скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Насильственное переселение народов на территории Казахстана скачать рефераты

p align="left">Директивы Политбюро ЦК ВКР (б) о переселении корейцев от 18 августа 1927 года, переданные в экстренном порядке во Владивосток и Хабаровск, стали исходным пунктом выработки ряда актов, суть которых сводилась к тому, что корейское население подлежало массовому отселению. 25 февраля 1930 года Политбюро ЦК ВКП (б) под председательством Сталина вновь специально обсуждало вопрос и переселении дальневосточных корейцев. Наконец, 10 июля 1932 года Политбюро ЦК ВКП (б) снова обратилось к вопросу «О корейцах» и вновь подтвердило свою директиву на массовое административное отселение корейского населения из пограничных районов Приморья. Таким образом, решение Коммунистической партии и Советского правительства о депортации корейцев, нашло свое логическое и закономерное развитие в объединенном постановлении № 1428-326 Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП (б) от 21 августа 1937 года «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанным В. Молотовым и И. Сталиным. Согласно краткой преамбуле этого постановления депортация корейцев была запланирована в «целях пресечения проникновения японского шпионажа в Дальневосточный край». 28 сентября 1937 года Совнарком СССР за подписью В. Молотова и Н. Петруничева принял дополнительное постановление за № 1647-377 «О выселении корейцев с территории Дальневосточного края» о тотальной депортации корейцев со всех без исключения территорий ДВК, включая непограничные, глубинные районы и соседние области. На основании этого правительственного решения в спешном порядке выявлялись, задерживались, подвергались арестам и депортации корейцы, проживавшие или проходившие учебу в городах центральной части России, где корейцев с таким же успехом могли подозревать в шпионаже в пользу нацистской Германии, фашистской Италии и т.д. В этой связи ссылка на «превентивность» и «пресечение иностранного шпионажа» как главную или единственную причину депортации малоубедительна и недостаточна [22].

Основополагающую причину депортации корейцев и всех последующих спецпереселений следует искать в самой сущности тоталитарного режима, сложившегося в СССР к концу 20-х гг. и проявившегося в полной мере в 30-40-х годов Советская власть, провозглашенная новой формой самого справедливого и демократического государства, в действительности выродилась в орудие обеспечения господства нового, иерархически строго структурированного чиновно-бюрократического правящего класса, увенчиваемого высшими партийными бонзами во главе с генеральным секретарем, персонифицирующим тоталитарный режим партийной диктатуры, режим диктатуры Сталина.

Волей Сталина и под руководством послушного ему партийного, государственного аппарата, карательных органов и средств агитации и пропаганды в отдельно взятой стране строился социализм по принципу «цель оправдывает все»; создавалась экономическая и военная сверхдержава; формировался новый тип человеческой общности - советский народ и новый тип человека-homo soveticus советомен»).

Известный сталинский тезис о прямо пропорциональном успехам строительства социализма обострении классовой борьбы внутри страны и за ее пределами открыл эру трагического массового террора в огромной стране. Образ лютого и коварного врага вдалбливался повсеместно и постоянно в общественное и индивидуальное сознание, причем врагом выступали не, только отдельные люди, социальные группы или классы, но и целые народы. Отсюда логически следовал вывод о необходимости террора и беспощадной борьбы против народов, враждебных социализму, родине, вождю.

Среди реальных причин, обусловивших депортацию советских корейцев с Дальнего Востока, большую роль играл внешнеполитический фактор. Сталин и советское руководство, чувствуя приближение мировой войны и осознавая свою неподготовленность к ней, пытались маневрировать между империалистическими соперниками, стремились пойти на сближение как с гитлеровской Германией на Западе, так и с императорской Японией на Востоке. Для сближения с Японией требовались уступки в пользу последней, одна из которой проявилась в продаже за бесценок прав. Другой уступкой, по мнению профессора М.Н. Пака, могло быть полное изгнание антияпонских настроенных корейцев из ДВК. «На наш взгляд, - пишет он, - несомненно, существовала определенная договоренность о полном выселении корейского населения с Дальнего Востока; но остается вопрос - было ли это сформулировано в каком-нибудь письменном документе» [23].

Ранее Г.В. Кан выделил более «масштабную причину депортации, суть которой состоит в том, что советские корейцы стали заложниками дальневосточной политики СССР в целом». При этом он ссылается на сближение основных политических сил Китая: компартии и гоминдана с Советским Союзом, завершившееся подписанием 21 августа 1937 года советско-китайского договора о ненападении. «Депортацию корейцев под предлогом «пресечения проникновения японского шпионажа», - считает Г.В. Кан,- следует рассматривать как один из моментов «большой политики», как демонстрацию Советским Союзом твердости своих союзнических отношений с Китаем, своих отношений с Японией (Корея же находилась в колониальной зависимости от Японии, а корейцы были японскими подданными), своих позиций в дальневосточной политике. Мысль о корейцах как «политическом заложнике превентивной акции» впервые прозвучала в обстоятельных комментариях профессора В.Ф. Ли к постановлению № 1428-326сс СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1937 года, но не получила дальнейшего развития. Среди других причин депортации корейцев, сложившихся внутри страны, но игравших второстепенное значение, упоминаются следующие:

1.К 1937 году корейское население было в значительной степени интегрировано в общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь Дальневосточного края. Однако характер их пространственного размещения - довольно компактные районы со значительным или преобладающим удельным весом корейского населения, вызывал беспокойство и не соответствовал принципу «devide et impera», то есть «разделяй и властвуй».

