скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культурная жизнь общества: поздний "сталинизм", "оттепель", "застой" скачать рефераты

p align="left">«Родина и чужбина» А.Т. Твардовского представилась высокопоставленному критику «произведением идейно-порочным в целом». Современные критики опровергают огульную критику вышеупомянутых критиков.

Но, к сожалению, все более развертывающаяся начиная с 1947 г. компания по укреплению советского патриотизма, дискуссия по поводу патриотизма и космополитизма принимала все более широкий размах и только постепенно стала затихать к 1947 г.

В науке насаждалось пренебрежительное отношение к достижениям западной научно-технической мысли. Т.Д. Лысенко чувствовал себя великолепно, мог спокойно готовить доклад «О положении в биологической науке».

В целях обоснования политики, отгородившей отечественную интеллигенцию от научно-технических и культурных достижений Запада, советская пропаганда стала приписывать все основные достижения научно-технической мысли российским исследователям. Советские учебники утверждали, что не Дж. Стефенсок, а отец и сын Черепановы построили первый паровоз, не браться Райт, а наш соотечественник А.Ф. Можайский поднял в небо первый самолет противопоставляли работы И.В. Мичурина «реакционному учению биологов Вейсмана и Моргана и т.д. Научные теории западных ученых объявлялись вредными, обращение к ним было возможно только с критических позиций.

Ростки свободомыслия внутри страны начинают подавляться на корню. Центральную роль в этой компании играл Сталин, который хорошо понимал значение тотального контроля над духовной жизнью общества. Это подтвердили появившиеся в 1946 г. три постановления ЦК ВКП(б) о литературно-художественных журналах, о театральном творчестве и кинематографии.

Под предлогом борьбы с формализмом началось усиление идеологического диктата в изобразительном искусстве. Проводником этой политик стала учрежденная в 1947 г. Академия художеств СССР во главе с А.М. Герасимовым. От художников требовали изображения положительного героя, что соответствовало партийным установкам в области идеологии. Самыми востребованными были полотна и скульптуры, посвященные Сталину, темам исторического прошлого, минувшей войны, мирной жизни советских граждан. Своеобразной вехой времени стал монумент Сталина на Волго-Донском канале (автор Вучетич), на отливку фигуры вождя пошло 33 т. меди.

Усиление идеологизации музыкальной жизни началось в феврале 1948 г., когда появилось постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». Под предлогом борьбы с формализмом в музыке в нем осуждалось творчество композиторов, чья «музыка перестала отвечать своему назначению - доставлять наслаждение». «Черный» список включал выдающихся деятелей отечественной музыкальной культуры: С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Н.Я. Мясковского… - всего 10 фамилий.13

Чтобы стравить творческую и научную интеллигенцию с народом, унизить ее, партийные решения по искусству, дискуссии - погромы выносились на всенародное обсуждение. Партийные решения обсуждались в низовых партийных организациях, от которых требовалась безоговорочная поддержка.

Однако, несмотря на очень трудную для творческой работы обстановку, советские писатели и деятели искусства создавали выдающиеся художественные произведения. Но это происходило не благодаря политике властей, а вопреки ей. Создание этих произведений показывало, что интеллектуальный и творческий потенциал в советском обществе сохранился и что духовную жизнь общества полностью поставить под идеологический контроль практически невозможно.

В 1946 г. журнал «Знамя» опубликовал повесть Виктора Некрасова «В окнах Сталинграда». Книга поразила и до сих пор поражает читающую аудиторию соей правдивостью. Автор стал родоначальником нового жанра советской литературы - «оконной» прозы. В том же году увидела свет повесть В.Пановой «Спутники», где о войне говорилось без придуманной героики и ложного пафоса. Главным героем этих прекрасных повестей был простой советский человек, ратный труд которого спас мир от фашизма. Эти повести стали символами рождения новой послевоенной литературы. Произведения Пановой и Некрасова получили одобрение самого Сталина, им были присуждены сталинские премии. Но не они определили лицо послевоенной литературы.

Возможность отвлечься от трудной действительности, отдохнуть и получить заряд бодрости и веру в то, что все наладиться, давали советским людям лучшие отечественные киноленты тех лет. Каждый новый фильмы становился событием, люди смотрели полюбившиеся ленты по несколько раз. Из отечественных фильмов самыми популярными были комедии И.А.Пырьева и Г.В. Александрова «Сказание о земле Сибирской» (1947 г.), «Кубанские казаки» (1950 г.), «Весна» (1947 г.).

Эти фильмы рассказывали о радостной, счастливой и полной изобилия послевоенной жизни. Это была сказка. Ничего подобного в действительности не было. Но именно такой жизни заслуживал народ - победитель. Кроме отечественных фильмов зрители с удовольствием смотрели ленты иностранного производства, доставшиеся Советскому Союзу по ленд-лизу или в качестве трофеев. Особенно любили музыкальные мелодрамы, вспоминают такие популярные в послевоенные годы фильмы, как «Девушка моей мечты», «Тарзан», «Серенада солнечной долины» и др.

