скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История средних веков скачать рефераты

p align="left">С 1638 в войне обозначился явный перелом в пользу антигабсбурской коалиции. В январе 1638 Бернгард Веймарский перешел Рейн, 2 марта разгромил имперскую армию Жана де Верта у Рейнфельдена и занял Шварцвальд; в то же время Банер отбросил имперские войска генерала Галласа в Богемию и Силезию. В 1639 шведы вторглись в Богемию, голландский адмирал Тромп уничтожил испанский флот у Гравелина и в бухте Даунс (пролив Ламанш), а Бернгард Веймарский захватил в Эльзасе стратегически важную крепость Брейзах. Осенью 1640 соединенная франко-шведская армия совершила успешный поход в Баварию. Из-за восстаний в Португалии и Каталонии 1640 Испании пришлось значительно сократить свою помощь австрийским Габсбургам. В июле 1641 бранденбургский курфюрст Фридрих Вильгельм заключил со Швецией договор о нейтралитете. 2 ноября 1642 новый шведский командующий Л.Торстенсон разбил имперцев у Брейтенфельда; Лейпциг капитулировал, и Иоганн-Георг Саксонский был вынужден пойти на перемирие со шведами. Торстенсон занял Силезию и проник в Моравию. В том же году французы овладели Юлихом на Нижнем Рейне; в сентябре они нанесли поражение испанцам под Леридой, взяли Перпиньян и установили контроль над Руссильоном. 19 мая 1643 командующий французскими войсками принц Конде разромил испанскую армию Франсиско де Мело у Рокруа в Южных Нидерландах.

Однако союзникам пришлось приостановить дальнейшее наступление. К габсбургскому лагерю примкнул датский король Кристиан IV, опасавшийся утверждения шведской гегемонии на Балтике, что заставило Торстенсона отвести войска на север. В ноябре 1643 баварский генерал Мерси разбил французов при Тейтлингене. Но вскоре антигабсбургской коалиции удалось восстановить свои позиции. Новый союзник Швеции - трансильванский князь Дьердь Ракоши - вторгся в австрийскую Венгрию. В августе 1644 Конде разбил баварцев под Фрейбургом и овладел Филиппсбургом и Майнцем. Одержав ряд побед над датчанами на суше и на море, шведы вынудили Кристиана IV заключить в 1645 мирный договор в Бремсебру и уступить им острова Готланд и Эзель, а также несколько областей в Восточной Норвегии. В начале марта 1645 Торстенсон вступил в Богемию, нанес 6-7 марта поражение имперцам при Янковицах, соединился с трансильванцами и подступил к Вене. Только пойдя на уступки Ракоши и заключив с ним мирное соглашение, император Фердинанд III (1637-1657) смог избежать катастрофы; шведы, оставшись без союзника, отступили из Австрии. Французский полководец Тюренн 2 марта проиграл баварцам сражение у Мариендаля, но уже 3 августа взял реванш под Аллерсхеймом южнее Нюрнберга. Утрата имперцами и лигистами стратегической инициативы побудила Фердинанда III начать мирные переговоры в Мюнстере с Францией и в Оснабрюке со Швецией и немецкими протестантскими князьями; военные действия, тем не менее, продолжались. В марте 1647 Максимилиан Баварский заключил сепаратное Ульмское перемирие с союзниками, которое, однако, вскоре было им же и нарушено; в ответ франко-шведская армия Тюренна, победив имперцев при Цусмарсгаузене, заняла большую часть Баварии. Летом 1648 шведы осадили Прагу, но в разгар осады пришло известие о подписании 24 октября 1648 Вестфальского мира, положившего конец Тридцатилетней войне. Согласно его условиям, Франция получила Южный Эльзас и лотарингские епископства Мец, Туль и Верден, Швеция - Западную Померанию и герцогство Бремен, Саксония - Лузацию, Бавария - Верхний Пфальц, а Бранденбург - Восточную Померанию, архиепископство Магдебург и епископство Минден; была признана независимость Голландии. Война между Францией и Испанией продолжалась еще одиннадцать лет и закончилась Пиренейским миром 1659.

