скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История развития отдельных элементов формуляра документа XVI-н. XX вв. скачать рефераты

се документы от указа до письма и челобитной имели авторскую подпись. В указе подпись оформлялась таким образом "…Во уверение сего мы сие собственной рукой подписали и печатью нашею укрепить велели. Петр". Имеют подпись и письма Петра I Письма и бумаги Петра Великого. М.; 1951, ВЫП. 2, Т. 8, С. 1073, 13.// // Под ред. Илюшенко М.П., Кузнецовой Т.В. Формуляр документа / Учебное пособие. М.; 1986.. В прошениях в конце текста делалась запись о том, кто писал документ ("Прошение писал Московской полиции копиист Яков Москвинъ"), подпись оставалась прежней: "К сему прошению Григорий Брожников руку приложил" Памятники Московской деловой письменности XVIII века, С. 25, 51..

Стремясь повысить ответственность за принимаемое решение, Петр I предписывает в 1707 г. Боярской коллегии непременно подписывать протоколы всеми ее членами и "без того никакого дела не определяли, ибо сим всякого дурость явлена будет" Ключевский В.О. Соч., Т. IV, С. 150..

Указом от 4 апреля 1714 г. отменялся прежний способ удостоверения документов: "Секретарям и дьякам, под смертною казнью никаких указов о решении дел не крепить одним по приказу своих принципиалов как прежде бывало, не крепить после всех…" ПСЗ, I, Т. V. № 2791. // Под ред. Илюшенко М.П., Кузнецовой Т.В. Формуляр документа / Учебное пособие. М.; 1986..

Правила удостоверения документов были подробно описаны в Генеральном регламенте. Снова указывалось, что протоколы должны были подписывать все члены коллегии. Документы, составленные на основе принятых решений, подписывались членами коллегий, оказывавшимися в момент подписания налицо. Кроме подписи, каждый документ имел "скрепу" (подпись) секретаря, что свидетельствовало о правильности составления документа и соответствии его закону.

Указом 30 декабря 1701 г. было запрещено подписываться уничижительными именами (вместо "Коська Дементьев" - "Касьян Дементьев").

В состав подписи документов, направленных царю, входила формула: "Раб твой…", "Вашего величества нижайший раб…". В письмах к вышестоящим учреждениям или лицам были такие словосочетания: "Вашего сиятельства, милостивого государя, всепокорнейший слуга…". В состав подписи входили имя и фамилия: "Петр Салтыков", указание должности или чина: "Адмирал", "Титулярный советник", "Граф", "Князь", "Секретарь Тайного совета" и т.д.

Указом Екатерины II предписывалось изменить состав подписи прошения: "вместо всеподданнейший раб подписывать просто всеподданнейший или верноподданнейший"

При Екатерине II, а затем и Павле I было запрещено подавать челобитные "скопом и заговором", прошения, подписанные многими лицами, не принимались Там же, Т. XXII. № 16329; Т. XXI. № 15379; Т. XXIV. № 17636. // Под ред. Илюшенко М.П., Кузнецовой Т.В. Формуляр документа / Учебное пособие. М.; 1986..

Документы удостоверялись печатью. На государственных печатях (большой и малой) оставалось основное изображение - двуглавый орел со всадником на груди.

Незначительно изменена лишь нижняя часть изображения. На малой государственной печати Петра I вместо всадника помещен Андреевский крест и буквы: "Ц. И.В.К. П.А. П.В.Р. ", то есть царя и великого князя Петра Алексеевича печать всея России". Изображение всадника было на некоторых малых печатях Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Указ. соч., С. 155-157..

При вступлении на престол нового царя изготовлялась новая печать. Так, по восшествии на престол Елизаветы Петровны издается указ "…о переделке во всех присутственных местах печатей на высочайшее имя государыни императрицы": "Чтоб переправили и переделали надписью Ее императорского величества немедленно и по исправлении подали б в Сенат рапорты" ПСЗ, I, Т. IX. № 8474. // Под ред. Илюшенко М.П., Кузнецовой Т.В. Формуляр документа / Учебное пособие. М.; 1986..

На городских печатях изображались гербы городов. Печати государственных учреждений и должностных лиц утверждались верховной властью. На печатях центральных учреждений изображался герб Российской империи и надпись - наименование учреждения. Печати городских учреждений помимо надписи могли иметь изображение двуглавого орла в сочетании с гербом города. На печатях частных лиц изображался герб дворянского рода или надпись, указывающая на принадлежность печати.

