скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Неоконсервативный вариант экономического развития Латинской Америки скачать рефераты

p align="left">В сложном положении оказались многочисленные мелкие и средние предприниматели, представлявшие до 90% и более от общего числа предпринимателей. Интересы большинства их были принесены в жертву политике модернизации, многие из них разорялись. Но их ряды вновь и вновь пополнялись за счет других слоев населения, благодаря наличию большой дешевой избыточной рабочей силы. Выросла группа предпринимателей «теневой» экономики, предприятия которых не были формально зарегистрированы. С другой стороны, возник целый слой мелких и средних фирм, оказавшихся связанными через систему субподряда с крупным модернизированным производством, контролируемым ТНК. В итоге аграрных реформ 60-70-х годов в деревне наряду с крупным капиталистическим хозяйством укрепилась фермерская прослойка.

Средние слои стали самой многочисленной категорией городского населения. Их быстрый рост был следствием как экономического, научно-технического и социального прогресса, так и издержек процесса модернизации, кризисных проявлений, которые вели к избыточному разбуханию категории мелких «самостоятельных хозяев» в торговле, услугах и в ремесленном производстве за счет населения, вытесненного из других сфер занятости. Большинство таких «хозяев» влачило жалкое существование. Но в то же время росли кадры административного и инженерно-технического персонала, научных работников, творческой интеллигенции. С 1970 до 1987 г. численность студентов увеличилась с 1,5 до 7 млн. человек.

Количество лиц наемного труда выросло с 44-45 млн. человек на рубеже 70-х годов до 74 млн. в середине 80-х годов, но, поскольку в целом экономически активное население тоже сильно увеличилось, удельный вес наемного труда в ЭАН остался на прежнем уровне - 55-56%, значительно варьируясь по странам. В 80-е годы в Аргентине, Чили и Уругвае доля наемного труда достигала 67-88% ЭАН, в Боливии, Эквадоре, Перу и большинстве стран Центральной Америки - менее 40%, в Гаити - 17%.

Промышленный пролетариат увеличился с 1970 г. до середины 80-х годов с 13-14 млн. человек до 17-18 млн.. Крупнейшие его контингенты были сосредоточены в Бразилии, Мексике, Аргентине, Колумбии. Состав латиноамериканского рабочего класса стал более сложным и дифференцированным. На предприятиях ТНК, в модернизированном секторе производства сформировался наиболее квалифицированный «пролетариат филиалов». Персонал этих предприятий за счет более высокой производительности труда получал намного большую заработную плату и имел лучшие социальные условия, чем остальные трудящиеся. По разным оценкам, «пролетариат филиалов» в Латинской Америке в 80-е годы насчитывал от 2 до 5 млн. человек.

В странах с более зрелой экономической и социальной структурой рост численности трудящихся в передовых капиталоемких отраслях не компенсировал вызванное политикой модернизации и ее последствиями сокращение численности рабочих традиционных трудоемких отраслей промышленности - пищевой, текстильной, швейной, добывающей, железнодорожного транспорта. Это сокращение приняло особенно ощутимые масштабы в первой половине 80-х годов в связи с экономическим кризисом, когда уменьшилась занятость и в модернизированных секторах экономики. В результате за десятилетие с середины 70-х до середины 80-х годов в этих трех странах сократилась и абсолютная численность промышленных рабочих. В остальных государствах модернизация сочеталась с еще продолжавшимся процессом индустриализации и развитием промышленности вширь, распространения его на ранее отсталые районы. Поэтому в целом по Латинской Америке общая численность промышленного пролетариата в абсолютных цифрах еще росла, хотя и медленнее, чем прежде, и уже при снижении его удельного веса в ЭАН.

Миллионы рабочих были заняты в «теневой» экономике, в кустарно-ремесленном производстве, где сильны были патриархальные традиции, примитивные формы труда и эксплуатации, правовая незащищенность трудящихся, распыленных по мелким предприятиям. В «теневой» экономике в 1980 г. было занято около V. s всей рабочей силы.

Количество сельскохозяйственных рабочих увеличилось с 9-10 млн. человек в 1970 г. до 13-13,5 млн. в середине 80-х годов при сокращении их удельного веса в ЭАН. В Аргентине, Чили, Уругвае и Перу начала уменьшаться и их абсолютная численность.

