скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Объединение русских земель скачать рефераты

Объединение русских земель

24

Содержание

  • Введение 2
  • 1. Объединение русских земель вокруг Москвы 4
  • 2. Политическое противоречие в московской жизни XVI века 6
  • 3. Московское государство: между Европой и Азией 22
  • Заключение 24
  • Список литературы 26
Введение

С начала XIV в. в борьбу за великое княжение вступили московские князья. Вокруг Москвы сложились благоприятные условия для восстановления и развития хозяйства. Население издавна занималось тут хлебопашеством, были развиты ремесла и промыслы. Москву окружали густые леса, которые затрудняли набеги ордынской конницы. Первые удары ордынцев принимали на себя соседние княжества, а их население уходило от набегов к Москве. Москва находилась на перекрестье торговых путей. Она соединяла западные земли Смоленска с торговым Поволжьем через реки Днепр, Устрома, Угра, Воря, Москва, Ока, Волга. Новгород Великий через Мету, Тверцу, Москву-реку, Оку и Волгу торговал с Золотой Ордой. Третий путь через Москву шел на юг через Рязанские земли по Дону в Азовское и Черное моря, в Крым, Где находились поселения-колонии купцов из Генуи. Пошлины с торговых судов приносили московским князьям хороший доход. Исторически сложилось так, что Москва стала центром русских земель, здесь из смешения русских с коренным угро-финским населением стала складываться великорусская народность (великороссы).

Война с Тверью 1368--1375 гг. вывела Москву на первое место среди русских княжеств. Москва окрепла экономически и политически, она активно претендовала на роль собирателя Руси, центра всех русских земель. Москва крепла вместе с Русью, которая во второй половине XIV в. достигла в своем развитии такого уровня, что смогла отважиться на открытую борьбу с Ордой. Одновременно с усилением Москвы намечались признаки распада Золотой Орды, там участились распри между правителями. Ханы часто менялись: за 21 год сменилось более 20 ханов, бывали времена, когда правили сразу два хана.

Цель работы - изучить особенности становления и развития московского государства.

Задачи работы - рассмотреть объединение земель вокруг Москвы; охарактеризовать политическое противоречие в московской жизни XVI века; изучить Московское государство: между Европой и Азией.

1. Объединение русских земель вокруг Москвы

Огромное значение в объединение Руси сыграла Куликовская битва. Битва получила широкий международный отклик. В литературном произведении того времени «Задонщина» сказано, что слава Руси дошла до Италии, Германии и Византии. На Куликовом поле русские осознали силу политического единства. Авторитет Московского княжества неизмеримо возрос. Победа явилась важным шагом на пути к полному освобождению от ордынского ига.

Победа над противниками великокняжеской власти в феодальной войне XV в. окончательно сделала московское княжество самым мощным из тогдашних русских государств. Московские князья не брезговали никакими средствами, чтобы одолеть соперников, даже поддерживали антифеодальные выступления в соседних княжествах, выставляя себя защитника ми простого народа. В результате крестьянское и городское население видело в сильном князе московском защитника от произвола местных феодалов. Активно поддерживала политику централизации церковь. Помимо моральных соображений, она стремилась уберечь свои богатства в ходе междоусобных войн.

Объединение Руси быстро продвинулось при Иване Васильевиче III и Василии Ивановиче III. При Иване III было присоединено в 1463 г. Ярославское княжество, в 1464 г. -- Ростовское. Острая борьба шла за Новгород Великий. Новгородские бояре захватывали земли великого князя. Боясь потерять свои привилегии в случае присоединения к Москве, они задумали перейти под власть Литвы и даже призвали из Литвы князи Михаила. Бояр возглавляла вдова посадника Марфа Бореикая. Когда бояре решили утверждать новгородского архиепископа не в Москве, а в Киеве, который принадлежал Литве, терпению Ипа-на III пришел конец. Он заявил, что готов покарать новгородцев за связи с польско-литовским королем католиком Казимиром IV, так как такие связи есть отпадение в латинскую ересь. 14 июля 1471 г. на реке Шелонь войско новгородцев потерпело поражение от московских войск. Победе Москвы помогли ее сторонники в Новгороде -- они забили жерла новгородских пушек. Осенью 1477 г. Иван III повторил поход. Поводом явилось то, что новгородские послы назвали его не «господином» как обычно, а «государем», т. е. тем самым признали его неограниченную власть над Новгородом. Московские послы тут же спросили новгородцев: «Какого государства себе хотите?»- Новгородцы стали объяснять, что обмолвились, но их отказ от ранее прозвучавшего признания московского князя государем Иван III объявил личным оскорблением. Московские войска осадили Новгород. В январе 1478 г. новгородцам пришлось сдаться и уплатить контрибуцию. Должность посадника и вече были ликвидированы, вечевой колокол отвезли в Москву. Власть перешла к наместнику Ивана III. Имения у новгородских бояр отобрали, а самих поселили в Московском княжестве.

