдума на основании ст. II.

Поскольку парламент может законодательствовать лишь в областях, указанных в ст. 34, все остальные вопросы отнесены к сфере регламентарной власти, осуществляемой исполнительными органами. Регламентарная компетенция принадлежит различным органам исполнительной власти. Она реализуется в декретах Президента республики, рассматриваемых в Совете министров, и в декретах Премьер-министра; эти два лица обладают общей регламентарной властью. Другие акты регламентарной власти издаются должностными лицами более низкого ранга, имеют форму постановления и принимаются лишь в подведомственных им областях.

Основной закон 1958 г. -- первая французская Конституция, закрепившая существование политических партий. Специальная ст. 4 устанавливает основы деятельности партий; однако специального закона о них в последующие десятилетия не было принято (в конце 80-х начале 90-х годов были введены в силу только нормы о финансировании партий). Таким образом, эти важнейшие структурные элементы политической системы действуют на основе закона об ассоциациях 1901 г. (образование, деятельность и другие аспекты).

Еще одна особенность Конституции 1958 г.-- учреждение Конституционного совета, органа, ранее не известного французской истории. В Четвертой республике юридически существовал Конституционный комитет, который за 12 лет провел лишь одно заседание. Современный Конституционный совет по сравнению с его предшественником обладает гораздо большими правами и реальной властью. Полномочия этого органа многочисленны и условно могут быть разделены на несколько групп: права консультативного характера (при применении Президентом страны ст. 16 Конституции), полномочия административного характера ( Конституционный совет наблюдает за проведением референдумов и выборов Президента республики -- ст. 58, 60; составляет список кандидатов на президентских выборах -- ст. 7; на основании абз. 4 и 5 ст. 7 констатирует невозможность исполнения функций Президентом республики). Этот орган выполняет функции избирательного суда, когда решает вопрос о правильности избрания депутатов и сенаторов (ст. 59) при обжаловании результатов их выборов. Наконец, Конституционный совет является органом конституционного контроля, и в этом качестве он рассматривает законы, принятые парламентом, регламенты палат и международные соглашения с точки зрения их соответствия Конституции. Из сферы контроля в 1962 г. Совет исключил законы, принятые на референдуме, поскольку они являются « прямым выражением национального суверенитета». Кроме того, ст. 17 органического закона от 7 ноября 1958 г. о Конституционном совете установила, что предметом его рассмотрения являются законы, «принятые парламентом», а не одобренные на референдуме. В процессе своей деятельности Совет включил в блок законов, соответствие которым он проверяет, и органическое законодательство; таким образом, простые законы подлежат возможной проверке с точки зрения их соответствия органическим законам. В настоящее время редкий закон не поступает в Совет на проверку.

Конституция 1958 г. в гораздо большей мере, чем любая из ее предшественниц, стала содержать нормы об одном из институтов непосредственной демократии, а именно о референдуме. В Четвертой республике референдум мог проводиться только для пересмотра Конституции. В Основном законе 1958 г. в наиболее «чистом» виде предусмотрели эту процедуру ст. Ни 89, хотя косвенное указание на референдум содержится и в ст. 53. Статья II предоставляет право проведения референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст. 89 -- при изменении Основного закона. Конституция 1958 г. разрешила проблему соотношения внутреннего законодательства и международно-правовых норм. Она также установила взаимоотношений с международным правом. В статье 55 она определила: «Международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной». Есть, однако, основания утверждать, что этот примат вообще не распространяется на конституционные нормы. Так, согласно ст. 54 в случае установления Конституционным советом по запросу Президента Республики, Премьер-министра, председателя одной из палат парламента или шестидесяти депутатов или шестидесяти сенаторов противоречия какого-либо международного обязательства основному закону, разрешение на ратификацию или одобрение такого соглашения может состояться только после пересмотра Конституции. Такой случай, правда единственный пока в истории страны, уже имел место. Запрошенный 11 марта 1992 года Президентом Республики о соответствии конституции Договора о Европейском союзе от 7 февраля 1992 года Конституционный совет в своем решении № 92 -- 308 от 5 апреля того же года объявил о противоречии основному закону следующих положений: участие «европейских граждан» (т.е. граждан других государств -- членов Европейских сообществ) в муниципальных выборах, начиная с 1995 года; определение политики в выдаче виз, начиная с 1996 года, по решению Совета министров Сообществ квалифицированным большинством; введение единой денежной единицы вместо французского франка (замена денег должна быть проведена между 1 января 1977 года и 1 января 1999 года). В результате ратификация Маастрихских соглашений могла быть проведена только после изменения конституции. Как следствие этого решения правительство внесло в парламент проект пересмотра, который и был одобрен Конституционным законом от 25 июня 1992 года.

