скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История Ирана скачать рефераты

реческие и вавилонские источники сходятся в том, что восстание Кира против Мидии длилось три года. На первых порах удача сопутствовала мидянам, но последние сражения были выиграны персами, и в 550 до н.э. они захватили мидийскую столицу Экбатану, при этом царь Астиаг был взят в плен. Геродот утверждает, что мидийский царь пал жертвой предательства Гарпага, жаждавшего отмщения, и что Астиага пленили его собственные воины, которые и выдали его персам. С царем обошлись милостиво: Кир позволил ему жить при персидским дворе.

Став благодаря этой победе властелином всего Мидийского царства, Кир принялся расширять владения. Сначала он совершил поход против богатой и мощной Лидии, государства в Малой Азии. Крез, царь Лидии, предвосхитил нападение персов, заняв Каппадокию и заручившись поддержкой вавилонян и египтян. Битва при Птерии не принесла победу ни одной из сторон, и тогда Кир решил взять инициативу в свои руки и в результате нескольких стремительных переходов застал Креза врасплох в его зимней резиденции в Сардах. Осажденный в своей столице лидийский царь обратился за помощью к вавилонянам. На его призывы откликнулись только спартанцы, но спартанский флот не успел выйти в море, как пришло известие о падении Сард (546 до н.э.). Крез с семьей попал в плен, но, согласно греческим источникам, с ним обошлись великодушно. Враждебно настроенный к Киру вавилонский летописец утверждает, что лидийский царь был казнен Кир - царь персидский. СПб, 1899 - С.55.

После известия о падении Сард греческие города Малой Азии поспешили направить послов к персидскому царю. Кир потребовал полной и безоговорочной сдачи всех ионийских городов, за исключением морского порта Милета, которому он даровал особые привилегии. Вскоре полководцы Кира завоевали Карию, Ликию, а затем и всю остальную Малую Азию.

Тем временем царь начал расширять свои владения за счет территорий в Восточном Иране, где он строил крепости, простоявшие в течение всего периода правления Ахеменидов. В 546-540 до н.э. Кир приложил немалые усилия для укрепления восточных границ государства. В значительной степени благодаря этому Дарий, взойдя на трон в 522 до н.э., унаследовал Маргиану и Согдиану, Бактрию, Драгиану и Ариану, Хорасмию и страну саков, Саттагидию и даже Арахосию и Макран Кир - царь персидский. СПб, 1899 - С.57.

Оставался только один соперник - Вавилония, великая держава, поделившая с мидянами Ближний Восток и все еще контролировавшая долины Тигра и Евфрата, Сирию, Палестину и Аравию, а также торговые пути в Египет и на Запад. Набонид, царь Вавилонии, не пользовался любовью своих подданных, поэтому в 539 до н.э. жители столицы открыли ворота и приветствовали вступившего в город Кира. И вновь Кир продемонстрировал мудрость и великодушие. Он признал Мардука (вавилонского бога) и был коронован царем Вавилонии. Кир восстанавливал храмы и выступал в роли защитника прав народа. Евреям было дозволено вернуться из ссылки в Иерусалим, а обнародованный в 538 до н.э. указ разрешал им заново отстроить Иерусалимский храм.

Остаток жизни Кир, по-видимому, посвятил созданию системы управления вновь приобретенными владениями и разработке нового административного устройства своего обширного царства. Усовершенствованная Дарием система управления государством с делением на сатрапии, во главе которых стояли сатрапы (перс. «хшатрапаван»), была, очевидно, введена Киром. Несмотря на то, что могущественное государство, созданное Киром, в течение последующих двух столетий представляло для Греции источник угрозы, более поздние греки отзывались о нем как о мудром и справедливом правителе. В Киропедии Ксенофонта содержится в значительной мере вымышленное описание Кира как идеального царя Ксенофонт. Киропедия. СПб, 1837 - С.46. Кир был убит в 530 до н.э. в стычке с полукочевыми племенами массагетов на берегу Яксарта (древнее название Сырдарьи) в Средней Азии. Его сын Камбис отыскал тело отца, перевез в столицу государства Пасаргады, где предал его земле. Кир - царь персидский. СПб, 1899 - С.59