Быстро росло количество наемных работников в сфере услуг и торговли. Усилилась концентрация трудящихся на крупных предприятиях этих секторов с современным оборудованием. Но одновременно увеличилась армия наемного труда на мелких предприятиях. Для Латинской Америки 80-х годов было характерно наличие многочисленной домашней прислуги, ему также способствовал избыток дешевой рабочей силы, не находившей себе более продуктивного применения. В целом усложнившаяся структура латиноамериканского общества отразила противоречивость процесса капиталистической модернизации.

Политика военно-диктаторских режимов Бразилии, Аргентины и Чили. Наиболее полное воплощение неоконсервативный вариант капиталистической модернизации получил в условиях террористических режимов в Бразилии, Аргентине и Чили. В Бразилии, где военно-диктаторский режим существовал с 1964 г., этот курс стал осуществляться еще в 60-е годы. На смену заболевшему и вскоре умершему Коста-э-Силве в октябре 1969 г. на пост президента Бразилии военными был выдвинут генерал Гаррастазу Медиси. Годы его президентства совпали с подъемом революционных и реформистских движений в Латинской Америке. Для Бразилии же это был период наибольших успехов диктатуры. Семь лет подряд прирост ВВП в среднем за год превышал 11%, а промышленной продукции-12,4%, что дало повод говорить о «бразильском чуде». В стране строились гигантские гидроэнергетические комплексы. В 1977 г. введена в строй первая атомная электростанция. ВВП страны в 1980 г. превысил уровень 1970 г. в 2,3 раза, продукция промышленности - в 2,5 раза, сельского хозяйства - почти в 1,7 раза. По общему объему ВВП Бразилия передвинулась с 28-го на 8-е место среди несоциалистических стран мира. На ее долю в 1980 г. приходилось 18,8% промышленного производства всех развивающихся государств трех континентов. Удельный вес готовых промышленных изделий и полуфабрикатов в экспорте Бразилии достиг 56%.

Население Бразилии увеличилось с 93 млн. человек в 1970 г. до 142 млн. в 1987 г. Удельный вес в нем городских жителей возрос с 56% до 76%. Занятость в сельском хозяйстве за эти 17 лет уменьшилась с 44,3 до 26% ЭАН. Занятость в промышленности за 70-е годы возросла с 26,6 до 31,7%, а в сфере торговли и услуг- с 27,8 до 38,8%. Общая численность рабочего класса и близких к нему категорий трудящихся к началу 80-х годов достигла 20 млн. человек. Сильно возросла численность машиностроителей, металлистов, электротехников. Основная их часть была сосредоточена на крупных предприятиях ТНК и местных компаний промышленного пояса Сан-Паулу и других индустриальных центров Юго-востока. 37% всех промышленных рабочих трудились на предприятиях с числом занятых более 500 человек.

Экономический подъем был обеспечен в значительной степени сокращением расходов на оплату труда и повышением нормы прибыли. За 1965-1974 it. реальная заработная плата уменьшилась на 31% при росте производительности труда на 56%. Большие массы населения оказались отчужденными от пользования плодами экономического прогресса. Обильный приток иностранного капитала был не менее важным источником роста производства. Прямые иностранные капиталовложения увеличились с 3,6 млрд. долл. в 1968 г. до 19,2 млрд. в 1981 г. Десятки миллиардов долларов получила Бразилия в виде внешних займов и кредитов, что увеличило ее внешний долг с 5,2 млрд. долл. в 1970 г. до 100 млрд. в 1984 г. Военно-технократическая элита, непосредственно стоявшая у власти, большую роль отводила мобилизации ресурсов государства и госсектора на осуществление перестройки бразильской экономики.

Беспрецедентные экономические успехи помогли бразильскому режиму укрепить свои позиции и с начала 70-х годов большее внимание уделить социальному маневрированию. Репрессии стали сочетаться с некоторыми экономическими уступками трудящимся, с пропагандой идей «социальной интеграции», приобщением рабочих крупных предприятий к участию в прибылях и в решении производственных вопросов.

