скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Отечественная история скачать рефераты

p align="left">3.По социально-экономическим показателям восточнославянского общества

Социально-экономический статус восточного славянства во второй половине 1-го тысячелетия н.э характеризуется разложением первобытно-общинного строя, формированием классового общества, превращением родовых органов власти в органы экономически господствующего класса и наконец появлением государства.

Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено прежде всего внутренними социально-экономическими процессами. Но большое значение имели и другие факторы - необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение войн, организации торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием противоречий.

Форму общественных отношений славян в 7-8 веках можно определить как военную демократию. Её существенными признаками являются: 1) участие всех членов-мужчин племенного союза в решении важнейших общественных проблем 2) особая роль народного собрания как высшего органа власти 3) всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседкой общины ("верви") и патриархального рабства.

Образование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено разложением кровнородственных отношений. К 18 веку на территории, населенной славянскими племенами, было организовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих преобразований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группой становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в ещё более крупные формирования. Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племён с центром в Киеве), Славия (северная группа - Новгород), Артания (юго-восточная группа - Рязань). В 9 веке большая часть славянских племён сливаются в территориальный союз, получивший название "Русская земля". Центром объединения был Киев, где правила легендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

Советская историческая и историко-правовая наука в части разоблачения норманнской теории представлена работами Б.Д. Грекова, А.С. Лихачева, В.В.Мвродина, А.Н. Насонова, В.Т. Пашуто, Б.А. Рыбакова, М.Н. Тихомирова, Л,В. Черепнина, И.П. Шескольского, С.В. Юшкова и др. Они доказывали необъективность норманнской теории. Норманны никакого отношения не имеют к разложению первобытнообщинного строя и развитию феодальных отношений. Влияние на Русь норманнов ничтожно хотя бы потому, что уровень их общественного и культурного развития не был выше чем в Древней Руси.

Б.Д. Грекова формирование Древнерусского государства рассматривала как результат многовекового процесса социально-экономического развития восточнославянского общества, протекавшего на огромном пространстве от Ладоги до низовьев Днепра и от Карпат до бассейна Оки и нижней Волги. Совершенно очевидным при этом становился тот факт, что радикальные социально-экономические изменения на столь огромной территории не могли быть результатом деятельности отрядов чужеземных пришельцев-завоевателей, даже если бы эти отряды состояли не из сотен, а из тысяч воинов.

Формирование нового похода к варяжской проблеме в отечественной науке связано с именем В.Т. Пашуто, ученого, чей анализ письменных источников позволил выработать тот взгляд на роль варягов, которого придерживается на сегодняшний день большинство исследователей: "Взгляд на Древнюю Русь как этнически неоднородное государство, выросшее из конфедерации земель-княжений, возглавляемых славянской знатью, дает возможность более точно оценить отношения Древнерусского государства со странами Северной Европы... Источники свидетельствуют о деятельности норманнских выходцев на Руси сперва (до X в.) как о неудачливых враждебных "находниках". Затем в качестве наемников-князей, воинов, купцов, дипломатов они сыграли некоторую роль в строительстве славянской знатью огромного и многоязычного Древнерусского государства."

Ученый признает объединение Руси под властью князей варяжской династии, но указывает, что уже до этого момента Русь представляла собой конфедерацию 14 княжений, выросших на землях бывших племен… Варяги не принесли на Русь своей княжеской власти, не разделили общество на правящих и управляемых. Иноземцы в качестве князей, дружин, купцов имели второстепенное значение. Варяжские князья правили от имени давших им власть славянских мужей, а варяжские дружины были лишь одним из слагаемых рати, в которой преобладали славянские вои. В письменных источниках, по мнению Пашуто, нет данных ни о завоевании Руси норманнами, ни о ее колонизации.