Расширение Персидского царства началось при Кире II, который, согласно легенде, пересказанной греческим историком Ксенофонтом, был также внуком царя Мидии по материнской линии, и продолжилось при его преемниках, особенно при Дарии I. В период наивысшего могущества государства его границы простирались до Малой Азии, Центральной Азии, Египта и долины Инда. К важнейшим историческим и археологическим памятникам эпохи Ахеменидов принадлежат развалины их столицы Персеполя, или, как его называют иранцы, Техте-Джемшида; гробница Кира II в Пасаргадах и высеченная на скале Бехистунская надпись Дария I. Персеполь был сожжен Александром Македонским после покорения им Ирана, что положило конец государству Ахеменидов.

2. Реформы Дария I

Дарий I Великий (годы правления 522-486 до н.э.), считается величайшим из Ахеменидов. Родился ок. 550 до н.э. Сын Гистаспа (Виштаспы), сатрапа Парфии и Гиркании в восточной Персии, потомок по младшей линии основателя персидской царской династии Ахемена. Обстоятельства его прихода к власти туманны. В возрасте 28 лет он служил копьеносцем при своем дальнем родственнике царе Камбисе, когда тот умер или, не исключено, был убит, направляясь из Египта, чтобы подавить мятеж некоего Гауматы, объявившего себя Бардием (или Смердисом), братом Камбиса. Дарий сразу же принял царский титул и поспешил в очаг волнений Мидию. Гаумата и его сторонники погибли, до этого потерпев поражение в нескольких кровопролитных битвах. Дарий наградил шестерых вельмож, поддержавших его претензию на трон, предоставив им и их детям привилегированное положение при дворе и в администрации Дарий Великий. 1989. - С.113.

Прежде чем удалось восстановить порядок, пришлось подавлять волнения почти во всех провинциях. Дарий расширил пределы своего государства до северо-западных районов Индии, сделав р.Инд его границей, а на севере - до Кавказа, подчинив Армению. Честолюбивые планы царя распространились и на Европу. Через Фракию он дошел до Дуная, но был разбит скифами и в 512 до н.э. повернул назад. Через 13 лет требовавшие независимости города Ионии подняли восстание, в ходе которого азиатские греки, подданные персидского монарха, получили помощь из материковой Греции. В 492 до н.э. Дарий принял решение захватить Грецию и собрал большую армию. Его первый поход завершился во Фракии после гибели персидского флота во время бури у побережья Галлипольского полуострова. Вторая военная экспедиция тоже закончилась неудачей. В 490 до н.э. персидское войско потерпело сокрушительное поражение в Марафонской битве. Дарий умер в ноябре 486 до н.э., так и не успев завершить подготовку к следующему походу.

Создание Персидского государства началось еще при Кире Великом (годы правления 559-529 до н.э.), но стало главным делом жизни Дария I. Основные сведения о размерах подвластных ему земель сообщает трехъязычная надпись, высеченная высоко на скале в Бехистуне (Бисутуне), деревне недалеко от Хамадана, на западе Ирана. Дарий изображен стоящим перед девятью закованными в цепи мятежными вождями, а в тексте на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках рассказывается о его победах и преданности богу Ахурамазде и перечислены 25 покорных царю народов. Их посланцы показаны также в виде данников на рельефах в Персеполе и Сузах, где по приказу монарха были возведены великолепные дворцы, для украшения которых привлекались все богатства государства Дарий Великий. 1989. - С.167.

