скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Основные тенденции развития органов внутренних дел России в 80-е - 90-е годы скачать рефераты

Основные тенденции развития органов внутренних дел России в 80-е - 90-е годы

1

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра: государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: История органов внутренних дел.

РЕФЕРАТ

по теме: «Основные тенденции развития ОВД России в 80-е 90-е годы»

Подготовил:

Студент 221 группы

Абдулов Э.Э.

Белгород - 2008 г

План

Вступительная часть

1. Органы внутренних дел в 80-е года 20-го века.

2. Основные функции и деятельность подразделений МВД в 90-е годы. Белгородская милиция 1990 - 2000гг.

Заключительная часть

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Баранов П.П., Макеев В.В., Назаров В.А. Календарь-справочник сотрудника ОВД на 2001 год. - Ростов-на-Дону, 2001.

Борисов А.В., Дугин А.Н., Малыгин А.Я. и др. Полиция и милиция России: страницы истории. -- М., 1995.

Биленко СВ., Максименко Н.П. Этапы развития советской милиции. -- М., 1972.

История советской милиции / Под ред. Н.А.Щелокова. - Т. 1-2.- М., 1977.

Советская милиция: История и современность: 1917 -1987 гг. - М., 1987.

Актуальные проблемы истории советской милиции. -- Минск, 1991.

Деятельность органов внутренних дел в условиях построения правового государства. -- Минск, 1995.

Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. - М. 1996.

Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВДРоссии // Милиция. - 1996. - № 6.

Министерство внутренних дел России: задачи, функции, структура:Монография / Г.Д. Долженкова, В.И. Полубинский. - М.: ВНИИ МВД России, 2002.

Глушаченко СБ., Гундарин О.Т., Гутман М.Ю. и др. История органов внутренних дел. Учебное пособие в схемах и таблицах. / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб., 2001.

Вступительная часть.

Актуальность рассматриваемой темы «Основные тенденции развития органов внутренних дел России в 80-е - 90-е годы» не вызывает сомнения.

Можно сказать, что это переломный период, не только для правоохранительных органов, но и для законодательной, исполнительной, судебной систем, происходит реформирование государственного строя Советского государства, распад СССР и образование нового государства - Российской Федерации.

Данные процессы связаны с глубокими изменениями в стране, что приводит к ослаблению устоявшемуся общественному порядку. На фоне этого встает острая необходимость усиление роли ОВД во внутригосударственной политике. Это сопровождается постоянными изменениями в системе правоохранительных органов. Также, характерной чертой данного периода является изменение нормативно-правовой основы организации и деятельности ОВД. Особое внимание заслуживает вопрос статуса органов внутренних дел, после реформирования государственного аппарата.

Вопрос №1. Органы внутренних дел в 80-е годы 20-го века.

Процесс суверенизации союзных республик начатый в начале 80-х привел к изменению правового статуса их государственных органов, в том числе и органов внутренних дел. Многие структурные преобразования в системе органов внутренних дел обусловливались изменениями в общественном и государственном строе, стремлением отыскать такие организационные формы, которые наиболее полно соответствовали бы новым явлениям в криминальной сфере.

Кардинальный противоречивый характер происходящих преобразований, социально-политических и экономических реформ послужили катализатором для образования свободных социальных ниш. Однако их заполнение правопослушной частью общества задерживалось по различным причинам: сохранением старых порядков, отсутствием соответствующих распоряжений действовать по-новому, правовой неурегулированности, легализацией «цеховиков», уже имеющих «на плечах» криминальные структуры, чрезмерной нагрузкой правоохранительных органов и т. п.

Обусловленная глубоким проникновением коррупции в ряды органов внутренних дел и, отчасти, противостоянием МВД и КГБ, а так же убийством сотрудниками милиции московского метро офицера госбезопасности, в первой половине 1980-х гг. Ю.В.Андроповым была организована крупномасштабная чистка кадров в милиции. В 1982 г. был освобожден от должности министр внутренних дел СССР, за допущенные ошибки в работе. В 1984 г. он застрелился. Пройдет несколько лет, и в период горбачевской "гласности" Н.Щелоков, благодаря стараниям отечественной прессы, повторит путь Л.Берия, став, как и он, чуть ли не "врагом нации № 1". Тем не менее, следует признать существенный вклад Щелокова в подготовку высококвалифицированных кадров, правовое обеспечение деятельности милиции, поднятие ее общественного престижа в 1970-е гг.