Глава 13 Генерального регламента устанавливала порядок пользования печатями. Для каждой коллегии предусматривалась печать с изображением государственного герба и надписью наименования коллегии. Приложении печати должно производиться в присутствии двух свидетелей.

Своеобразным было удостоверение документов, исходящих из общего собрания - круга - Астраханского восстания 1705-1706 гг. Подписями скрепляли наиболее важные документы (обращения с призывом поддержать восстание). Остальные документы удостоверялись печатями. Послания восставших царским сановникам не подписывались. Подписи ставились на оборотной, а печати на лицевой стороне документов.

2.5 Резолюция на документе

Резолюция дополняет характеристику документа XVIII в. В ней выражалось отношение начальствующего лица к существу разрешения вопроса: "разрешить", "отклонить".

На указе "О должности Сената" проставлена собственноручная резолюция Петра I: "Поступать по сей, а старую ради ее неполноты отставить" История Правительствующего Сената за двести лет, Т. I. // Под ред. Илюшенко М.П., Кузнецовой Т.В. Формуляр документа / Учебное пособие. М.; 1986.. На определение Тайной экспедиции Сената о расследовании по делу о Салавате Юлаеве и Юлае Азналине в Оренбургской губернии от 16 марта 1775 г. Екатерина II написала: "Быть по сему" Сборник документов. // Под редакцией Р.Г. Кузеева и Р.К. Овчинникова. Уфа, 1975, № 196..

Другого рода резолюции определяли последующие действия с документами: "к сведению", "к делу", "к докладу со справкой". Резолюции писались на лицевой стороне первого листа в следующей за подписью строке или над текстом.

2.6 Отметки на документе

Документ XVIII в. имеет большое количество отметок. Отметка о получении документа делалась после подписи и даты у левого поля: "В Сенате получено того же числа".7 марта 1726 г. или позднее - по верхнему полю первого листа документа над текстом: "Получено марта 7 дня 1726 году". Имеются отметки о рассмотрении документа ("Слушан 8 день июня", "Докладовано того же июня 17-го дня"), о характере пересылки документа ("послано с смоленским денщиком с Петром Кирилловым сыном Боткиным, Меусова полку"). В XVIII в. появились "заверительные отметки": "За подписанием тайного секретаря Петра Павловича Шафирова".

Почти над всеми приговорами Сената есть отметки об исполнении: "Указ, состоявшийся по силе приговора, послан…"

Появились регистрационные входящие и исходящие номера. Входящий номер ставился в левой верхней части лицевой стороны листа, исходящий - посредине листа над адресатом или под адресатом.

ФОРМА ДОКУМЕНТА

Изменилась в XVIII в. и форма документа. Определенное влияние на нее оказало введение в 1699 г. гербовой бумаги. Было утверждено три образца гербовой бумаги разной стоимости: в 20 или 10 копеек, в 2 деньги или одну копейку и одну деньгу. И на столбцах - 25 и 50 копеек. Изображения (государственный герб - орел) - "клейма" были разных размеров соответственно стоимости бумаги: "большое клеймо", "среднее" и "меньшее". Под клеймом указывалась стоимость бумаги. С 1719 г. рядом с ценой указывался год выпуска бумаги, с 1720-1723 гг. клейма не имели цены листа ПСЗ, I, Т. III. № 1673, 1717, 1730. // Под ред. Илюшенко М.П., Кузнецовой Т.В. Формуляр документа / Учебное пособие. М.; 1986.. Проставление клейма в определенном месте организовывало текст документа, создавало определенность размера его формы.

В 1700 г. указами Петра I были отменены столбцы. Они заменялись тетрадями: "…всякие нашего великого государя и челобитчиковы дела писать в лист и в тетради дестевые (то есть в пол-листа, вместо раннее существовавшего формата "в четверть"), а не в столбцы". Введением новой формы достигалась экономия бумаги ("…А как учнут писать в лист и на обеих сторонах в тетради, бумаге расходу будет меньше"…), большая надежность их хранения ("которые дела…писаны в тетрадях…никакому повреждению, ни тлению не подлежит"), ускорение справочной работы по документам ПСЗ, I, Т. IV. №1797, 1803, 1817. // Под ред. Илюшенко М.П., Кузнецовой Т.В. Формуляр документа / Учебное пособие. М.; 1986..

Изменение формы документа повлияло на организацию всего делопроизводства. Прежде всего, сокращалась переписка. При столбцовой форме легче было составить новый документ, чем отыскать старый. Вскоре реквизиты снова подвергаются изменениям.

