скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Османская империя в середине XVII-первой половине XIX в.в. скачать рефераты

Османская империя в середине XVII-первой половине XIX в.в.

2

Тема:

Османская империя в середине XVII - первой половине XIX в.в.

План

Введение.

1.
Аграрные отношения. Разложение ленной системы.

2. Усиление феодальной эксплуатации крестьянства.

3. Города Османской империи. Ремесла и торговля.

4. Политический строй Османской империи.

5. Обострение классовой борьбы. Восстания крестьян и ремесленников.

6. Рост феодального сепаратизма.

7. Упадок культуры.

8. Разложение армии. Падение военного могущества турок.

9. Политика турецких феодалов по отношению к угнетенным народам.

10. Русско-турецкие войны.

11. Проникновение европейских колонизаторов в Османскую империю.

12. Зарождение «восточного вопроса».

13. Французская буржуазная революции и народы Османской империи.

14. Реформы Селима III.

15. Вторжение французских войск в Египет. Война с Россией.

16. Продолжение войны с Россией. Бухарестский мир.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

К началу нового времени Турция являлась центром обширной Османской империи, включавшей территории в Европе (Балканский п-ов, Крым с прилегающими районами Причерноморья и Приазовья) Азии, (малая Азия, Аравия, Ирак, Сирия, Палестина, часть Закавказья) и Северную Африку.

Вся структура феодального турецкого государства была подчинена интересам ведения захватнических войн. Османская империя была единственной подлинной военной державой средневековья. Военным успехом турок, создавших сильную армию, способствовала благоприятная для них международная обстановка - распад монгольской державы, упадок Византии, противоречия между государствами средневековой Европы.

Но созданная турками огромная империя никогда не имела прочной экономической базы и национальной основы. Господствующая народность - турки - составляла меньшинство ее населения. В конце XVI - начале - XVII столетия начался затяжной кризис феодальной Османской империи, определивший ее упадок и облегчивший в дальнейшем проникновение европейских колонизаторов в Турцию и другие страны, находившиеся под ее господством.

1. Аграрные отношения. Разложение ленной системы.

В различных районах обширной империи аграрные отношения имели свои особенности, но в целом они определялись военно-ленной системой, сложившейся у турок в XIV веке.

Как правило, все завоеванные турками земли делились на три категории:

А) лены, под которые при каждом завоевании отводилось около половины (по размеру дохода) от захваченных земель;

Б) коронные земли, составлявшие соответственно около одной пятой;

В) церковные земли - вакуфы, на которые тоже приходилось около одной пятой.

Одна десятая часть завоеванных земель предназначалась для содержания крепостных гарнизонов. Кроме того, существовали частновладельческие земли.

Ленные земли получали турецкие феодалы (синахи) за службу в кавалерии. Синахи обязаны были являться на войну с определенным количеством вооруженных всадников, пропорционально подходу с лена. Часть коронных земель тоже раздавалось в ленное владение турецким феодалам, занимавшим высшие должности в государственном аппарате. Запрещалось соединение нескольких ленов в одних руках. Передача лена от отца к сыну производилась лишь по специальному указу султана, если наследник нес военную службу. В первые столетия существования Османской империи турецкие феодалы, как правило, сами хозяйством не занимались, ограничиваясь ренты-налога с крестьян своего лена. Они исправно служили в султанской армии, и военная добыча, дань, рабы были для них главным источником обогащения.

Однако в таком виде османское военно-ленное земледелие и землевладение просуществовало не долго. В XVI в. перестал осуществляться запрет сосредоточения нескольких ленов в одних руках. Многие синахи становились помещиками, заинтересованными в хозяйственной эксплуатации своего лена и потерявшими интерес к несению военной службы, другие разорялись. Лены приобретали придворные султана, местная феодальная знать, ростовщики, не имевшие никакого отношения к военной службе.