Вестфальский мир ознаменовал завершение эпохи преобладания Габсбургов в Европе. Ведущая роль в европейской политике перешла к Франции. В число великих держав вошла Швеция, установившая гегемонию на Балтике. Усилились международные позиции Голландии. Была закреплена политическая раздробленность Германии; внутри нее возросло значение Саксонии, Бранденбурга и Баварии.

36. Новые формы идеологии. Реф.

37. М.Вебер о протестантизме

Протестантизм - одно из главных направлений христианства наряду с православием и католицизмом, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей. Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и последующего развития. В начале своего труда Вебер подчёркивает классовый состав адептов протестантизма (на примере Германии конца XIX века, но считая такую структуру свойственной и любой другой стране): "Мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди высших квалифицированных слоёв рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий" 3. Вебер отмечает, что распространение протестантизма - вопреки установившемуся мнению - означало усиление зависимости верующего от церкви по сравнению с католицизмом. "Но не следует упускать из виду и то, о чём теперь часто забывают: что Реформация означала не полное устранение господства церкви в повседневной жизни, а лишь замену прежней формы господства необременительного, практически в те времена малоощутимого, подчас едва ли не чисто формального, в высшей степени тягостной и жёсткой регламентацией всего поведения, глубоко проникающей во все сферы частной и общественной жизни" 4. Но что такое "дух" капитализма в трактовке Вебера? Это - прилежание и пунктуальность в работе, умеренность в личной жизни, а также… умение пользоваться кредитом с тем, чтобы получить приращение денег. "Помни, что кредит - деньги" 5. Всё это позволяло завоевать себе подобающее положение в обществе. Большое значение имело религиозное воспитание молодёжи. Вебер пишет, что молодые рабочие и работницы, получившие его, "наиболее восприимчивы к обучению новым технологическим методам" 6. Следует обратить внимание на то, что в историческом плане, как это понимает Вебер, стремление "стать угодным Богу" ведёт в сторону хозяйственной, предпринимательской деятельности.

Он отмечает , что догмат, который единственным средством стать угодным Богу считает не пренебрежение мирской нравственностью с высот монастырской аскезы, а исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни, тем самым эти обязанности становятся для человека его "призванием". Интересно и ещё одно сравнение в историческом плане между католицизмом и протестантизмом. "Результатом Реформации как таковой было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно возросли". И далее, уже во взглядах Лютера существовала идея, "согласно которой профессиональная деятельность человека является задачей, поставленной перед человеком Богом, притом главной задачей" 7. Вместе с тем, Вебер практически подвергает критике один из основных постулатов протестантизма (кальвинизма) (вспомним определение, данное С.Д.Сказкиным): "Едва ли требует доказательства то утверждение, что концепция наживы как самоцели, как "призвания", противоречит нравственным воззрениям целых эпох. Перенесённое в каноническое право положение "Deo placere vix p o t e s t" (Едва ли будет угодно Богу [лат.]), относившееся к деятельности торговца,.. и определение наживы у Фомы Аквинского как t u r p i t u d o (позор [лат.]) (сюда включалось и связанное с предпринимательством, то есть этически дозволенное, получение прибыли) были уже известной уступкой (по сравнению с радикально антихрематистическими взглядами довольно широких слоёв населения) со стороны католической доктрины интересам политически столь связанного с церковью капитала итальянских городов" 9.

