скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Палестино-израильские отношения (1993-2000 гг.) скачать рефераты

p align="left">Палестинский лидер очень рассчитывал на Западную Европу в деле оказания необходимой помощи для поддержки усилий палестинского самоуправления. Он просил, чтобы Европейский союз взял на себя большую политическую ответственность. Усилия европейцев в оказании помощи были гораздо значительней, но политическую роль играли главным образом американцы. ЕС добивался стабильности, но условием последней было укрепление мирного процесса, которого можно было достичь лишь с помощью большего политического присутствия в регионе всех заинтересованных сторон. Рубби А. Указ.соч. С. 339.

Дальнейшее развитие событий на палестинском направлении происходило в очень сложных условиях. 4 ноября 1995 года на самой большой площади Тель-Авива, названной в честь иудейских царей, двумя выстрелами в упор (с расстояния 1,5 метра) был смертельно ранен 73-летний премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. Убийца - 25-летний студент юридического факультета, член правонационалистической еврейской организации Игаль Амир был схвачен на месте преступления и позднее приговорен к десяти годам тюремного заключения. Пырлин Е. Д. Трудный и долгий путь… С. 458. Убийство Рабина явилось ужасным ударом для всего израильского общества, вызвало растерянность в сознании людей. На скамье подсудимых оказались правые из религиозных групп и Ликуда, которые несли тяжелую за развязанную ими пропаганду ненависти и идеологически вооружили убийцу.

Однако уже через два дня после трагического убийства страна собралась с силами. Тело Рабина было выставлено в переднем дворе кнессета. Почти миллион человек прошел мимо гроба днем и вечером 4 ноября и утром следующего дня. В траурной церемонии прощания с Рабином на горе Герцла приняли участие многие крупные политики. Даже от арабского мира присутствовали не только Мубарак и Хусейн, но и министры Марокко, Мавритании, Омана, Катара. Всего проститься с Ицхаком Рабином приехали представители более 80 стран. Ден Кон-Шербок, Дауд эль-Алами. Указ.соч. С. 136. Особенно тяжело смерть Рабина переживал Клинтон. Он указывает, что «у нас с Рабином сложились очень тесные отношения, для которых были характерны искренность, доверие и удивительное взаимопонимание. Мы стали друзьями и это была уникальная дружба - дружба двух людей, которые сообща борются за то, что считают важным и правильным… К тому времени, когда он был убит, я любил его так, как любил очень немногих людей в моей жизни». Клинтон Б. Моя жизнь… С. 758.

Три дня спустя Ясир Арафат в сопровождении Абу Мазена прилетел прямо в Тель-Авив и пришел в дом Рабина, чтобы лично выразить его вдове соболезнования от своего имени и от имени палестинского народа. (Рубби, 342)

Произнося свою речь, внучка И. Рабина Ноа Бен Артци-Пелоссоф сказала: «Дедушка, ты был костром, согревающим наш лагерь, и теперь мы остались одни во тьме и нам холодно». Цит. по: Клинтон Б. Моя жизнь. С. 762. Эти слова отражают то значение, то воздействие, которое смерть премьер-министра оказало на израильское общество и на весь мир. Многие политические наблюдатели отмечали, что позитивные изменения в израильской ближневосточной политике были связаны в первую очередь с твердой линией Рабина, направленной на деловое, взвешенное, сбалансированное решение всех составляющих проблемы ближневосточного урегулирования. Рабин стал одним из наиболее последовательных израильских сторонников мирного, политического решения всех давних и сложных, спорных вопросов арабо-израильских отношений. Лишившись лидера партия «Авода» стала более податливой перед лицом концентрированного давления на нее всех правых и клерикальных партий, которые возглавил блок «Ликуд». Пырлин Е. Д. Трудный и долгий путь… С. 459.

