скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История международных отношений скачать рефераты

о все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство -- единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договори, объявлять войну. Государства остаются основными субъектами мировой политики и международных отношении.

Влияние государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношении обусловливает ряд факторов. Считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене.

Реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.

Основные признаки международных организации

Во-первых, она создается в соответствии с международным правом. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. Международная организация создается на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д).

Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации.

Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами - членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения. Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества.

Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

Важным признаком международной организации является наличие у нее прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в ее учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия.

Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т. е. обладает автономной волей отличной от воли государств - членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами - членами. Таким образом, международная организация, обладающая перечисленными признаками, считается международной межправительственной организацией.

В современном мире существует и другой тип международных организаций. Это международные неправительственные организации, которыми считаются любая международная организация, не учрежденная на оснований межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее, чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Возникли подобные организации в начале XIX века, а в настоящее время их насчитывается около 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. В ряде областей они являются даже лидерами. Например, комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность.

Международные организации признаны решать различные проблемы в сферах своей деятельности. Для решения политических, экономических, военных проблем созывается ежегодно около 1000 международных конференций. Как институт международных отношений они появились во второй половине XIX века. По мнению специалистов в середине XXI века ежегодно будет проходить примерно 50000 международных конференций в год. Международные конференций не являются международными организациями, а чаще их называют многосторонней или парламентской дипломатией.

Любая конференция имеет строго определенные цели и задачи. Они созываются для разработки и принятия международных договоров, заключения актов, свода принципов по сотрудничеству в конкретной области международных отношений. Значительное количество международных конференций созывается для обсуждения насущных проблем современности. За последние годы наиболее важные международные конференций созываются под эгидой ООН.

Формирование любого типа международных организаций основывалось на важности решения той или иной проблемы, возникающей между государствами. Важность проблемы определялось самими независимыми государствами, отсюда определялась их классификация, т. е. международные организаций, направленные на решение данных проблем, приобретали статус межправительственной или неправительственной международной организаций.

Понятия и сведения о международных отношениях

Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня -- мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.

Международные отношения -- это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

Международные отношения прошли длительный исторический путь и только в Новейшее время стали подлинно всемирными. В основе этого процесса лежит, во-первых, поступательное развитие производительных сил и их интернационализация. Во-вторых, мощные интеграционные тенденции и процессы в социально-экономической, научно-технической, информационной и других сферах. В-третьих, выход на мировую арену на рубеже третьего тысячелетия многих государств, остро нуждающихся в координации усилий при решении глобальных и национальных проблем; невиданное расширение связей и контактов между людьми во всем мире.

Международные отношения и внутренняя политика государств находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. С одной стороны, международные отношения во многом отражают и выражают внутреннюю политику ведущих держав в ту или иную историческую эпоху; а с другой стороны - любое государство вынуждено учитывать сложившиеся мировые реалии взаимоотношений, нормы и принципы международного права, “правила мировой политической игры”. Иначе говоря, речь идет о взаимосвязи и взаимодействии внутренних и внешних факторов развития государства. Степень воздействия тех или других на формирование внешней политики зависит в каждом отдельном случае от конкретно-исторических обстоятельств.

Следует признать, что внешние факторы оказывают возрастающее влияние на отношения внутри любой страны. Это связано, во-первых, с обострением экологических и сырьевых проблем, с нарушением социального равновесия и конфликтами в различных регионах мира. Во-вторых, с увеличением ответственности мирового сообщества за бедственное положение слаборазвитых стран. В-третьих, с невозможностью для одной страны справиться с последствиями природных катаклизмов, а главное, с возрастающей взаимозависимостью государств - членов мирового сообщества.

В практике современных международных отношений обнаруживаются определенные закономерности, имеющие разные векторы. Наблюдается максимальная реализация государственности и суверенитета участников отношений, когда национальные общности заявляют о себе как о равноправных субъектах на мировой арене. Одновременно действует тенденция усилений интеграции все большего числа участников международных отношений, упрочнения институциональных форм широкого политического, социально-экономического и гуманитарного сотрудничества. Международные отношения сегодня характеризуются в первую очередь переходным состоянием, когда процесс становления нового сообщества включает в себя одновременно процессы как расширения сотрудничества на основе взаимных интересов, так и соперничества и даже противоборства различных государств.

Международные отношения формируют облик нашего мира и его порядка. Современное мировое сообщество характеризуется растущим единством и усиливающимся многообразием. Взаимосвязь и взаимозависимость в мире сочетаются с охраняющимся разнообразием особенностей развития народов. Развивающиеся в системе международных отношений тенденции демократизации, гуманизации, демилитаризации, “открытого диалога культур” пока не носят системного характера, испытывают противодействие, во многом зависят от поведения и функционирования субъективных факторов.