Присоединение Твери открывало Москве прямой путь в Литву и предполагало дальнейшую борьбу за воссоединение с белорусскими и украинскими землями. Присоединение Твери имело огромное значение для завершения государственной централизации. Отныне основной массив русских земель был объединен.

Теперь предстояло завершить объединение Руси: присоединить Псков, Смоленск, Рязань и другие русские земли.

В 1510 г. при Василии III (правил с 1505 г.) к Москве присоединили Псков после разгрома ливонцев, которые постоянно ему угрожали. Но опасность с запада оставалась. Осенью польско-литовский король Сигизмунд вместе с Казанским и Крымским ханствами напал на Русь. Началась война, которая с перерывами тянулась до 1544 г. После короткого перемирия в 1514 г. войска Василия III взяли Смоленск, но потерпели поражение под Оршей. Часть жителей Смоленска Василий III переселил в центр государства, а из смоленских «торговых людей» в середине XVI в. образовали «суконную сотню» -- привилегированную корпорацию, торговавшую с Западом Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в ХIV-ХV вв. М.,1960..

Последним русским городом, вошедшим в состав централизованного государства, стала Рязань. Неравноправные договоры 1456 и 1483 г сделали Рязань протекторатом Москвы. Пользуясь малолетством рязанского князя Ивана Ивановича, еще в конце XV в. Иван III фактически хозяйничал в Рязани. Иван Иванович хотел сохранить независимость и искал союза с Крымом против Москвы. Но в 1517 г. Василий III арестовал Ивана Ивановича, а в 1521 г. последний рязанский князь бежал в Литву, и Рязанское княжество было официально присоединено к Москве. Процесс территориального объединения Руси завершился. Причем вместе с русскими в государство вошли народы мурома, меря, мари, мордва, югра", коми, печора, карелы, вепсы. Русское государство с самого начала складывалось как многонациональное. Смешение славян с местными угро-финскими народами в едином централизованном государстве ускорило процесс образования великорусской народности (великороссов). Одновременно происходило обособление западных ветвей древнерусской народности в пределах польско-литовского государства и образование народностей белорусской и украинской.

2. Политическое противоречие в московской жизни XVI века

Обратимся теперь к характеристике тех основных явлений московской государственной и общественной жизни, которыми определилось содержание труднейшего кризиса, пережитого Московским государством на рубеже XVI и XVII столетий.

В основании московского государственного и общественного порядка заложены были два внутренних противоречия, которые чем дальше, тем больше давали себя чувствовать московским людям. Первое из этих противоречий можно назвать политическим и определить словами В. О. Ключевского: "Это противоречие состояло в том, что московский государь, которого ход истории привел к демократическому полновластию, должен был действовать посредством очень аристократической администрации". Такой порядок вещей привел к открытому столкновению московской власти с родовитым боярством во второй половине XVI в. Второе противоречие было социальным и состояло в том, что под давлением военных нужд, вызванных необходимостью лучшего устройства государственной обороны, интересы промышленного и земледельческого класса, труд которого служил основанием народного хозяйства, систематически приносились в жертву интересам служилых землевладельцев, не участвовавших непосредственно в производительной деятельности страны. Последствием такого порядка вещей было недовольство тяглой массы и стремление ее к выходу с "тяглых жеребьев" на черных и частновладельческих землях, а этот выход, в свою очередь, вызвал ряд других осложнений общественной жизни. Оба противоречия в своем развитии во вторую половину XVI в. создали государственный кризис, последним выражением которого и было так называемое смутное время. Нельзя, по нашему разумению, приступить к изложению этого времени, не ознакомясь с условиями, его создавшими, и не сделав хотя краткого отступления об эпохе сложения московского государственного и общественного строя.