Как правитель Дарий отличался великодушием и прозорливостью. Местным главам сатрапий была предоставлена значительная самостоятельность, но они несли тяжелое бремя ответственности за сбор дани, платившейся как деньгами, так и натурой. При этом каждая область поставляла свою продукцию: благовония шли из Аравии, мулы из Каппадокии, зерно и рыба из Египта и т.д. В стране всемерно поощрялась торговля. Была введена единая для всего государства золотая монета дарик, что активизировало хождение денег; подверглись стандартизации меры и веса; функцию единого торгового языка начал выполнять арамейский; строились дороги и каналы, в частности великий царский путь от Сард, в западной части Малой Азии, до Суз, к востоку от Тигра, и канал, соединивший Нил с Красным морем Дарий Великий. 1989. - С.189.

Дарий скончался в возрасте шестидесяти четырех лет, его преемником стал сын - Ксеркс I.

3. Греко-персидские войны

Войны начались с восстания находившихся под персидским владычеством ионийских греческих городов (на западном побережье Малой Азии) в 499 до н.э. Спарта ответила на призыв ионийцев о помощи отказом, но афиняне, которые опасались, как бы их прежний тиран Гиппий (он находился тогда в Малой Азии и вынашивал планы возвращения) не получил поддержки от персов, решили вмешаться и послали 20 кораблей. Вместе с эретрийцами с соседствующего с Аттикой острова Эвбея афиняне помогли мятежникам захватить и сжечь столицу персидской сатрапии Сарды в 498 до н.э., однако вскоре этот отряд был отозван, а к 494 до н.э. восстание было подавлено (впрочем, восставшим удалось добиться некоторых уступок).

В качестве ответной меры в 492 до н.э. Дарий I, царь могущественной Персидской империи, послал своего зятя Мардония во главе армии и флота через Геллеспонт (совр. Дарданеллы) в Грецию. У подножия горы Афон (полуостров Акта, выдающийся в Эгейское море с севера) флот потерпел крушение, и сухопутное войско было вынуждено вернуться.

Намереваясь покарать Афины и Эретрию за сожжение Сард, в 490 до н.э. Дарий послал в Эгейское море новый флот под командованием Датиса и Артаферна, которых сопровождал Гиппий Заболоцкая Ю. История Ближнего Востока в древности. 1989. - С.97.

Вначале персы приплыли к Эретрии и после шестидневной осады захватили город. Тем временем афиняне отправили в Спарту скорохода Фидиппида с просьбой о помощи, но спартанцы ответили, что в связи с религиозным празднеством они не смогут выступить до полнолуния. Тогда 10 тыс. тяжеловооруженных афинских пехотинцев, на помощь которым явились лишь 1000 платейцев, заняли узкую долину, выходившую на Марафонскую равнину недалеко от побережья, где, как ожидали, флот персов должен был остановиться по пути в Афины.

Афинские стратеги избрали главнокомандующим Мильтиада, поскольку он был знаком с военной тактикой персов, которые изгнали его в 493 до н.э. из Фракии. Теперь Мильтиад выжидал, оставаясь на месте, между тем как пехота и кавалерия персов (ок. 30 тыс. человек) высадились на берег. Персов защищали тонкие доспехи, они были вооружены луками и короткими мечами. Когда стрелы врага начали поражать греков, Мильтиад приказал им атаковать - бегом, чтобы как можно меньше оставаться под градом стрел. Персы, не готовые к рукопашному бою, отступили к своим кораблям, понеся тяжелые потери (ок. 6400 человек убитыми), у афинян и платейцев было убито 192 человека. Попытка напасть на Афины врасплох из гавани Фалера окончилась неудачей, и персы возвратились в Азию. Афиняне соорудили в честь погибших высокий курган, который до сих пор виден на поле сражения у Марафона. Затем они, следуя совету видного афинского политика Фемистокла, приступили к строительству флота. Фемистокл рассчитывал на то, что Греция слишком мала для того, чтобы прокормить армию завоевателей, и потому, если будет уничтожен обеспечивающий коммуникации флот, вражескому войску придется уйти.