Конституция 1958 г. по способу изменения является «особо жесткой», поскольку для пересмотра требуется проведение двух этапов -- принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно ст. 89 должен быть одобрен палатами парламента в идентичной редакции. При этой процедуре палаты -- Национальное собрание и Сенат -- находятся в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме (основная процедура), либо в Конгрессе -- на совместном заседании парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту республики. Однако для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены парламента, Процедура ратификации в Конгрессе предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда проведение референдума нецелесообразно. Парадоксальным, однако, является то, что с 1958 г. практика ратификации в Конгрессе стала основной процедурой принятия поправок, в то время как, по смыслу абз. 2 и 3 ст. 89 Конституции, нормой должен быть референдум. Большинство принятых поправок к Конституции было одобрено в Конгрессе.

В Конституцию 1958 г. неоднократно вносились поправки. Они указаны в прилагаемом тексте. Все они были приняты по инициативе Правительства. Некоторые из поправок внесли глубокие изменения в отношения между органами государственной власти и в основы политической системы. Предметом этих поправок были: изменение порядка избрания Президента республики путем всеобщих выборов (закон от 6 ноября 1962 г.), расширение права запроса Конституционного совета (закон от 29 октября 1974 г.), включение в Конституцию норм Маастрихского договора (закон от 25 июня 1992 г.). Предмет других поправок носил скорее технический характе р: предоставление возможности африканским государствам -- бывшим французским колониям -- оставаться членами Сообщества (закон от 4 июня 1960 г.); совмещение парламентских каникул со школьными и в связи с этим изменение сроков проведения сессий парламента (закон от 30 декабря 1963 г.); регулирование процедуры избрания Президента республики в связи со смертью кандидатов во время избирательной кампании (закон от 18 июня 1976 г.) и др.

В то же время не удалась реформа Конституции в апреле 1969 г., направленная на упразднение Сената и учреждение регионов (на референдуме был отвергнут проект Ш. де Голля); в сентябре 1973 г. Президентом республики был предложен пятилетний срок пребывания главы государства в должности вместо семилетнего (проект реформы ст. 6 был одобрен палатами парламента, но не передан на ратификацию); в сентябре 1974 г. Президентом страны был предложен проект пересмотра ст. 23 Основного закона, согласно которому бывшие министры после ухода в отставку могли бы возвращаться на свои места в парламенте. И этот проект был принят палатами парламента, но не был передан на ратификацию в Конгресс. В июле 1984 г. опять-таки главой государства была предложена новая редакция ст. II Конституции о возможностях проведения референдума в отношении гарантий прав и свобод и о публичных свободах. Проект был отклонен Сенатом 8 августа 1984 г., одобрен Национальным собранием 23 августа 1984 г. и снова отклонен Сенатом 5 сентября того же года. В марте 1990 г. Президент республики предложил изменить ст. 61--63 Конституции, с тем, чтобы позволить обращаться в Конституционный совет в отношении рассматриваемых в судах дел, связанных с осуществлением основных прав и свобод. Проект был принят Национальным собранием 21 апреля 1990 г. 306 голосами против 246, но изменен Сенатом 14 июня того же года 228 голосами против 17и73 воздержавшихся; после этого голосования Правительство отказалось реализовать этот проект.