Известные внешние влияния имели место, но решающей роли в складывании древнерусской государственности они не играли. Навязать государственность обществу, живущему при родовых порядках, невозможно, поскольку чужеродные элементы социальной жизни будут отторгаться, особенно если отсутствуют благоприятные условия для их развития. При этом нужно помнить, что в Швеции и Норвегии (Скандинавия) классовое общество и государство сложились значительно позже, чем на Руси, а потому никак не могли повлиять на формирование Киевского государства. Наиболее активная часть скандинавов была организована в вооруженные отряды мореходов-разбойников (викингов, норманнов, варягов), которые возглавляли военные предводители (конунги), а не монархи. Викинги терроризировали прибрежные районы Европы, заходили в южные моря, оседали в захваченных областях (например, в Нормандии - на западе Франции, на Сицилии, на востоке Британии). Вероятно, некоторые из них, вступая в соглашение с местной славянской знатью, захватывали власть в отдельных восточнославянских землях. Однако становясь славянскими князьями, они оказывались в тесной связи с местной знатью и отражали ее интересы, а сами быстро теряли свой этнический облик, язык и постепенно ославянивались. С большой долей уверенности можно утверждать, что варяги стали катализатором, ускорившим процесс государствообразования у восточных славян.

4.По политическим показателям восточнославянского общества

Очень показателен в этом отношении красочный рассказ историка правда уже XX века М.А.Алпатова о возникновении норманнской теории: "Тени двух соотечественников - Рюрика и Карла XII - витали над теми, на чьих глазах рождался этот вопрос. Полтавская виктория сокрушила амбиции завоевателей времен Карла XII, норманнская теория, возводившая русскую государственность к Рюрику, наносила удар по амбициям русских с исторического флага. Это был идейный реванш за Полтаву. Покрытый пылью веков древний сказ о варягах обрел новую жизнь, стал острейшим современным сюжетом... Варяжский вопрос, следовательно, родился не в Киеве в летописные времена, а в Петербурге в XVIII в. Он возник как антирусское явление и возник не в сфере науки, а в области политики. Человеком, который произвел первый "выстрел" в этой баталии, был Байер".

Норманнский взгляд поддерживало большинство ученых, в том числе русских. Наиболее основательно он выражен в трудах Н.М. Карамзина.

Первый вопрос, которым задается Н.М. Каразмин, это "вопрос: кого именует Нестор Варягами? … по известию Несторовой летописи, Варяги овладели странами Чуди, Славян, Кривичей и Мери, не было на Севере другого народа, кроме Скандинавов, столь отважного и сильного, чтобы завевать всю обширную землю от Балтийского моря до Ростова (жилища Мери): то мы уже с великой вероятностью можем заключить, что Летописец наш разумеет их под именем Варягов." Таким образом, под варягами Н.М. Карамзин понимает скандинавов. В качестве аргументов выступают сообщения летописи, скандинавские имена варяжских князей.

Второй вопрос: "…какой народ, в особенности называясь Русью, дал отечеству нашему и первых Государей и самое имя…?". Н.М. Карамзин отождествляет варягов с Русью и помещает их в Королевство Шведское, "где одна приморская область издавна именуется Росскою, Ros-lagen, и Финны доныне именуют всех ее жителей Россиами, Ротсами, Руотсами".

Таким образом, Н.М. Карамзин ведет свое исследование так же как и норманнисты XVIII в., например Г.З. Байер, основываясь так же на сообщения Повести временных лет. Однако события начала русской государственности в "норманнистской" трактовке Н.М. Карамзина получили интересную, вовсе не уничижающую славян оценку: "…Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление, и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями.

Желая некоторым образом изъяснить сие важное происшествие, мы думаем, что Варяги, овладевшие странами Чуди и Славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и соблюдали справедливость. Господствуя на морях, имея в девятом веке отношения с Югом и Западом Европы, Варяги или Норманы долженствовали быть образованнее Славян и Финнов, заключенных в диких пределах Севера; могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа.

Бояре Славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против Норманов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастие, не сумели восстановить древних законов и ввергли отечество в бездну междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может, быть о выгодном и спокойном правлении Норманском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и Славяне, убежденные - как говорит предание - советом Новгородского старейшины Гостомысла, потребовали Властителей от Варягов…"

Таким образом, Древнерусское государство Киевская Русь было основано, по мнению Н.М. Карамзина, иноземцами, но не путем завоевания как многие другие современные ему государства, а мирным путем, через призвание князей.

Борьбу с этой "теорией" вели В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др. Норманнскую теорию подвергали критике русские историки С.А. Геодонов, И.Е. Забелин, А.И. Костомаров и др.

Суть возражений та же, что и в XVIII в.: признается факт призвания варягов, то есть норманнов, при этом утверждается, что государственность славянская имеет истоки не на севере в Новгороде в его варягами, а на юге, в Киеве. В качестве основного источника так же используется Повесть временных лет.