Одновременно значительно расширялась площадь вакуфных земель. Зачастую разоряющиеся ленники и мелкие землевладельцы, опасаясь полной потери всех своих земель, передавали мусульманскому духовенству свои угодья, сохраняя право пользования ими на правах аренды. К концу XVIII века в распоряжении мусульманского духовенства было уже две трети всех обрабатываемых земель.

2. Усиление феодальной эксплуатации крестьянства.

В захваченных турками странах балканского полуострова, феодальный гнет помещиков тесно переплетался с национальным и религиозным угнетением.

Юридически турецкие крестьяне мусульмане - считались свободными. В первые века существования Османской империи эксплуатация крестьян сводилась главным образом к получению владельцами ленов натурального налога - атара, номинально составлявшего одну десятую часть урожая - «десятину», но на деле в несколько раз превышавшего его. Крестьяне были наследственными держателями своего надела. По мере изменения характера ленного земледелия резко усилилась эксплуатация турецкого крестьянства. Помещики вводили новые произвольные поборы и отработки. Установился порядок, при котором помещик имел право в течение пятнадцати (позднее десяти) лет, требовать возвращение бежавшего крестьянина. Если крестьянин, по каким то причинам три года не обрабатывал свой надел, помещик мог отобрать его.

Усилившаяся феодальная эксплуатация крестьянства сопровождалась введением многочисленных новых налогов и повинностей. Были введены налоги на скот, на зимние и летние пастбища на ульи и т.д. Крестьяне обязаны были содержать находившихся на постое чиновников и солдат. Французский просветитель Вольней, посетивший в 80 годах XVIII писал о положении турецкого крестьянства: «Владея большей частью земель, феодалы сдают эти земли, только на обременительных для крестьян условиях. Они требуют от крестьян половину или две трети урожая. Постоянные притеснения сопровождаются тысячей эпизодических обид: то оштрафуют всю деревню за какой-нибудь проступок, то введут новую барщину, то требуют подарки по случаю прибытия правителя, то забирают траву для его лошадей.… Кроме того, надо дать ночлег всем воинам, проходящим через деревню, или доставляющих приказы властей».

Особенно тяжелым было положение крестьян угнетенных народов империи. Крестьянство Балкан, исповедовавшее христианство, подвергалось жестокой эксплуатации турецких и своих собственных феодалов принявших ислам. Помимо уплаты повышенного наземного налога и выполнения многочисленных повинностей, они обязаны были вносить особую подушную подать. Немусульманские подданные султана презрительно именовались «райя» (стадо). Они не имели права служить на государственной службе, искать защиты в суде, носить оружие. Исповедующее ислам арабское население Аравийского полуострова, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, Ливии, Туниса, Алжира, также подвергалось двойной эксплуатации - со стороны турецких и своих собственных феодалов.

3. Города Османской империи. Ремесла и торговля.

На территории Османской империи существовали крупные города с развитым ремесленным производством. Хлопчатобумажные и шерстяные ткани, шелка, атлас и бархат, ковры, клинки и разное оружие, парфюмерия и изделия из слоновой кости славились далеко за ее приделами. Стамбул, Измир, насчитывали десятки тысяч ремесленников. Они объединялись в цехи, которые напоминали цехи средневековой Европы. Строго регламентировались приемы труда, размеры производства, распределение заказов. Каждый цех возглавлялся старшиной шейхом. В некоторых городах в XVIII веке появились первые мануфактуры.

Ремесленники работали как на заказчиков феодалов, так и на рынок, сбывая свою продукцию купцам. Росла торговля, которая сосредоточилась главным образом в руках купцов торговых городов. Из Османской империи вывозились изделия ремесленников, некоторые виды сырья и продовольствия. Из Европы и Восточной Азии ввозились предметы роскоши, оружия. Кроме того, через Турцию велась довольно оживленная транзитная торговля между Европой и Восточной Азией. Однако господствовавшие в Османской империи феодальные порядки, препятствовали развитию ремесла и торговли, и формированию капиталистического уклада.

