скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Османская империя в конце нового времени. Революция 1908-1909 гг скачать рефераты

урция в этом отношении разделила участь подавляющего большинства других стран Востока. Она, правда, не сделалась колонией какой-либо одной страны. Борьба между претендентами на «оттоманское наследство» исключала такой исход. Тем не менее, Турция потеряла свою независимость и активно превращалась в полуколонию западных держав.

Еще в период домонополистического капитализма захватили важные экономические и политические позиции в Османской империи. Режим капитуляций, займы и концессии, Оттоманский имперский банк, инонациональная компрадорская буржуазия, международная опека над проливами - все эти рычаги воздействия уже существовали.

«Турция вовлекалась в мировой рынок - как источник сырья, как рынок сбыта промышленных европейских товаров и как сфера приложения капиталов. Спрос на сырье сопровождался ростом сельскохозяйственного производства, особенно технических культур - табака и хлопка. На вывозе этих товаров наживались, прежде всего, иностранцы и их посредники - инонациональная компрадорская буржуазия. В городах возникали фабрики, ориентированные на нужды иностранного капитала - хлопчатобумажные, табачные маслобойные. В местах залежей полезных ископаемых строились шахты и рудники. Появились первые железные дороги.

Но турецкая буржуазия развивалась в ненормальных условиях. Промышленность ограничивалась исключительно первичной переработкой сырья, остальные отрасли практически свертывались. Некоторое исключение составляла ковровая промышленность, которая стала работать на экспорт. Но прежде Турция вывозила и другую готовую продукцию - шелка, бархат, сукно, сафьян, оружие. Теперь же французские сатины, английский бархат, итальянские шелковые ткани фактически привели к разорению собственных турецких ремесленников. Иностранные товары встали на пути развития собственно турецкой промышленности и сделались основной причиной ее застоя и деградации. И главное - многие предприятия принадлежали вовсе не туркам, Их владельцами были либо иностранцы, либо инонациональной буржуазии».

Международная обстановка на Ближнем Востоке начала осложняться тотчас после поражения Франции при Седане. Россия получила возможность освободиться от стесняющих ее свободу статей Парижского трактата и объявила (30 октября 1870 г.) о намерении строить корабли и меть укрепления на Черном море.

Совершенно неспособной отвечать на эти сложные и противоречивые факторы оказалась и сама центральная власть. Так, 30 мая 1876 г. султан Абдул-Азиз был свергнут и убит, хотя официально было объявлено о самоубийстве. Его сменил Мурад У, но вскоре он заболел «душевной болезнью». 31 августа 1876 г. произошла новая смена власти. На престол вступил АБДУЛ-ХАМИД П. Мидхат паша (лидер младотурок) взял с него торжественное обещание ввести вскоре конституционный строй. Вскоре сам Мидхат занял пост великого визиря и сам приступил к выработке конституции /там же, с. 189/.

23 декабря 1876 г. Конституция. День объявления конституции был приурочен к первому пленарному заседанию международной конференции по выработке реформ в Турции. Разработанная при активном участии Мидхат паши конституция, бесспорно, была для Турции прогрессивным актом. По конституции предусматривалось создание двухпалатного парламента. Объявлялось равенство всех подданных перед законом без различия веры. Были провозглашены некоторые буржуазные «свободы».

Правда, султану Абдул-Хамиду удалось ввести в конституцию несколько пунктов, которые фактически парализовали ее нормы. За султаном сохранялись наиболее существенные права: назначение великого визиря и министров, право роспуска парламента, право объявлять военное положение и приостанавливать действие гражданских законов.

Некоторое время формально конституция Мидхата находилась в реализации. На ее основе был созван парламент. Состав депутатов был подобран правительством только из числа высокопоставленных лиц лояльных султанской власти. Но даже такой куцый парламент доставлял властям беспокойство. Иногда парламент поднимал вопросы казнокрадства, о злоупотреблении высших сановников, расточительство двора и др.

Весной 1877 г. началась очередная война с Россией и воспользовавшись ситуацией султан Абдул-Хамид П летом 1877 г. распустил парламент. Часть депутатов была арестована, и султан заявил, что отныне он будет править один.