Мировой экономический кризис 1974-1975 гг. и рост цен на импортируемую Бразилией нефть осложнили для нее ситуацию и привели к замедлению среднегодовых темпов роста экономики до 6,5% в 1975-1980 гг., хотя это еще были высокие темпы. Увеличилась инфляция. Больше стали ощущаться социальные и политические издержки «бразильской модели». Правительство генерала Эрнесто Гайзела встретилось с оживлением оппозиционных диктатуре настроений в разных слоях общества, в том числе со стороны церкви, интеллигенции, широких слоев местной буржуазии, недовольных стеснительными рамками режима. После устранения угрозы слева и укрепления своих экономических позиций монополистическая буржуазия стала склоняться к либерализации режима. Сужение социальной базы военного правительства показали выборы 1974 г. и 1978 г. в Национальный конгресс, на которых единственная легальная оппозиционная партия «Бразильское демократическое действие», объединившая всех недовольных, опередила правительственный Национальный союз обновления. Национальная конференция епископов в 1975 г. потребовала восстановления прав человека. Правительство Гайзела решило приступить к либерализации режима. К этому его подтолкнули и международные факторы: революция 1974-1976 гг. в Португалии, процесс демократизации в Испании в 1976-1977 гг., усилившееся с 1977 г. давление на Бразилию со стороны правительства Картера, выступившего с осуждением диктаторских форм правления и с лозунгами защиты прав человека и демократических свобод.

В июне 1978 г. правительство Гайзела разработало программу либерализации, которая должна была проводиться сверху и постепенно. В качестве первых шагов была отменена цензура печати и часть репрессивных законов, аннулированы чрезвычайные полномочия президента. Но срок президентства был продлен с 5 до 6 лет.

Во внешней политике правительства Э. Гайзела усилилась тенденция, наметившаяся еще при его предшественнике, к отходу Бразилии от безоговорочной ориентации на США и «Доктрину национальной безопасности» в пользу приоритета торгово-экономических интересов Бразилии, с претензией на превращение страны в региональный центр силы, автономный от США. Бразилия отказалась подписать договор о нераспространении ядерного оружия и приступила к разработке собственной ядерной программы, заключив в 1975 г. соглашение с ФРГ о сотрудничестве в области ядерной энергии, что вызвало недовольство США. В 1978 г. в ответ на заявление президента США Картера о том, что в Бразилии нарушаются права человека, правительство Гайзела демонстративно обвинило США во вмешательстве во внутренние дела страны и отказалось от военной помощи США и военного сотрудничества. Бразилия объявила о введении 200-мильной зоны территориальных вод. Оживились торгово-экономические связи с развивающимися государствами Азии и особенно Африки. Бразилия все более солидаризировалась с ними в критике расизма, сионизма, неравноправных экономических отношений, претендуя на лидирующую роль в «третьем мире». Взамен на поставки оружия и техническую помощь Ираку и Ливии Бразилия добилась стабильного импорта ближневосточной нефти. Широко использовалась для развития отношений с африканскими странами, особенно с бывшими португальскими Колониями, концепция расовой и географической близости Бразилии и этих стран. Стали расти торгово-экономические отношения с Советским Союзом, товарооборот с которым за 70-е годы увеличился в 12 раз и достиг в 1983 г. 0,9 млрд. долл.

В Аргентине неоконсервативный вариант активно осуществлялся после переворота 24 марта 1976 г. В этот день вся полнота власти перешла к военной хунте в составе командующих тремя родами войск. Хунта назначила президентом командующего сухопутными силами генерала Хорхе Рафаэля Виделу. Действие конституции было отменено, конгресс распущен, деятельность всех партий «временно приостановлена», власть на местах передана военным губернаторам. Была распущена ВКТ, большинство профсоюзов поставлено под контроль военных.

Идеологической основой режима, выражавшего интересы реакционных кругов монополистической верхушки, как в Бразилии и Чили, стала «Доктрина национальной безопасности», дополненная концепцией «внутренней войны» с противниками диктатуры. Армия и репрессивные службы развернули беспощадную борьбу с лево-радикальными вооруженными организациями, в течение двух лет в основном разгромив их. Арестам, жестоким истязаниям, зверским убийствам подверглись многие тысячи участников рабочего и демократического движения.

Творцом экономической политики военного правительства стал виднейший представитель аргентинской монополистической верхушки Мартинес де Ос, министр экономики в правительстве Виделы с 197 Прямые иностранные инвестиции увеличились с 2,2 млрд. долл. В конце 1974 г. до 5,6 млрд. в 1981 г. В Аргентину устремился поток внешних займов и кредитов.

