История политических и правовых учений
p align="left">На всех своих этапах развития история политических и правовых учений действительно связана с прогрессом теории государства и права и учения о политике. Прогрессом в развитии политико-правовой теории вообще является постановка какой-либо важной социальной проблемы, хотя бы сопряженная с неверным ее решением, либо преодоление старого, мертвящего теоретический поиск мировоззрения, даже если оно заменяется мировоззрением, основанным на ошибочной методологии.История политических и правовых учений -- не процесс постепенного познания государства и права, накопления и суммирования знаний, а борьба мировоззрений, каждое из которых стремится найти опору в общественном мнении, оказать влияние на политическую практику и развитие права, опровергнуть аналогичные попытки противостоящей идеологии. Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное -- неистинное), а социологии (самосознание социальных групп и классов). Поэтому к политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности выражать интересы той или иной социальной группы. Представление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное на аналогии с историей естественных наук, не подтверждается в реальной истории политико-правовой идеологии. Развитие этой идеологии ведет к приросту знаний о государстве и праве, но политико-правовая теория была и остается эмпирической, классификационной, описательной наукой, прогностическая функция которой очень сомнительна. Большую давность имеет спор о политике -- наука это или искусство? При разработке политико-правовых доктрин главным стимулом теоретической деятельности были не только любознательность, стремление постигнуть причины существования и перспективы развития государства и права, но и страстное, эмоционально окрашенное стремление опровергнуть противостоящую политико-правовую идеологию, представить государство и право такими, какими их хочет видеть или изобразить идеолог, стремление преобразовать или защитить подвергающиеся нападкам государство и право, повлиять на массовое и государственное политико-правовое сознание общества. Основная причина многочисленности, разнообразия и сложности политических и правовых учений -- желание каждого из идеологов отстоять идеалы своего класса или своей группы и опровергнуть идеологию противоположных класса или группы. 3. Политические и правовые учения в Древней Индии Среди главных особенностей политической мысли Древней Индии следует назвать 1. Её религиозный, духовный характер. 2. Сосредоточенность на проблемах нравственного содержания. 3. Главный фактор её развития - религия. 4. Влияние мифологических представлений о государстве и праве. Выделялись две религии - брахманизм и буддизм. Это две противоположные религиозные концепции. Идейные расхождения между ними произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия были связаны с трактовкой правил для варн - родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества. В Древней Индии варн было четыре: 1. Варна жрецов (брахманы). 2. Варна воинов (кшатрии). 3. Варна землевладельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи). 4. Низшая варна (шудры). Брахманизм. Данная религия направлена на утверждение верховенства знати. Основное произведение - "Законы Ману". Члены всех варн в принципе свободны, так как рабы - вне варн. Но сами варны и их члены - неравноправны: две первые варны - господствующие, две другие (вайшьи и шудры) - подчиненные. Основные положения: 1. Многобожие. 2. Закон кармы (учение о переселении душ). Душа человека после его смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений, если он жил грешно или, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе. 3. Понятие дхармы. Дхарма - закон, долг, обычай, правило поведения, установленные богами для каждой варны. 4. Обоснование варн: они созданы богом. 5. Обосновывалось неравенство людей. Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны разрешался только после смерти, как награда за служение богам, терпение и покорность. 6. Наказание и принуждение как средства, обеспечивающие кастовые предписания. Внушение угнетенным мысли о бесплодности борьбы за улучшения условий жизни. 7. О государстве: а) существуют два вида власти - духовная (осуществляется брахманами) и светская (осуществляется правителями - кшатриями). б) верховенство духовной власти над светской, подчинение правителя жрецам (роль правителя принижается). в) в каждом государстве существует семь элементов: царь, советник, страна, крепость, казна, войско, союзники (указаны в порядке их убывающего значения). г) занятия правителя: война, расширение территории, защита, поддержание порядка, наказание преступников. д) власть правителя - на совещательных началах с брахманами, приказы правителя имеют подзаконное значение (так как он правит на основании законов, установленных богами, и не вправе их изменять). е) государство представляет собой сдерживающее начало. ж) существует два вида наказания: 1. наказание царя, 2.наказание после смерти (переселение души). Буддизм. Основатель - принц Гаутама (Будда). В этой религии отвергалась мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие зависят от собственных усилий людей. Основные идеи: 1. Признание нравственно - духовного равенства людей. 2. Критика системы варн и принципа их неравенства. 3. Жизнь - это страдание, и источник этих страданий - сама жизнь. Страдания можно прекратить в этой земной жизни. Для этого необходимо следовать (благородному) пути (он включает в себя: правильные взгляды, правильную решимость, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли, правильное сосредоточение). Постоянное следование этому пути приведёт человека к нирване. 4. Дхарма - это управляющая миром природная закономерность, естественный закон. 5. Ограничение роли и масштабов наказания. 6. Не должно быть наказания без вины. 7. В целом, невнимание к реальным политико-правовым явлениям, как к общей цепи земных несчастий. 8. Буддизм сосредоточен на проблемах человека. Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма - религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований. Буддизм получает распространение за пределами Индии. В первых веках н. э. буддизм становится одной из мировых религий. 4. Политические и правовые учения в Древнем Китае Расцвет общественно - политической мысли Древнего Китая относится к VI - III в. в. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек возвышение зажиточных слоев; ослабление патриархальных клановых связей; углубление социальных противоречий. Идет борьба между имущественной и наследственной аристократией. В стране - затяжной политический кризис. В поисках выхода из кризиса, в общественно - политической мысли складываются различные школы и направления. Наиболее влиятельными политическими учениями в Древнем Китае были конфуцианство, даосизм, легизм и моизм. Конфуцианство. Родоначальник школы - Конфуций (551 - 479 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в книге ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Конфуций традиционен и консервативен, стремился к сохранению существующего порядка. Его идеал - это глубокая древность Китая, его "золотое прошлое", к которому и необходимо стремиться. Основные положения и проблемы: 1. Проблема государства. Развивал патриархально - патерналистскую концепцию государства. Государство - это большая семья. Власть императора подобна власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Конфуций выступал за аристократическую форму правления, так как народ отстранялся от участия в управлении государством. Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем - "сыном неба". 2. Проблема этики. Благородный человек должен быть человеколюбивым, обязан трудиться, почитать старших: правителя и отца. Взаимоотношения должны быть основаны на почтительном отношении сына к отцу. Порядок в семье - основа порядка в государстве. 3. Проблема идеального правителя. Правитель должен любить людей, исполнять свой долг - трудиться (политический труд), заботиться о родителях и народе. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения с подданными на началах добродетели. Конфуций не одобряет насилие, он против бунтов и борьбы за власть. 4. Функции государства: социальная, нравственная, защитная. 5. Проблема: как накормить народ? Для этого необходимы: а) забота о земледелии; б) умеренность в налогах; в) скромность государственных расходов (содержание двора); г) воспитание народа; д) правитель должен сам подавать пример народу своим примером. 6. Проблема войны. Конфуций отрицательно относился к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов. 7. Правовые взгляды Конфуция: а) Главным средством воздействия на людей должна быть мораль. б) Против правления законов. Он не считал принцип законности первостепенным. Говорил о вреде закона. Отрицательное отношение к позитивным законам - по причине их традиционно - наказательного значения и связи их на практике с жестокими наказаниями. в) Законодательство должно играть вспомогательную роль. Во II в. до н. э конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии. Даосизм.Основатель - Лао-цзы (VI в. до н. э). Основное произведение - ("Книга о дао и дэ"). Основные идеи: 1. Понятие "дао". Дао - это естественный ход вещей, естественная законность. Это сущность мира, первоматерия, из которой всё вышло и куда всё вернётся. Дао - бесконечная и непознаваемая суть мира. Дао определяет законы неба, природы и общества. Это высшая добродетель и справедливость. В отношении к дао все равны. 2. Противопоставление культуры (цивилизации) и природы. Дао и цивилизация несовместимы. Чем больше развивается человеческая культура, тем больше отрывается от дао. Все недостатки культуры, неравенство и бедность людей - это результат отклонения от подлинного дао. 3. Принцип политического искусства. Правление в государстве должно быть простым. Правитель не должен вмешиваться в естественный ход вещей (принцип воздержания от активных действий) - лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. 4. Отношение к войне. Осуждение всякого рода насилия, войн, армии. 5. Осуждение роскоши и богатства. 6. Представление об идеальном правителе: а) Он должен быть умным. б) Править с помощью метода "недеяния", то есть воздержания от активного вмешательства в дела членов общества. в) Понимать дао. 7. Восстановление порядков древности. Возврат к естественным основам жизни, к патриархальной простоте. 8. Против правления законов. Моизм. Основатель - Мо-цзы (479 - 400 г.г. до н. э ). Произведение - "Мо-цзы". Основоположник радикально - демократической традиции в политико-правовой мысли Китая. Развивал идею естественного равенства всех людей и обосновал договорную концепцию происхождения государства. Основные положения концепции: 1. Договорная концепция происхождения государства. В древности не было управления и наказания, у каждого было свое понимание справедливости. Поэтому все находилось в состоянии хаоса. Но поняв причину хаоса, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека, и сделали его своим правителем. 2. Идея единой для всех справедливости и власти. 3. Идеальная организация власти - мудрый правитель во главе и отлаженная система исполнительной службы. Для установления полного единства в государстве необходимо: а) насаждение единомыслия; б) искоренение вредных учений; в) поощрение доносов; г) поддержание социального равенства. 4. Осуждалось замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых, независимо от происхождения. 5. Вред законов. Огромное значение предавалось принципу всеобщей равной любви. 6. Государство должно заботиться о благе народа. Народ должен быть сыт. Эту проблему следует решать так - все должны заниматься физическим трудом. 7. Признавалось право народа на восстание против несправедливой власти. В целом это учение занимает промежуточную ступень между конфуцианством и легизмом. Легизм. Основатель легизма - Шан Ян (390 - 338 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в трактате ("Книга правителя области Шан"). Шан Ян был министром земледелия в период территориальной раздробленности, является инициатором реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Ещё один теоретик легизма - Хан Фэй (III в. до н. э), создатель трактата "Об искусстве управления". Это учение существенно отличалось от предшествующих концепций. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике осуществления власти. В целом, вся концепция пронизана: а) враждебностью по отношению к людям; б) уверенностью, что посредством насильственных мер, людей можно подчинить желательному порядку. Основные положения: 1. Невозможность возврата к старине. 2. Принцип этатизма: интересы государства превыше всего. 3. Основное назначение государства - противостоять злому началу (природе) человека. Человек - это источник социального зла. 4. Понятие идеального государства включает в себя: а) сильную верховную власть; б) вооруженную на высшем уровне армию; в) централизованность государства; г) ограничение произвола чиновников и местных правителей; д) единый порядок и законы. 5. Роль законов. Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон - это наказание. Главный метод государственного управления - метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким: широкое применение объективного вменения и смертной казни ( в основном, необходимо использовать мучительные виды смертной казни). 6. Осуждение милосердия и гуманизма. 7. Отношение между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон. 8. Поощрение земледелия, и вообще - трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных занятий, таких как искусство и торговля. 9. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|