В условиях мира и социально-культурного обновления международные отношения все в большей степени превращаются во взаимоотношения между народами и людьми. Можно говорить о возникновении уникальной сети мировых человеческих взаимоотношений, создающей необходимые предпосылки для реализации насущных проблем.

Таким образом, международные отношения как совокупность интеграционных связей между государствами, межгосударственными организациями, партиями, частными лицами разных государств єесть та среда, где реализуются принципыі внешней и международной политики.

Типология международных отношений

Следует отметить, что с давних времен предпринимались попытки классифицировать международные отношения. Имеются различные подходы к решению этого вопроса. В марксистской литературе типология международных отношений проводится в соответствии с общественно-классовыми критериями, в соответствии с типом общественно-экономической формации. Здесь выделяются рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические международные отношения. Близкая к этой типология опирается на положения, что в каждой исторической эпохе отличной является сущность и специфика международных отношений. Основним критерием данной типологии является способ проявления классовых отношений на две основные группы.

1 группа - классово-однородные отношения, которые можно назвать классово-гомогенными: феодальные, капиталистические, социалистические.

2 группа - международные отношения, неоднородные в классовом отношений - гетерогенные (переходные). Здесь можно выделить типы: феодально-капиталистический, капиталистическо-социалистический и тип международных отношений с антиимпериалистической ориентацией.

Широкое признание получила типология, международных отношений по характерным типам международных действий. В соответствии с этим критерием выделяют четыре основные модели доминирования в мире, и международные отношения строятся на этих моделях. Во-первых, классический многополюсный мир. Во-вторых, двухполюсный (биполярный) мир -- мир с доминированием двух государств или систем государств. В-третьих, однополюсный мир. В-четвертых, надгосударственный мир (бес полюсный).

Тип межгосударственных отношений в таких мирах может различаться: а) война, б) холодная война, в) мирное существование, г) неприсоединение, д) сотрудничество.

В широком смысле все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношение соперничества и отношение сотрудничества.

Изучая процессы международного сотрудничества, политическая наука реально показала возможность прекращения гонки вооружений и установления прочного мира на планете.

Международное сотрудничество и общая для всех потребность в решении обостряющихся глобальных проблем: загрязнение окружающей среды, разрушение озоновой оболочки Земли, истощения природных ресурсов, международного терроризма и др. В современных условиях отдельные государства не в состоянии в одиночку решать такого рода проблемы.

Проблемы и концепции международных отношений

В реальности существует ряд противоречий, которые осложняют межгосударственные отношения.

1. С одной стороны, существует общепризнанное в международных документах формальное равенство государств, с другой - реальное их неравенство. Причем это неравенство существует не только в величине, мощи, экономическом и военном потенциале государств, но и в правовом отношений. Одни страны являются постоянными членами Совета безопасности ООН, другие - нет. Одни страны имеют право иметь ядерное оружие, на другие распространяется запрет его создавать. Международные организации находятся под влиянием крупных государств и отчасти в финансовой зависимости от них.

2. Межгосударственные отношения в значительной степени носят фрагментарный характер, то есть не сложилась широкая и полномасштабная система, которая бы регулировала весь круг отношений. В значительной степени отношения между государствами основываются на договорах между ними, однако договоры регулируют лишь часть реальных отношений.

3. Сама система отношений между государствами во многом неоднородна. В ряде случаев политика зависит от взаимоотношений первых лиц государств, их симпатий и антипатий. Однако подписанные ими договоры нуждаются в ратификации парламентами, что вносит трудности в договорный процесс.

4. Нестабильность договоров также является реальной проблемой межгосударственных отношений. Государства могут денонсировать действующие договоры, изменить сложившуюся систему отношений.

5. Слабость международного права и международных организации. Международное право, то есть система норм и регламентаций отношений между государствами в значительной степени носит договорный характер, что отражается на его применимости. Уже в 1928 г. принимались совместные решения о запрете всех войн, позднее принимались решения о запрете вооруженного насилия, однако и после 1945 г. войны и конфликты продолжались.

6. Все вышесказанные проблемы в значительной степени обусловливают недоверие государств друг к другу.

Нельзя сказать, международные отношения состоят исключительно из проблем; государства за последние десятилетия очень сильно продвинулись в деле интеграции, налаживании связей, появилось много общего, но, тем не менее, проблемы остаются

Современные тенденции развития международных отношений

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав - СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной - двухполюсной.

В процессе ломки старых и строительства новых международных отношений все же можно выделить определенную тенденцию развития.

Первая тенденция развития современных международных отношений -- рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является экономической сверхдержавой. Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства -- так называемые “Азиатские тигры”. Есть основания полагать, что в обозримом будущем в мировой политике заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым лидером.

Страницы: 1, 2, 3