скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Период народной демократии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы скачать рефераты

p align="left">Важнейшей задачей центральных и местных органов народной власти было восстановление разрушенных оккупантами промышленных предприятий и рудников, транспорта и средств связи, школ и больниц, обеспечение населения продовольствием и топливом. НКОЮ, выполняя функции народного правительства, принял ряд важных решений в области экономики, в том числе постановление о национализации собственности оккупантов и предателей. В декабре 1944 г. были созданы Экономический совет, Управление по производству и распределению угля, Государственное управление народным имуществом и Государственное финансовое управление, что позволило приступить к плановому ведению хозяйства.

Большое значение для демократизации жизни на освобожденной территории имело решение НКОЮ о ликвидации квислинговских организаций и отмене законодательных актов, принятых оккупационными властями. Повышалась активность массовых антифашистских союзов, женских и молодежных организаций. В течение зимы 1944/45 г. во всех освобожденных районах состоялись выборы в народно-освободительные комитеты, были созданы районные, областные и краевые скупщины, прошли республиканские конгрессы народного фронта. «На всех территориях, -- отмечал позднее И. Броз Тито, -- где мы были хозяевами положения, мы уничтожали старый, буржуазный государственный аппарат... Мы создавали новые, народные органы власти и ее органы безопасности. Когда страна была полностью освобождена, мы поступили таким же образом на всей территории Югославии» Строительство основ социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. - М.: Дело, 1991. - С. 111.

Свои особенности имело развитие революции в Польше. Под воздействием побед Вооруженных Сил СССР, успешного грандиозного наступления советских войск усиливалось освободительное движение в стране. Польская рабочая партия использовала благоприятную обстановку для укрепления Национального фронта и влияния Крайовы Рады Народовой (КРН), создания на оккупированной территории Армии Людовой и местных органов народной власти. В состав народных органов власти входили и представители других патриотических сил, стоявших на позициях активной борьбы с оккупантами.

Созданный 21 июля 1944 г. центральный орган исполнительной власти -- Польский комитет национального освобождения (ПКНО) 22 июля обратился с Манифестом к польскому народу, в котором была изложена программа завершения вместе с Советской Армией борьбы против фашистских оккупантов и строительства нового государства, обеспечивающего равенство всех граждан, избавление их от угнетения и эксплуатации, демократическое развитие общества. В Манифесте содержались положения о проведении в жизнь социально-экономических преобразований в интересах трудящихся и разрешении ряда социальных проблем. Их осуществление наряду с созданием ПКНО и рад народовых означало победу революции в Польше. Это явилось историческим переломом: в Польше «началась социальная революция, начался процесс социалистических преобразовании».

Изменения в характере власти повлекли за собой преобразования: в социальной структуре общества и в формах собственности на средства производства. Важнейшими актами революции явились земельная реформа и национализация промышленности. Реформа, проводившаяся на основе декрета ПКНО от 6 сентября 1944 г., предусматривала конфискацию земли сверх 100 га общей площади, в том числе пахотной -- сверх 50 га, и передачу ее в государственный земельный фонд для надела безземельным и малоземельным крестьянам, сельскохозяйственным рабочим и служащим. Демократический характер этого акта усиливало активное участие в нем беднейшего крестьянства. Большую роль в осуществлении реформы, проходившей в обстановке ожесточенной классовой борьбы, сыграли рабочие бригады. На освобожденной территории Польши она была завершена к концу 1944 г. В ходе ее почти 110 тыс. семей, в том числе малоземельные (более 63 процентов), безземельные и сельскохозяйственные рабочие (около 32 процентов), получили 212 084 га пахотной земли. Реформа показала, что новый, народный строй является подлинным защитником интересов трудящихся. Она способствовала росту политической сознательности и активности крестьянства.

В ходе революции буржуазия лишалась базы своего экономического и политического господства. Молодое государство брало в свои руки, управление крупнейшими предприятиями металлургической, военной, электротехнической, химической, пищевой, строительной, деревообрабатывающей промышленности. В ведение народной власти переходили все-предприятия, ранее принадлежавшие немецким акционерным компаниям и частным лицам, а также бежавшим из страны владельцам и предателям, сотрудничавшим с оккупантами. Во многих случаях руководство заводами и фабриками брали на себя советы на предприятиях. Так создавались, экономические основы народного строя Польши Парсаданова В. С. Советско-польские отношения 1945-1949гг. - М.: Приор, 1990. - С. 116.

Укрепление народной власти свидетельствовало об успешном развитии революции в стране. Все более расширялись возможности для формирования Временного правительства Польши. Этому долгое время препятствовала польская реакция, особенно эмигрантское правительство в Лондоне. Антинародные силы пытались игнорировать ПКНО, вели подрывную и террористическую деятельность. Но освобождение Советской Армией польских земель ослабило силы реакции и не позволило им развязать гражданскую войну.

