скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Образование ТУАК и основные направления деятельности скачать рефераты

. Гаспринский - автор нескольких художественных произведений. Сре-ди них необходимо отметить роман «Письма Моллы Аббаса Франсови», час-тью которого является утопическая повесть «Дар аль Рахат мусульманлары»; антиутопическуюскую повесть -- «Африканские письма; 'Исторический рассказ «АрсланКыз»; мистическую новеллу - «Горе Востока и некоторые другие. Он явился родоначальником многих литературных и публицистических жан-ров не только у крымских татар, но и у других тюркских народов. И.Гасприиский был награжден несколькими орденами и медалью. Он умер 11 сентября 1914 г. в Бахчисарае и похоронен на территории Зинджерлы медресе. Крымская АССР С древнейших времён идо наших дней. - Симферополь: Таврия, 1990.-С.125-126

1.3 Научные труды в «ИТУАК».

Научные сотрудники ТУАК опубликовали в «Известиях» множество научных работ. Интерес вызывает фундаментальная работа А. Л. Бертье-Делагарда «О ТМУТАРАКАНИ» опубликованная в «Известиях Таврической Ученой Архивной Комиссии» №54(Симферополь,1918г). Непомнящий А.А. Арсений Маркевич: Страницы истории крымского краеведения. - Симферополь: Бизнес-информ, 2005.- 432 с.

В ней он отмечает, «что не так давно А. А. Спицын посвятил «Тмутараканскому камню» обширную статью, в которой приходить к выводу, для него самого, по видимому несколько неожиданному, что «Тмутараканский камень» должен быть признан подлинным» В.С. Ляшок «Известия ТУАК» - избранное. - Симферополь: Грифон, 2005. - С.18-24.. Надо думать, что больше спора об этой подлинности не будет. Сама по себе надпись на камне лишена значения: что в 1068 году князь Глеб мерил по льду расстояние между Тмутараканью и Керчью и получил 14000 сажен - кому это важно?

По заявлению самого А. А. Спицын указывается, что суть надписи заключается для историка, прежде всего, в том, что ею достаточно точно определяется местоположение «одного из русских княжеств». Я бы так не выразился: Тмутаракань была не - одно из многих русских княжеств, точное географическое определение которых интересно разве что для специалистов, а была одним из культурных важнейших центров древнейшей Руси и, с вопросом о Тмутаракани связан вопрос, о первых порах русской культуры вообще и об её происхождении.

Как известно современной исторической науке киевский Начальный летописный свод составлен тенденциозно: все те факты, которые нельзя примирить с доктриною о монархических правах киевской династии Рюриковичей и об исконной связи русской церкви с все­ленскою константинопольскою церковью, или искажаются, или замалчиваются. Именно в виду такого положения дела очень знаменательно молчание киевской летописи о Тмутаракани и болтливости её о Херсонесе. В.С. Ляшок «Известия ТУАК» - избранное. - Симферополь: Грифон, 2005. - С.18-24.

О самой Тмутаракани в летописи упоминается впервые только в связи с «сыном Владимира святого и братом Ярослава Мудрого» Мстиславом, причем Мстислав представляется летописцу гораздо более Черниговским, чем тмутараканским князем: хотя, правда, сам же летописец приводит, и сам того не замечая, данные, которые заставляют усомниться в правильности его взгляда.

А. Л. Бертье-Делагард отмечает что летописец, ссылаясь на греческий источник, сообщает, что в 660 г. «приходила Русь на Царьгород» Там же.. Тогда возникает вопрос, какая это Русь? Так как она действует в 852 г., т. е. до призвания варягов, летописец ею не интересуется и упоминает о ней вообще лишь потому, что ему показалось неудобным промолчать о событии, записанном «в летописании греческим». Все внимание летописца сосредоточено сначала на Новгороде и на Киеве, пока устраивалась варяжская династия, потом на Киев и Константинополь, пока устраивалась русская церковь.

Для того чтобы восстановить подлинную историю древнейшей Руси, независимо от политических вожделений официальных киевских кругов первой половины ХI-го века, учёный должен был обратиться к иным источникам, греческим и, преимущественно, арабским. Согласно этим источникам Русь живет на Черном и Азовском морях, делает грабительские набеги на прибрежные византийские области и даже на самый Константинополь, переправляется на Каспийское море, волоком перетаскивая свои суда из Дона на Волгу, грабит прикаспийские области и торгует всяким добром даже на рынке Багдада. Город Руса, или Руая стоит не то у устья Дона, на Азовском море, не то на берегу Черного моря. Были у руссов свои князья, была у них своя цивилизация, уже в середине IX века они - хоть часть их - принимают христианство и имеют богослужения книги на русском языке. В.С. Ляшок «Известия ТУАК» - избранное. - Симферополь: Грифон, 2005. - С.18-24.