Уже вечером после убийства Рабина временно исполнять обязанности премьер-министра Государства Израиль стал Шимон Перес. Он заявлял о намерении руководства страны выполнять все достигнутые ранее договоренности. Но внутри Израиля усилилось влияние правых и экстремистских, в том числе, религиозных партий и групп, критиковавших правительство за «политику уступок» в отношении арабов. Тем не менее, выполнение положений Временного соглашения было продолжено. В период с 13 ноября по 27 декабря 1995 года израильские войска покинули шесть городов на Западном берегу (Вифлеем, Дженин, Калькилия, Наблус, Тулькарм, Рамаллах) и властные функции перешли к палестинской полиции и местному самоуправлению. Бакланов А. Г. Указ.соч. С. 63. Освобождение сел и городов Трансиордании означало первый настоящий и крупный результат переговоров, начатых два года назад в Осло. А. Рубби пишет: «Теперь можно было сказать, что ставка на мир с Израилем была сделано правильно, что мира нельзя было добиться экстремистским крайностями и радикальными наскоками. Поэтому Арафат мог требовать от самых непримиримых и недоверчивых сложить оружие и обратить свои усилия на мирное строительство новой Палестины». Рубби А. Указ.соч. С. 343 - 344. Крупные народные демонстрации в каждом городе, освобожденном от оккупации, были для Арафата своего рода разгоночным треком для выборов, намеченных на 20 января 1996 года. Желая для себя мира, спокойствия, полноценного гражданского статуса в своем государстве, возвращения беженцев на родину и т. д., палестинцы поддерживали свое руководство постольку, поскольку доверяли его способности обеспечить все это путем переговоров. Усова Е. Ю. Арабо-израильские отношения в системе международных отношений XXI века Общество и политика современного Израиля: Сб. статей/ под ред. А. Д. Эпштейна. - Иерусалим, 2002. С. 267. Мало кто сомневался, что народ выберет Арафата, настолько были велики его популярность и оказываемая ему поддержка. В президентских выборах у него был только один соперник: 72-летняя Самилха Халиль. Она понимала, что не может рассчитывать на победу, но ей хотелось утвердить некоторые пункты своей программы, которые, на ее взгляд, могли быть использованы в будущем Палестинским советом: улучшение соглашений, достигнутых в Осло, создание демократической политической системы, подготовка условий возвращения палестинцев, уехавших в другие страны, утверждение прав женщин. Рубби А. Указ.соч. С. 344.

Выборы на 1697 избирательных участках прошли «относительно спокойно и без существенных нарушений», как отметили 650 международных наблюдателей, специально съехавшихся в Палестину. Там же, С. 346. Спокойствие было бы абсолютно полным, если бы в Хевроне и особенно Иерусалиме в выборы не вмешались правые еврейские элементы, пытавшиеся организовать демонстрации против голосования и помешать избирателям прийти на избирательные участки. Несмотря на эти эпизоды, глава международных наблюдателей, швед Карл Лидбон, заявил, что «результаты могут считаться точным отражением воли избирателей». Цит по: Рубби А. Указ.соч. С. 347. Результаты голосования превзошли все ожидания. 79,9 % из чуть более одного миллиона зарегистрированных избирателей пришли к избирательным урнам. Однако в Восточном Иерусалиме в выборах приняло участие не более 30 % жителей, имевших право голоса, что было вызвано давлением израильских властей на иерусалимских арабов посредством косвенных рычагов. Израильтяне предупреждали, что участие в выборах может поставить под сомнение привилегированный статус арабов, которым они пользовались в качестве израильских резидентов. Прежде всего, это касалось доступа к различным программам национальной системы социального обеспечения, а также обладания израильским удостоверением личности, обеспечивающим полную свободу передвижения, в отличие от статуса арабских жителей Западного берега и Сектора Газа. Носенко Т. В. Иерусалим. М.: Олма-пресс, 2003. С. 408. В Газе к урнам явилось свыше 90 % избирателей, что стало полным провалом для ХАМАСа и необычно крупным успехом политики Арафата. 87 % голосов, отданных за Арафата, можно было рассматривать как своего рода народное одобрение его политики, но и в почти 10 % отданных за Самилху Халиль, и особенно в крупных личных достижениях таких кандидатов как Абдель Шафи в Газе и Ханана Ашрави в Иерусалиме, содержалось предупреждение о необходимости сдерживать возможные авторитарные поползновения и считаться с особо насущными потребностями, такими как права женщин и гражданские права. Рубби А. Указ.соч. С. 347 - 348. Среди 88 избранных в Палестинский совет большинство избранных отражало точку зрения Фатха, хотя и там были представители политических и религиозных меньшинств, а также отдельные сильные личности, вряд ли поддававшиеся приручению. Палестинский совет был избран для работы в переходный период, который, как утверждал Абу Мазен, закончится «провозглашением палестинского государства». Цит по: Рубби А. Указ.соч. С. 348. Этот период должен был продолжаться максимум три года, в течение которых надлежало обсудить ключевые проблемы, касающиеся беженцев, израильских поселений, судьбы Иерусалима, границ, использования водных ресурсов, экономических отношений с соседями.

