скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Курманджан-датка - мать кыргызской нации скачать рефераты

Курманджан-датка - мать кыргызской нации

16

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Изменения в общественно-политической жизни южного кыргызстана во второй половине 19 века
    • Глава 2. Политическая деятельность курманжан-датки в 60-90х годах 19 века и её прогрессивный характер
    • Заключение
    • Список используемой литературы:
Введение

Её открыли все, кто причастен к появлению двух замечательных изданий, соприкасающихся с великой личностью "матери кыргызской нации", овеянной легендами и оставшейся в веках благодаря историческим хроникам и записям тех, кто имел счастье видеть ее и общаться с этой подлинной "Царицей гор".

Первая книга "Горная царица "Курманжан и ее время" издана благотворительным фондом, носящим имя Курманжан датки, и вышла она в издательстве "Илим" под редакцией академиков А. Какеева и В. Плоских. Издание это замечательно иллюстрировано, и все его разделы. Представляют собой как бы новый экскурс в какую-то иную ипостась неведомый уголок жизни и свершений этой выдающейся государственной деятельницы, тонкого дипломата, удивительной матери, феноменальной личности и мудрой провидицы. И её появление на исторической арене, как горянки-мусульманки, алайской царицы, Президент А. Акаев в предисловии к изданию называет явлением уникальным и в то же время глубоко органичным. Она явление национальной истории уже потому, что сама активно сию историю творила и вершила. Женщина, сумевшая достичь высот государственной власти тех непростых лет и как бы предвидевшая драматизм своей судьбы, пошла на это, не ведая страха, так как сжигала себя лишь одним, но воистину государственным желанием в условиях жестокого века защитить свой народ и вывести его на путь правды, веры, самососознания себя в мироустройстве той далекой поры.

Разделы книги "Соприкосновение с памятью предков", "Эпоха Курманджан датки", "В зените", "От забвения к славе" - это дань памяти единственной женщине в последний двухтысячелетний период истории Азии, сделавшей невероятный политический взлет и добившейся величайшего признания и права вписать свое благородное и гордое имя на скрижалях всеобъемлющей матери-истории, оставив себя в ней как царицу Алая.

Издание удачно дополняет раздел, где свои мысли о роли Курманжан датки оставили люди, которые немало сделали, чтобы книга состоялась: постоянный координатор ООН в Кыргызстане Ежи Скуратович, глава представительства Всемирного банка в республике Мохиндер Мудахар, руководитель Швейцарского бюро по сотрудничеству в Кыргызстане Урс Херрен. В книге, которая, мы уверены, будет подарочным изданием, опубликована хроника жизни и правления алайской царицы, издана библиография (что чрезвычайно важно) литературы о самой Курманжан датке самых разных жанров и стилей.

Миниатюрное издание "Курманжан", вышедшее в издательстве "Шам" на трех языках - кыргызском, русском и английском и великолепно исполненное мастерами из Кыргызполиграфкомбината, также инициировано фондом Курманжан датки - это как бы историко-творческий путеводитель в замечательную жизнь выдающейся дочери кыргызского народа. В нем использованы материалы В. Плоских и Ж. Жолдошевой "Курманжан-датка, царица Алая", С. Мамытова "Поэтическое творчество Курманджан", поэтические вещи царицы Алая в периодах М. Рудова и статья самого переводчика "За началом - продолжение" экземпляров.

Вышло, что старшее поколение Курманжан датку "не проходило", а дети о яркой исторической личности сочинения пишут. Жылдыз Джолдошова, сегодня - председатель благотворительного фонда имени Курманжан датки, впервые услышала это имя от... финнов. Жили *они тогда, в 1982-м году, с мужем в Прибалтике, "отрабатывали дипломы" после окончания московских вузов и пользовались возможностью смотреть телепрограммы из Финляндии. Вот финны и рассказали историю о "царице Алая" (так назвал ее, оказывается, генерал царской армии Скобелев) о ее встрече с маршалом Карлом Маннергеймом. Да-да, тем самым - отказавшимся возглавить борьбу белофиннов против большевиков, предвидя победу последних, за что вскоре Финляндия получила независимость прямо из рук большевистского правительства. А еще позже, в 1939-м, именно оборонная "линия Маннергейма" остановила Красную Армию". Так вот, Маннергейм, тогда еще полковник Генштаба российской армии, путешествуя в течение двух лет верхом через северный Китай и Японию, начал свою экспедицию в 1906 году с южной Киргизии, с Алая...

