скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История России с древнейших времен до наших дней скачать рефераты

p align="left">Важным показателем самосознания славян как этнического целого явилось формирование классического общеславянского языка. На его основе сложился литературный старославянский язык, единый для всех славянских народов. Это непосредственно связано с созданием в 60-х годах IX в. Кириллом и Мефодием славянской письменности. Вскоре вслед за переводами Священного Писания и богослужебных текстов появились первые собственно славянские литературные произведения. На этом выдающемся событии, по мнению известного немецкого слависта К. Менгеса, закончилась предыстория и ранняя история славян.

Передвижение германских племен на запад и падение в V в. Римской империи позволило славянам продвинуться на Нижнюю Эльбу и в балтийское Приморье. К VI-VII вв. славяне освоили обширные пространства в Восточной Европе. В эпоху "великого переселения народов" пути племен не отличались прямолинейностью, не были подчинены единому принципу или цели. Некоторые из славянских племен, участвовавших во вторжении на Балканы, были отброшены от границ Византии и ушли в Поднепровье. Воспоминания об этом отразились на страницах ранних русских летописей. Некоторые из приднепровских племен пришли с бассейна Вислы, с территории будущей Польши. Один из самых мощных потоков славянской колонизации отмечен на севере. Он устремился из славянского Поморья на озеро Ильмень и Волхов. Продолжая движение на восток, славяне вышли в междуречье Оки и Волги. На берегах Балтики и на верхней Волге их племена встретились с балтами и финно-угорским населением. Плотность населения была ничтожна, просторы свободных земель далеко превосходили площадь освоенных угодий. Местные племена, оказавшись в зоне расселения славян, постепенно смешивались с ними.

Таким образом, единая этническая общность славян, живших к востоку от германцев: от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря, начала размываться. Их расселение в VI-VIII вв. шло по трем направлениям: на юг на Балканский полуостров, на восток и север по Восточно-европейской равнине и на запад - в среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. Приблизительно на рубеже IX-X вв. завершается позднеобщеславянский период. Именно в это время вся территория, населенная славянами, делится, как уже говорилось, на три главных диалектных ареала. Результатом было разделение славянства на три ветви: южную, восточную и западную. Западные славяне, продвигаясь вслед за германскими племенами, завоевывали все новые пространства и достигли берегов рек Эльбы, Майна и Дуная. Южные славяне осели на Балканах. И только восточная группа осталась на территориях, занятых славянами еще на начальном этапе освоения европейских земель.

Восточные славяне

Общепринятая точка зрения, которая транслируется и в школе - это распространение восточного славянства из единого центра - Поднепровья. Однако достижения современной науки показывают, что процесс этногенеза восточного славянства имеет более сложную структуру.

Археологические находки свидетельствуют, что в VI-IX в. пражская археологическая культура разделилась на 4 подкультуры, с которыми связываются определенные диалектно-племенные группировки славян. Это связано с миграциями славян к северу под давлением римлян (летописные волохи). Также этнографическая антропология доказала, что каждому типу археологической культуры соответствует свой антропологический тип костных останков погребений.

Словене: Прага-Корчак - Верховья Днестра, Дунай.

Анты: Праго-Пеньковка -Нижнее Подунавье-Северский Донец.

Венеды: Сухово-Дзедзицкая - нижнее течение Вислы и Эльбы.

Новгород: культура длинных курганов - Псковско-Чудская область и о. Ильмень.

Анты были уничтожены на рубеже VI-VII вв. Они вступили в союз с Римской империей и подняли восстание против новых поработителей - аваров. В ответ аварский каган направил огромное войско для того, чтобы уничтожить антов. Об этом походе, который состоялся в 602 г., почти ничего не известно. Однако с того времени какие бы то ни было упоминания антов исчезают со страниц источников. Создается впечатление, что аварский поход оказался вполне успешным.

Собственно предками восточных славян можно считать население поселений пражско-корчаковской культуры и культуры длинных погребений. Данные археологии согласуются с «Повестью временных лет». Культура длинных погребений - это северные русские, которые распространились к северу. Летописец называет их словенами (на оз. Ильмень возле Новгорода), кривичами (по верхнему течению Волги и Западной Двине и у истоков Днепра, т.е. в Смоленске, Витебске и Пкове) и полочанами (на Западной Двине, у Полоцка). Южные русские (Прага-Корчак) остались на древней территории, т.е., согласно терминологии летописи, поляне - на Днепре, около Киева, древляне - в Полесье, дулебы - на Буге, уличи и тиверцы - на Днестре, северяне - на Десне, Сейме и Суле, дреговичи - между Припятью и Двиной”. В летописях фигурирует еще одна восточная группа русских, под названием вятичи, которая проникла на восток и заселила области по северному течению Дона; ей впоследствии принадлежала Тмутаракань - третий после Киева и Новгорода значительный культурный центр Древней Руси. Но они стояли особняком. Вятичское протогосударственное образование (сказочная страна Вантит, упоминавшаяся в древнеарабских источниках) было завоевано князем Святославом только в 965 г.

В целом, к IX-X вв. в Восточной Европе существовало две системы славянства. Об этом свидетельствуют данные археологических памятников, наличие X-XI вв. двух разных денежно-весовых систем - южной и северной, сравнительный анализ диалектов (так установлено существование древнейшего новгородско-псковского диалекта, который в XI-XII вв. отличался от южнорусского не менее чем двумя десятками существенных признаков).