Начался новый этап развития ситуации на территории Палестины. Был образован орган самоуправления, легитимность которого признавали израильтяне. Вместе с тем, экономическая ситуация на палестинских территориях была крайне тяжелой (низкие темпы развития, высокий уровень безработицы и др.). Это создавало благоприятную среду для пропаганды экстремистских элементов. Следует отметить, что в конце 1995 - начале 1996 года значительно активизировались усилия международного сообщества по оказанию финансово-экономической поддержки палестинцам. В январе 1996 года в Париже состоялась Конференция по вопросам экономического содействия народу Палестины, которая приняла обстоятельный и конкретный план действий. Бакланов А. Г. Указ.соч. С. 63. С этого момента началось строительство нового государства и новой системы отношений, основанных на сосуществовании и сотрудничестве с другими государствами и с другими народами региона.

Вплоть до весны 1996 г. израильтяне поддерживали с палестинцами закрытый диалог по проблемам урегулирования. Важнейшим вопросом, который рассматривался в ходе переговоров, были варианты решения иерусалимской проблемы. Во время этих закулисных контактов, в которых с израильской стороны участвовали доктор Я. Хиршфельд из университета Хайфы и бывший заместитель министра иностранных дел И. Бейлин, а со стороны палестинцев - заместитель главы Палестинской автономии Абу Мазен, обсуждалась идея включения арабского пригородного поселка Абу-Дис в муниципальные границы Иерусалима для последующего размещения в нем столицы Палестинского государства. Предлагалось выделить в Восточном Иерусалиме «еврейские округа» под управлением израильского муниципалитета и «арабские округа» в ведении палестинского муниципалитеты. Вопрос о суверенитете над Восточном Иерусалимом оставался открытым. Исходя из этого, израильтяне полагали, что палестинцы будто бы готовы смириться с утратой Восточного Иерусалима. В действительности палестинцы не отказывались от своей стратегической задачи возвращения под свой контроль всего Восточного Иерусалима, но пока использовали на переговорах тактику маневрирования. Носенко Т. В. Иерусалим… С. 409.

В создавшихся условиях было важно продолжить выполнение уже согласованных решений. 5 мая 1996 г. в египетском курортном местечке Таба, на южной оконечности Синайского полуострова, в соответствии с Временным соглашением было проведено первое заседание палестинской и израильской делегации по вопросам окончательного статуса. Израильскую делегацию возглавлял генеральный директор МИД Ури Савир, палестинскую - секретарь Исполкома ООП Абу Мазен. В церемонии по случаю открытия переговоров приняли участие представители коспонсоров ближневосточного мирного процесса Российская Федерации, США, ООН. ЕС, а также представители Японии и Норвегии. Палестинская и израильская стороны говорили о необходимости проявлять сдержанность и работать во имя достижения стабильного мира на Ближнем Востоке, что предполагало решение таких принципиальных вопросов, как определение статуса Иерусалима, будущего израильских поселений, проблемы беженцев, водных ресурсов. Требовалось также найти компромисс по проблеме полномочий в области внешних сношений и безопасности, которыми будут обладать палестинские органы власти. Палестинские представители подчеркивали важность решения всех оставшихся проблем переходного периода, включая передислокацию израильских войск, освобождение израильских заключенных, создание безопасных переходов между палестинскими территориями в Газе и на Западном берегу реки Иордана и др. Бакланов А. Г. Указ.соч. с. 63. Встреча в Табе открывала возможности мирного процесса.

Таким образом, в рассматриваемый период времени наблюдаются попытки реализации Декларации принципов о временных мерах по самоуправлению, подписанной в 1993 г. Несмотря на активизацию экстремистов, сторонам все же удалось достигнуть консенсуса по многим вопросам промежуточного характера, заключить важные соглашения, предусматривающие реализацию отдельных статей и пунктов Декларации принципов, и вплотную приблизиться к переговорам по окончательному статусу. К сожалению, ценой этим соглашениям стало убийство одного из главных поборников мирного процесса премьер-министра Израиля И. Рабина. Тем не менее, достижения позволяли всему миру надеяться на дальнейшее развитие мирного процесса и, в конце концов, устранения палестино-израильского противоречий как составной части ближневосточного конфликта.