История жизни Курманджан датки этой выдающейся женщины Востока, незаурядного государственного деятеля Центральной Азии достаточно хорошо изучена по устным преданиям ее современников, родственников и детей. Легенды и были о ней бережно передавались из поколения в поколение. Слишком уж феноменальным было это явление женщины-предводителя на Восток Русские и зарубежные путешественники Генералы штаба России, другие деятели и чиновники колониальных властей, посещавшие юг Киргизии, непременно наносили визит Курманджан датке. Им было важно знать позицию влиятельной правительницы "беспокойных", вольнолюбивых южных киргизов.

Эта тема всегда была и останется актуальна, Курманджан датка всегда будет жить в наших сердцах, кыргызский народ всегда будет помнить тот вклад, который она внесла в развитие кыргызской культуры. Эта великая женщина - пример нашему и будущим поколениям. Мы всегда будем любит и почитать эту необычную женщину, передавать знания о ней нашим детям и внукам, ведь без знания своего прошлого невозможно построить прекрасного будущего.

Глава 1. Изменения в общественно-политической жизни южного кыргызстана во второй половине 19 века

В 1865 году крупными военными силами русских под предводительством генерала М.Г. Черняева был осаждён и взят Ташкент. Отныне власть Кокандского ханства ограничивалась лишь Ферганской долиной и кыргызскими кочевьями Памиро-алая. Ограничения территории вызвало сокращение доходов казны, что побуждало хана увеличить размер налогов и податей с оставшегося населения. Тяжесть двойного гнёта: кокандских налогов и повинностей собственным феодалом, бесконечные кровавые родо-племенные и дворцовые междоусобицы разоряли народные массы, подрывали экономику края, уносили множество человеческих жизней.

В этих условиях южные кыргызы также стали подумывать о присоединении к России. Этому способствовали и успехи русского оружия в борьбе с Кокандом. Россия не вмешивалась во внутриэкономическую политику ханства и признавала Худояр-хана суверенным государём. Туркестанский генерал - губернатор Кауфман, исходя из интересов Российской империи, даже взял под защиту Худояр-хана и старался оградить его от внутренних смут. Это существенно осложнило политическое положение южных кыргызов и пошло не на пользу тем, кто держал ориентир на России, что особенно сказалось в ходе анти - кокандского восстания 1873 - 1876 г. г. его участники, борясь против ханского гнета, искали поддержки и помощи у России и изъявляли желание принять её подданство.

Весной 1874 года часть восставших во главе с кыргызом Мамыром обратилась генерал-губернатору Туркестана с просьбой принять их в русское подданство. В апреле того же года восставшие кыргызы, число которых составляло - по их собственному подсчету - более 200 тысяч, в письме, адресованном российскому поданному Журабеку (бывшему в близких отношениях с Туркестанским генерал-губернатором и владевшему русским языком), просили его ходатайствовать о принятии их в подданство России.

Повстанцы, в частности, писали: "Как Вам известно, все кыргызы, подведомственные Коканду, считаются подданными Худояр-хана, Притеснения, гонения, страшные казни, как-то: сажание на кол, которым подвергаемся мы со стороны хана, и наказания палками, принудили нас отпасть от хана и принять враждебное положение в отношении его Рода обозначенных кыргызов: мундуз, кушчи. утуз-оглы. туялас, наймаи, кызыл-аяк, нуйгут, кыргыз-кыпчаки, адыгене. ахтачи, бури и барги. за исключением автобачн; численность кыргызов и кыпчаков доходит до 200 тысяч кибиток. Если будет возможность и не составит для Вас труда, доложите обо всем вышеизложенном гснерал-губернатору. При согласии его превосходительства, мы, несчастные кокандские подданные, могли бы извиться от тиранства Худояр-хана и найти спокойствие".

С осени 1875 г. царская администрация Туркестана открыто и полностью поддержала власть кокандских ханов и даже оказывала им вооруженную помощь в подавлении восстаний. Стихийные и разрозненные выступления повстанцев охватывали все новые и новые районы ханства, особенно южную часть Кыргызстана. Движущую силу восстания составляли рядовые кыргызы-скотоводы и узбеки-земледельцы. Выступлениями кыргызов руководили выходцы из народа - Мамыр Мергенов, Момун Шамырканов и мулла Исхак Хасан уулу, известный под именем Пулат-хан. Восставшие боролись теперь не только против хана, но и против его защитника - царизма.