Оценивал содержанные и направленность культурных процессов в Советском Союзе в первые послевоенные годы, надо сказать, что они характеризовались усилением идеологического диктата. Цель этой политики заключалась в том, чтобы помешать развитию в обществе свободомыслия, гражданской ответственности, самоуважения. Эта политика привела к тому, что замедлился рост культурного потенциала общества и развитие отечественного искусства. Советская наука не могла успешно конкурировать с научной мыслью в зарубежных странах, за исключением отраслей, работающих непосредственно на ВПК, - ядерная физика, реактивная техника и т.д.

Победа в войне способствовала консервации социально-экономической и политической системы Советского Союза. Культ личности Сталина достиг своего апогея. Агрессивная политика Советского и США, а также гонка вооружений поставили мир перед новой военной опасностью. Проблемы, накопившиеся в области экономики, внешней политики, рост социальной напряженности в обществе, в первую очередь в крестьянской среде, указывали на кризис советского тоталитарного режима и требовали безотлагательного решения.

Центральное место во внешней политике СССР по-прежнему занимали европейские проблемы. К концу жизни Сталина наметилась некоторая, эволюция его позиции в оценке международной обстановки. Если раньше он исходил из идеи непримиримости противоречий между социализмом и капитализмом, то теперь заявил, что иногда межимпериалистические противоречия могут оказаться сильнее и привести к острому конфликту между капиталистическими странами.

В одном из своих последних интервью он заявил, что СССР желает прекращения войны в Корее, а сам он готов встретиться с новым президентом США Д.Эйзенхауэром.

Главным уроком отношений Восток-Запад в 1945-1952 гг. стало осознание того, что от жесткой внешней политики не выиграет никто, «холодная война» может перерасти в горячую.

Понимание этого закладывало предпосылки корректировки внешнеполитической доктрины наследниками Сталина.

Книга Сталина И.В. «Экономические проблемы социализма в СССР» стала его последней теоретической работой. В своей статье Сталин отметил, что при социализме потребности населения всегда будут обгонять возможности производства. Это положение объясняло населению господство дефицитной экономики и оправдывало ее существование.14

Выдающиеся свершения в промышленности, достижения в науке и технике стали реальностью благодаря неустанному труду и самоотверженности миллионов советских людей. Но возврат СССР к довоенной модели экономического развития вызвал ухудшение ряда хозяйственных показателей в послевоенный период.

Со смертью Сталина 5 марта 1953 г. закончилась целая эпоха в жизни страны. Борьба за власть среди его наследников до весны 1958 г. прошла несколько этапов. На первом этапе (март-июнь 1953 г.) ключевые позиции в руководстве страны заняли новый председатель Совмина Маленков и Л. Берия, назначенный главой объединенного МВД.

Началась первая компания по осуждению культа личности Сталина, имя Сталина стало реже упоминаться в печати, прекратился выпуск его собрания сочинений. Как Берия, так и Маленков высказывались за передачу властных полномочий от партийных к соответствующим государственным органам. Однако партийный аппарат стремился сохранить сове главенствующее положение. Н. Хрущев, занимавший в новом руководстве пост секретаря ЦК КПСС возглавил заговор с целью отстранения Л.Берия от власти. 26 июня на заседании Совета министров Берия был арестован и вскоре расстрелян как «враг партий» и советского народа», «шпион». На пленуме ЦК КПСС в июле 1953 г. прямо указывалось на необходимость «укрепить партийное руководство во всех звеньях партии и государственного аппарат».15

С лета 1953 г. по февраль 1955 г. борьба за власть вступила во второй этап. На вершине власти оказались Г.Маленков и Н.Хрущев. На третьем этапе (с февраля 1955 г. по март 1958 г. Хрущеву пришлось уже с позиций силы вести борьбу за власть, он одержал победу, сосредоточив в своих руках все рычаги партийной и государственной власти.

В это десятилетие (конец 40-х - начало 50-х гг.) были проведены мероприятия по переводу экономики на мирные рельсы, что создавало благоприятные условия для культурного развития. Восстанавливался нормальный режим работы предприятий и учреждений с выходными днями и отпусками для рабочих и служащих. Возросли расходы государства на социально-культурные нужды. В 1946 г. по государственному бюджету только на просвещение было выделено 3,8 млрд. руб. К 1950 году эта сумма возросла до 5,7 млрд. руб.

Роль партийных и государственных органов в культурном строительстве возросла. Для практического руководства и государственного контроля за деятельностью культурно-просветительных учреждений в 1945 г. были созданы комитеты по делам культурно-просветительных учреждений при советах народных комиссаров союзных республик, управления в автономных республиках и отделы культурно-просветительной работы в исполкомах местных Советов. В 1953 г. эти функции были переданы новому союзно-республиканскому органу - Министерству культуры. На это министерство возлагались задачи общего руководства всеми учреждениями культуры и искусства. В 1950 г. в ЦК ВКП(б) был создан Отдел науки и высших учебных заведений. Все это вело к укреплению централизованного руководства отраслями культуры.

За годы войны советская наука понесла большой ущерб в кадрах, пострадала ее материальная база. Чтобы восполнить эти потери государство резко увеличило ассигнования на науку: в 1946 г. расходы в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года. В короткие сроки была восстановлена материальная база научных исследований.

Восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии, Литвы. В 1946г. были созданы Академии наук в Казахстане, имела 16 филиалов, в том числе созданные за годы 4-й пятилетки - в Дагестане, Якутин, в Восточной Сибири.

С возникновением новых отраслей и научных направлений создавались новые научно-исследовательские коллективы. Во второй половине 40-х годов были открыты Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт атомной энергии и др.

Большие задачи стояли перед народным образованием и культурно-просветительной работой. Остро стоял вопрос обеспечения промышленности и сельского хозяйства квалифицированными специалистами. Первоочередными задачами 4-го пятилетнего плана в области культуры были восстановление обязательного семилетнего обучения детей в городе и деревне, расширение подготовки Ии переподготовки специалистов.

За годы четвертой пятилетки сеть учебных заведений и культурно-просветительных учреждений была не только полностью восстановлена, но и расширена. Широкое распространение получили вечерние школы для молодежи. Много внимания уделялось развитию вечернего и заочного высшего образования.

Но, несмотря на быстрый рост системы высшего и среднего специального образования, потребности страны в специалистах полностью не удовлетворялись.

В 1947 г. было полностью восстановлено радиовещание и развернулось движение за сплошную радиофикацию страны. Московский телецентр возобновил регулярные передачи.

Восстановление зданий театров, развитие киносети, расширение издательской деятельности - все это создавало необходимые условия для оживления культурной жизни общества.

Однако в этот период не ослабевали административно-командные методы руководства культурой.

Центральное место в работе ЦК партии в послевоенные годы заняли идеологические вопросы. Об этом свидетельствуют многочисленные партийные постановления того, времени, которые касались широкого круга проблем, от подготовки идеологических кадров партии до работы некоторых редакций газет и журналов, от преподавания общественных наук в вузах до репертуаров драматических театров и оценки отдельных фильмов и опер. Большое внимание уделялось марксистко-ленинскому образованию всех коммунистов.

О прежнем диктаторстве в отношении руководства развитием культуры свидетельствовали уже упоминавшиеся постановления ЦК ВКП(б). но в тоже время оживилась борьба «против формализма» в литературе и искусстве.

О положении в литературе с горечью говорил М.А. Шолохов на Втором Всесоюзном съезде советов писателей в декабре 1956 г.:

«…остается нашим бедствием поток бесцветной посредственной литературы, который последние годы хлещет со страниц журналов и наводняет книжный рынок».16

Разумеется, художественная жизнь страны не исчерпывалась псевдореалистическими бесконфликтными лакировочными произведениями. Остались в советской литературе «Золотая карета» Л.Леонова, «Далекие годы» К.Паустовского, «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К.Федина, «Звезда» Э.Казакевича и др.

В классику военного киноискусства вошли «Молодая гвардия» С.Герасимова. Продолжают волновать зрителя работы П.Корина, В.Фаворского, П. Кончаловского. Достойное место в репертуаре современных исполнителей занимает творчество Д. Игостаковича, В.Шебалина, С.Прокофьева.

§3. Культурный эффект «оттепели».

Процесс демократизации жизни советского общества, широко развернувшийся с середины 50-х годов, создавал благоприятный условия для развития культуры. Важным шагом на этом пути был ХХ съезд партии. Значительную роль в этом процессе сыграло постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (30 июня 1956 г.)»17

ХХ съезд КПСС (14-25 февраля 1956 г.) стал во многом переломным моментом в истории страны, хотя далеко не все связанные с ним надежды впоследствии оправдались.

ХХ съезд и особенно исторический доклад на нем Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» дали толчок процессу обновления общества, положили начало развенчанию мифов сталинизма, освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов. Период жизни страны, связанный со съездом, получил название «оттепели» (по одноименному роману И.Эренбурга). особенно этот период повлиял на молодое поколение, многие представители которого и позднее, в условиях брежневской реакции, оставались верны убеждениям, формировавшимся в годы «оттепели».

Стержнем политической системы советского общества в рассматриваемый период, как прежде, являлась КПСС. Все основные решения в государстве принимались при участии и руководстве партии, в соответствии с «генеральной линией» ее политики.

КПСС делилась как бы на три уровня: рядовой состав, который практически не имел возможности влиять на выработку политики партии; партбюрократия, бывшая становым хребтом партии и реально осуществлявшая политику; верхушка партии, обладавшая абсолютной реальной властью и принимавшая решения.

В отношении рядового состава изменений в этот период произошло немало. Пытаясь опереться на силу, противостоящую партократии, Хрущев стимулировал в некоторой степени внутрипартийную демократию. Повысились значение партсобраний и ответственность перед ними выбранных делегатов.

Более демократичной стала система руководства культурой. Некоторые функции государственных органов передавались общественным организациям. Расширились права союзных республик в области культурного строительства. Ряд ВУЗов и техникумов были переданы в ведение республик. Министерство высшего образования СССР было реорганизовано в союзно-республиканское Министерство высшего и среднего специального образования. Республиканским органам поручалось проведение в жизнь реформы школьного образования 1958 г. Больше прав в отношении народного образования получили местные Советы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12