В понятие власти московского государя входили два признака, одинаково существенных и характерных для нее. Во-первых, власть московского государя имела патримониальный характер. Происходя из удельной старины, она была прямой преемницей вотчинных прав и понятий, отличавших власть московских князей XIV-XV вв. Как в старое время, всякий удел был наследственной собственностью, вотчиной своего "государя", удельного князя, так и все Московское государство, ставшее на месте старых уделов, признавалось "вотчиной" царя и великого князя. С Московского государства это понятие вотчины переносилось даже на всю Русскую землю, на те ее части, которыми московские государи не владели, но надеялись владеть. "Не то одно наша вотчина, - говорили московские князья литовским, - кои городы и волости ныне за нами, а вся русская земля... из старины от наших прародителей наша вотчина". Вся полнота владельческих прав князя на наследованный удел была усвоена московскими государями и распространена на все государство. На почве этой удельной преемственности и выросли те понятия и привычки, которые Грозный выражал словами: "Жаловати есмы своих холопей вольны, а и казнити вольны же есмы". И сам Грозный считал себя собственником своей земли, и люди его времени смотрели на государство, как на "дом" или хозяйство государя. Любопытно, что один из самых впечатлительных и непосредственных, несмотря на вычурность слога, писателей конца XVI и начала XVII в., Иван Тимофеев, обсуждая последствия прекращения московской династии, всегда прибегал к сравнению государства с "домом сильножителя": очевидно, такая аналогия жила в умах той эпохи. Во-вторых, власть московского государя отличалась национальным характером. Московские великие князья, распространяя свои удельные владения и став сильнейшими среди севернорусских владетелей, были призваны историей к деятельности высшего порядка, чем их прославленное удельное "скопидомство". Им, как наиболее сильным и влиятельным, пришлось взять на себя задачу народного освобождения от татар. Рано стали они копить силы для борьбы с татарами и гадать о том, когда "Бог переменит Орду". Во второй половине XIV в. борьба с Ордой началась, и на Куликовом поле московский князь впервые выступил борцом не только за свой удельный интерес, но и за общее народное дело. С той поры значение московских великих князей стало изменяться: народное чувство превратило их из удельных владетелей в народных вождей, и уже Дмитрий Донской заслужил от книжников эпитет "царя русского". Приобретение Москвой новых земель перестало быть простым собиранием "примыслов" и приобрело характер объединения великорусских земель под единой национальной властью. Трудно решить, что шло впереди: политическая ли прозорливость московского владетельного рода или же самосознание народных масс; но только во второй половине XV в. национальное государство уже сложилось и вело сознательную политику; ко времени же Грозного готовы были и все те политические теории, которые провозгласили Москву "новым Израилем", а московского государя - "царем православия". Обе указанные черты - вотчинное происхождение и национальный характер - самым решительным образом повлияли на положение царской власти в XVI в. Если государь был вотчинником своего царства, то оно ему принадлежало, как собственность, со всей безусловностью владельческих прав. Это и выражал Грозный, говоря, что он "родителей своих благословением свое взял, а не чужое восхитил". Если власть государя опиралась на сознание народной массы, которая видела в царе и великом князе всея Руси выразителя народного единства и символ национальной независимости, то очевиден демократический склад этой власти и очевидна ее независимость от каких бы то ни было частных авторитетов и сил в стране. Таким образом, московская власть была властью абсолютной и демократической.

Рядом же с этой властью в XV-XVI вв. во главе административного и социального московского порядка находилось московское боярство, история которого с таким интересом и успехом изучалась в последние десятилетия. Однако это изучение не привело еще исследователей к единомыслию. Не все одинаково смотрят на положение боярства в XVI в. Одним оно представляется слабой политически средой, которая вне служебных отношений не имела ни внешнего устройства, ни внутреннего согласия, ни влияния на массы и, стало быть, не могла выступить на борьбу с властью за какой-либо сословный интерес. С этой точки зрения гонение Грозного на бояр объясняется проявлением ничем не оправдываемого тиранства. Другим наблюдателям, напротив, боярство представляется как олигархический организованный в партии круг знатнейших фамилий, которые стремятся к господству в государстве и готовы на явную и тайную борьбу за влияние и власть. Такая точка зрения освещает политику Грозного относительно бояр совершенно иначе. Грозный только оборонялся от направленных на него козней, "за себя стал", по его собственному выражению. Наконец, третьи не считают возможным ни отрицать политические притязания боярства, ни преувеличивать значение происходивших между властью и боярами столкновений до размеров правильной политической борьбы. Боярство, по этому последнему взгляду, было родовой аристократией, которая притязала на первенствующее положение при дворе и в государстве именно в силу своего происхождения. Но эти притязания не имели в виду ограничить державную власть или вообще изменить государственный порядок. В свою очередь, и власть до середины XVI в. не противопоставляла ничего определенного боярским притязаниям, не подавляла их систематично и круто, но вместе с тем не считала для себя обязательным их удовлетворять или даже признавать. Неопределенность стремлений и взглядов вела к отдельным, иногда очень крупным недоразумениям между государем и слугами; но принципиально вопрос о взаимном отношении власти и боярства не поднимался ни разу до того времени, пока дело не разрешилось опричниной и казнями Грозного. Это последнее мнение кажется нам более вероятным, чем прочие.