2.3 Османская империя на рубеже ХХ в. Младотурецкая революция 1908 - 1909 гг

3 марта 1878 г. в русской ставке в САН-СТЕФАНО (на берегу Мраморного моря, близ Стамбула) был подписан русско-турецкий мирный договор. Его главным условием было создание независимой Болгарии. День подписания договора по справедливости отмечается в Болгарии как национальный праздник. Сербия, Черногория и Румыния были признаны полностью независимыми от Турции. На Турцию была наложена огромная контрибуция.

Управление оттоманского долга сделалось государством в государстве. Иностранный капитал приступил к непосредственному ограблению турецкого населения. Иностранцы захватили важнейшие отрасли турецкой экономики и финансов: железные дороги, рудники, коммунальные предприятия, банки. Султан Абдул-Хамид П предоставлял иностранцам разнообразные концессии и всемерно препятствовал малейшему проявлению предпринимательства среди самих турок.

Разогнав в начале 1878 г. палату депутатов, султан приостановил действие конституции и ввел в стране средневековый режим деспотии, названный турками режимом «з у л ю м» (гнет, насилие). Реакционный режим «зулюма» был враждебен не только турецкой буржуазии, но даже значительной части турецких помещиков. Опору трона составляли лишь некоторые крупные феодалы, в большинстве нетурецкого происхождения - курды, албанцы, черкесы, арабы /Миллер, 1948, с. 185/.

Во всех звеньях правительственного и судебного аппарата царили фаворитизм, взяточничество, казнокрадство. Сам султан расхищал государственное достояние - присваивал лучшие земельные угодия.

Народное образование было отброшено на несколько десятилетий назад. Светские школы (за исключением военных и медицинских) были сведены к ничтожному числу - так боялся султан проникновения в страну прогрессивных идей.

Национальный вопрос. «Веротерпимость по отношению к иноверцам со стороны мусульман имела в Османской империи довольно длительную историю. Да и само османское общество создавалось как очень пестрое образование в религиозном, этническом и культурном отношении. Более того, на протяжении почти всей свой истории среди господствующих элит Турции преобладали греки, славяне, албанцы, черкесы, сербы и другие народы. Но с конца Х1Х в. ситуация принципиально меняется. Турки и, особенно, господствующие верхи стали очень ревниво относиться к сложившейся к этому времени ситуации. Так, по статистическим данным в начале ХХ в. более половины всех капиталов в торговле и промышленности принадлежало буржуазии греческого происхождении. Армянской буржуазии принадлежала - четвертая часть.

Во внешней торговле инонационалы занимали вообще ведущие позиции. Если турки и попадали в число компрадоров, связанных с внешней торговлей, то стояли на самой низшей ступени компрадорской иерархии. Большинство рабочих и ремесленников составляли представители национальных меньшинств. Еще меньше было турок среди интеллигенции. Инженерами, врачами, адвокатами были, как правило, греки и армяне, получившие образование на Западе.

Такая ситуация была чревата серьезными последствиями, особенно если учесть, что сами турки составляли всего одну треть населения империи. С конца Х1Х в. турецкие предприниматели, стремясь оттереть своих инонациональных партнеров с захваченных ими позиций, все чаще начинает прибегать к «недозволенным приемам». Погромы и резня становятся основным козырем турецких лавочников, кулаков, ремесленников в конкурентной борьбе. В итоге свою ненависть к конкурентам турецкая буржуазия стала переносить на всю массу «инородцев и иноверцев».

Эту ситуацию в национальном вопросе стало использовать и само государство, пытаясь стравить между собой основные этнические и религиозные группы. Используя в реакционных целях мусульманскую религию, Абдул-Хамид сделал орудием своей политики религиозно-политическую идеологию панисламизма. Данная идеология была основана на фикции единства всех мусульман под главенством турецкого султана-халифа. При посредстве панисламизма султан надеялся не только удержать в повиновении мусульманские народы империи, но и распространить свое влияние на мусульман России, Индии, Индонезии, Северной Африки и т.д.