2. Образование в 1934 году в районах их проживания Еврейской автономной области, по мнению некоторых зарубежных исследователей, мог бы повлечь за собой требования корейского населения Дальневосточного края создания своей национально-государственной автономии. Как известно, наличие национальной государственной автономии советских немцев не явилось каким-либо препятствием для Указа от 28 августа 1941 года, ликвидировавшего Волжскую автономную немецкую республику, на основании которого сотни тысяч советских немцев были депортированы в Казахстан, в Сибирь, на Алтай и другие регионы страны.

3. Насильственное переселение корейцев в глубь страны на тысячекилометровое удаление от границ с Кореей и Маньчжурией преследовало также определенные политические и экономические цели. Можно предположить следующее: во-первых, переселение в Среднюю Азию и Казахстан, площадь которых в десятки раз превышала территорию Дальневосточного края, означало автоматически дисперсию и раздробление групп корейского населения в районах вселения. Во-вторых, в Казахстане и Средней Азии в результате преступных методов форсированной, сплошной коллективизации без учета специфического уклада хозяйствования погибли миллионы людей, а сотни тысяч откочевали за пределы своих республик и страны. Прямые потери в 1931-1933 годов от голода, эпидемий и других лишений только в Казахстане составили 1 миллион 700 тысяч человек. За пределы республики мигрировало 1 миллион 30 тысяч, в том числе 616 тысяч откочевали безвозвратно. Таким образом, здесь возник острый дефицит трудовых ресурсов, который частично восполнялся переселенцами, в данном случае корейцами. Можно среди прочего предполагать, что размещение переселенцев преимущественно в южных областях Казахстана и республиках Средней Азии предусматривало занятие ими традиционной сельскохозяйственной деятельностью: рисоводством и овощеводством.

Однако эти причины, как уже оговаривалось, не являлись главными. Основополагающая причина состояла в осуществлении великодержавной линии, как во внутренней, так и внешней политике тоталитарного режима.

Казахстан начинает движение по новому пути. Как и раньше, нам предстоит пересмотреть старые взгляды и подходы. Но критически оценивая прошлое, мы не можем нигилистически отрицать, все свершенное предшествующими поколениями. В процессе переосмысления было бы опрометчиво отбрасывать то, что уже исследовано и познано исторической наукой, самонадеянно забывать об относительной ограниченности разума человека текущим временем, полагая, что наше сегодняшнее видение смысла истории есть единственно верное. Иначе вряд ли удастся сохранить естественную преемственность, связь времен, извлечь уроки из истории. Процесс переосмысления исторических событий и фактов продуктивен лишь в том случае, если он приводит к более глубокому постижению исторической истины, не подгоняет ее под заранее заданные схемы либо прошлых, либо современных политических установок. Только на этом пути достигаются объективность исторических исследований, научная обоснованность вытекающих из них выводов, ответственность и взвешенность суждений по вопросам, которые касаются судеб многих миллионов людей.

Вступая в третье тысячелетие, мы никак не можем обойтись без всестороннего, основательного пересмотра своего прошлого. Это также важно и потому, что восстановление исторической памяти народа, осмысление своей судьбы являются важными элементами обретения реальной независимости государства. Сегодня мы понимаем в полной мере, до какой степени была фальсифицирована в недавнем прошлом история наших народов. Это было основным методом глобальной мистификации общественного сознания. Объемы, изощренность оболванивания людей выросли до невероятных размеров, так как в этих целях самым циничным образом было использовано естественное людское желание добиться социальной справедливости во всем. Советская историческая наука находилась под прессом партии, которая стремилась представить всю мировую историю как постоянное и чуть ли не осознанное стремление построить именно социалистическое и коммунистическое общество. В этой ситуации нетрудно представить, что перед нами стоит сложная задача восстановления нашей подлинной истории с ее блестящими, возвышающими душу страницами, но также и не без ее трагических периодов, заполненных горестными событиями и поражениями. Как бы то ни было, мы обязаны знать наше прошлое хотя бы для того, чтобы ретроспективным взглядом увидеть многотрудные поиски нашим народом своего собственного пути в истории. Мы не возникли из ничего (Ех nihilo nihil), мы являемся потомками тех, кто в страданиях и высоких полетах мысли, проливая кровь и упорно трудясь, сделали все, чтобы отстоять целостность территории нашего государства для блага последующих поколений. Высокие моменты нашей истории поднимут наш дух, ошибки и поражения заставят задуматься над средствами их недопущения впредь [24].

