скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Отношения Российской Федерации со странами СНГ скачать рефераты

Отношения Российской Федерации со странами СНГ

20

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет"

Кафедра истории и политологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Тема: Отношения Российской Федерации со странами СНГ

Выполнила: Поповичева О.А.

Студентка 1 курса, 3г10м, спец.080109

Преподаватель: Стрельников С.В.

Санкт-Петербург

2010

Оглавление

  • Введение
    • Неинтегрирующееся Содружество
    • Стратегическое партнёрство
    • Жизненно важное пространство
    • Что надо для реальной интеграции
    • Остатки гуманитарного пространства
    • Заключение
    • Список использованных источников
Введение

Перед входом в Беловежскую Пущу стоит памятник погибшим защитникам Родины: последний оставшийся в живых боец тянется к пулемету "максим", в котором осталось совсем немного патронов, на одну, последнюю очередь.27 июня 1941 года, в 612-м квартале Беловежской Пущи приняли неравный бой против роты гитлеровцев три советских солдата. Сражались за Советский Союз столь упорно и мужественно, что оставшиеся в живых фашисты, отдавая дань солдатскому подвигу, похоронили их с почестями. Ровно через пятьдесят лет в соседнем (по сетке), 685-м квартале, оказались три лидера политического фронта: Станислав Шушкевич, Леонид Кравчук и Борис Ельцин. Они сделали прямо противоположное тому, что произошло 50 лет назад. Восьмого декабря 1991 года, в Беловежской пуще, в резиденции руководителей Белоруссии в Вискулях, лидеры трех славянских республик подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В этом документе было сказано: "Союз ССР как субъект международного политического права прекратил свое существование". Этим документом была поставлена точка в существовании великой державы. Три государства объединились в СНГ и пригласили вступить в Содружество новые государства бывшего СССР. Вскоре после этого руководители среднеазиатских республик и Казахстана заявили в Ашхабаде о намерении примкнуть к СНГ.21 Декабря состоялась алма-атинская встреча лидеров брестской "тройки", "ашхабадской" пятерки и Армении. На ней была принята Декларация об окончательном прекращении существования СССР и урегулировании связанных с этим проблем. До конца 1991 г. к СНГ присоединились также Молдова и Азербайджан.25 декабря М.С. Горбачев подписал указ о снятии с себя функций Верховного главнокомандующего и заявил о своём уходе с поста Президента СССР. В этот же вечер с флагштока над Большим Кремлевским дворцом был спущен красный флаг СССР и поднят бело-лазорево - красный флаг - российский стяг.25-26 декабря 1991 г. одна из двух палат Верховного Совета бывшего СССР - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР. Международное сообщество признало независимость всех бывших союзных республик. Правопреемником СССР была объявлена Россия. Имущественные и финансовые обязательства СССР были приняты ею на себя в обмен на заграничное имущество и другие активы Советского Союза (такой порядок урегулирования обязательств СССР не был признан Украиной, претендующей на часть совзагранактивов, золотого запаса СССР и возмещение Россией долгов перед вкладчиками Украинского Сбербанка). В декабре 1993 г. к Соглашению о создании СНГ присоединилась Грузия. В августе 2009 г Грузия официально вышла из СНГ.

Неинтегрирующееся Содружество

Созданное 19 лет тому назад из осколков бывшей державы - постсоветских стран - Содружество Независимых Государств фактически сыграло роль структуры по их мирному разводу. Исход России из СССР обернулся для неё катастрофическими и невосполнимыми геополитическими, геоэкономическими и военно-стратегическими потерями. Реалии новой ситуации серьёзно ослабили не только экономическую, но и национальную безопасность России. Ситуация усугубляется тем, что большинство постсоветских стран поставили стратегическую цель оторваться от Российской Федерации, в том числе за счёт снижения значимости русского этнического фактора в ущерб экономическому сотрудничеству с правопреемницей бывшей державы. Такое развитие событий существенно ослабляет позиции России, но в то же самое время это полностью поддерживается странами Запада. Следует признать: новая Россия не смогла в полной мере стать лидером, взвалить на себя бремя главного интегратора постсоветского мира. Её отношения с бывшими союзными республиками не носят ярко выраженного интеграционного характера, а переведены на уровень выстраивания преимущественно двухсторонних связей. Слабая интеграция привела к тому, что СНГ так и осталось "содружеством на бумаге". Параллельно с Содружеством появилось ещё несколько субрегиональных интеграционных группировок. Но это не привело к реинтеграции постсоветского пространства ни в формате 12 стран СНГ, ни в рамках ЕврАзЭС, ни в ЕЭП "Большой четвёрки" (Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина), ни в российско-белорусском Союзном государстве. Вместе с тем роль России велика. Например, в деле поддержания жизнеспособности новоиспечённых государств, которые до сих пор так и не сформировались как самодостаточные из осколков бывшей державы. Взять хотя бы во внимание такие факты, как, например, неоднократное списание многомиллиардных долгов постсоветских стран, льготные цены на российские энергоносители, режим свободного перемещения граждан в пределах СНГ, в результате действия которого из России в государства Содружества мигрантами ежегодно вывозится, по оценкам МИД РФ, порядка 16-20 миллиардов долларов. Другими словами, Россия помогает снижать социально-экономическую напряженность в этих странах. При этом выгоды России от использования рабочих-мигрантов никто не подсчитывал, а вот минусы от их наплыва в РФ видны невооруженным взглядом. К примеру, именно наличие миллионов мигрантов из стран СНГ приводит к понижению цены рабочей силы в России и закреплению уровня низких зарплат занятых рабочих и служащих титульных наций, что ведет в конечном итоге к дальнейшему усилению социального расслоения народа Российской Федерации и росту социально-этнического напряжения в стране. Процессы разделения на части постсоветского пространства, к сожалению, ещё не закончились. Они прекратятся только тогда, когда Россия сможет проводить продуманную и целеустремленную политику, направленную на объединение хотя бы ключевых государств СНГ, чтобы выйти на качественно новый уровень экономического развития и совместно противостоять вызовам глобализации. А страны Содружества, в свою очередь, начнут осознавать, что в условиях глобализирующегося мира сохранить фактическую независимость они смогут, лишь организовавшись вместе с Россией в реально действующее и эффективное сообщество. Непосредственным фактором, определяющим интенсивность интеграционных процессов, является состояние экономики России - её динамика и тенденции структурного развития. Превращение России в топливно-сырьевой придаток развитых стран и постепенное закрепление этой роли в системе международного разделения труда ведёт к дальнейшей деиндустриализации страны. Это может не позволить России в перспективе участвовать в субрегиональной интеграции в качестве ядра постсоветского пространства.

