скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Образование Киевской Руси скачать рефераты

p align="left">Основным занятием была торговля, чему немало способствовали внешние природные условия. Господствующим фактом экономической жизни в этот период является внешняя торговля с вызванным ею лесными промыслами, звероловством и бортничеством. Это Русь Днепровская, городовая, торговая. Для днепровцев, послушных данников хозар, были открыты степные речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам. Выплата дани рассматривалась как нормальное явление, фактически это была пошлина за возможность торговать через степные рынки. В летописи это представлено таким образом: И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дома по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?». Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?». Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, -- саблями, а у этих оружие обоюдоострое -- мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель». Это очень важное замечание хазар, трактующееся летописцем как предсказание, указывает, прежде всего, на то, что главные торговые города Руси должны были сами взять на себя защиту своей торговли и торговых путей. С этой минуты они начали вооружаться, опоясываться стенами, вводить у себя военное устройство, запасаться ратными людьми.

Говоря о VII -- VIII веках, Ключевский подчёркивает два основных момента: Таковы два важных экономических последствия, которыми сопровождалось расселение славян по Днепру и его притокам: это, во-первых, развитие внешней южной и восточной, черноморско-каспийской торговли славян и вызванных ею лесных промыслов, во-вторых, возникновение древнейших городов на Руси с тянувшими к ним торгово-промышленными округами. Оба эти факта можно относить к VIII веку.

Варяги

Около IX века и на речных путях нашей равнины стали появляться заморские пришельцы с Балтийского моря, получившие здесь название варягов.

Византийцы XI века знали под именем варягов норманнов, служивших наёмными телохранителями у византийского императора. Нет как таковых сомнений в том, что варяги -- это именно норманны, языческое племя, наводившее ужас на Европу своими воинственными набегами -- В Швеции находят много древних надписей на могильных камнях, которые говорят о древних морских походах из Швеции на Русь.

Однако у нас варяг -- преимущественно вооружённый купец, идущий на Русь, чтобы пробраться далее в богатую Византию. Слово варяг и торговец были почти синонимичны, поэтому «варяжить» означало заниматься торговлей.

Но чисто торговый статус варягов быстро сменился на другой. Варяг на Руси -- это не только торговец, это и третейский судья, и инстанция в которую можно обратиться в случае несправедливости. Они легко покидали значение торговых товарищей или наёмных охранителей торговых путей и превращались во властителей. Само присутствие варягов на Руси -- это некий гарант стабильности, об этом говорит и «Повесть…», подчёркивая усобицу между племенами.

Ключевский призывает не понимать летописную историю буквально: «Сказание о призвании князей, как оно изложено в Повести, совсем не народное предание, не носит на себе обычных его признаков: это - схематическая притча о происхождении государства». Эта схематичность, по мнению Ключевского, заключается ещё и в том, что сам мотив призвания вызван не внутренними проблемами: очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних врагов. Всё-таки норманны, прежде всего профессиональные воины, поэтому их призвание есть не что иное, как военный найм.

Главная проблема в этой ситуации заключается в том, какую власть представляли собой варяжские князья, были ли они только военными вождями конунги и викинги» аналог «князя и витязя, или чем-то большим, властью политической и, возможно, государственной. Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как ни одна из этих двух мыслей полностью не доказана. Традиционно началом Русского государства как такового определяют периодом правления князей от Олега до Ольги, то есть становлением Киевской Руси.

Пришёл Рюрик sine hus, thru waring (с домом и дружиной), принял всю власть один, и стал раздавать мужам своим города. В рассказе о его правлении летописец уделяет самому князю лишь несколько строк, сосредоточив внимание на другом событии, которое было центральным в его правление. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян.

Государство Русь при первых князьях

Киев -- важнейший стратегический пункт для торговли, мгновенно превращается в главный город на Руси. Причём слово главный, в данном случае, означает не политическое главенство, а положение получателя дани. Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стягивались торговые лодки отовсюду, Киев служил главным оборонительным форпостом страны против степи и центральной вывозной факторией русской торговли. Киев стал симбиозом военной мощи и торгового главенства, не подчиняться ему было не возможно, да и не нужно, потому что союзничество, пусть и облагаемое данью, сулило куда больше, чем вражда. Подчинение было вынужденно политической и экономической зависимостью от Киева.

Зависимость политическая вызвана тем, что варяжские князья, начиная с Олега, правили, вернее, владели Русью именно из Киева, поставив во главе других городов своих наместников. В городах князья сажали своих наместников, посадников.