Когда Дарий умер, его сын и преемник Ксеркс не смог сразу выступить в поход из-за мятежа в Египте, однако персы приступили к подготовке нового вторжения. Поскольку им предстояло вновь двинуться через северную часть Эгейского моря, во Фракии строились продовольственные склады, через перешеек у горы Афон был прорыт канал, через Геллеспонт (место переправы из Азии в Европу) наведен плавучий мост; наконец, были собраны сухопутная армия примерно в 100 тыс. человек и флот из 1000 кораблей Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV века. 1956. - С.95.

На этот раз Афины и Спарта выступили вместе. Их стратегия заключалась в том, чтобы удерживать персидскую армию на севере до тех пор, пока в бою не сойдутся оба флота. Поэтому спартанский царь Леонид с 6000 греков занял горный проход Фермопилы, в то время как Фемистокл во главе союзного флота из примерно 300 кораблей ожидал персов у мыса Артемисий, северной оконечности Эвбеи.

Летом 480 до н.э. Ксеркс со своим огромным войском вторгся в Фессалию. Его воины тысячами погибали у Фермопил, узкого прохода между горной цепью и морем, до тех пор, пока предатель-грек не указал им тайной тропы через горы. Когда Леонид узнал, что персы вот-вот обрушатся на него с тыла, он отпустил большую часть своих союзников-греков и сражался до самой смерти во главе 300 спартанцев и нескольких сотен феспийцев.

Тем временем шторм вынудил Фемистокла уйти от Артемисия. Персы вступили в Афины и сожгли город. Однако еще двумя месяцами прежде большинство афинян были эвакуированы в Трезен на Пелопоннесе. Фемистокл и спартанский полководец Эврибиад разместили флот в заливе соседнего с Афинами острова Саламин. Хитростью, как бы уклоняясь от сражения, они заманили персов в узкий пролив, где и уничтожили персидский флот.

Ксерксу пришлось удалиться в Азию, однако он оставил в центральной Греции армию в 80 тыс. человек. На следующий год (в конце августа 479 до н.э.) эти силы, с Мардонием во главе, были уничтожены у Платей в южной Беотии объединенным греческим войском в 40 тыс. человек, которым командовал спартанский полководец Павсаний. Согласно легенде, в тот же самый день союзный греческий флот разбил персов у Микале, мыса на побережье Малой Азии, а остатки персидских войск были разбиты там же на суше. В результате в следующие два десятилетия из-под власти персов была освобождена большая часть греческого населения Малой Азии.

4. Письменность и религия державы Ахеменидов

Древнейшая письменность Ирана представлена пока еще не расшифрованными надписями на протоэламском языке, на котором говорили в Сузах ок. 3000 до н.э. Гораздо более развитые письменные языки Месопотамии быстро распространились в Иране, и в Сузах и на Иранском нагорье много веков население пользовалось аккадским языком.

Пришедшие на Иранское нагорье арии принесли с собой индоевропейские языки, отличные от семитских языков Месопотамии. В Ахеменидский период царские надписи, высеченные на скалах, представляли собой параллельные колонки на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках. На протяжении всего Ахеменидского периода царские документы и частная переписка велись либо клинописью на глиняных табличках, либо письмом на пергаменте. При этом в ходу были по меньшей мере три языка - древнеперсидский, арамейский и эламский Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана. 1980. - С.79.

Александр Македонский ввел греческий язык, его учителя обучили около 30 000 молодых персов из знатных семей греческому языку и военной науке. В великих походах Александра сопровождала большая свита географов, историков и писцов, которые записывали все происходящее день за днем и знакомились с культурой всех встречавшихся по пути народов. Особое внимание уделялось мореходству и установлению морского сообщения. Греческий язык продолжал использоваться и при Селевкидах, в то же время в районе Персеполя сохранился древнеперсидский язык. В качестве языка торговли греческий служил на протяжении всего Парфянского периода, но основным языком Иранского нагорья стал среднеперсидский, представлявший собой качественно новую ступень развития древнеперсидского. За многие столетия арамейское письмо, использовавшееся для записей на древнеперсидском языке, преобразовалось в пехлевийское письмо с неразвитым и неудобным алфавитом.