Глава 3. Реквизиты документа XIX - начала XX вв.

Происходит строгая регламентация содержания и оформления документов. Только за 1808-1823 гг. было издано 35 законодательных актов по вопросам делопроизводства с приложением формуляров документов Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации. М.; Наука, 1979, С. 136.. Также в эту эпоху создаются типовые и трафаретные тексты, что свидетельствует о начавшемся процессе унификации документов. Конечно же изменения коснулись и реквизитов документа.

3.1 Вид документа

Задача модернизации делопроизводства, которая ставилась при создании министерств, заставляла обращать большее внимание на оформление документа и, прежде всего его вида. Все документы, кроме писем (сношений), себя называют. Количество видов документов в рассматриваемый период возросло. Новые виды документов порождали специализация документирования, развитие капиталистических отношений, которое втягивало в активную социальную деятельность более широкие слои общества, и эта деятельность документировалась. Наряду с документацией государственных учреждений появляется документация различных типов частнокапиталистических предприятий и объединений.

С изданием положения 19 февраля 1861 г. возникли документы, оформлявшие отношения помещиков с крестьянами: добровольные условия, акты увольнительные об обязательных отношениях, уставные грамоты. Создание новых средств связи и документационной техники привели к появлению таких видов документов, как телеграмма, телефонограмма, стенограмма и др. Законами устанавливались виды документов, создаваемых на разных уровнях управления. Мнения, манифесты, указы, повеления издавали высшие органы государственной власти. Делопроизводственные документы по характеру составления и исполнения были разделены на четыре группы:

1) внутренние документы;

2) переписка;

3)"просительские" документы;

4) акты.

К внутренним документам относились докладные записки, справки, журналы заседаний. Особой категорией внутренних документов являлись отчеты: финансовый, отчет о деятельности учреждения. Отчетом называли и план улучшения работы министерства ("отчет в видах и предположениях"). Новыми видами внутренних документов были уставы и положения, определявшие функции, права и обязанности учреждения. К внутренним документам относились также должностные инструкции, регистрационные журналы, описи.

Перепиской ("сношениями") назывались документы, посылаемые учреждениями или должностными лицами другим учреждениям или лицам: предложения, сообщения, ведения, отношения, уведомления, представления, рапорты. Вид этой группы документов определялся положением корреспондента на иерархической лестнице государственных учреждений.

Например, министр посылал в высшие инстанции представления, в низшие - предписания, в равные учреждения - сношения. "Просительские документы" - это жалобы, прошения, отзывы. Исчезло такое наименование документа, как челобитная. Жалоба перестала быть синонимом прошения, она приобретает апелляционный характер.

Большую группу документов составляли акты. Об их видах, порядке составления и засвидетельствования подробно говорится в "Законах гражданских", опубликованных в X томе "Свода законов Российской империи".

3.2 Автор документа

Изменилось оформление автора документа. Эти изменения касались, прежде всего, документов коллективных авторов. В 1801 г. были отменены указы, запрещавшие принимать прошения за несколькими подписями ПСЗ, I, Т. XXVI. № 198856. // Под ред. Илюшенко М.П., Кузнецовой Т.В. Формуляр документа / Учебное пособие. М.; 1986.. Расширяется круг авторов: по указу от 1 октября 1831 г. духовные завещания могли составлять и крестьяне ПСЗ, II, Т. IV. №4844. // Под ред. Илюшенко М.П., Кузнецовой Т.В. Формуляр документа / Учебное пособие. М.; 1986..

Кроме того, автором служебного документа стали считать учреждение. Предписывалось размещать обозначение автора в левом верхнем углу. С 30-х гг. XIX в. появляются бланковые надписи. Они писались от руки, изготовлялись типографским способом или проставлялись с помощью резинового штемпеля. Бланки были двух видов. Один включал: наименование ведомства, учреждения, структурной части, от которой исходил документ, номер его по реестру исходящих документов, указание места составления. Кроме того, в состав бланка иногда входил заголовок к документу (см. приложение 1).

Другой вид бланка состоял из обозначения штатного названия должности лица, от которого документ исходит.

На бланках писали обычно письма, иногда на бланках писали и отпуски (черновики) писем. В этом случае на левом поле документа указывалось, кто подписывал документ ("подписал", "скрепил").