Новшеством XIX века пожалуй следует признать представление о славянском происхождении первых киевских князей, а кроме того появляется новое представление о том, что процесс образования государства явление довольно сложение, а поэтому при ведущей роли варягов не могло состояться без соответствующего развития общественных отношений самих славян.

Это мнение мы встречаем в "Курсе русской истории" у В.О. Ключевского: "Слово "Русь", по предположению автора "Повести о Русской земле", первоначальное значение имело племенное: так называлось то варяжское племя, из которого вышли первые наши князья. Потом это слово получило сословное значение... Позднее Русь или Русская земля... - получило географическое значение. Наконец в XI-XII вв., когда Русь как племя слилась с туземными славянами, оба эти термина Русь и Русская земля ... являются со значением политическим: так стала называться вся территория, подвластная русским князьям…имена первых русских князей-варягов и их дружинников почти все скандинавского происхождения; те же имена встречаем и в скандинавских сагах: Рюрик в форме Hrorekr, Олег по древнекиевскому выговору на "о" - Helgi, Ольга -Helga, Игорь - Ingvarr и т.п.... Из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение русского славянства; Киевское варяжское княжество ... стало зеркалом того союза славянских и соседних финских племен, который можно признать первоначальной формой Русского государства".

Таким образом, следует отметить противоречия: 1) государственность у славян существовала ещё до варягов 2) историки не могут согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства, считая, что государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся "мужей") Главным опровержением норманнской теории может являться высокий уровень социального и политического развития, государство было опосредовано многовековым развитием восточного славянства.

Я придерживаюсь теории умеренного норманнизма (скандинавы внёсли решающую лепту в создание государства на Руси, так как в то время существовала лишь зародышная система государства. Но они не внесли свою культуру, так как культурные традиции на Руси были весьма длительны и автономны, балтийские государства имели более развитый государственный аппарат, а также более продвинутую военную систему и аппарат принуждения).

Точно не известно, когда возникли первые княжества у восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства. Считается, что они присутствовали до 862 года (в германских хрониках, например, русские князи уже с 839 года именуются хаканами-царями.

Но момент объединения восточно-славянских земель в одно государство, под чётким руководством из центра известен достоверно: в 882 году 2 крупнейших политических центра древних славян Киевский и Новгородский объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца 9 века до начала 11 века это государство включало территории других славянских племён: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалась племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племён, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Задача №2

Приведите аргументы двух позиций в оценке событий Смуты (конец XVI - начало XVII вв.) в исторической науке используя факты, анализ и обобщение, проведение причинно-следственных связей между событиями и процессами, по социальным, экономическим, политическим и культурным показателям и изменениям.

Понятие "Смута" пришло в историографию из народного лексикона, означая прежде всего анархию и крайнюю неустроенность общественной жизни.

По мнению К. С. Аксакова и В. О. Ключевского, в центре событий была проблема законности верховной власти. Н. И. Костомаров сводил суть кризиса к политическому вмешательству Польши и интригам католической церкви. Подобный взгляд высказывал американский историк Дж. Биллингтон- он прямо говорил о Смуте как о религиозной войне. И. Е. Забелин рассматривал Смуту как борьбу между стадным и национальным принципами. Представителем стадного принципа являлось боярство, жертвовавшее национальными интересами ради собственных привилегий. Такая мысль не чужда была и Ключевскому.

Значительный блок в историографии Смуты занимают труды, где она представлена как мощный социальный конфликт. С. Ф. Платонов видел несколько уровней этого конфликта: между боярством и дворянством, между помещиками и крестьянством и др. Н. Н. Фирсов в 1927 году говорил о крестьянской революции как о реакции на развитие торгового капитала.

В. Б. Кобрин определил Смутное время как "сложнейшее переплетение разнообразных противоречий- сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых".

Первая позиция: главным стержнем Смуты была классовая борьба, причиной которой было усиление эксплуатации низших слоев и дальнейшего оформление крепостной системы во второй половине XVI - начале XVII вв. Смута явилась реакцией на эти процессы.

Расположите аргументы в виде пунктов:

1. С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств среднего и нижнего Поволжья, сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и помещичьего "тягла", и эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило государственное помещичье тягло на оставшихся. Рост поместного землевладения отдавал все большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться, всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений. Положение холопов "полных" и "кабальных" всегда было достаточно тяжелым, а в конце 16в. Число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех, прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.

Страницы: 1, 2, 3, 4