В октябре 1944 г. во время пребывания У. Черчилля и С. Миколайчика в Москве велись переговоры о создании единого польского правительства. Советский Союз твердо и последовательно поддерживал ПКНО как подлинного выразителя воли польского народа. Черчилль вынужден был встретиться с делегацией Польского комитета национального освобождения, но переговоры положительных результатов не дали.

Между тем авторитет и влияние ПКНО в стране все более росли. Он успешно решил ряд важных вопросов восстановления народного хозяйства, осуществил крупные социально-экономические преобразования. Его политика пользовалась широкой поддержкой польского народа. Поэтому ППР выступила с инициативой преобразования ПКНО во Временное правительство. 31 декабря такой закон был принят Крайовой Радой Народовой. Через несколько дней СССР признал Временное правительство Польши.

«В союзе с Советской Армией, победа которой спасла польский народ от уничтожения и послужила решающей предпосылкой обретения независимости, -- говорил Первый секретарь ЦК ПОРП Э. Терек на торжественном заседании Сейма ПНР 21 июля 1974 г., -- солдаты польской армии, сформированной в СССР, партизаны Гвардии Людовой и Армии Людовой, а затем воины народного Войска Польского освобождали родную землю, закладывали фундамент народной власти. Эта новая Польша, образование которой возвестил Манифест Польского комитета национального освобождения, облик которой определили и строительством которой руководили левые силы, -- эта Польша претворяла в жизнь кровные интересы всего народа и увенчала победой его освободительную борьбу» Парсаданова В. С. Советско-польские отношения 1945-1949гг. - М.: Приор, 1990. - С. 118.

Определенную специфику имело становление народно-демократической власти в Чехословакии. Уже в первые дни Словацкого национального восстания руководящий орган восставшего народа -- Словацкий национальный совет, в котором ведущую роль играла компартия, принял декларацию, в которой провозглашался переход в его руки всей законодательной и исполнительной власти. В этом документе нашло отражение стремление словацкого народа жить вмеете с чешским народом в новой, демократической Чехословацкой республике и наряду с национальным освобождением добиться улучшения социального положения трудящихся путем справедливого распределения национального дохода, перераспределения земельной собственности в интересах крестьянской бедноты и получения рабочими большей доли создаваемого ими общественного продукта.

Большое значение имело проведение в жизнь принятых СНС по инициативе компартии решений, определявших статут новых революционных органов власти и предусматривавших ряд революционных мер. На освобожденной территории начали функционировать ведомства СНС по внутренним делам, финансам, экономике, снабжению, транспорту, школам и просвещению, правосудию и социальному страхованию. Осуществлялись акты, обеспечившие народу широкие демократические свободы, были освобождены политические заключенные. 8 сентября 1944 г. Словацкий национальный совет постановил конфисковать предприятия немецких монополий, а также словацких коллаборационистов.

Словацкий национальный совет, выступая в качестве ведущего политического органа восставшего народа, в этот период осуществил ряд других важных революционных мер, направленных на установление демократических порядков, утверждение народно-демократической власти. Созданные на местах национальные комитеты явились важнейшим орудием народной демократии. Их первой задачей стала мобилизация всех сил и средств для победы над врагом.

В ходе Словацкого национального восстания коммунисты, входившие в революционные органы власти, настойчиво отстаивали интересы трудящихся. Постоянно рос и укреплялся их авторитет в массах. Большое значение для идейного сплочения рабочего класса Словакии и усиления его роли в революционном процессе имело объединение коммунистической и социал-демократической партий. Их объединительный съезд, состоявшийся 17 сентября 1944 г., определил задачи дальнейшего развития революции: национализацию крупных предприятий и банков, проведение земельной реформы, демократическое решение национального вопроса в рамках единого народно-демократического государства. Созванная через месяц в Подбрезовой конференция заводских комитетов полностью поддержала выработанную объединительным съездом программу революционных мероприятий.

Чехословацкое эмигрантское правительство настойчиво стремилось остановить процесс развития революции, лишить новые органы власти законодательных функций, полностью поставить их под свой контроль. Оно требовало, чтобы все свои действия СНС согласовывал с президентом и правительством, поступал в духе действующей конституции, и добивалось предоставления его представителям возможности управлять освобожденной территорией. Словацкий национальный совет решительно отверг эти притязания. 16 октября 1944 г. он принял постановление, в котором прибывший из Лондона «правительственный делегат» рассматривался лишь как посредник между СНС и правительством Рапош П. Чехословакия: путь к социализму. - М.: Просвещение, 1988. - С. 79.

В освобожденных советскими войсками и словацкими повстанцами районах в активную политическую жизнь включались широкие слои трудящихся. Развертывалась деятельность воссозданных партийных организаций и национальных комитетов. Эти районы стали базой мобилизации сил народа на борьбу против немецко-фашистских оккупантов.

В Болгарии народная власть была установлена в результате всеобщего восстания 9 сентября 1944 г. Независимо от того, что в первое правительство Отечественного фронта кроме коммунистов входили и представители других партий, оно осуществляло власть рабочего класса, выступавшего в союзе с трудовым крестьянством и народной интеллигенцией под руководством коммунистической партии.