На практике процедура пересмотра основного закона до сих пор всегда начиналась по инициативе Правительства. Это не означает, что парламентарии не предпринимают никаких усилий для того, чтобы изменить Конституцию. С начала действия этого акта по 31 декабря 1995 г. было внесено 290 предложений о его пересмотре со стороны членов парламента, в каждом из которых предлагалось изменить от одной до семнадцати статей. С наиболее кардинальной реформой выступал депутат от фракции Демократического центра Кост-Флоре 2 ноября 1962 г. (предложил изменить 17 статей и ввести президентскую форму правления).

В настоящее время все нормы Конституции 1958 г. действуют. Нельзя, однако, не упомянуть, что на протяжении нескольких десятилетий некоторые статьи Основного закона оставались в тексте, но фактически были лишь «мертвыми деревьями» во французской «конституционной аллее». Например, таковыми являлись положения раздела XIII о Сообществе. Лишь конституционный пересмотр 4 августа 1995 года в определенной мере «подчистил» текст Основного закона, убрав названный раздел и раздел о Переходных положениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже отмечалось выше, в правовом государстве права и обязанности субъектов, подчиняющихся праву, определяются конституцией и законом. Классическим примером такого правового государства можно считать Францию.

На протяжении последних трех - четырех веков Франция была, - и поныне остается одной из ведущих держав Европы и мира. Франция является постоянным членом Совета Безопасности ООН, член - учредитель Североатлантического пакта в 1949 г. и «общего рынка» в 1957 г., участник почти всех международных организаций. Место Франции в мире определяется не только ее экономическими, военными и политическими возможностями, но и многими другими факторами, в том числе историческими традициями.

Влияние Франции на западноевропейскую историю и культуру трудно переоценить. Слова известного русского историка Н. Я. Данилевского, что «можно знать превосходно историю Англии, Италии, Германии и все-таки не знать истории Европы; Будучи же знаком с историей Франции, знаешь в сущности и всю историю Европы» [Данилевский Н. Я. Россия и Европа. 2005. - Стр. 201]. Богатейшая история Франции дает все основание для такого утверждения, не утратившего своей справедливости и в наше время.

Не менее богата и конституционная история Франции. Невозможно, пожалуй, найти другую страну со столь интенсивным и плодовитым творчеством. Новая и Новейшая история Франции принесла ей 16 конституций, около 20 полуконституционных режимов и режимов де-факто. В этом контексте определение Франции как «лаборатории конституций», а французов как «великих потребителей конституций» [ Конституции государств Европы. - М., 2001.- Т. 3. - Стр. 404].

Конституционный опыт страны оказывал и оказывает существенное влияние на конституционное развитие многих стран мира. Знаменитая французская Декларация прав и свобод гражданина 1789 года не только положила начало конституционной истории Франции, но и во многом определила развитие и современное состояние института прав человека в мире.

В настоящее время во Франции действует Конституция 1958 года, принятая на референдуме 28 сентября и положившая начало Пятой Республике. Это семнадцатая конституция в истории Франции. Прямым поводом для ее принятия послужил целенаправленный мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Несмотря на то, что конституция была довольно плохо принята специалистами конституционного права и рассматривалась как акт, принятый в силу сложившихся обстоятельств, Конституция 1958 года уже более сорока лет остается основным законом страны и после основного закона Третьей Республики имеет самый длительный срок существования.

Необходимо отметить, что первоначальное отношение к конституции как к юридическому акту, закрепляющему организацию политической власти во Франции, трансформировалось в более значительное и широкое восприятие этого документа. Теория профессора М. Ориу о существовании в обществе двух конституций - политической и социальной, доминировавшая во Франции в период между двумя мировыми войнами, сменилась идеями, интегрирующими в конституции политическое и социальное начала. Идея противопоставления политической конституции и конституции социальной - как свобода прав и свобод граждан - лишала Декларацию прав и свобод гражданина 1789 года качества юридического документа, превращая его тем самым в простой перечень политических, идеологических принципов.