Предводитель повстанцев Пулат-хан пытался установить связи с туркестанской колониальной администрацией, направлял своих посланцев к генерал-губернатору К.П. Кауфману. Однако царские власти арестовали членов его делегации (14 человек во главе с Ахун-Дамуллой-Мир-Бадал-Муляви) и тем самым выказали свое отношение к повстанцам. Пулат-хан старался привлечь на свою сторону и некоторых русских военнопленных, Но и тут не имел успеха. После бегства кокандского хана под защиту русских на территории ханства шли военные действия против повстанцев под руководством Скобелева. А на стороне повстанцев оказалось немало представителей феодальной знати, которые, естественно, преследовали свои корыстные интересы.

В этих условиях восстание, не теряя своей антифеодальной сущности, приобрело и антиколониальный, антирусский характер. Действия восставших все более направляются против царских властей, взявших под военную защиту свергнутых кокандекских ханов Худояра и Насредди-на и направивших карательные отряды для подавления восстания. На этом этапе восстание в известной степени приобрело религиозную окраску, появились лозунги газавата ("войны с неверными"). Однако в целом изменить народный характер восстания не могли и действия таких его руководителей, таких, как Абдурахман Автобачи, Иса-Аулие, и других феодалов, пытавшихся направить наступление повстанцев как против русских вообще.

Жестокость царских войск при подавлении восстания в Фергане вызывало яростное сопротивление кыргызов и узбеков. Но силы не были равны. Преследуемые царскими войсками, повстанцы отступили к городу Ош, а затем в районы Кара су и Узгена.10 сентября 1875 года Ош был занят русскими войсками. Полковник Скобелев потребовал от жителей выдачи предводителей восстания, сдачи имевшегося у них оружия и наложил контрибуцию продовольствия. Такие же условия были предъявлены и населению Узгена.

19 февраля 1876 года территория Кокандского ханства (а следовательно, и подвластных ему южных кыргызов) царским манифестом объявляется присоединенной к России и преобразовывается в Ферганскую область в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Первым военным губернатором области стал её завоеватель Скобелев. Однако горные районы южного Кыргызстана, в частности, Алай, оставались непокорёнными. при продвижении отрядов Скобелева в кыргызские кочевья им оказывалось вооружённое сопротивление.

Абдулла-бек, Оморбек, Маматбек, Асанбек - сыновья Алымбека - датхи и "алайской царицы" Курманжан-датхи - начали борьбу против всупивших в их пределы русских воск. Используя горную местность, повстанцы пытались сдержать продвижение русских войск на Алай.1500 джигитов заняли труднодоступные позиции в высокогорной местности Жанырык в 25 ерстах от Гульчи.25 апреля 1876 года они оказали упорное сопротивление русским войскам. Бой продолжался целый день. Отряду Скобелева удалось вытеснить кыргызов с занимаемых позиций, они понесли большие потери. Русским оказал значительную помощь сарыбагышский манап Шабдан Джантаев. Его джигиты активно во главе с Баяке-батыром Кумтугановым активно действовали против Алайских повстанцев, оказавших сопротивление русским войскам.

Курманжан-датха, страшась нашествия капыров, откочевала со своими аилами в долину Кок су, в пределы Кашгара. Однако здесь беззащитные аилы Курманжин были разгромлены. Потеряв большую часть стад, датха возвратилась на Алай и оттуда предприняла ещё одну попытку - уйти в Афганистан.

Джигиты Шабдана 29 июля вышли на Курманжан-датху и окружили её. Зная большое влияние царицы на алайских кыргызов, князь Витгенштейн проводил Курманжан с почётом, а не как пленницу в штаб Скобелева в Маргелан. Здесь её ожидала встреча, соответсвовавшая её положению среди кыргызов. Скобелев попросил её передать сыновьям его предложение о замерении - пусть возвращаются в аилы со всеми бежавшими джигитами, наступает пора мирной жизни. Датха обещала, но в ответ потребовала не преследовать восставших, освободить пленных. Курманжан сдержала слово. Она направила послания сыновьм: вону нужно кончать, сыновьям обещаны не только помилования, но и назначение волостными управителями. Датха была уверена в правильности своего выбора.