Вебера не оставляет в покое одно из основополагающих положений кальвинизма, и он отмечает, что в эпоху Кальвина "никогда полностью не исчезало ощущение того, что деятельность, для которой нажива является самоцелью, есть, в сущности, нечто p u d e n d u m (постыдное [лат.]), нечто такое, с чем можно лишь мириться как с некоей данностью жизненного устройства". И далее Вебер уточняет, что некоторые моралисты того времени, принимавшие начатки капиталистического ведения дела как данность, пытались - не без известного противодействия - доказать, что они приемлемы и необходимы (особенно в торговле), что проявляющаяся в капиталистической деятельности i n d u s t r i a (трудолюбие [лат.]) есть законный, этически безупречный источник прибыли". Однако, поясняет Вебер, эти люди отвергали самый "дух" капиталистического приобретательства как t u r p i t u d o и, уж во всяком случае, не оправдывали его с этических позиций 10. М. Вебер подробно проанализировал те специфические мировоззренческие установки, ту картину мира, которую формирует протестантизм. Именно протестантские мировоззренческие установки обусловили формирование системы ценностных ориентации, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства. М. Вебер подчеркивает, что все особенности протестантизма вытекают из христианского представления о Боге как абсолютно трансцендентном, персонифицированном, активно вмешивающемся в земные дела, карающем и спасающем по собственному произволу Творце мира. Сотворив мир из ничего, Бог задает его законы, а вместе с ними и этические нормы человеческого общения, образующие в целом представление о богоугодном, праведном образе жизни. С этой точки зрения, как М. Вебер неоднократно подчеркивает, христианская, в том числе и протестантская этика рационализирует образ жизни верующих в целом, поскольку упорядочивает его и подчиняет единым нормам, ориентирует на единые цели. Описанные выше религиозно-философские представления определяют господствующие представления о сущности человека и его бытия. Христианин наделен бессмертной душой, но жизнь дается ему всего один раз, и в течение этого ограниченного, неизвестного никому и предопределенного свыше отрезка времени человек может заслужить как спасение и вечное блаженство, так и погибель и вечные муки. Жизнь человека, его индивидуальное уникальное существование имеют в христианстве абсолютную этическую и сотериологическую (душеспасительную) ценность, ибо душа вечна, бессмертна, и то, как мы проживем эту временную жизнь, определяет последующую вечность.

Важнейшей особенностью христианской, особенно протестантской религиозной этики М. Вебер считал абстрактный характер ее ценностей и норм. Существует понятие блага, добра, праведного образа жизни и т.п., которым противостоит представление о грехе, радикальном зле, также абстрактном. Всеобщее подчинение верующих, равных по своим этическим качествам, трансцендентному Богу и абстрактным этическим нормам, создает, по мнению М. Вебера, социально-психологические предпосылки для утверждения в обществе формального равенства людей перед законом и безличных юридических отношений. Товарное хозяйство, а в особенности капиталистическое предпринимательство, равно как и политическое устройство общества, основанное на формальной правовой регуляции, исходит из безличных отношений между индивидами, выступающими в качестве участников товарообмена или юридических лиц.

Идее спасения соответствует методика, определяющая практические пути достижения религиозного идеала, реальные формы поведения индивида в мире, меру и направления его активности. Основой протестантской методики спасения является мироотвергающая аскеза, базирующаяся на признании несовершенства и греховности тварного мира, на его решительном отрицании. Отрицание греховного мира естественно предполагает отказ от его благ, сознательное ограничение своих потребностей, обуздание эмоций и подчинение всего образа жизни идее служения Богу. При отказе от мирских благ и принципов мирского существования вообще, идеалом аскета-христианина является систематизированная деятельность, направленная на преодоление мирских страстей, мешающих сосредоточиться на служении Богу. М. Вебер подчеркивает, что такая аскеза, которую можно назвать потусторонней, ведет к «полному отрешению от "мира", к разрыву социальных и душевных уз семьи, к отказу от имущества, от политических, экономических, художественных, эротических, вообще от всех тварных интересов». В качестве примера потусторонней аскезы можно рассматривать христианское монашество, уходящее от мирских дел, однако, не отказывающееся от деятельности самой по себе. В рамках этой формы аскезы физический труд, например, у христианских монахов, приобретает, по выражению М. Вебера, «гигиеническую» ценность там же, с. 249, становится принятым религией средством послушания - отвлечения от мирских страстей. М. Вебер подчеркивает, что западные аскеты-монахи стояли на службе церкви, выполняя в ее интересах практическую работу - будь то непосредственное производство материальных благ или охранительная, инквизиторская, или политическая деятельность. Однако важно, что высший смысл в данном случае имела не деятельность сама по себе, а духовные цели. Уникальность и историческая значимость протестантизма состоят в том, что в процессе Реформации произошла трансформация потусторонней аскезы в посюстороннюю, или мирскую аскезу, в которой деятельность в миру рассматривается как «обязанность», возложенная на верующего. При всем его несовершенстве, мир является единственным объектом деятельности, направленной на прославление Бога, той особой деятельности, которая «дает аскету возможность достичь тех качеств, к которым он стремится, а они в свою очередь служат выражением милости божьей, в силу которой аскет обретает способность к деятельности такого рода» там же, с. 237.