Наместники были в достаточной мере независимы от центра, это были чаще всего дружинники или родственники. Внешне это напоминает попытку князя разделить свою власть с наместниками, однако это не совсем так, потому что власти как таковой нет, есть только найм и получение денег за него, более того, сама власть наместников не была столь безграничной, в городах было по- прежнему сильно племенное управление, авторитет своих управителей был высок. Главной целью княжеской администрации был сбор налогов. Свидетельство об этом можно найти у византийского императора Константина Багрянородного, который в своём сочинении «О народах», написанном в X веке, рисует изобразительную картину полюдья современного ему русского князья. Как только наступал месяц ноябрь, русские князья со всей Русью, т.е. дружиной выходили из Киева на полюдье.

Главная мотивация варягов -- торговля, главный торговый рынок -- византийский, проходящий по пути из варяг в греки: и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра -- волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское.

В 6387 году (879). Умер Рюрик и передал княжение свое родичу Олегу. Именно в правление второго князя постепенно утвердилась вторичная и тоже местная форма, варяжское княжество. Власть князя из чисто военной медленно, но верно перерастала в нечто большее - став носителем и охранителем общего интереса, подчинившего ему торговые города страны, этот князь с дружиной из вооружённой силы превращается в политическую власть.

Олег освободил города Руси от Хазарской дани, послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали.

Важнейшим событием его правления был договор с Константинополем 911 года. Торговцы с Руси получили право на беспошлинную торговлю в Византии, в обмен на мир и на соблюдение порядка в самом Царьграде: «…входяще же Русь в град, да не творят пакости». Олег добился полноправного законодательства, как для греков, так и для русов. «Если кто убьет, -- русский христианина или христианин русского, -- да умрет на месте убийства».

Олег обладал политической властью, прежде всего в Киеве, и ограниченной в других городах, где находились его наместники. Однако использовал он её исключительно в целях обогащения собственного и своей дружины.

Одним из важнейших аргументов в споре о существовании государства было наличие у правителей немонархических титулов. Князь (то есть конунг) -- титул исключительно военный, никак не связанный с властью политической. В этом смысле очень важной может считаться версия Гумилёва, который утверждает Ольга - женский род имени Олег. Здесь мы, скорее всего, вновь сталкиваемся с титулом, не зная настоящего имени исторического лица, Игорь, по -- скандинавски Ингвар, то есть младший. Если предположить, что это действительно так, то наш взгляд на этот исторический период может измениться. Теоретическим подтверждением его слов могут служить данные Кембриджского документа: речь идет о захвате русским князем по имени Хельгу, т. е. Олегом, хазарского города на восточном берегу Керченского пролива (будущей Тмуторокани), однако, согласно летописям, Льву Диакону и Лиутпранду Кремонскому, предводителем похода 941 г. был Игорь, а русский князь по имени Олег умер, согласно Начальному своду конца XI в., в 922 г., а по «Повести…» в 912 году. Если Олег -- титул, то Хельгу вполне может быть титулом Игоря и, соответственно подтверждать мнение Гумилёва. Однако даже если Хельгу -- титул, ничто не указывает на то, что он -- монархический.

Но проблема была не только в немонархических титулах формальных правителей.

Общество ещё не самоиндефицировало себя как единое целое, как государство. Первый раз словосочетание Русская земля появляется в Игоревом договоре 945 года. Хотя и это не является прямым признаком государственности по мнению Горского: «Употребляемые в договоре термины люди русские, Русь (в этническом смысле), русин вряд ли распространялись на представителей славянских союзов племенных княжеств, сохранявших свою автономию: скорее всего, договор имел в виду население, находившееся под непосредственной властью киевского князя, т. е. обитавшее на территории вдоль пути из варяг в греки».

Правление Игоря в целом мало отличалось от Олеговского. Игорь ходил в Византию, где в 945 году заключил c ней договор. Тогда проявился ещё один признак будущего единства: «Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев». Видно, что князь был способен создать коалицию славянских племён, пусть и путём найма.

Несколькими месяцами позже Игорь был убит древлянами, племенем, платившим Киеву дань, которую он решил собрать сверх договорённой меры. Показательно, что князь по-прежнему напрямую зависел от своей дружины, обеспечивавшей его силу. Именно дружина склонила Игоря к походу в Искоростень, ради обогащения.

Общий интерес, создавший великое княжество Киевское, охрана границ и внешней торговли, направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей. Перерасти этому интересу в нечто большее мешали традиционные мотивации обогащения, вкупе с зависимостью от дружины и сильной ещё племенной властью в городах.

