скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Первобытное общество. Античная цивилизация. Средневековая Европа скачать рефераты

p align="left">По происхождению Солон принадлежал к эвпатриодам, но он был разорён, занялся торговлей, посетил множество городов. Главная цель Солона была удовлетворение настойчивых требований демоса путём некоторых уступок, которые бы могли поднять благосостояние и обороноспособность Афин. Для этого Солоном был проведён ряд реформ, которые явились крупной вехой в истории Греции.

Солоном были отменены поземельные долги, отменена долговая кабала, была установлена свобода завещания, цензорная реформа. Все афинские граждане были разделены на четыре разряда независимо от их происхождения. Это политическое мероприятие Солона имело огромное значение для дальнейшего развития Афин. За основу разделения граждан на разряды был принят доход с земли.

Была принята единица ёмкости для зерна - медими. К первому разряду относились граждане, имеющие сельскохозяйственный доход не менее 500 медимнов. Ко второму 300медимнов, к третьему 200, и к четвёртому менее 200 медимнов. После проведения такого мероприятия Солона политические права граждан стали зависеть от размера частной собственности.

Во-первых, проблема полиса является центральной проблемой античной истории. Во-вторых, полис по существу был основной формой политической и социальной организации античного общества, это феномен, который определял специфику древней цивилизации, был ее неповторимым и своеобразным лицом. В-третьих, в трактовке самого понятия полиса, сущности его социально-экономической и политической организации, системы ценностей существуют порой прямо противоположные взгляды.

3 Каковы особенности полиса в Спарте?

Многочисленные факты внешнеполитических инициатив Спарты на протяжении долгого исторического периода заставляет пересмотреть традиционное представление о Спарте как замкнутом, консервативном и самодостаточном государстве.

Среди причин, определивших уникальность спартанского полиса, главная, как нам представляется, заключается в безусловном подчинении всей социально-экономической сферы задачам внешней политики. Под влиянием внешнеполитического фактора формировалась и преобразовывалась внутренняя политика Спарты, включая все ее структурообразующие институты.

4 Каковы сословное и государственное устройство древнего Рима республиканского периода?

Расширение власти Рима, вводя в него все новые элементы, создавало в населении два слоя -- господствующий и подвластный. Такой дуализм представляется нам уже в древнейшем, доисторическом Риме, проявляясь в антагонизме между патрициями и плебеями. Борьба между патрициями и плебеями есть факт, господствующий над историей государственного устройства, социального быта и законодательства древнего Рима, и потому вопрос о их происхождении всегда привлекал к себе особенное внимание исследователей. Уже древность дала нам два разных ответа на этот вопрос.

Ливий производит патрициев от patres, то есть сенаторов, и считает их потомками первых ста сенаторов, назначенных Ромулом; Дионисий, знакомый из истории греческих городов с ролью знатных родов, предполагает существование таких родов искони и в Риме.

Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями:

1) наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы,

2) чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами,

3) собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.

Высшим государственным органом считается - народное собрание. У народного собрания было три вида - комиций (от лат. соmitia - сходка); - куриатные; - центруриатные; - трибутные комиции.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председательствовали в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода.

В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с III в. до н.э. - предварительно рассматривал вопросы повестки комиций. Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

Сенат - контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5 лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов. Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги. Формально сенат был совещательным органом, его постановления - сенатусконсульты. Он распоряжался казной, устанавливал налоги, определял расходы, производил постановления по общественной безопасности, благоустройству, религиозному культу, вёл внешнюю политику (утверждал мирные договора, договоры о союзе), разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими.

Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались -цензоры, консулы и преторы. Все магистраты избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий - полгода, и консула во время ведения военных действий).

Власть магистратов: высшая (военная власть, право заключать перемирие, созывать сенат и народные собрания и председательствовать на них, издавать приказы и понуждать к их исполнению, право суд и назначения наказания .

5 Каковы причины падения республиканского строя в Риме?

Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II--III вв. назревает его кризис. Углубляется социальное и сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупных земельных собственников, растет значение труда колонов и уменьшается роль рабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология, на смену культу традиционных римских богов идет христианство. Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (колонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградировать. К III в. становятся все более частыми и широкими восстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К восставшим рабам присоединяются колоны и свободная беднота. Положение осложняется освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть между враждующими группировками господствующего класса. После правления династии Северов (199--235 гг.) наступает полувековая эпоха "солдатских императоров", приводимых к власти армией и правивших по полгода, году, самое большее пять лет. Большинство из них были убиты заговорщиками.

Принципат подавил дух гражданственности у римлян, республиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, последний оплот республиканских учреждений -- сенат окончательно подчинился принцепсу. С конца III.-в. начинается новый этап истории империи -- доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

6 Как изменялся государственный строй Римской империи в течение I - V вв.?

В эпоху домината государственный строй Римской империи претерпел радикальные изменения. Они были вызваны как экономическими процессами, так и существенными социальными сдвигами. Во II -- начале III в. н. э. возникает новое сословное деление: на honestiores («достойные», «почтенные») и humiliores («смиренные», «ничтожные»). В период домината сословная структура еще более усложняется, так как среди «достойных» выделяется элита -- так называемые clarissimi («светлейшие»), в свою очередь с IV в. подразделявшиеся на три разряда. Что же касается «смиренных», то в эту группу наряду со свободнорожденными плебеями все чаще включают неполноправные слои населения: колонов, отпущенников, в дальнейшем и рабов. Так складывается принципиально новая структура общества, в рамках которой постепенно преодолевается деление на свободных и рабов, а древние полисные градации уступают место иным, отражающим усиливающуюся иерархичность общественной организации.

В этой ситуации древние римские магистратуры окончательно утрачивают всякое значение: одни (квесторы, эдилы) исчезают вовсе, другие (консулы, преторы) превращаются в почетные должности, замещаемые по воле государя его приближенными, в том числе варварами, или собственными, подчас малолетними, детьми. Сенат, разросшийся к 369 г. (когда представители восточных провинций стали собираться в Константинополе) до 2 тыс. человек, выродился в собрание тщеславных магнатов, то раболепствующих перед императором, то фрондирующих, озабоченных в основном защитой своих сословных привилегий и внешних атрибутов власти. С конца III в. многие императоры, выбранные армией или назначенные предшественником, не обращаются в сенат даже за формальным утверждением в этом сане. Поскольку резиденция императора все чаще находится вне Рима (в Константинополе, Медиолане, Равенне, Аквилее и т. д.), он все реже удостаивает сенаторов своего посещения, предоставляя последним автоматически регистрировать направляемые им эдикты. В периоды политической нестабильности, например в середине V в., значение сената возрастало, случалось, он открыто вмешивался в борьбу за власть, оспаривая ее у армии. При «сильных» императорах его роль низводилась до роли городского совета столицы империи, каковым он оставался на протяжении всего раннего средневековья.

Реальная власть сосредоточивается в совете императора, получившем название священного консистория. Отныне император уже не принцепс -- первый среди равных, лучший из граждан, высший магистрат, чья деятельность хотя бы в теории регулируется законом, а доминус -- господин, владыка, воля которого сама является высшим законом. Особа его объявляется священной, публичная и даже частная жизнь обставляется сложным помпезным церемониалом, заимствованным во многом у персидских царей. Из «республики» империя превратилась в деспотию, а граждане -- в подданных. Управление государством все в большей мере осуществлялось при помощи огромного, иерархически организованного и разветвленного бюрократического аппарата, включавшего помимо центральных ведомств многочисленную провинциальную администрацию и целую армию контролировавших и инспектировавших ее столичных чиновников.

В конце III в. было ликвидировано старое административное устройство империи с его традиционным делением на императорские и сенаторские провинции, личные владения императора (таковым считался Египет), союзные общины и колонии разного статуса.