В Сасанидский период среднеперсидский язык стал официальным и основным языком жителей нагорья. Его письменность была основана на варианте пехлевийской графики, известной как пехлевийско-сасанидское письмо. Священные книги Авесты записывались особым образом - вначале на зенде, а потом - на авестском языке.

В Древнем Иране наука не поднялась на те высоты, которых она достигла в соседней Месопотамии. Дух научного и философского поиска пробудился только в Сасанидский период. С греческого, латинского и других языков были переведены важнейшие труды. Именно тогда на свет появились Книга Великих Подвигов, Книга чинов, Страны Ирана и Книга Царей. Другие работы этого периода сохранились только в позднейшем арабском переводе Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана. 1980. - С.83.

В глубокой древности был широко распространен культ великой богини-матери, символа деторождения и плодородия. В Эламе ее называли Кирисиша, и на протяжении всего парфянского периода ее изображения отливались на луристанских бронзовых изделиях и выполнялись в виде статуэток из терракоты, кости, слоновой кости и металлов.

Жители Иранского нагорья поклонялись и многим божествам Месопотамии. После того как первая волна ариев прошла через Иран, здесь появились такие индоиранские божества, как Митра, Варуна, Индра и Насатья. Во всех верованиях непременно присутствовала пара божеств - богиня, олицетворявшая Солнце и Землю, и ее супруг, олицетворявший Луну и природные стихии. Местные боги носили имена племен и народов, которые им поклонялись. В Эламе были свои божества, в первую очередь богиня Шала и ее супруг Иншушинак.

Ахеменидский период ознаменовался решительным поворотом от политеизма к более универсальной системе, отражающей вечную борьбу между добром и злом. Самая ранняя из надписей этого периода - металлическая дощечка, изготовленная до 590 до н.э., - содержит имя бога Агурамазды (Ахурамазды). Косвенным образом надпись может являться отражением реформы маздаизма (культа Агурамазды), осуществленной пророком Заратуштрой, или Зороастром, о чем повествуется в Гатах, древних священных гимнах.

Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н.э., но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже. Бог Агурамазда олицетворял доброе начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману (Ангра-Майню), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Майню могло появиться и позднее. В надписях Дария упоминается Агурамазда, а рельеф на его могиле изображает поклонение этому божеству у жертвенного огня. Летописи дают основание полагать, что Дарий и Ксеркс верили в бессмертие. Поклонение священному огню происходило как внутри храмов, так и на открытых местах. Маги, первоначально члены одного из мидийских кланов, превратились в наследственных жрецов. Они надзирали за храмами, заботились об укреплении веры, исполняя определенные ритуалы. Почиталась этическая доктрина, основанная на добрых помыслах, добрых словах и добрых делах. На протяжении всего Ахеменидского периода правители весьма терпимо относились к местным божествам, а начиная с правления Артаксеркса II древний иранский бог Солнца Митра и богиня плодородия Анахита получили официальное признание.

Парфяне в поисках собственной официальной религии обратились к иранскому прошлому и остановились на маздаизме. Традиции были кодифицированы, а маги вновь обрели прежнюю власть. Официальным признанием, а также популярностью в народе продолжал пользоваться культ Анахиты, а культ Митры перешагнул западные границы царства и распространился на большей части Римской империи. На западе Парфянского царства терпимо относились к христианству, получившему здесь широкое распространение. В то же время в восточных областях империи греческие, индийские и иранские божества соединились в едином греко-бактрийском пантеоне.