Стратегическое партнёрство

Период сепаратного существования России и других бывших союзных республик чётко подразделяется на два этапа. Первые восемь лет (1991-1999) - эпоха первого президента РФ Бориса Ельцина, период безудержного и ускоренного размежевания образовавшихся суверенных государств. Следующий период начался с приходом в Кремль Владимира Путина (1999-2008), а затем Дмитрия Анатольевича Медведева. Принципы "стратегического партнёрства" были сформулированы ещё в 1999 году. Предусматривалась новая динамика торгово-экономических, политических, гуманитарных и других направлений сотрудничества и в перспективе - интегрирование России в целостную мирохозяйственную систему на основе учёта национальных интересов каждого участника такого сотрудничества. Это означало, с одной стороны, отказ Москвы от неоправданного альтруизма в отношениях с партнерами по СНГ, с другой - проведение прагматической политики. Согласно такому подходу к развитию взаимоотношений, страны СНГ официально были объявлены первостепенными приоритетными партнерами во внешней политике России. В действительности, например, в торгово-экономической сфере, они таковыми не стали. С момента возникновения СНГ мы ежегодно наблюдаем падение объёмов товарооборота во взаимной торговле входящих в него стран (как правило, на 10-15% по сравнению с предыдущим годом). За 1992-2008 годы он сократился более чем в четыре раза. А ведь увеличение товарооборота - основной принятый в мировой практике показатель эффективности интеграционных процессов. Удельный вес торговли стран Содружества между собой на протяжении последних лет составлял только около трети общего объёма внешней торговли СНГ, тогда как в 1991 году этот показатель равнялся 60%, когда ещё Россия была главным связующим звеном в этом процессе. Несмотря на неудачи в воссоздании единого экономического пространства на новой институциональной и правовой основе, следует констатировать, что между странами СНГ по-прежнему сохраняется достаточно глубокая экономическая взаимозависимость, игнорировать которую было бы большой ошибкой. Содружество при всей своей аморфности оказывается нужным, как для Российской Федерации, так и для других бывших советских республик (создание единого оборонного, экономического и гуманитарного пространства). Постсоветские государства нуждаются не только в энергоресурсах из России (особенно Украина, Белоруссия, Армения, Молдавия), но и в российском емком рынке для своих товаров, в первую очередь сельскохозяйственной продукции. Через российскую территорию и транспортные пути осуществляется транзит грузопотоков с дальним зарубежьем. Во многом и Россия заинтересована сохранять торгово-экономические связи со своими ближними и традиционными партнерами. По имеющимся оценкам, 102 отрасли экономики Российской Федерации напрямую зависят от кооперационных связей в странах Содружества (в том числе в военно-промышленном комплексе, машиностроении, легкой и химической промышленности и др.). Сегодня экономическая и интеграционная роль России на постсоветском пространстве снизилась до 15% - такова доля стран СНГ в совокупном российском внешнеторговом товарообороте. Для сравнения: удельный вес внешней торговли РФ со странами Евросоюза увеличился за последние годы до 54% и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Усиление подобного перекоса во внешней торговле Российской Федерации ведёт, с одной стороны, к повышению внешнеэкономической зависимости её национального хозяйства от более сильных и сплочённых западноевропейских торговых партнёров, а с другой - к сжатию интеграции постсоветского экономического пространства. В конечном итоге в данном внешнеторговом дисбалансе проявляется превышение пороговых значений экономической безопасности страны. Следовательно, при сохранении такой тенденции шансы на то, что влияние России на постсоветском экономическом пространстве будет усиливаться, невелики. Тем не менее, именно c конца 90-х годов стал доминировать стратегический подход в сотрудничестве с внешним миром: если при взаимодействии с дальним зарубежьем Россия стремится в первую очередь достичь экономической эффективности и извлечь выгоды от участия в международном разделении труда, то на постсоветском пространстве Россия обязана исходить из двух критериев - экономической эффективности и геополитической целесообразности.