Указы, журналы, протоколы, записки и др. писались на чистых листах бумаги, без бланков. В "Положении о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве" указывалось, что на бумаге без бланка пишутся "всеподданнейшие" рапорты и прошения.

3.3 Дата документа

Дата составления документов обозначалась по-разному для каждого вида. Так, в высочайше утвержденных мнениях Государственного Совета она указывалась в заголовке, в манифестах и именных указах Сенату, кроме того, дата ставилась в конце текста: в манифестах перед подписью, в указах - после подписи.

В письмах дата составления документа обозначалась отдельной строкой внизу документа, с левой стороны или в бланке документа после наименования структурной части учреждения. Имеются даты получения, регистрации (в регистрационном штампе),

даты резолюций, направление на исполнение ("С.Я. Никитинскому, 26 января 1910 г. "), исполнение документа, подписания его к печати и опубликования.

3.4 Адресат документа

Обозначение адресата в XIX в. имелось на сношениях, прошениях, жалобах, отзывах. Правила его написания определялись соподчиненностью учреждений. В сношениях равных учреждений и низших с высшими адресат начинался с предлога "в": "В Правительствующий сенат", "В Палату гражданского суда". В отношениях высших присутствующих мест с низшими адресат писался в дательном падеже, что означало: такому-то присутственному месту что-то предписывается или предлагается. Например: "Уездному суду", "Губернскому правлению".

Если документ адресовался конкретному должностному лицу, то при сношениях низшего должностного лица с высшим перед обозначением должности и фамилии указывался его титул - "его превосходительству", "его высокоблагородии", "его благородию" и т.п.

В сношениях равных между собой властей и старших с младшими титул опускался.

В проектах рационализации делопроизводства во второй половине XIX - начале XX вв. адресованию документов уделялось особое внимание. Так, "Положением о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве" 1911 г. предусматривалось направление документа непосредственно к исполнителю.

Всеобщее употребление конвертов относится к первой четверти XIX в. На них повторяли адресат документа.

3.5 Удостоверение документа

Правила подписания документа по-прежнему определялись для каждого вида документа. Манифесты, именные указы Сенату имели собственноручные подписи царя. На копиях этих документов делалась запись: "На подлинном собственною е. и. в. рукою подписано: "Николай" ПСЗ, III, Т. XXIII, отд. I. № 22581; Т.XXIV, отд. I. № 28528. // Под ред. Илюшенко М.П., Кузнецовой Т.В. Формуляр документа / Учебное пособие. М.; 1986..

Законы повторяли установленные в XVIII в. правила подписания журналов заседаний, отношений, просительской документации, актов, допросов. Снова характер подписи зависит от адресата.

В законе XIX в. подчеркивалось, что справки, сведения, записки, переводы подписывались теми, "коими они были составлены" ПСЗ, I, Т. XXXI. № 24686. // Под ред. Илюшенко М.П., Кузнецовой Т.В. Формуляр документа / Учебное пособие. М.; 1986..

Особое внимание обращалось на оформление выписок и копий. В конце их указывалось, кто подписал подлинник: "Подлинный подписали…" или "На подлинном надписано". Заверяли копии должностные лица: "Верно: вице-директор…".

Более детально определяется порядок скрепления документов. Указы Сенату скреплялись председателем Совета Министров. Документы, составлявшие переписку министра, скреплялись директором департамента, в котором они готовились, и подписывались министром. Документы, исходившие из департаментов, скреплялись начальником отделения и подписывались директором департамента, исходившие из отделения - соответственно столоначальником и начальником отделения.

В регистрационных журналах, описях документов, на отпусках скрепу ставил делопроизводитель.

Для удостоверения документов XIX в. употреблялись три государственные печати: большая, средняя и малая. Применение их было строго регламентировано в зависимости от вида и назначения документа.

Кроме подписи и печати, некоторые виды документов утверждались. Отметка об утверждении на мнениях Государственного совета, например, писалась в 80-х гг. в конце текста документа: "Воспоследовавшее мнение в общем собрании Государственного совета утвердить соизволил и повелел исполнить" ПСЗ, III, Т. VI, отд. I. № 3769. // Под ред. Илюшенко М.П., Кузнецовой Т.В. Формуляр документа / Учебное пособие. М.; 1986..

На документах начала XX в. отметка об утверждении делается после заголовка над текстом документа. На его копии отмечалось: "На подлинном собственною е. и. в. рукой подписано: "Быть по сему". Эта запись скреплялась государственным секретарем.