Роль личности Курманжан в истории Кыргызстана велика и вместе с тем неоднозначна. Будучи крупным родоправителем, она в то же время на определённом этапе являлась выразителем политических интересов масс. Имеющиеся первоисточники не умаляют роли её как сильной незаурядной личности - представителя своего класса и своего времени. Она была феодалом со всеми вытекающими отсюда последствиями, но нельзя не признать, что Алайская царица была умной и дальновидной представительницей своего народа. В своей работе я хотела бы рассказать, о великой женщине привлекающие внимание своей смелостью, и мужеством перед самыми трудными проблемами того времени.

Глава 2. Политическая деятельность курманжан-датки в 60-90х годах 19 века и её прогрессивный характер

Курманжан датка - Курманжан Маматбай кызы (1811-1907) - происходила из ответвления баргы рода мунгуш, населявшего окрестности Оша. Пренебрегая законами и традициями, убежала от первого мужа, навязанного ей сватами и годившегося по возрасту юной девушке в деды. Три года после этого жила у родителей. Второй раз вышла замуж по любви за правителя Алая Алымбека датку. Прожила с ним 29 лет, родила пятерых детей, была неизменной помощницей и советчицей мужу, обладала не только редкой красотой, но и острым умом, и дипломатическими способностями, и поэтическим даром. Газиев А. Курманжан-датха - некоронованная царица Алая. Бишкек, 1991

Роль личности в истории Кыргызстана велика и уже достойно оценена. "Алайская Царица" была умной и дальновидной представительницей своего народа. Она выделялась независимостью и оригинальностью политического мышления на фоне жесточайшего ханского деспотизма и мусульманского фанатизма.

Биография Курманжан по-своему романтична, что привело даже к некоторой идеализации ее образа в художественной литературе. На восемнадцатом году ее выдали замуж за человека, которого она впервые увидела в день свадьбы. Он ей не понравился, и она, вопреки традициям и религиозным установлениям, осталась жить в юрте отца. В 1832 г. энергичный родоправитель Алымбек, получивший от кокандского хана титул датки и всех кыргызов Алая в управление, освободил Курманжан от "брачного контракта" и сам на ней женился. Молодая жена стала хорошей помощницей мужу, в его частое отсутствие (он вскоре стал приближенным, а затем и первым визирем ханства) управляла Алаем. После смерти мужа в 1862 г. она г. взяла власть в свои руки, ее признали бухарский эмир Муззафар и кокандский Худаяр-хан, присвоившие ей почетное звание датки (полковник в царской армии), "снабдив ее надлежащим ярлыком и одарив подарками".

После смерти мужа, павшего жертвой дворцового заговора в Кокандском ханстве в 1862 году, взяла в свои руки бразды правления Алаем. Бухарский эмир Музафар пожаловал ей, женщине, титул датка.

Курманжан датка успешно урегулировала родовые споры горных киргизов, осуществляла политику независимости от Кокандского ханства. Эта же политика проводилась в период интервенции русских войск в Ферганскую долину, но времена менялись. Чтобы избежать кровопролитий и сохранить свой народ, чтобы дать ему шанс развиваться дальше, в 1876 году Курманжан датка объявила о присоединении алайских киргизов к России, за что царское правительство России присвоило ей чин полковника.

Из письма-послания Курманжан датки военному губернатору М. Ионову:

"Когда мусульманское государство в Фергане (Кокандское ханство) не подчинялось России, и я противостояла и спорила с Вами...

... Теперь, в это спокойное время, хочу сказать следующее: весь мой народ и я сама и мои родственники против Вас никогда не замышляли выступить. С нашей стороны никакого вреда нет. Если мой народ сделает плохо, сделает измену, я самым строгим образом накажу виновных, а сама до скончаний моих дней в жизни буду терпеть муки угрызения... Маматбай кызы Курманжан датка.

Говорят, эта незаурядная женщина прекрасно понимала значение Великого Шелкового пути и была чем-то вроде первой таможни, вначале посылая своих людей навстречу каравану для устрашения, а затем, когда купцы обращались к, ней как к правительнице за помощью и защитой, Курманжан называла свою цену безопасного следования путешественников.

Страницы: 1, 2, 3