Таким образом, Северу и Югу были присущи различавшиеся между собой традиции, а Древнерусское государство возникло в результате объединения двух типов славянства.

К сожалению, письменные источники не дают достаточный материал, чтобы можно было уточнить, о каком именно из указанных групп идет речь в каждом конкретном случае. В частности, это было, вероятно, связано с тем, что цивилизованные соседи не всегда могли отличить их друг от друга, а самих восточных славян гораздо больше занимало не то, что объединяло в этническом плане формировавшийся союзы племен, а локальные различия между собой.

Орлов А., Георгиев В., Георгиева Н., Сивохина Т.

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ

Глава 2.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО

ГОСУДАРСТВА

Глава 3. ГОСУДАРСТВО РУСЬ (IX -- НАЧАЛО ХII в.)

Глава 4. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В НАЧАЛЕ ХII -

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIII
в. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

Глава 5. КУЛЬТУРА РУСИ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ

Глава 6. БОРЬБА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И КНЯЖЕСТВ

С МОНГОЛЬСКИМ ЗАВОЕВАНИЕМ И КРЕСТОНОСЦАМИ В ХIII в

Глава 7.
РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХШ -- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в. МЕЖДУ ОРДОЙ И ЛИТВОЙ

Глава 8.
ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ В КОНЦЕ XV -- НАЧАЛЕ XVI в. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Глава 9.
РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI в. ИВАН ГРОЗНЫЙ

Глава 10.
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Глава 11. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ХVII ВЕКЕ
. РОССИЯ ПОСЛЕ СМУТЫ

Глава 12.
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ХVII в. БУНТАШНЫЙ ВЕК

Глава 13.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХVII-ХVIII вв.

Глава 14.
РОССИЯ В КОНЦЕ ХVII -- ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХVIII в. ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Глава 15. ДВОРЯНСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ -
СЕРЕДИНЕ ХVIII в. ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ

Глава 16.
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХVIII в. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ.

Глава 17.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХVIII в.

Глава 18.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIX в.

Глава 19.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Глава 20.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Глава 21.
ИДЕЙНАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Глава 22.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Глава 23.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Глава 24.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Глава 25.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Глава 26. ИДЕЙНАЯ БОРЬ
БА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Глава 27.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в.

Глава 28.
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в.

Глава 29. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в

Глава 30.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX в

Глава 31.
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. В РОССИИ

Глава 32.
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В 1917-1920 гг

Глава 33.
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х ГОДОВ XX в.

Глава 34.
СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х -- 30-е ГОДЫ XX в.

Глава 35.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 20-30-е ГОДЫ XX в.

Глава 36.
СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В 1917-1940 гг

Глава 37.
СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)

Глава 38. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СССР (1945-1952)

Глава 39.
РАЗВИТИЕ СССР В 1953-1964 гг.

Глава 40.
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1965-1984 гг.

Глава 41.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР (1985-1991)

Глава 42.
РОССИЯ В 90-е ГОДЫ XX в.

Глава 43.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

Приложение 1

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

ВВЕДЕНИЕ

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта -- первейшая задача истории.

Historia est magistra vitae («История -- наставница жизни») -- говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности.

На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В.О. Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый ученый, великолепный лектор и острослов писал: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». Хотелось бы напомнить еще один афоризм: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем».

История -- одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать слова о том, что история используется для обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывает историю заново, что это «политика, опрокинутая в прошлое». Высказывается точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-за непрезентатив I* 3 носта (непредставитеяьности) сохранившихся данных о реально происходивших событиях.

И все-таки, несмотря на плюрализм как при ответах на глобальные вопросы развития человечества, так и при интерпретации отдельных фактов, существует объективная истина. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять его -- задача научного знания. Поиски истины в истории, историческое познание -- сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого познания, так и определенного профессионального мастерства.

Историк не может писать без гнева и пристрастия, но он не имеет права на обман, на искажение и утаивание истины. Поиск и утверждение истины во все времена являлись главной целью науки. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. Вопреки мнениям скептиков, роль исторической науки в жизни людей возрастает. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.

Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания (культорологии, исторической психологии, социологии и др.), методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов). Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания сегодня оцениваются иначе, чем пять -- десять лет тому назад. Все это -- свидетельства того, что историю переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на расширение палитры наших знаний о прошлом.

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, -- это знали люди во ^ все времена. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетель- i ствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность.

Великий русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов писал, что история «дает государям примеры правления, подданным -- повиновения, воинам -- мужества, судьям -- правосудия, младым -- старых разум, пре4 старелым -- сугубую твердость в советах, каждому -- незлобивое увеселение с несказанною пользою соединенное». Говоря о роли истории в жизни людей, «птенец гнезда Петрова» В.Н. Татищев писал: «Можно кратко сказать, что никакой человек, ни един стан, промысл, наука, ниже какое-либо правительство, меньше человек единственный без знания оной совершен, мудр и полезен быть не может».

*** Давно уже замечено, что и камни говорят, если это камни истории.

Доказательность выводов -- обязательная черта научного знания. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники -- это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

В настоящее время выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Историки, изучая исторические источники во всей их совокупности, не имеют права «играть» в факты и фактики. Они исследуют все факты без исключения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69