Тяжелым наследием прошлого явились массовые репрессии, произвол и беззаконие, которые совершались сталинским руководством от имени революции, партии и народа. Начатое с середины 20-х годов надругательство над честью и самой жизнью соотечественников продолжалось с жесточайшей последовательностью несколько десятилетий. Тысячи людей были подвергнуты моральным и физическим истязаниям, многие из них истреблены. Жизнь их семей и близких была превращена в беспросветную полосу унижений и страданий. Сталин и его окружение обладали практически неограниченной властью, лишив советский народ свобод, которые в демократическом обществе считаются естественными и неотъемлемыми.

Массовые репрессии осуществлялись большей частью путем внесудебных расправ через так называемые «особые совещания», «коллегии», «тройки», «двойки». Однако и в судах попирались элементарные нормы судопроизводства.

До сих пор страна испытывает тяжелые последствия вмешательства Сталина в 20-е годы в решение проблемы территориально-национального размежевания в Закавказье. В 30-е годы сталинская политика характеризуется свертыванием разветвленной системы национально-территориальных округов. После XVI съезда ВКП (б) стали ликвидироваться национальные сельские и районные Советы, национальные округа. С административной карты Азербайджанской ССР исчез Красный Курдистан.

Принятая в 1936 года Конституция СССР не содержала критериев правового государства. Можно ли считать это обстоятельство случайным? Едва ли. Отсутствие в Основном законе государства регламентаций, гарантирующих права личности и национальныхобщностей, открывало возможности для прямого нарушения законности, произвола. Сталинщина тех лет характеризуется политикой массовых репрессий, прикрывавшейся необходимостью борьбы против троцкизма, «национал-уклонизма и буржуазного национализма. Репрессии обрушились на партийных и государственных деятелей. Физическому уничтожению подверглась почти вся творческая интеллигенция народов Поволжья, Казахстана, Северного Кавказа.

Катастрофические последствия для русской и украинской нации принесла коллективизация, сопровождавшаяся раскулачиванием и высылкой миллионов крестьян, а также репрессиями в отношении интеллигенции. В 1937-1938 годы безумная идея наказания народов (за что неясно) была применена к корейскому населению Советского Дальнего Востока. Его насильственно переселили в Среднюю Азию и Казахстан.

Грубейшим нарушением основных принципов национальной политики были депортации конца 30-х - начал 40-х годов из республик Прибалтики и западных районов Белоруссии и Украины. Сталинская «концепцию ответственности народов за деяния отдельных отщепенцев и националистических группировок привела к обвинению целой группы народов в предательстве в годы Великой Отечественной войны. Вместо наказания конкретных предателей (там, где они были) по произволу Сталина были лишены национальной государственности и поголовно выселены немцы Поволжья, крымские татары, чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы (Приложение 4). Насильственному выселению были подвергнуты тувинцы, греки, болгары, турки-месхетинцы, хемшиды, курды, армяне (из районов Ахалкалаки, Ахалцике) [25].

Угроза выселения нависла над абхазским народом, который на протяжении 20-х - начала 50-х годов систематически испытывал ущемление прав со стороны сталинско-бериевской администрации.

Закончилась Великая Отечественная война. Советский народ понес огромные потери, материальные и людские. Он одержал великую историческую победу. Казалось, должна, наконец, наступить пора национального мира. Вместо этого в 1948 году в связи с «ленинградским делом» была репрессирована значительная часть эстонской интеллигенции. В этот же период т.н. раскулачиванию подверглась, часть населения Прибалтики, Молдавии, Западной Украины и Западной Белоруссии. В тот же период искусственно стимулировалась «борьба с космополитизмом» - нелепая пропаганда абсолютного превосходства отечественной наука и культуры над западными образами; было сфабриковано пресловутое «дело врачей», имевшее антисемитскую направленность. В то же время происходило постепенное и неуклонное усиление роли центра, что выражалось, например, в превращении ряда республиканских наркоматов (министерств) в союзно-республиканские (внутренних дел, торговли, просвещения и другие).

В годы господства режима личной власти Сталина и в период застоя процесс деформации национальной политики сопровождался соответствующим «теоретико-юридическим обоснованием». В частности, большой вред теории и практике национальных отношений нанес тезис о решении национального вопроса, который активно пропагандировался без реальных попыток разобраться в подлинной сути дела. Вместо конкретного анализа фактов, к которому стремились прибегать объективные исследователи, стимулировались схоластика, догматизм в изображении расцвета и сближения наций. Национальная политика, как в центре, так и в республиках оказалась вне зоны критики. Десятилетиями накапливались такие негативные процессы, как ущемление прав союзных республик и автономий, ограничение их экономической и политической самостоятельности. Многие проблемы развития языков, культуры, сохранения исторических памятников, охраны природы игнорировались, загонялись вглубь, не получали должной оценки [26].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9