В качестве «выхода» для накопившегося народного недовольства Абдул-Хамид провоцировал столкновения между мусульманами и христианами. В середине 90-х гг. Х1Х в. жертвой этих провокаций сделался многострадальный армянский народ. На востоке Малой Азии армяне проживали почти сплошной компактной массой. В этих регионах чаще всего сбор податей был поручен курдским феодалам. На почве многочисленных провокаций летом 1894 г. вспыхнуло восстание армян в районе Сасуна. Восстание было жесточайшим образом подавлено. Одновременно в Сасуне начались массовые погромы армянского населения. Организованные властью отряды «хамидие» убивали мирных жителей армянских сел и городов, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков /Миллер, 1948, с. 107/.

В следующем 1895 г. армянские погромы были произведены также в Эрзеруме, Трапенуазе, Битлисе, Харпуте, Урфе. В 1896 г. армянские погромы произошли в самой столице - Стамбуле.

Фактически, в конце Х1Х в. Турция утратила последние остатки внешнеполитической независимости. Великие державы меньше всего принимали в расчет позицию Турции, когда обсуждались те или иные вопросы турецкой экономики или политики. В самом конце Х1Х в. на мировой арене появился еще один претендент на оттоманское наследство - Германия. Уже в 70-е гг. в Турции появилась германская военная миссия во главе с генералом фон дер Гольцем. Миссия ставила своей целью постепенное превращение Турции в подчиненного немцам военного союзника. В 1888 г. в руки немцев перешла железная дорога Стамбул - Измид и немцам было предоставлено право продолжить дорогу до Анкары. После дли тельных переговоров немцы в 1903 г. получили право на строительство так называемого Великого Багдадского пути. Сама трасса Багдадской железной дороги указывала на ее политическую целеустремленность. Дорога должна была выйти к Персидскому заливу и, таким образом, явиться своеобразным копьем в сердце британских колониальных интересов - Индию /Новичев, 1978, с. 134/.

Революция 1908 - 1909 гг.

Превращение Османской империи в полуколонию западных держав сопровождалось ростом капиталистических отношений. Однако усевшаяся эксплуатация страны стала решающим препятствием для развития турецкого национального капитализма. Гнет иностранных колонизаторов был неразрывно связан с сохранением феодальных отношений. Примерно 65 % площадей в стране принадлежало помещикам, феодальному государству и мусульманскому духовенству. Большинство эти земель арендовалось безземельными или малоземельными крестьянами. Господство феодальных пережитков определяло узость внутреннего рынка, тормозило развитие в стране капиталистических отношений.

Предпосылки младотурецкой революции имело свои особенности. Сами турки составляли не более трети населения. Турецкая буржуазная нация складывалась медленно. Недостаточно интенсивными были экономические связи между турецким населением различных районов страны. В начале ХХ в. не завершился процесс складывания единого национального турецкого языка. Существующий литературный язык в большинстве своем был непонятен народным массам.

Появившаяся в Турции торговая буржуазия (главным образом компрадорская), преимущественно состояла не из турок, а из греков и армян. Буржуазия турецкой национальности начала формироваться только в начале ХХ в. В составе рабочего класса турок тоже было мало.

Вся история Османской империи в новое время свидетельствовала , что непременным условием прогрессивного развития должна было быть решение национального вопроса - создание на территории империи самостоятельных жизнеспособных национальных государств, и в их числе турецкого национального государства. Поэтому национальный вопрос был одним из коренных вопросов, назревавшей революции. Между тем, слабая, ненавидящая своих инонациональных конкурентов, турецкая национальная буржуазия была настроена шовинистически. Она оказалась неспособной установить связи с национально-освободительным движением армян, арабов, македонцев и открыто выступала против их национальных требований.

Младотурки. Начало организационного оформления турецкого революционного движения считают 1889 г., когда в Стамбуле группа курсантов военно-медицинского училища был вервые создан тайный политический комитет под названием «ЕДИНЕНИЕ И ПРОГРЕСС» (по турецки - «Иттихад ве теракки»). Через два года в 1891 г. сформировался заграничный центр под таким же названием. Членов этой организации стали называть младотурками.