ГЛАВА 2 ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1996 - 2000

2.1 Приход к власти Б. Нетаньяху и его политика

29 мая 1996 г. лидер блока Ликуд Беньямин Нетаньяху одержал победу на выборах в Израиле и заменил Шимона Переса на посту премьер-министра. Перес проиграл своему сопернику 0,6 % голосов, но эти немногочисленные голоса, как предсказывали многие политические наблюдатели, «по существу решили дальнейшую судьбу не только Израиля, но и всего мирного процесса на Ближнем Востоке». Пырлин Е. Д. Трудный и долгий… С. 460. Однако большинство мест в кнессете получила «Авода» (Партия труда) - 34 места. Нетаньяху сформировал коалиционное правительство, в которое вошли представители партий, отрицательно относящихся к договоренностям в Осло: религиозный блок, новая русская иммигрантская партия, центристская партия «Третий путь». Ден Кон-Шербок, Дауд эль-Алами. Указ.соч. С.138. Исследователи отмечают тот факт, что победа Нетаньяху во многом была обусловлена резким ростом обеспокоенности израильтян проблемами обеспечения личной безопасности вследствие усиления палестинского терроризма. Таким образом, линия Ш. Переса - И. Рабина на мирное урегулирование палестино-израильского конфликта с позиции «территории в обмен на мир» победив на выборах 1992, в 1996 г. уступила «жесткой» линии Б. Нетаньяху.Карасова Т. А. Политическая ситуация в Израиле между выборами 1996 и 2001 годов. Политологический анализ //Общество и политика современного Израиля: Сб. статей/ под ред. А. Д. Эпштейна.Иерусалим: 2002. - С. 181.

Следует отметить, что СМИ Израиля в ходе предвыборной кампании единодушно поддержали Переса, и поэтому представители прессы были весьма враждебно настроены к новому премьеру «укравшему» власть у Рабочей партии. Вследствие этого Нетаньяху старался быть предельно осторожным в своих высказываниях. Он постоянно снабжал журналистов новым материалом. Он всегда держался очень спокойно и уверенно, хотя понимал, что представители израильской прессы пристально следят за каждой фразой, за каждым жестом. Премьер взвешивал буквально каждое слово и после завершения встреч с израильской прессой вместе с помощниками анализировал свои ответы на вопросы. Шехтер Д. Рядом с премьер-министрами. Иерусалим: ГешаримМ: Мосты культуры, 2001. С.185 - 194.

В первой публичной речи после победы на выборах он обещал продолжить дело мира и поддерживать безопасность на Ближнем Востоке. Однако состоявшиеся уже в начале сентября переговоры Арафата и Нетаньяху продемонстрировали возросшую жесткость израильской стороны. Стало известно, что израильское правительство разрабатывает дополнительные планы поселения израильтян на Западном берегу. Первые шаги правительства Нетаньяху были следующим образом охарактеризованы бывшим израильским министром Узи Барамом: «Ясно, что правительство провоцирует палестинцев. Это все равно, что играть с пороховой бочкой, и это ставит под удар всех нас. Цит по: Пырлин Е. Д. 100 лет… С. 342.

В сентябре 1996 г. Б. Нетаньяху осуществил визит в США с целью попытаться заложить основу нового типа взаимоотношений израильского правительства с американской администрацией. По словам Нетаньяху, до него существовали только два типа таких отношений: или Израиль шел на уступки своим соседям - и Белый дом одобрительно похлопывал его по плечу, - или же Израиль проявлял неуступчивость - и тогда возникала конфронтация. Нетаньяху попробовал создать третий тип отношений - между равными партнерами. Он рассчитывал, что резко возросшая экономическая мощь Израиля, уменьшившая зависимость от помощи США, а также его личное знание американских реалий и тесные связи с руководством республиканской и демократической партий сделают эту задачу разрешимой. Однако этой цели достигнуть не удалось. Шехтер Д. Рядом с премьер-министрами… С. 200.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10