Экспансивные стремления черноморской Руси были, по-видимому, очень сильны. Подробно мы, разумеется, не знаем и, вероятно, никогда не узнаем, были ли у Тмутараканской державы, сколько ни будь постоянные границы, и где именно эти границы проходили. Для того чтобы делать далекие походы и сражаться с могучими соседями, надо иметь базу, надо иметь свою область, где бы могли жить в безопасности семьи воинов, где бы пребывало их хозяйство и их имущество. Судя по походам, черноморская Русь была богата людьми и должна была занимать обширную страну. Такою страною могли быть только степи Приазовские и Донские. На юго-востоке по черноморскому побережью жили абхазцы, на восток жили ясы и касоги, на северо-востоке было хазарское царство, на западе в Крыму находились византийские владения.

Тмутаракань была своего рода Кронштадтом, лежащим на далекой окраине страны, защищавшим её выход к открытому морю. Через Тмутаракань должна была идти вся торговля между севером и югом, по Дону. Вместе с тем, Тмутаракань была и военным центром, чрезвычайно удобным для всех тех экспедиций, которые предпринимались тмутараканскими князьями. В.С. Ляшок «Известия ТУАК» - избранное. - Симферополь: Грифон, 2005. - С.21-22..

Так было до Мстислава. И он еще делает в 1022 г. поход на касогов, т. е. на северный Кавказ. Но это было, по-видимому, последний поход; он покорил касогов окончательно, и с тех пор они составляют его дружину. С ними вместе и с хазарами он отправляется завоевывать Северскую землю.

Нужно прочесть весь рассказ летописи о том, как никому неведомый захолустный князек идет на Киев, как Ярослав набирает варяжскую дружину и терпит поражение, как Мстислав забирает себе всю страну на восток от Днепра, и как Ярослав не смел (так и сказано в летописи) возвращаться в Киев, чтобы понять, что дело обстояло не так как повествует Киевский свод.

Летопись по поводу битвы у Листвена, в которой Ярославу было нанесено поражение, рассказывает такой анекдоты: «Мстислав поставил против варягов - северян, т. е. жителей черниговской страны, а «с дружиною своею» стал «по крилома»; северяне разбили варягов утром Мстислав «видя лежащие иссечены свои Север и Варяги Ярославль, и рече: Кто сему не рад? Се - лежит Северянин, а се - Варяг, а дружина своя цела» В.С. Ляшок «Известия ТУАК» - избранное. - Симферополь: Грифон, 2005. - С.21-22. Едва ли так стал бы говорить князь черниговско-северский, если бы он себя чувствовал именно черниговско-северским князем, если бы Север был ему родным, а не был завоеванным краем.

В Чернигове Мстислав начал строить Спасский собор. К моменту своей смерти, к 1036 году, он не успел закончить постройки: доканчивать пришлось преемникам Мстислава. Но фундаменты и низы стен возведены между 1026 и 1036 годами. И мы видим, что по самому своему плану и замыслу черниговский Спас никоим образом не может быть связан с Константинопольским зодчеством, но имеет ближайшие аналогии в Абхазии и на Кубани. Все только что изложенные факты, конечно должны были удивить учёного. В.С. Ляшок «Известия ТУАК» - избранное. - Симферополь: Грифон, 2005. - С.21-22

Удивительно вот что: и киевская св. София, заложенная ещё в 1017 году, гораздо раньше появления Мстислава в Чернигове, тоже не может быть возведена ни к херсонским, ни к Константинопольским образцам, а только к тем же абхазским и кубанским и тоже становится вполне понятной, только как звено в эволюции не цареградской архитектуры, а кавказской. Что же это могло означать?

А это значить, что культурное влияние Тмутараканской Руси не Мстиславом началось, как оно им не кончилось. Гораздо раньше, чем Мстислав усвоил себе северную, северскую политическую «ориентацию», как теперь принято выражаться, гораздо раньше, чем он подчинил своей власти всю «левобережную Украину», существовало культурное течение из приазовского края и из Придонья на северо-запад. Оно подготовило христианизацию Киева, которая, конечно, не случилась так, как представляет киевская летопись, по щучьему веленью - по Владимирову хотению, сразу и внезапно, а был подготовлен… кем? не константинопольскими же греками, и не варяжскими же купцами, чуждыми - и те, и другие - киевлянам! Оно, это тмутараканское течение, принесло в Киев и те художественные формы, которых требовал новый культ.