Назначение в декабре 1982 г. В.В.Федорчука, человека военной закалки, жесткого и принципиального, на пост министра внутренних дел преследовало, несомненно, одну цель: навести жесткий порядок в рядах милиции. В помощь новому министру В.В.Федорчуку направили 150 сотрудников КГБ. Следствием упорной работы по чистке кадров стали следующие результаты: в Казахстане в 1980-1983 гг. народными судами к ответственности привлечены 135 милиционеров, в Свердловской области - 121. Ликвидировались ряд подразделений МВД (После проведения Коллегии, где критиковалась работа МВД, буквально в одночасье было ликвидировано все, что за 16 лет нахождения на посту министра Щелоков сумел построить: разогнали службу профилактики правонарушений, закрыли организационно-методический центр по передовому опыту, научный центр исследования проблем управления в ОВД, ВНИИ безопасности дорожного движения и др.

Новый министр был отнюдь не злодеем, он всерьез считал, что можно с одного наскока переделать созданное десятилетиями. Например Андреев И.А. Очерки истории органов внутренних дел. Учебное пособие. - Омск. 2000. Стр. 112, в Иркутской области под лозунгом борьбы с мафией из 29 начальников горрайотделов уволены 28, всего - 103 сотрудника, 56 - понижены в должности, более 100 наказаны в дисциплинарном порядке, 56 коммунистов исключены из рядов партии, 162 получили партийные взыскания. Ответом стала вспышка преступности в области, которой деморализованная милиция ничего не могла противопоставить.

Данные меры направлялись на улучшение качества деятельности МВД, но повысить эффективность эти меры существенно не могли, но создавали нервозную обстановку в коллективах. Министр внутренних дел Федорчук даже отменил право бесплатного проезда в городском транспорте для сотрудников милиции, правда, решение было опротестовано Прокуратурой Союза, так как нарушало Закон о милиции. К тому же ситуация в милиции была обусловлена многоуровневым общественным кризисом. И корень зла заключался не только в моральном разложении рядовых сотрудников милиции.

Было заведено уголовное дело Борисов А.В., Дугин А.Н., Малыгин А.Я. и др. Полиция и милиция России: страницы истории. -- М., 1995.

на заместителя начальника УВД Московской области П.Сухова, который, будучи начальником ОБХСС Подмосковья, провел грандиозные "золотые" операции на ювелирном заводе в Бронницах, на фарфоровом заводе в Ликино-Дулево, Караганде, откуда оперативники привезли 32 кг золота, и добывать его пришлось со стрельбой.

В начале 1980-х гг. борьба с хозяйственными преступлениями, спекуляцией практически начинает занимать первое место в деятельности милиции. С 1983 г. милиция, выполняя правительственный заказ, сосредоточила свои усилия на борьбе с торговой мафией, так называемой беловоротничковой преступностью. Аппараты БХСС перестроили свою работу по линейно-отраслевому принципу, их личный состав был укреплен кадрами. К сожалению, переоснащение - техническое и теоретическое - органов борьбы с преступностью отставало от практической потребности. Накануне 80-х г. произошло сращивание хозяйственной преступности с профессиональной (в Кисловодске был заключен союз "воров в законе" и "цеховиков"). Таким образом, отечественная мафия сделала еще один шаг в сторону своего будущего величия. По оценкам западных специалистов, доля черного рынка в экономике Советского Союза на рубеже 80-х гг. составляла от 4 до 8 млрд. долларов. Но в то время как организованная преступность в стране крепла, за простое упоминание о ней можно было лишиться должности.

В 1986-1987 гг. независимо друг от друга три группы ученых (ВНИИ МВД СССР, ВНИИ Прокуратуры СССР и Омской высшей школы милиции) Андреев И.А. Очерки истории органов внутренних дел. Учебное пособие. - Омск. 2000. Стр. 113. пришли к одному выводу: в стране сложилась ситуация организованной преступности. Впервые заговорили о создании спецподразделений по борьбе с организованной преступностью. Однако реально в то время власти ничего не предприняли.

Появляется необходимость в узкой специализации работников. Увольнение в начале 1980-х г. десятков первоклассных специалистов не замедлило сказаться на качестве работы уголовного розыска. В целом, в период с 1980 по 1985 гг. наблюдается значительный рост преступности. Повсеместно возникла перегрузка сотрудников Угрозыска.

Несомненно выделяют периоды, когда власти добивались весомых результатов в борьбе с преступностью. Например, во время подготовки и проведения Московской Олимпиады. По официальным данным, в это время было конфисковано в Москве и области большое количество незаконно хранившегося оружия, задержано 1262 преступника. При службе безопасности создается лаборатория, занявшаяся изучением взрывчатых веществ. Количество грабежей в Москве сократилось на 43 %, краж личного имущества почти на 30%, случаев нанесения тяжких телесных повреждений - на 34%. Ни одного серьезного ЧП не произошло в Москве за все 14 дней Олимпиады. В 1984-1985 гг. активизировали борьбу с уголовной преступностью: проведены довольно успешные операции, арестованы "маньяки", поиски которых велись давно, - Михасевич, Кулик и др.