Политика модернизации ускорила процессы концентрации крупного капитала, укрепление его связей с ТНК, влияние которых в экономике также усилилось. В 1981 г. 817 предприятий сосредоточили почти 58% всей промышленной продукции и 44,5% рабочей силы в промышленности. Крупнейшая старейшая аргентинская монополистическая группа «Бунхе и Борн», тесно связанная с иностранным капиталом и сама превратившаяся в транснациональную корпорацию, распространившую свои филиалы на Бразилию и другие страны, владела в Аргентине 90 предприятиями с 20-тысячным персоналом, 552 тыс. га земельных угодий, влиятельными позициями в сфере финансов и торговли. В стране происходила техническая реконструкция крупных предприятий, возросла производительность труда на них. Как и в Бразилии, сооружались и вводились в строй новые гидроэлектростанции. Еще в 1974 г. в Аргентине вступила в строй первая в Латинской Америке атомная электростанция, в 1977 г.- вторая АЭС. Они стали давать 8% всей электроэнергии в стране. В промышленности создавался ряд небольших специализированных предприятий с современным оборудованием, малым количеством занятых и высокой производительностью. труда, связанных производственным циклом с крупным производством. Заметно увеличилась агроэкспортная продукция при некотором сокращении занятого в сельском хозяйстве населения.

Однако выход вперед группы модернизированных предприятий не возмещал упадка и разорения основной массы предпринимателей и сокращения производства традиционных промышленных отраслей. ВВП так и не превысил уровень 1973-1975 гг. после спадов производства в 1976 и 1978 гг., а с 1980 г. страна вступила в затяжной экономический кризис. К 1983 г. промышленное производство по общему объему оказалось отброшенным к уровню 1970 г. Уменьшилась численность рабочих и служащих в обрабатывающей промышленности и особенно в текстильной, швейной, обувной, пищевой, в металлургии, металлообработке и машиностроении. При росте экономически активного населения с 1974 по 1985 г. на 1,6 млн. человек численность рабочих и служащих, занятых в промышленности, уменьшилась с 1,6 до 1,4 млн., а в торговле и сфере услуг увеличилась с 1,8 до 2,3 млн. В начале 80-х годов насчитывалось свыше 1,6 млн. безработных и полубезработных. Доля заработной платы лиц наемного труда в национальном доходе уменьшилась за годы военного режима с 45 до 28-30%.

Большие внешние займы и кредиты были израсходованы малопродуктивно в надежде на то, что этот источник не оскудеет.

А тем временем внешняя задолженность выросла с 9 до 44 млрд. долл., оплата по ней стала непосильным бременем. Осуществление модернизаторских планов застопорилось. Не удалось сдержать инфляцию, остававшуюся на уровне 90-160% в год, а в 1983 г. достигшую 434%. Всего с марта 1976 г. по 1983 г. цены выросли в 410 раз. Несмотря на запреты, ежегодно бастовали сотни тысяч трудящихся.

В Чили после контрреволюционного переворота 11 сентября 1973 г. у власти также оказалась военная хунта в составе командующих тремя родами войск и корпуса карабинеров во главе с генералом Аугусто Пиночетом, утвержденным хунтой президентом Чили с чрезвычайными полномочиями на неопределенный срок. Вся страна была объявлена в состоянии «внутренней войны» с «марксизмом», введено осадное положение. Было отменено действие конституции и гражданских свобод, распущен Национальный конгресс, объявлены вне закона партии Народного единства, запрещены Единый профцентр трудящихся и ряд отраслевых профсоюзов. Деятельность всех остальных партий объявлялась «приостановленной», а в 1977 г. вообще была запрещена. Профсоюзы были поставлены под контроль властей. Десятки тысяч руководителей и активистов левых партий и профсоюзов подверглись арестам, пыткам, физическому уничтожению. Тюрьмы были переполнены, Национальный стадион и ряд других объектов спешно превращены в концентрационные лагеря. Воцарился произвол репрессивных служб, особенно созданной в 1974 г. тайной военной полиции. До миллиона чилийцев покинули родину.

Страницы: 1, 2, 3