При Сасанидах преемственность была сохранена, но при этом произошли и некоторые важные изменения в религиозных традициях. Маздаизм пережил большинство ранних реформ Заратуштры и оказался связанным с культом Анахиты. Чтобы соперничать на равных с христианством и иудаизмом, была создана священная книга зороастрийцев Авеста, сборник древних стихов и гимнов. Маги по-прежнему стояли во главе жрецов и были хранителями трех великих национальных огней, а также святых огней во всех важных поселениях. Христиане к тому времени уже давно подвергались преследованиям, их считали врагами государства, поскольку отождествляли с Римом и Византией, но к концу правления Сасанидов отношение к ним стало более терпимым и в стране процветали общины несториан.

В Сасанидский период возникли также и другие религии. В середине 3 в. проповедовал пророк Мани, который развивал идею объединения маздаизма, буддизма и христианства и особенно подчеркивал необходимость освобождения духа от тела. Манихейство требовало от жрецов безбрачия, а от верующих добродетельности. Последователи манихейства должны были соблюдать посты и возносить молитвы, но не поклоняться изображениям и не совершать жертвоприношений. Шапур I благосклонно относился к манихейству и, возможно, намеревался сделать его государственной религией, но этому резко воспротивились все еще могущественные жрецы маздаизма и в 276 Мани был казнен. Тем не менее манихейство еще на протяжении нескольких столетий сохранялось в Центральной Азии, Сирии и Египте.

В конце 5 в. проповедовал еще один религиозный реформатор - уроженец Ирана Маздак. Его этическая доктрина соединяла как элементы маздаизма, так и практические представления о ненасилии, вегетарианстве и общинной жизни. Кавад I поначалу поддержал секту маздакийцев, но и на этот раз официальное жречество оказалось сильнее и в 528 пророк и его последователи были казнены. Появление ислама положило конец национальным религиозным традициям Персии, но группа зороастрийцев бежала в Индию. Их потомки, парсы, все еще исповедуют религию Заратуштры Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана. 1980. - С.89.

5. Памятники архитектуры и литературы

Помимо колоссального количества предметов из керамики исключительно важное значение для изучения Древнего Ирана имеют изделия, выполненные из таких долговечных материалов, как бронза, серебро и золото. Огромное число т.н. луристанских бронз было обнаружено в Луристане, в горах Загроса, во время нелегальных раскопок могил полукочевых племен. Эти не имеющие аналогов образцы включали оружие, конскую сбрую, украшения, а также предметы с изображениями сцен из религиозной жизни или обрядового назначения. До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно того, кем и когда они были изготовлены. В частности, было выдвинуто предположение, что они создавались с 15 в. до н.э. по 7 в. до н.э., вероятнее всего - касситами или скифо-киммерийскими племенами. Бронзовые изделия продолжают находить в провинции Азербайджан на северо-западе Ирана. По стилю они существенно отличаются от луристанских бронз, хотя, по-видимому, и те и другие относятся к одному и тому же периоду. Бронзовые изделия из Северо-Западного Ирана сходны с новейшими находками, сделанными в том же регионе; например, похожи друг на друга находки случайно обнаруженного клада в Зивие и замечательный золотой кубок, найденный во время раскопок в Хасанлу-Тепе. Эти предметы относятся к 9-7 вв. до н.э., в их стилизованном орнаменте и изображении божеств просматривается ассирийское и скифское влияние.