Несмотря на свою умеренность, младотурки подвергались жестоким преследованиям со стороны Абдул-Хамида. Многие из видных лидеров организации вынуждены были эмигрировать за границу. Там они издавали газеты, которые тайно распространяли затем в Турции.

Первые годы ХХ в. были отмечены в Турции небывалым подъемом освободительного движения. Так, основанная в 1902 г. «Мусульманская федерация», выступала за провозглашение республики и участие в будущем Национальном собрании представителей всех народов.

Важную роль в создании революционной ситуации играло усилившееся освободительное движение угнетенных народов империи. Активизировалось национальное движение арабов. В Йемене участились попытки вооруженного сопротивления властям. Широкий размах приобрело антитурецкое движение в Албании и Македонии. На юге Албании были созданы революционные комитеты, которые стали возглавлять повстанческое партизанское движение. В 1906 - 1907 гг. деятельность этих отрядов значительно усилилась.

В Македонии летом 1903 г. вспыхнуло крупное народное восстание, которое было жестоко подавлено властями.

Складывание в Османской империи революционной ситуации способствовало росту активности и младотурок. Центр его деятельности снова переместился на территорию Турции. Комитет приобрел значительное влияние среди офицеров турецкой армии. Учитывая активность освободительного движения нетурецких народов, младотурки начали налаживать с лидерами этих движения контакты. Однако все эти меры носили для младотурок исключительно тактический характер. Младотурки понимали, что своих собственных сил для свержения султанского режима у них нет и поэтому рассчитывали в будущей борьбе опереться на освободительное движение греков, армян, албанцев. Но при этом вожди младотурок не отказывались от своих шовинистических великодержавных позиций в вопросах сохранения турецкого господства над нетурецкими народами.

Под влиянием русской революции усилились антиправительственные выступления в различных провинциях империи, начались волнения в армии и флоте. Наиболее значительным выступлением этого периода было восстание в Эрзеруме в 1906 г. Более года султанские власти не могли овладеть положением в городе и примыкающих районах. Правящим классам было все труднее управлять страной старыми методами. Нередко солдаты отказывались стрелять в народ. В ряде случаев правительству приходилось идти на уступки: отменять смертные приговоры, смещать губернаторов и т.

Важную роль в углублении революционной ситуации сыграла русская революция 1905 г. Под ее влиянием усилилось освободительное движение нетурецких народов. Активизировалось национальное движение арабов. В Йемене усилилось вооруженное сопротивление турецким властям. Особенное широкий размах приобрело освободительное движение против турецкого гнета в Албании и Македонии. На юге Албании были созданы национально-революционные комитеты, возглавившие национальное партизанское движение. Особенно активизировалась их деятельность в 1906 1907 гг.

В Македонии еще летом 1903 г. вспыхнуло крупное народное восстание. Большая турецкая армия жестоко подавила это выступление. Здесь быстро росла численность чет - вооруженных отрядов македонских патриотов. Причем, руководители движения - македонские демократы - добивались освобождения своей родины путем народной революции при участии всех национальностей, в том числе и турок.

Складывание в Османской империи революционной ситуации способствовало росту активности и младотурок. Комитет «Единение и прогресс» стал очень влиятельным среди турецкого офицерства. Ввиду новых условий центр деятельности младотурок переместился из-за границы на родину. Учитывая сложившуюся в стране обстановку, младотурки начинают искать контакты с лидерами национально-революционных организаций албанцев, армян, македонцев и других народов. Однако, это сближение (как покажут будущие события) носило для них исключительно тактический характер. Сами младотурки располагали очень незначительными силами. Большая часть их сторонников представляла либо отдельных военных, либо политических и общественных деятелей, часто из числа новой интеллигенции. Грядущая революция, несомненно, потребовала от них и наличия хорошо организованных военных единиц. Военных отрядов и опыта в такого рода деятельности у младотурок не было. Зато все эти элементы имелись в наличии у освободительного движения албанцев, армян, македонцев и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6