Вследствие господства в турецкой деревне натурального хозяйства, экономические связи между городом и деревней были незначительны. Уровень техники у ремесленников и в мануфактурах был низким. Все производство строилось на ручном труде.

Серьезные затруднения испытывала и торговля. Существовали внутренние таможни, облагавшие товары многочисленными налогами. В каждой провинции были свои меры длины и веса. Правительство систематически выпускало обесцененную монету.

Все это препятствовало дальнейшему развитию ремесла и торговли. Уже в XVII и особенно XVIII веке появились явные признаки упадка ремесла.

4. Политический строй Османской империи.

Сложившаяся в первые столетия существования Османской империи политическая надстройка вскоре стала одним из решающих препятствий для прогрессивного развития турецкого народа и других народов империи. Неограниченным правителем страны, пользовавшимся деспотической властью, был султан (падишах). Султан считался не только светским правителем, но и халифом - религиозным главой всех мусульман мира. Турки - сунниты, приверженцы основного направления в исламе, считающегося ортодоксальным. Кроме Корана сунниты признают и почитают Сунну, содержащую рассказы о деятельности пророка Мухаммеда. Турецкие султаны утверждали, что после завоевания турками вначале XVIII века Египта потомки арабских халифов, проживающих в Каире, передали свой сан турецким султанам. Султан назначал визирей (министров) и наместников, являлся верховным главнокомандующим всех армий, возглавлял правительство. Все государственные служащие (кроме духовенства) считались рабами султана, этим подчеркивалась неограниченная власть его над жизнью и имуществом своих подданных.

Османская империя делилась на области и вассальные земли (в Африке и Аравии). Наместники земель и областей - эмиры и паши - объединяли в своих руках военную и гражданскую власть. Турецкие феодалы видели одну из опор своего господства в разжигании мусульманского, религиозного фанатизма. Их захватнические походы не раз провозглашались «священной войной против неверных». Высшее мусульманское духовенство играло большую роль в управлении империей. Духовные суды рассматривали дела на основе религиозных законов. Представители высшего мусульманского духовенства могли и непосредственно влиять на политику правительства, ибо они имели право давать специальное заключение о соответствии того или иного правительственного акта Корану. Такое заключение (Фетва) являлось обязательным для всех, включая и самого султана. Султан мог сместить главу духовенства - шейх - уль - ислама и назначить на его место другого, но он не мог отменить фетву. В пользу духовных феодалов поступали огромные доходы с вакуфных земель.

Султан, правители областей и вассальных земель, многочисленные чиновники различных рангов жестоко расправлялись с малейшим проявлением протеста со стороны турецкого крестьянства и угнетенных народов. В стране царил произвол, господствовал деспотический режим.

Политическая надстройка империи препятствовала формированию капиталистического уклада.

5. Обострение классовой борьбы. Восстания крестьян и ремесленников.

В XVII веке и особенно в XVIII веке Османская империя находилась в состоянии глубочайшего внутреннего кризиса. Изменение характера военно-ленного землевладения, резкое усиление эксплуатации крестьянства определили застой и упадок производительных сил страны. Разоряемое неограниченными поборами, крестьянство лишено было возможности обеспечить хотя бы простое воспроизводство в своем хозяйстве. Многие тысячи крестьян бежали с населенных мест. Заброшенными оказались целые деревни. Поля зарастали кустарником и превращались в мертвые земли. Ухудшения положения народных масс вызвало растущее недовольство, выливавшиеся в открытые антифеодальные выступления и восстания. В 1730 году в Стамбуле вспыхнуло восстание городского населения, возглавленное бывшим матросом Патрона - Холимом. Восставшие требовали удаления и казни ненавистных представителей султанской администрации. В течение нескольких недель столица фактически находилась в руках восставших. Несмотря на поражение, это восстание не прошла бесследно, оно способствовало расшатыванию основ феодальной Османской империи.