Жизненно важное пространство

Принципы стратегического партнерства другими странами, в том числе на пространстве СНГ, предусматривают новую динамику торгово-экономических, политических, гуманитарных и других направлений сотрудничества и в перспективе интегрирование России в целостную мирохозяйственную систему на основе учета национальных интересов каждого участника такого сотрудничества. Это означает отказ Москвы от неоправданного альтруизма в отношениях с партнерами по СНГ, характерного для эпохи Ельцина, и переход к прагматической политике, главным образом в выстраивании двусторонних отношений с бывшими союзными республиками. Страны СНГ были официально объявлены приоритетными партнерами во внешней политике России. В действительности же, например в главной, торгово-экономической сфере они таковыми не стали. Тем не менее стал доминировать стратегический подход к сотрудничеству с внешним миром: если при взаимодействии с дальним зарубежьем Россия стремится в первую очередь к экономически эффективному участию в международном разделении труда, то на постсоветском пространстве она исходит из двух критериев - экономической эффективности и геополитической целесообразности. Для России как одной из мировых держав пространство СНГ является ключевой зоной её геополитических интересов. А геополитика в настоящее время стоит очень дорого. И если Россия не хочет окончательно утратить свои позиции и отказаться от защиты своих интересов в ближнем зарубежье, то она обязана наращивать своё присутствие в зоне СНГ. Поэтому совсем не случайно в июле 2004 г. на заседании Совета безопасности РФ В.В. Путин высказал свою озабоченность состоянием интеграции постсоветского экономического и политического пространства: "Мы подошли к определенному рубежу в развитии СНГ и, по сути, находимся перед альтернативой. Либо мы добьемся качественного укрепления Содружества, создадим структуру, либо нас неизбежно ждет размывание этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в СНГ среди его государств-участников" Цит. по: РИА "Новости". 19.07.2004.. Владимир Путин не раз заявлял, что Россия сталкивается в зоне СНГ с растущей политической и экономической конкуренцией со стороны Евросоюза, США, Японии и Китая. Следует признать, что Россия всё больше проигрывает в этом жёстком противоборстве. Равновесие сил на пространстве СНГ заметно разрушается под воздействием напора центров сил и влияния не в пользу России. Настоящей пробой сил и реальным противодействием такой политике явился адекватный ответ России на нападение Грузии на Южную Осетию. Президент России Дмитрий Медведев впервые за время существования новой России во всеуслышание предупредил, что российское руководство не позволит создавать угрозы национальной безопасности страны по всему периметру её внешних границ. Была, по сути, подтверждена очевидная геополитическая реальность: зона СНГ является жизненно важным пространством для Российской Федерации. Таким образом, если до последнего времени Россия зачастую отказывалась от защиты своих интересов в ближнем зарубежье, то сейчас наступило время реальных действий в сфере укрепления национальной безопасности страны и наращивания присутствия в зоне СНГ, в том числе через государственные ассигнования на мероприятия по усилению национальной внешней политики в ближнем зарубежье.

Что надо для реальной интеграции

В этих непростых условиях России при разработке внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии в отношении стран СНГ и всего постсоветского пространства необходимо:

· Во-первых, определиться с более чёткой иерархией интеграционных приоритетов РФ на постсоветском пространстве, чтобы отказаться от множественности порой совсем неэффективных и перекрывающих друг друга интеграционных проектов. До недавнего времени основная ставка российского руководства, делавшаяся на формирование ЕЭП "Большой четвёрки", так и не привела к существенным позитивным результатам, а принесла одни разочарования и экономический проигрыш для России. В частности, Украина пожелала участвовать в ЕЭП только на стадии формирования зоны свободной торговли, чтобы получать российские энергоносители по субсидированным ценам. Процесс формирования ЕЭП зашел в тупик.

· Во-вторых, расширение Таможенного союза, вступившего в силу 5 июля 2010 г. Россия, Казахстан и Белоруссия подписали Заявление о вступление в действие Таможенного кодекса. "Подписано Заявление о вступление в действие Таможенного кодекса, в отношении трех стран он применяется с 6 июля, для России и Казахстана - с 1 июля", - сообщил журналистам после саммита Президент РФ Дмитрий Медведев. Он назвал формирование Таможенного союза "выгодным и интересным делом". ИТАР-ТАСС Урал, 19.11.2010

Страницы: 1, 2