В XVI в. московское боярство состояло из двух слоев. Один, более древний, но не высший, состоял из лучших семей старинного класса "вольных слуг" московского княжеского дома, издавна несших придворную службу и призываемых в государеву думу. Другой слой, позднейший и знатнейший, образовался из служилого потомства владетельных удельных князей, которое перешло на московскую службу с уделов северо-восточной Руси и из-за литовского рубежа. Такую сложность состав высшего служилого класса в Москве получил с середины XV в., когда политическое торжество Москвы окончательно сломило удельные дворы и стянуло к московскому двору не только самих подчиненных князей, но и слуг их - боярство удельных дворов. Понятно, что в Москве именно с этого времени должно было приобрести особую силу и важность местничество, так как оно одно могло поддержать известный порядок и создать более или менее определенные отношения в этой массе служилого люда, среди новой для него служебной обстановки. Местничество и повело к тому, что основанием всех служебных и житейских отношений при московском дворе XVI в. стало "отечество" лиц, составлявших этот двор. Выше прочих по "отечеству", разумеется, стали титулованные семьи, ветви старых удельных династий, успевшие с честью перейти со своих уделов в Москву, сохранив за собой и свои удельные вотчины. Это, бесспорно, был высший слой московского боярства; до него лишь в исключительных случаях служебных отличий или дворцового фавора поднимались отдельные представители старых не княжеских боярских фамилий, которые были "искони вечные государские, ни у кого не служивали, окромя своих государей" - московских князей. Эта-то избранная среда перворазрядных слуг московского государя занимала первые места везде, где ей приходилось быть и действовать: во дворце и на службе, на пирах и в полках. Так следовало по "отечеству", потому что вообще, выражаясь словами царя В. Шуйского, "обыкли большая братья на большая места седати". Так "повелось", и такой обычай господствовал над умами настолько, что его признавали решительно все: и сами бояре, и государь, и все московское общество. Быть советниками государя и его воеводами, руководить политическими отношениями страны и управлять ее областями, окружать особу государя постоянным "синклитом царским", - это считалось как бы прирожденным правом княжеско-боярской среды. Она сплошь состояла из лиц княжеского происхождения, о которых справедливо заметил В. О. Ключевский, что "то все старинные привычные власти Русской земли, те же власти, какие правили землей прежде по уделам; только прежде оне правили ею по частям и поодиночке, а теперь, собравшись в Москву, оне правят всею землею и все вместе". Поэтому правительственное значение этой среды представлялось независимым от пожалования или выслуги: оно боярам принадлежало "Божиею милостию", как завещанное предками родовое право. В "государеве родословце" прежде всего искали князья-бояре опоры для занятой ими в Москве высокой позиции, потому что рассматривали себя как родовую аристократию. Милость московских государей и правительственные предания, шедшие из первых эпох московской истории, держали по старине близко к престолу некоторые семьи вековых московских слуг не княжеской "породы", в роде Вельяминовых и Кошкиных. Но княжата не считали этих бояр равными себе по "породе", так как, по их словам, те пошли "не от великих и не от удельных князей". Когда Грозный женился на Анастасии, не бывшей княжной, то этим он, по мнению некоторых княжат, их "изтеснил, тем изтеснил, что женился у боярина своего дочерь взял, понял робу свою". Хотя говорившие так князья "полоумы" и называли царицу-рабу "своею сестрою", тем не менее с очень ясной брезгливостью относились к ее нетитулованному роду. В их глазах боярский род Кошкиных не только не шел в сравнение с Палеологами, с которыми умел породниться Иван III, но не мог равняться и с княжеским родом Глинской, на которой было женат отец Грозного. Грозный, конечно, сделал менее блестящий выбор, чем его отец и дед; на это-то и указывали князья, называя рабой его жену, взятую из простого боярского рода. Этому простому роду они прямо и резко отказались повиноваться в 1553 г., когда не захотели целовать крест маленькому сыну Грозного - Димитрию: "А Захарьиным нам, - говорили они, - не служивать". Такая манера князей-бояр XVI в. свысока относиться к тому, что пошло не от великих и не от удельных князей, дает основание думать, что в среде высшего московского боярства господствовал именно княжеский элемент с его родословным гонором и удельными воспоминаниями.

Страницы: 1, 2