Автор сказал только что, что не Мстиславом закончилось культурное кавказское влияние. В самом деле, есть один удивительный текст, который до сих пор, как будто, не оценен по достоинству, - исследователь имеет в ввиду рассказ Киево-Печерского патерика о создании росписи Лаврского собора.

В Патерике говорится о том, что явились в монастырь «писцы иконные", чудесно вызванные на работу. Вновь всплывает логический вопрос. Откуда? на который автор сам находит ответ. Разумеется: из «богохранимого Констянтиния града». В.С. Ляшок «Известия ТУАК» - избранное. - Симферополь: Грифон, 2005. - С.21-22 Ведь было бы совершенно неприлично, если бы столь славная святыня оказалась расписанною не греческими, не столичными цареградскими «писцами церковными». Только, несколькими строками ниже, художники оказываются уже «греками и обезами»; и в дальнейшем говорится о «греках и обезах». Обезы - абхазцы: это совершенно недвусмысленно устанавливается, между прочим, повестью о нашествии татар (1224), где обезы названы вместе с ясами и др. племенами, живущими между Каспийским и Черным моря.

Основание Киево-Печерского собора Патерик относить к 6581 (1073) году. Итак, после 1073 года, в конце XI века, абхазцы - художники являются в Киев и привозят с собою мусию, «еюже святый алтарь устроиша». Именно ХI-й век - век процветания мозаичной живописи на Кавказе.

Все это не ново! Верно, все-это высказывалось уже раньше; в последнее время на крупном значении Тмутаракани в начальную пору русской культурной истории особенно настаивал Вл. Пархоменко в своей книжке о начале христианства на Руси; о кавказских образцах для древне русских каменных храмов подробно говорил я в последнем томе Византийского Временника, в своих заметках о поздневизантийских храмовых росписях. В.Л. Пархоменко. Христианство на Руси. - М.: Научиздат, 1982.- С.32

Автор статьи понимал, что все это не ново. Тогда для чего всё это было сделано. А сделано ли то, что должно быть сделано, если Тмутаракань - первая, культурная древнейшая столица Руси? Проведено ли - да что: проведено, начато ли, хотя бы, археологическое исследование Тмутараканского края, систематическое и научное? Автор об этом ничего не слышал и не встречал сведений об этом в других исследованиях. Так ведь надо же когда нибудь начать! Кому начинать? Ясно: тем, кто сейчас живет на старых насиженных местах. В первую очередь, вновь основанному Ростовскому Историко-археологическому Институту, который должен стать археологическим центром Приазовской области. Но до Тамани и до Кубани ближе из Крыма даже, чем из Ростова. Поэтому учёный призывал к тому, что надо мобилизовать все силы: «Тмутаракань и Черноморскую русскую культуру надо еще открыть, открыть из - под земли, и в этом наша очередная, неотложная задача.» В.С. Ляшок «Известия ТУАК» - избранное. - Симферополь: Грифон, 2005. - С.23-25

Также интерес вызывает статья Исмаил бей Мустафа оглу Гаспринского о характере появления в Крыму германских войск напечатанная в Известиях ТУАК 8 мая 1918г. Крымская АССР С древнейших времён идо наших дней. - Симферополь: Таврия, 1990.-С.128.

«Известия. 8 мая 1918».

Командующий главной из 4-х наступавших на Крым колонн германских войск Ашауэр откровенен в своих мемуарах, называя Крым "несравненной геополитической позицией". «Овладение этим плацдармом на северном побережье Черного моря, с его идеальными морскими гаванями и находящимися в них судами, - пишет он, - расширяло круг нашего влияния в таком размере, в каком мы и не предполагали и вскоре из Крыма немецкие войска станут перебрасываться на Кавказ». Крымская АССР С древнейших времён идо наших дней. - Симферополь: Таврия, 1990.-С.129.

Между тем, социалисты Ледебур, Гаазе и др. опротестовывают в рейхстаге оккупацию Крыма, как противоречащую Брест-Литовским договоренностям.