Отметка об утверждении делалась на уставах ("Государь император устав сей рассматривать и высочайше соизволил в Петергофе в 5 день июля 1902 г. "), положениях ("Быть по сему") Там же, Т. XXX, отд. I. № 33743..

В начале XX в. акт утверждения документа оформляется специальным грифом. Так, на документе 1915 г. об условиях выдачи ссуд эвакуируемым предприятиям в левой верхней его части выделялась отметка об утверждении (см. приложение 2).

3.6 Резолюция

Резолюции имели конкретные указания по решению вопроса: "Разрешаю перевести в … класс гимназии без испытаний", или "К докладу со справкою". Для документов, не требующих ответа, писалось: "К сведению". Под решением Совета министров Министерства, записанном в журнале, министр писал: "исполнить".

3.6.1 Отметки на документе

В XIX в. в правилах оформления документов большое место отводилось "особым отметкам". Они подчеркивали степень важности документа: "нужное", "весьма нужное", "секретное", "в собственные руки", "конфиденциально", "строго конфиденциально". Эти отметки делались на правой стороне страницы документа. Другого рода отметки фиксировали дату поступления документа и его регистрации. В конце документа, на последней его странице указывалось, когда и за каким номером документ был исполнен или ставилась отметка: "к делу".

3.6.2 Форма документа

Унификации формы документа способствовала установление правил применения гербовой бумаги. На ней писались просительские документы и акты. Все канцелярское делопроизводство велось на простой бумаге. В 1883 г. был установлен единый размер листа бумаги Свод законов Российской империи. СПб, 1842. Т. II, Ст.190..

Таким образом, в XIX в. формуляр документа выдерживается более строго. В каждом документе имеются все его реквизиты, они получают определенное место.

Заключение

Государственный аппарат требует постоянного совершенствования механизма управления. Поэтому надо уделять огромное внимание разработке требований к составлению, оформлению реквизитов служебных документов.

В данной работе рассматривалась тема исторического развития отдельных элементов формуляра документа. На протяжении времени реквизиты документа приобретают изменения в своем расположении, оформлении. У каждого отдельного документа присутствуют свои реквизиты.

В заключении работы можно сделать следующие выводы:

Во-первых, был подобран материал, связанный с данной темой. Прочитав и проанализировав различные источники, были сделаны заключения по изменению оформления и расположения реквизитов документа. Так например, в XVIII в. в отличии от XVI-XVII вв. каждый реквизит приобретает свое самостоятельное значение, имеет свое постоянное место в документе, а оформление и расположение уже определяется нормативными актами.

Во-вторых, был изучен каждый реквизит, что он представлял из себя, какова его роль в документе.

В-третьих, было изучено историческое развитие отдельных элементов формуляра-образца документа. Но самое главное были изучены формуляры-образцы в различные периоды исторического развития общества, выявлены особенности построения отдельных элементов формуляра-образца документа.

Тема данной курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день. Каждый работник любого учреждения или любой организации, занимающийся составлением и оформлением документов, должен быть знаком с реквизитами различных документов, их оформлением и расположением. Поэтому тема курсовой работы не только актуальна, но также очень интересна для людей, работающих с документами.

Список литературы

1. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. М.; 1952. Т.1. № 306.

2. Буганова В.И., Левшин Б.В. Акты писцового дела 60-80 гг. XVII. М.; Наука, 1990.

3. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XV вв. М.; 1950. № 8.

4. Илюшенко М.П., Кузнецова Т.В. Формуляр документа. / Учебное пособие. М.; 1986.

5. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М.; Высшая школа, 1963.

6. Ключевский В.О. Соч. М.; 1958.

7. Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины. / Учебное пособие для вузов. М.; Владос, 2000.

8. Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации. М.; 1979.

9. Московская деловая и бытовая письменность XVII века. М.; Наука, 1968.

10. Памятники Московской деловой письменности XVIII века. М.; Наука, 1981.

11. Памятники русского права. М.; Госюриздат, 1956, вып.4.

12. Погодин М.Н. Русский исторический альбом. М.; 1853.

13. Сборник документов. // Под редакцией Кузеева Р.Г., Овчинникова Р.К. Уфа, 1975, № 196.

14. Свод законов Российской империи. СПб, 1842. Т.2. Ст. 190.

15. Черепнин Л.В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. М.; Наука, 1969.

16. Черепнин Л.В. Русская палеография. М.; Политиздат, 1956.

17. Щепкин В.Н. Русская палеография. М.; Наука, 1967.

Страницы: 1, 2, 3