После подавления восстания в различных районах империи не раз вспыхивали стихийные восстания крестьянства угнетенных народов. Антифеодальная борьба этого крестьянства тесно переплелась с борьбой против национального и религиозного гнета. Крестьянские восстания носили преимущественно локальный характер.

6. Рост феодального сепаратизма.

Фактическое превращение пожалованных ленных владений, в наследственные, ослабило зависимость турецких феодалов от центральной власти султана. Постепенно местные эмиры и паши стали признавать власть султана лишь номинально. Правители Балканских провинций превратились в самостоятельных князьков. Некоторые из них даже чеканили свою монету. В Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Северной Африке султана признавали верховным правителем, но посылка налогов и солдат в распоряжение османского правительства из этих областей была прекращена. Собственно турецкая территория - Анатолия (Малая Азия) находились под властью нескольких знатных семей. Центральное правительство могло принимать серьезные решения, лишь заручившись поддержкой крупных местных феодалов.

7. Упадок культуры.

Глубокий кризис феодальных отношений затронул все стороны жизни Османской империи. Главная и решающая причина упадка крылась в особенностях ее социально-экономического развития. Оно определялось глубоким конфликтом между производительными силами и феодальными производственными отношениями, оковывавшими их развитие. Это определило экономический и культурный упадок страны.

Глубокий социально-экономический кризис губительно отразился на развитии национальной культуры. Наука, литература, искусство пришли в упадок. Еще более стала непреодолимой пропасть между чуждой народу культурой господствующих классов и трудящимися массами. При султанском дворе, во дворцах феодалов крайний религиозный мусульманский фанатизм сочетался с подражанием западноевропейским королевским дворам. Исходивший от мусульманского духовенства запрет воспроизводить живые существа, препятствовал развитию изобразительного искусства. Первые турецкие типографии, созданные в XVIII веке, печатали главным образом богословские трактаты. В книгах и официальных документах употреблялся непонятный турецкому народу язык, состоявший почти полностью из арабских и персидских слов. Просвещение и школа находилась в руках духовенства. Грамотных людей было очень мало. В этих трудных условиях народные массы Турции сохраняли и развивали свою национальную культуру преимущественно в форме фольклора и других видов народного творчества.

8. Разложение армии. Падение военного могущества турок.

Экономический упадок Османской империи естественно привел к упадку ее политического и военного могущества (с середины XVII века). Сохранилась численно и утратила былые боевые качества турецкая кавалерия - синахи. Изменился характер янычарского корпуса, в свое время игравшего в турецкой армии еще более важную роль, чем синахи.

Янычары прежде были профессиональными воинами. Их ряды пополнялись принудительным набором наиболее выносливых крестьянских мальчиков обращаемых в ислам. Они с детских лет обучались военному делу и воспитывались в духе мусульманского фанатизма. Янычарам запрещалось иметь семьи, заниматься ремеслом или торговлей. Воспитанные как профессиональные воины, получая хорошее жалование и пользуясь многими привилегиями, янычары были надежной опорой турецких султанов в осуществлении завоеваний и расправ с угнетенными народами империи. Но со временем изменился и янычарский корпус. Янычары стали, обзаводится семьями, заниматься торговлей. Пополнение стало производиться из детей янычар. Янычарские патенты с их привилегиями стали предметом купли продажи. Янычары устраивали дворцовые перевороты, смещали неугодных визирей и султанов. Они не желали подчиняться дисциплине, и решительно выступали против нововведений и перестройки армии. Их былые боевые качества были утеряны.

Разложение турецкой армии сказалось на результатах многочисленных войн, которые продолжала вести Османская империя.

В 1664 году венгры и австрийцы понесли поражение турецкой армии при Сенгад-харде (Венгрия). Когда в 1683 г. турки развернули наступление на Вену, они были разгромлены пришедшей на помощь австрийцам армией польского короля Яна Соблеского.

Страницы: 1, 2