7 мая Крым был разделен на две зоны оккупации: западную, которую занимала 117-я егерская дивизия, и восточную - 15-я дивизия ландсвера. Севастополь (комендантом которого с 3 мая стал упомянутый Ашауэр) выделялся в самостоятельную единицу; его заняли 1-й и 9-й егерские батальоны. 7-й егерский батальон был направлен для усиления оккупационных частей в район Симферополя. "Вместо украинских флагов на русские военные суда... был водружен германский флаг". Как подчеркнул сам автор статьи сам, являясь представителем одной из крымских национальностей немецкие колонисты и татары встречали кайзеровцев как "освободителей". Крымская АССР С древнейших времён идо наших дней. - Симферополь: Таврия, 1990.-С.130.

Этому он приводит характерный пример: «По приказу Коменданта гор Феодосии и Генерал-Фельдмаршала фон Эйхгорна и на основании Императорского указа II от 28 декабря 1899 г. впредь до особого распоряжения будут судить полевым судом всех находящихся в Крыму лиц:

1) Если они обвиняются в действиях, караемых по Закону Германской империи и совершенных против германских войск или против граждан Крымского полуострова или против учреждения, назначенного Германским Императором.

2) Если они не исполнили или противодействовали приказу германского начальника и за такой проступок не полагается наказания согласно закону о маловажных проступках». Крымская АССР С древнейших времён идо наших дней. - Симферополь: Таврия, 1990.-С.130.

Дата: 7 мая 1918.

Крым. «Известия ИТУАК» 10 мая 1918.

1.4 Основные направления деятельности.

24 января 1887 года в Симферополе была учреждена седьмая по счету в России Таврическая Ученая Архивная Комиссия (ТУАК), на первом же заседании которой подчеркивалось. «В Крыму открываются довольно часто археологические находки, не только письменные памятники, хранящиеся у нас в архивах, но и подобные находки являются весьма ценным материалом для историка и науки, а потому и деятельность комиссии едва ли ограничится собиранием только письменных документов..." . Ушатая Н.Д. Музей древностей ТУАК. // Известия Крымского республиканского музея. - № 10. - Симферополь:изд Таврия, 1995. - С.28.. Исходя из этого, сразу же возник вопрос о создании археологического музея при Архивной Комиссии.

Председателем Комиссии был избран Александр Христианович Стевен, который уже на первом заседании 30 мая 1887 года "обратил внимание присутствующих на то, что Крым более богат вещественными памятниками старины, чем письменными, и Таврическая Ученая Архивная Комиссия при самом своем открытии поставила себе целью собирать не одни археографические, но и археологические памятники, а Губернское Земское Собрание предоставило для устройства Археологического Музея помещение в здании Губернского Земства и уполномочило Управу произвести потребный расход для приобретения нужной мебели. Ввиду этого, а главным образом того, что наша Архивная Комиссия осуществит свое значение только в том случае, когда она наряду с исследованием и сохранением разных документов будет собирать и исследовать вещественные памятники древности, которые служат наилучшим освещением истории прошлой жизни Крыма и Таврической губернии" Непомнящий А.А. Историческое краеведение в Крыму (2 пол.Х1Х-нач.XX веков). Библиографический указатель.- Симферополь: СГУ, 1995.-С.-24..

Начало Археологическому Музею (Музею древностей) было положено пожертвованиями 39 предметов (прил. 1, 2); античные наконечники стрел, стеклянные бусы, медные, серебряные, золотые монеты Боспорского царства, Крымского ханства, Российской империи. Найдены они были в д. Камыш - Бурун Феодосийского уезда (ныне г. Керчь), вблизи Козьмодемьяновского монастыря, в д. Коккоз Ялтинского уезда (ныне с. Соколиное Бахчисарайского р-на). Кроме пожертвований музею передавались дублетные материалы из Керченского музея.

Так, на заседании Таврической Ученой Архивной Комиссии 29 октября 1887 года было подчеркнуто, что Археологическая (императорская) комиссия "предписала директору Керченского Музея выделить из дублетов последнего коллекцию древних вещей, вырытых из тамошних могил, и выслать таковую в Таврическую Архивную Комиссию для Археологического музея; что она предоставляет в распоряжение Таврического губернского музея Судакские и Старокрымские древности ". Ушатая Н.Д. Музей древностей ТУАК. // Известия Крымского республиканского музея. - № 10. - Симферополь:изд Таврия, 1995. - С.28. Комиссия обращалась ко всем лицам, интересующимся историей края, с просьбой жертвовать древние предметы и старые рукописи; комиссия приобретала на свои средства те предметы, "местонахождение которых в пределах губернии не подлежало сомнению". Ушатая Н.Д. Музей древностей ТУАК. // Известия Крымского республиканского музея. - № 10. - Симферополь:изд Таврия, 1995. - С.29.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6