М. Вебер подчеркивает, что «принципиальное и систематически непреложное единство мирской профессиональной этики и религиозной уверенности в спасении создал во всем мире Только аскетический протестантизм. Только в протестантской профессиональной этике мир в его несовершенстве имеет исключительное религиозное значение как объект исполнения Долга путем рациональной деятельности в соответствии с волей надмирного бога» там же, с. 250. Человек, принадлежащий к товарному миру и несущий в себе все его несовершенство, в аскетическом протестантизме через свою деятельность становится орудием Бога, исполняющим в миру его волю, его призвание. Зарубина Н.Н., Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998, с. 75

38. Новые формы идеологии. Гуманизм

39.Итальянский гуманизм

40.немецкий гуманизм

Раньше всего с критикой существующих порядков и освящавшей их католической идеологии выступили гуманисты.

Гуманизм в Германии распространился в середине XV в., охватив широкие круги интеллигенции, группировавшейся вокруг университетов. Здесь были выдающиеся ученые-филосо' фы, естествоиспытатели, лингвисты; литераторы, странствующие поэты и проповедники. В своих произведениях радикально настроенные гуманисты боролись против схоластики, за научное мировоззрение и откликались на волновавшие широкие оппозиционные круги вопросы национального развития Германии. Литераторы и философы обличали невежество и тупость богословов и монахов, пропагандировали свободное развитие человеческого духа. В немецкой гуманистической литературе широкое распространение получил сатирически-обличительный жанр. В конце XV в. появилась сатира на немецком языке «Корабль дураков».

Наибольшей известностью среди немецких гуманистов в начале XVI в. пользовался Эразм Роттердамский (1466--1536) -- один из образованнейших людей своего времени. Выходец из Голландии, он в разное время жил во Франции, Англии и Италии. Преподавал в Кембриджском университете, служил при дворе Карла V. На склоне лет Эразм поселился в Базеле, всецело отдавшись литературной деятельности. Из многих произведений Эразма Роттердамского самую широкую популярность получила сатира «Похвальное слово глупости», в которой высмеиваются пороки феодального общества и его признанные авторитеты. Глупость в своем монологе заявляет, что ей подчинены все существующие общественные и церковные порядки и что она признана высшей добродетелью в современном обществе. Эразм не щадил ни князей, ни королей, ни прелатов, ни самого папы. По его словам, у церкви нет более зловредных врагов, нежели ее нечестивые первосвященники (папы), «которые убивают Христа своей гнусной жизнью». Но он не отвергал католическую религию и церковь, а только хотел очистить их от пороков. Столь же половинчатой была его критика социального и политического строя общества. Бичуя паразитизм феодальных господ, «которые кичатся благородством происхождения, но ничем не отличаются от последних прохвостов», он в то же время с презрением относился к народной массе, «живущей одними телесными побуждениями». Его идеалом было общество избранных просвещенных личностей. Эразм решительно выступал против феодальных войн,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13