Архитектурных памятников доахеменидского периода не сохранилось, хотя на рельефах в дворцах Ассирии изображены города на Иранском нагорье. Весьма вероятно, что еще долгое время и при Ахеменидах население нагорья вело полукочевой образ жизни и для региона были типичны деревянные постройки. Действительно, монументальные сооружения Кира в Пасаргадах, включая его собственную гробницу, напоминающую деревянный дом с остроконечной крышей, а также Дария и его преемников в Персеполе и их гробницы в соседнем Накши-Рустеме представляют собой каменные копии деревянных прототипов. В Пасаргадах царские дворцы с колонными залами и портиками были разбросаны по тенистому парку. В Персеполе при Дарии, Ксерксе и Артаксерксе III залы приемов и царские дворцы строились на приподнятых над окружающей местностью террасах. При этом характерны были не арки, а типичные для этого периода колонны, перекрытые горизонтальными балками. Рабочую силу, строительные и отделочные материалы, а также украшения доставляли со всей страны, стиль же архитектурных деталей и резных рельефов представлял собой смесь художественных стилей преобладавших тогда в Египте, Ассирии и Малой Азии. При раскопках в Сузах найдены части дворцового комплекса, строительство которого было начато при Дарии. План сооружения и его декоративное убранство обнаруживают гораздо большее ассиро-вавилонское влияние, чем дворцы в Персеполе.

Ахеменидское искусство также отличалось смешением стилей и эклектикой. Оно представлено резьбой по камню, бронзовыми фигурками, статуэтками из драгоценных металлов и ювелирными изделиями. Лучшие ювелирные изделия были обнаружены в сделанной много лет назад случайной находке, известной как Амударьинский клад. Всемирно известны барельефы Персеполя. На некоторых из них изображены цари во время торжественных приемов или побеждающие мифических зверей, а вдоль лестниц в большом зале приемов Дария и Ксеркса выстроилась царская охрана и видна длинная процессия народов, приносящих дань владыке.

Большинство архитектурных памятников Парфянского периода найдены к западу от Иранского нагорья и имеют мало иранских черт. Правда, в этот период появляется элемент, который будет широко использоваться во всей последующей иранской архитектуре. Это т.н. айван, прямоугольный сводчатый зал, открытый со стороны входа. Парфянское искусство было еще более эклектичным, чем искусство Ахеменидского периода. В различных частях государства изготавливались разные по стилю изделия: в одних - эллинистические, в других - буддистские, в третьих - греко-бактрийские. Для украшения использовались гипсовые фризы, резьба по камню и настенная живопись. В этот период популярностью пользовались глазурованные глиняные изделия, предтеча керамики.

Многие сооружения Сасанидского периода находятся в сравнительно хорошем состоянии. Большинство из них были сложены из камня, хотя использовался и обожженный кирпич. Среди сохранившихся зданий - царские дворцы, храмы огня, дамбы и мосты, а также целые кварталы городов. Место колонн с горизонтальными перекрытиями заняли арки и своды; квадратные помещения увенчивались куполами, широко использовались арочные проемы, многие постройки имели айваны. Купола поддерживали четыре тромпа, сводчатые конструкции конусообразной формы, которые перекрывали углы квадратных помещений. Руины дворцов сохранились в Фирузабаде и Сервестане, на юго-западе Ирана, и в Касре-Ширине, на западной окраине нагорья. Самым большим считался дворец в Ктесифоне, на р. Тигр, известный как Таки-Кисра. В центре его находился гигантский айван со сводом высотой 27 и расстоянием между опорами, равным 23 м. Сохранилось более 20 храмов огня, основными элементами которых являлись квадратные помещения, увенчанные куполами и иногда окруженные сводчатыми коридорами. Как правило, такие храмы воздвигались на высоких скалах, чтобы открытый священный огонь был виден на большом расстоянии. Стены зданий покрывались штукатуркой, на которую наносился выполненный техникой насечки рисунок. Многочисленные высеченные в скалах рельефы встречаются по берегам водоемов, питаемых весенними водами. На них изображены цари перед Агурамаздой или побеждающие своих врагов.

Вершиной Сасанидского искусства являются ткани, серебряные блюда и кубки, большинство из которых изготавливались для царского двора. На тонкой парче вытканы сцены царской охоты, фигуры царей в торжественном убранстве, геометрические и цветочные орнаменты. На серебряных чашах встречаются выполненные техникой выдавливания или аппликации изображения царей на троне, батальных сцен, танцовщиц, дерущихся зверей и священных птиц. Ткани, в отличие от серебряных блюд, выполнены в стилях, пришедших с запада. Кроме того, найдены изящные бронзовые курильницы и широкогорлые кувшины, а также глиняные изделия с барельефами, покрытыми блестящей глазурью. Смешение стилей до сих пор не позволяет точно датировать найденные предметы и определить место изготовления большинства из них.