Правительство Отечественного фронта, возглавляемое руководителем союза «Звено» К. Георгиевым, немедленно приступило к осуществлению глубоких политических и социально-экономических преобразований. Первыми его актами были фактический разрыв союза Болгарии с фашистской Германией и активное участие в войне против гитлеровцев, слом старого буржуазно-фашистского государственного аппарата и создание народных органов власти в лице комитетов Отечественного фронта, роспуск фашистского Народного собрания, образование народной милиции и демократизация армии. По инициативе БРП и при участии партий Отечественного фронта были созданы единая молодежная организация, 30 отраслевых профсоюзов, Болгарский народный женский союз, Общество дружбы с Советским Союзом.

Народная власть сосредоточила свои основные усилия на мобилизации материальных ресурсов страны для борьбы с гитлеровской Германией и принимала решительные меры, направленные против иностранного и местного монополистического капитала. Специальным решением Совета министров от 15 сентября 1944 г. под контроль государства была поставлена вся находившаяся в стране собственность гитлеровской Германии и ее граждан (159 предприятий и фирм с общим капиталом более 2 млрд. левов). Народное государство начало национализацию банков, страховых обществ, шахт, электростанций, ввело контроль над частными внешнеторговыми фирмами. Сильный удар по крупному капиталу нанесли судебные процессы над военными преступниками. У предпринимателей, совершивших преступления против народа и сотрудничавших с гитлеровцами, было конфисковано 146 предприятий.

На предприятиях был установлен общественный контроль за производством и распределением. Его осуществляли первоначально комитеты Отечественного фронта, а с созданием профсоюзных организаций -- фабрично-заводские комитеты. Государство определяло частным предпринимателям норму прибыли, снабжало их сырьем, электроэнергией, топливом. Рабочим и служащим была увеличена зарплата, женщины стали получать оплату за труд наравне с мужчинами.

Органы государственной власти занимались также аграрным вопросом. Крестьянство, освобожденное от монархофашистского гнета и эксплуатации крупных монополий, получало землю и объединялось в трудовые кооперативные земледельческие хозяйства.

Характеризуя путь народной Болгарии, Первый секретарь ЦК БКПТ Председатель Государственного совета Народной Республики Болгарии Т. Живков отмечал, что «этот путь -- подтверждение марксистско-ленинского положения о характере революции 9 сентября, явившейся продолжением и развитием Великой Октябрьской социалистической революции условиях Болгарии, подтверждением всемирного значения общих закономерностей социалистической революции и социалистического строительства, проверенных опытом КПСС и Советского Союза и примененных с учетом специфических условий нашей страны» Ванеева Е. Л. Политические процессы в Болгарии 1944-1948гг. // Славяноведение. -1999. -№4..

В Румынии в результате разгрома немецко-фашистских войск на ее территории и антифашистского вооруженного восстания 23 августа 1944 г. был свергнут военно-фашистский режим И. Антонеску.

«Историческое событие 23 августа 1944 года, -- отмечал Генеральный секретарь РКП, Президент Социалистической Республики Румынии Н. Чаушеску, -- ознаменовало начало народной революции в Румынии, эпохи великих революционных преобразований в экономической и общественной жизни страны, в структуре общества, обеспечило подлинную независимость нашей родины».

После свержения фашизма трудящиеся страны получили возможность более активно воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику государства. Однако новое правительство во главе с генералом К. Санатеску не было подлинно демократическим. Оно состояло в своем большинстве из реакционных генералов, связанных с банковско-промышленными монополиями, и представителей буржуазно-помещичьих партий. Это правительство пыталось остановить революционный процесс, рассчитывая на помощь международной реакции. Оно оставило в неприкосновенности старый государственный аппарат, где видные посты продолжали занимать чиновники, которые раньше служили фашистскому режиму. Вместе с тем правительство Санатеску ставило своей задачей немедленный вывод страны из антисоветской войны и заключение перемирия, восстановление национальной независимости и суверенитета. Поэтому РКП приняла решение войти в правительство.

Несмотря на столь сложную политическую обстановку в стране, революция продолжала развиваться. Реакция была уже не в силах остановить революционный процесс, подавить политическую активность народа, который под руководством коммунистической партии поднялся на борьбу за свое социальное освобождение. Роль гегемона в развернувшейся революции принадлежала пролетариату, который выступал в союзе с основными массами крестьянства и другими мелкобуржуазными слоями населения. Временным попутчиком движущих сил революции на этом этапе являлась часть буржуазии, заинтересованная в проведении мероприятий антифеодального и антифашистского характера. Это обстоятельство позволяло рабочему классу взять курс на мирное развитие революции. Дальнейшему сплочению его рядов способствовало создание единых профсоюзов.

Коммунистическая партия, опираясь на боевые патриотические отряды и возникшие в деревне крестьянские комитеты, разоблачая антинародную политику буржуазно-помещичьих партий, вовлекала массы в борьбу против фашистских элементов и их пособников, за демократизацию государственного аппарата и мобилизовывала трудящихся на оказание помощи фронту.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8