Отдельным направлением деятельности правоохранительных органов, являлась борьба с пьянством. В 1985 г. после выхода Указа о борьбе с пьянством, милиция уделяла этой проблеме особое внимание . В этот период статистика зафиксировала снижение преступности на бытовой почве. Однако Указ внес существенный вклад в криминализацию общества. Спохватившись, через два года правительство указ отменило, его отмена совпала с отставкой министра ВД Федорчука, недовольство его деятельностью высшим генералитетом достигло высшей точки. Новый министр - А.В.Власов на первой же коллегии МВД произнес знаменитую фразу: "Вы слишком увлеклись борьбой с беловоротничковой преступностью".

Январский Пленум ЦК КПСС 1987 г. признал, что искривления в кадровой политике в органах внутренних дел в начале 1980-х гг. нанесли значительный вред и только способствовали разложению и перерождению определенной части кадров. Тот факт, что накануне 70-летия советской милиции МВД СССР в качестве одной из первоочередных задач выдвинуло "формирование ядра профессионалов", сам по себе означает признание несостоятельности большей части предпринимавшихся ранее мер.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что следствием непрофессиональной деятельности в органах МВД и непродуманная либерализация экономики привела:

к не урегулированным рыночным отношениям, что повлекло за собой стихийное, далеко не всегда законное накопление капитала со всеми вытекающими отсюда последствиями;

к практической утрате возможности государственного регулирования и, как следствие, падению жизненного уровня значительной части населения и резкой дифференциацией общества;

к сохраняющейся на протяжении длительного времени социально-политической напряженности, находящей выражение в непрекращающихся конфликтах, перерастающих в прямые столкновения и забастовки. Крайне отрицательное воздействие на социальную стабильность оказывает сокращение рабочих мест, приведшее к формированию новых слоев населения с высоким криминогенным потенциалом.

Вопрос №2. Основные функции и деятельность подразделений МВД в 90-е годы. Белгородская милиция 1990 - 2000гг.

Учитывая особенности данного периода в жизни государства, новые условия социально-политической жизни во второй половине 1980-х гг. потребовали расширения функций и организационных перестроек в органах милиции. 6 октября 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "Об образовании союзно-республиканского министерства внутренних дел РСФСР"и приказом МВД СССР "О департизации органов внутренних дел и внутренних войск МВД СССР" от 4 сентября 1991 г. было внесено ряд изменения в деятельность МВД. Он имел большое значение в деле охраны общественного порядка в условиях демократизации, гласности, идейного и политического плюрализма. После распада СССР в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР "О ратификации соглашения о создании Содружества независимых государств" и "О денонсации Договора об образовании СССР" все органы, учреждения и организации МВД СССР, находившиеся на территории Российской Федерации, перешли под юрисдикцию РСФСР с включением их в систему МВД РСФСР.

Предпринимается попытка объединения ОВД и ОГБ. 19 декабря 1991 г. Президент РСФСР издал Указ "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", но Конституционный суд 14 января 1992 г. признал данный указ не соответствующим Конституции РСФСР. 15 января 1992 г. новым президентским указом он был признан утратившим силу.

В конце 1980-х и в начале 1990-х гг. практически ежегодно вносились существенные изменения в структуру центрального аппарата и его органов на местах. Из наиболее важных новшеств нужно отметить создание Отрядов милиции особого назначения (ОМОН Макеев В.В. Милиция Российской Федерации: история и современность.Хронологический справочник. - Ростов-на-Дону, 1997. Стр.46

) - самостоятельных мобильных подразделений, которые входят в состав милиции общественной безопасности России. Они созданы в 1994 г. в республиканских, краевых, областных центрах и других городах в соответствии со сложной оперативной обстановкой. Основное назначение - обеспечение общественного порядка, в том числе при наступлении чрезвычайных ситуаций и проведения мероприятий по розыску и задержанию вооруженных преступников, а также для освобождения заложников и уничтожения террористов. По приказу министра ВД России силы и средства ОМОН могут временно передислоцироваться в другие регионы страны.

К началу 1990-х гг. все острее ощущалась неразвитость правового обеспечения деятельности ОВД, необходимость перехода на республиканскую модель их функционирования, юридического закрепления назревшей перестройки ОВД. Организационно-правовая модель аппарата охраны общественного порядка и борьбы с преступностью несла на себе печать административно-командной системы руководства обществом и не отвечала задачам строительства российской правовой государственности.

Необходимо было реформирование правовой базы деятельности ОВД по разным направлениям: - приведение в соответствие с международными нормами, обеспечение приоритета закона над внутриведомственными актами, приведение в соответствие с требованиями общественно политической жизни и т.д.

6 марта 1991 г Верховный Совет СССР принимает Закон СССР "О советской милиции", а 18 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР - Закон РСФСР "О милиции". В соответствии с данным Законом Милиция РСФСР подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (местную). Основными задачами милиции общественной безопасности (местной) являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям и пр. В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения ППС,ГАИ, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных.

Страницы: 1, 2