Заключение

В заключении подведем основные итоги курсовой работы. Курсовая работа была посвящена систематизации, накоплении и закреплении знаний об истории Ирана и особенностях развития в эпоху Ахеминидов.

На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

В процессе написания курсовой работы мной были изучены вопросы образования империи Ахеминидов. Также были рассмотрены особенности правления Кира I Великого.

В курсовой работе изучены и проанализированы реформы Дария I, а также Греко-персидские войны.

Следует отметить, что наряду с устройством государства и политическим аспектами развития Ирана в эпоху Ахименидов, в курсовой работе были рассмотрены также и письменность, религия, памятники архитектуры и литературы страны.

Если не считать нескольких кратких ахеменидских надписей, основные сведения о государстве Ахеменидов мы черпаем из работ древнегреческих историков. Даже имена персидских царей вошли в историографию так, как их писали древние греки. Например, имена царей, известных сегодня как Киаксар, Кир и Ксеркс, по-персидски произносятся как Увахштра, Куруш и Хшаяршан.

Историю иранской государственности принято начинать с Кира II, основателя династии Ахеменидов (550-330 до н.э.), который первым объединил два крупнейших индо-иранских племенных союза - мидян и персов. Еще ранее, до возникновения персидского государства, мидяне, чьей столицей была Экбатана, расположенная в окрестностях современного Хамадана, достигли высокого уровня политической организации, бросив вызов ассирийцам и в 612 до н.э. захватив столицу Древней Ассирии Ниневию.

Дарий I Великий (годы правления 522-486 до н.э.), считается величайшим из Ахеменидов. Родился ок. 550 до н.э. Сын Гистаспа (Виштаспы), сатрапа Парфии и Гиркании в восточной Персии, потомок по младшей линии основателя персидской царской династии Ахемена. Обстоятельства его прихода к власти туманны. В возрасте 28 лет он служил копьеносцем при своем дальнем родственнике царе Камбисе, когда тот умер или, не исключено, был убит, направляясь из Египта, чтобы подавить мятеж некоего Гауматы, объявившего себя Бардием (или Смердисом), братом Камбиса. Дарий сразу же принял царский титул и поспешил в очаг волнений Мидию. Гаумата и его сторонники погибли, до этого потерпев поражение в нескольких кровопролитных битвах. Дарий наградил шестерых вельмож, поддержавших его претензию на трон, предоставив им и их детям привилегированное положение при дворе и в администрации Дарий Великий. 1989. - С.113.

Таким образом, цель и задачи курсовой работы были достигнуты. Работа полностью и подробно осветила стоящие перед ней вопросы.

Список литературы

1.
Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим: События. Люди. Идеи. М., 1987

2. Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана. 1980.

3. Дарий Великий. 1989.

4. Древний Иран. 1999.

5. Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV века. 1956.

6. Заболоцкая Ю. История Ближнего Востока в древности. 1989.

7. История Востока в 6 томах. Том 1. 1999.

8. История древнего мира. Часть 2. 1989.

9. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. 1958.

10. Кир - царь персидский. СПб, 1899

11. Ксенофонт. Киропедия. СПб, 1837

12. Лебедев И.А. Кир и падение Вавилона по клинообразным надписям. М., 1882

13. Луконин В.Г. Древний и средневековый Иран. 1987.

14. Мелларт Д. Древние цивилизации Ближнего Востока. 1982.

15. Рогозина З.А. История Мидии, второго вавилонского царства и возникновение персидской державы.

16. Современный Иран: Справочник. М., 1993

Страницы: 1, 2