Задуманная Диоклетианом тетрархия, т. е. совместное управление государством двумя «августами» и двумя их младшими соправителями и преемниками -- «цезарями», себя не оправдала, но в административном отношении четырехчастное деление империи было сохранено. Отныне Восток и Запад имели, как правило, а с 395 г. всегда, раздельное управление. При этом каждая из империй (Западная и Восточная) делилась на 2 префектуры, те в свою очередь -- на диоцезы (общим количеством 12), а последние -- на более или менее равновеликие провинции, число которых резко возросло и достигло при Диоклетиане 101 (в дальнейшем 117), причем в нарушение многовековой традиции одной из провинций был объявлен Рим. Наместники провинций, называемые теперь ректорами, раньше управлявшие вверенными им территориями, регулярно объезжая их и опираясь в решении дела на магистратов автономных общин, теперь прочно обосновываются, вместе с многочисленными чиновниками, в постоянных резиденциях. Главными их обязанностями становятся сбор налогов и высшая юрисдикция; военные функции постепенно переходят к специально назначенным военачальникам, подчиненным только вышестоящим военным инстанциям.

РАЗДЕЛ 3

Европейская средневековая цивилизация

Тема 1 Исторические судьбы древних цивилизаций

1 Основные черты позднеримского общества и государства

Византийское государство IV--VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.

2 Основные черты традиционной социальной и политической организации древних германцев

Общественный строй германцев, а именно свевов, о которых первым писал Цезарь, отличался от общественного уклада того времени, когда о них писал Тацит. Цезарь и Тацит, дополняя друг друга, оставили бесценные сведения о жизни германских племен. Во времена Цезаря германские племена еще не перешли к полной оседлости. Земледелие их было примитивным, носило грубо переложный характер. Поля поверхностно разрыхлялись, в землю горстями, наугад, бросали зерна, а через год, когда был собран урожай, племя покидало эту территорию.

Цезарь писал о том, что в его время земля у германских племен не была предметом частной собственности, а принадлежала общине. Эта общинная собственность на землю сохранится до времен Тацита, т.е. 150 лет спустя, хотя к тому времени все стороны бытия германских племен подверглись серьезным изменениям. Эти племена были полуоседлыми или кочевыми, и важную роль играло у них скотоводство. В "Записках" Цезаря говорится о том, что германцы питаются не хлебом, а молоком, сыром и мясом.

Что касается власти, то не у всех германских племен в эпоху Цезаря была королевская власть. У тех племен, где она была, она носила временный и чисто военный характер: королей избирали только на время войны, а в мирное время они были не нужны. В мирное время германские племена управлялись родоплеменными старейшинами и вождями - principes, как называл их Цезарь.

3 Причины и последствия эпохи Великого переселения народов

Большинство исследователей называют в качестве причин великих переселений уход из оскудевших и неблагоприятных регионов в поиске более привлекательных земель для проживания. Одной из главных причин стало общее похолодание климата, в связи с чем население территорий с континентальным климатом устремились в районы с более мягким климатом. Пик переселения пришёлся на период резкого похолодания 535--536 годов.

В процессе перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных территорий, происходило резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов. История многих современных народов берёт начало в этой эпохе. Миграция послужила фоном и главным условием начала этногенеза большинства европейских наций. Первая волна великого переселения была связана с германцами. Вторжения варварских (германских, сарматских и др.) племён, живших в первые века н. э. на периферии Римской империи, значительные уже в к.II-III вв. (Маркоманская война 166-180, захват в 2 70-х германскими и сарматскими племенами Дакии и др.), приняли с последней четв.IV в. катастрофический для Рима характер. Во II-III вв. через Восточно-Европейскую равнину с севера на юг - из районов Восточной Прибалтики в Крым двинулись германские племена готов. Вторая волна великого переселения была связана с гуннами в IV в. Причины этого кроются как во внутренних социальных сдвигах у варварских племён (разложение у них родоплеменного строя и начавшийся процесс формирования классового общества), так и в кризисной ситуации, создавшейся в Римской империи. Сочетание обоих факторов придало передвижениям IV-VII вв. радикальный характер.

Тема 2 Западноевропейский вариант средневекового

общественного устройства

1 Почему последние короли династии Меровингов получили прозвище “ленивых королей”?

Страницы: 1, 2, 3