В этом контексте ныне действующая конституция 1958 года во Франции, следуя терминологии М. Ориу, - скорее политическая конституция. Обретением же качества социальной она обязана деятельности Конституционного Совета, своими решениями включившего в число конституционных источников права Декларацию прав и свобод гражданина 1789 г. и положения преамбулы Конституции 1946 г., фиксирующей значительное число прав и свобод граждан.

Действительно, ознакомившись с Конституцией Пятой Республики, мы видим, что она не содержит специального раздела, посвященного правовому положению личности. Формально ее авторы объяснили это тем, что «составление Декларации прав Правительством не соответствует французской политической и юридической традиции», тем не менее, подчеркивалось, что «подтверждение великих принципов необходимо».

Эта точка зрения нашла отражение в Преамбуле Конституции 1958 г.: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека… как они будут определены Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., подтвержденной и дополненной Преамбулой Конституции 1946 г.». В самом же тексте конституции зафиксированы только равенство перед законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии, уважение всех верований (Ст. 1); свобода образования политических партий (Ст. 4) и свобода личности (Ст. 66). Девизом Французской Республики - «Свобода, Равенство, Братство». Ее принципом является: «правление народа, по воле народа и для народа» Конституция буржуазных государств. - М., 1982. - С. 88 -112.. Таким образом, большинство прав и свобод оказались за пределами собственно конституционного текста.

Мы уже упомянули о том, что исторически раньше появилась группа прав на независимость от власти, или, гражданские свободы и права. Во Франции такими правами и свободами, действующими в настоящее время и зафиксированными в Декларации прав и свобод гражданина 1789 г., являются: свобода и равенство всех граждан перед законом (Ст. 1); право на собственность, безопасность и сопротивление угнетению (Ст. 2); презумпция невиновности (Ст. 9);свобода слова и свобода мысли (Ст. 11); право на неприкосновенность частной собственности (Ст. 17).

Вторая группа общественных прав субъекта - это права на участие во власти, или, иначе говоря, политические свободы и права. Статья 4 Конституции 1958 года провозглашает свободное создание политических партий и осуществление их деятельности. Статья 3 этого же документа провозглашает всеобщее, равное и тайное голосование, принять участие в котором могут все совершеннолетние граждане Франции обоего пола. Необходимо отметить, что эмансипация во Франции в настоящее время победила окончательно (право голоса на выборах женщины получили только после войны, а до семидесятых годов прошлого столетия женщина без письменного согласия мужа не могла открыть счет в банке). По этому случаю можно привести интересный пример, который является предметом шуток злоязычных французов. Один профессор в престижном французском вузе ЭНА (Национальная школа администрации) срезал на экзамене студентов вопросом: «Чем противоречит веспасьенн нашей конституции?» (имелись в виду знаменитые уличные туалеты, открывающие на всеобщее обозрение подергивающиеся мужские брюки, - туалеты были названы по имени римского императора Веспасиана, введшего налог на отхожие общественные места, мотивировав это тем, что деньги не пахнут). Студенты неизбежно проваливались, а довольный профессор говорил: «Уборные-то лишь для мужчин, а это противоречит равенству полов, закрепленному нашей конституцией» [Григорьев А. Французский шестиугольник // Эхо планеты. - 1997. - №19-20. - Стр. 39]. Кроме этого к политическим правам и свободам мы отнесем и право французских граждан принимать участие в создании закона и право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления, что отражено в статьях 6 и 15 Декларации прав человека и гражданина 1789 года.