Все три этих преграды были фактически устранены во время правления жены Игоря -- Ольги. В год 6455 (947) Ольга отправилась к и установила погосты на всех территориях, так или иначе подконтрольных Киеву, структурированные, записанные, то есть не просто договорённые с Ольгой лично, они сделали очень много для того, чтобы объединить все эти города в единое целое.

Ольга -- женщина, и, значит, не может руководить военной дружиной. Но её сын Святослав слишком мал для этого. Некоторая неясность в отношениях между князем и дружинниками привела к тому, что тесная связь, которая существовала всегда -- стала ослабевать. Внутри самого войска появились две различные группы: христиане и не христиане. И, хотя христиан было меньше, однако количество ощутимое, это можно понять ещё из Игоревого договора: «Если же кто-нибудь из князей или из людей русских, христиан или не христиан…». Князь стал восприниматься некоторой политической фигурой, обладающей авторитетом и без прямого контроля над дружиной. До полной независимости от дружины ещё далеко, но продвижение в этом направлении существует.

Никаких военных побед и завоеваний, за исключением мести за мужа древлянам Ольга не совершила. Благодаря новым законам, а именно при Ольге появились первые письменные законы, и приостановке внешней экспансии границы державы, как называет её Гумилёв, утвердились и стали восприниматься как единое целое. Не хватало только одного -- общей религии, которая сплотила бы города ещё больше, наладила бы взаимопонимание между людьми и в будущем сформировала бы у них примерно сходную систему ценностей. Ольга совершила важнейший шаг и в этом направлении, став первым русским правителем, принявшим христианство: «Ольга же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице -- матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил». Приняв крещение, Ольга тем самым включила свой народ в состав христианского мира, сделав возможным крещение всего населения в целом. То, что под крещением Ольги подразумевалась вся Русь, а не только конкретная личность, говорят слова патриарха: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих».

К моменту смерти Ольги в 969 году существовали все предпосылки к возникновению государства на Руси: законы, пусть пока и в небольшом, зато в письменном виде, примкнувшие после завоеваний первых князей новые земли, определившие границы будущего государства, политическая роль князя, которая при Ольге выросла многократно и стала вполне очевидной. Складывание государства Русь завершилось только к концу Х в., с ликвидацией местных княжений и переходом всех восточнославянских земель под непосредственную власть киевской династии, когда на территориях всех бывших союзов племенных княжеств (кроме вятичей) были посажены наместники киевского князя.

В 988 году эти предпосылки были реализованы, князь Владимир крестил свою дружину в Херсонесе, положив тем самым начало всеобщему переходу русского народа в христианство, и принял титул Великий князь. С этого момента Киевское княжество можно по всем признакам обозначить государством. Итак, с гибелью князя - язычника Святослава Киевская Русь всё более стала превращаться в тихую и спокойную державу, где христианское учение приобретало всё больше сторонников. Киевское варяжское княжество этих витязей стало зерном того союза славянских племён, который можно признать первоначальной формой Русского государства.

Заключение

Как таковой процесс преобразования военной княжеской власти в политическую, и, следовательно, превращения княжества в государства, происходил, начиная с самых первых князей. Такие предпосылки будущего государства, как устойчивые границы, политическая и экономическая зависимость от Киева, вкупе с восприятием себя Русской землёй, реализовались во время правления Ольги. Создав первые письменные законы и приняв христианство, она предопределила создание на Руси государства. Некоторая отсрочка в виде недолгого правления Святослава ситуации не изменила и, уже при Владимире был сделан последний шаг, уже формально определивший Русь как политическое единство: принятие им титула великий князь и крещение русского народа.

Список используемой литературы

1. В.О. Ключевский / Русская история - Ростов - на - Дону, 2000.

2. Л.И. Гумилёв / От Руси до России - М., 2000.

3. С.Г. Горяйнов / статья Обыкновенный гений, в книге Русская история В.Ключевского - Ростов - на - Дону, 2000.

4. С.Б. Лавров / статья Завещание великого евразийца, в книге От Руси до России Л.И. Гумилёва - М., 2000.

5. М.Н. Зуев / История России с древнейших времён до начала ХХI века - М., 2002.

6. С. Лесной / Откуда ты, Русь? - Ростов - на - Дону, 1998.

7. С.Ф. Платонов / Лекции по русской истории. - М., 1994.

8. Н.И. Павленко, В.В. Кобрин , В.А. Федоров / История СССР с древнейших времён до 1861 г. - М., 1989.

Страницы: 1, 2