Конституция 1946 года добавила к правам и свободам, записанным в Декларации 1789, «как особо необходимые», следующие экономические, социальные и культурные права: равенство прав мужчины и женщины, право на труд и право на отдых и досуг, право на охрану здоровья и на социальное обеспечение, право на образование, право на приобретение профессии и культуры (подчеркивается, что долг государства - обеспечить бесплатное общественное и светское образование всех ступеней), право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на профсоюзную деятельность, право на забастовку «в рамках законов, которые его регламентируют». Все перечисленные нами права и свободы зафиксированы в Преамбуле Конституции 1946 года и действуют в настоящее время.

Заслуга Конституционного Совета состоит в том, что своими решениями он включил в Конституционное право права и свободы, зафиксированные в Декларации 1789 года и Преамбуле Конституции 1946 года. Таким образом, можно утверждать что собственно конституция 1958 года - это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего конституционного законодательства.

Конституция Пятой Республики установила: «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой» (Ст. 1). Термин «светская республика» означает, что государство признает все вероисповедания и провозглашает свободу совести. Впервые этот принцип был закреплен во Франции законом от 9декабря 1905 года. В то же время нельзя утверждать, что государство сохраняет нейтралитет по отношению к религии. Например, в исторических провинциях - Эльзасе и Лотарингии церковь имеет конкордатный режим.

Можно утверждать, что особенностью действующей конституции Франции является ее структура и порядок провозглашаемых прав и свобод. Хотя их список не содержит ряда новейших прав и свобод (право на получение информации, на защиту культурного и исторического наследия, свободный доступ к культурным ценностям, право не защиту окружающей среды), нашедших место в последних по времени принятия конституционных актах различных государств, но и Декларация 1789 г., и Преамбула Конституции 1946 г. до сих пор остаются примером последовательно демократических документов. Круг прав и свобод, провозглашенных в них, широк. Например, продолжает действовать во Франции даже такое экзотическое для нашего времени право, как право на сопротивление угнетению. Оно было характерно для «золотого» времени буржуазной государственности, наступившего сразу же после уничтожения феодальных порядков.

Необходимо отметить, что конец девяностых годов прошлого столетия был отмечен во Франции несколькими конституционными реформами. Конституция, к примеру, закрепила равные права мужчин и женщин на доступ к выборным должностям; Франция признала также юрисдикцию международного уголовного суда и др.

Таким образом, к началу ХХI века Франция пришла со стабильной Конституцией. Несмотря на 14 конституционных ревизий, повлекших за собой изменения в 36 статьях, Пятая республика сохранила свои принципиальные конституционные положения, содержащие основные права и свободы граждан Франции, что является основной концепцией правового государства.

Список литературы

1. Арзаканян М.Ц. Генераль де Голль на пути к власти. - М.: Дрофа, 2001.

2. Борисов Ю. В. Новейшая история Франции. 1917--1964. - М., 1996.

3. Григорьев А. Французский шестиугольник. Эхо планеты. - 1997. - №19-20.

4. Демишель А. Институты и власть во Франции. - М., 1977.

5. Конституции государств Европы. - М., 2001.- Т. 3.

6. Конституции зарубежных государств. Под ред. В. В. Маклакова. - М., 2000.

7. Конституция законодательные акты Французской республики. - М., 1958.

8. Молочанов Н.Н. Четвёртая республика. - М., 2003.

9. Наумова Н.Н. Голлизм в оппозиции Партия «Объединение французского народа» в политической жизни IV республики. - М., 1991.

10. Очерки рабочего движения во Франции (1917-- 1967)Отв. ред. В. В. Любимова. - М., 1968.

11. Рубинский Ю. И. Рабочая Франция в борьбе. - М.,1991.

12. Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975 - М.: Высш. Школа, 1979.

13. Франция.Под. ред. Дилигенского Г.Г. - М., 2002.

14. Франция.Под. Ред. Рубинского Ю.И. - М. 2003.

15. Чернега В.Н. Буржуазные партии в политической системе Франции. Третья-Пятая республики. - М., 1987.

16. Под. Ред.А.М.Родригеса и М.В.Паномарева. Новейшая история стран Европы и Америки ХХ век,М.,2001

Страницы: 1, 2, 3