скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Исламский экстремизм скачать рефераты

p align="left">Важным шагом на пути нормализации межэтнических отношений в Афганистане явилась начатая властями кампания по разоружению полевых командиров и населения. Решение этой задачи должно привести к прекращению междоусобных войн и укрепить центральную власть. При этом Переходная администрация приступила к созданию современной армии и полиции, за рамками которых в стране не должно остаться никаких вооруженных формирований. Острота этой проблемы связана с тем, что группы разгромленных боевиков талибов и «Аль-Каиды» еще сохраняли свой военный потенциал в 2004 году. Лидер Исламской партии Афганистана Г. Хекматияр, объединившись с остатками формирований «Аль-Каиды», объявил джихад любому иностранному присутствию в Афганистане и включился в вооруженные столкновения с коалиционными силами. Его антиамериканские призывы все жестче звучали по мере изоляции боевиков-террористов.

За годы гражданской войны и вооруженных конфликтов экономика Афганистана окончательно пришла в упадок. Пострадали практически все объекты промышленности, энергетики, инфраструктуры, сельского хозяйства, транспорта и связи, что отбросило страну на последнее место в мире по уровню доходов на душу населения. Переходное правительство Карзая пыталось создать условия для развития экономики. Составлен список приоритетных проектов восстановления экономики страны. Сделать это оказалось непросто. Ситуация усугублялась отсутствием инвестиций и возвращением из соседних стран большого количества беженцев. Привлечению капиталов из-за границы мешала внутренняя нестабильная обстановка и междоусобная война между этническими группами. Хотя правительством был принят закон о защите иностранных инвестиций, но это не очень помогло росту капиталовложений иностранных инвесторов.

Что касается структуры экономики Афганистана в начале XXI века, то ее основу по-прежнему составляло сельское хозяйство. В ходе междоусобиц уровень сельскохозяйственного производства постоянно снижался. Остановка объектов ирригации стала основной причиной паралича афганского агропромышленного комплекса и невиданного роста производства опиумного мака, не требующего больших производственных затрат. Постепенно четко обозначилась тенденция перехода отрасли полностью на наркотические рельсы. Решение проблемы производства наркотиков в Афганистане должно иметь комплексный характер, включающий экономическое обустройство страны и распространение центральной власти на регионы.

Что касается России, то министр иностранных дел И.С. Иванов, после визита в Афганистан в 2003 году, отметил, что Россия поддерживает администрацию X. Карзая и готова всемерно содействовать восстановлению афганской экономики и строительству национальных вооруженных сил. В России и Афганистане считают необходимым использовать накопленный опыт совместной работы по восстановлению объектов бывшего советско-афганского сотрудничества. Россия приняла участие в восстановлении прежних объектов построенных в советские времена, как, например, завода азотных удобрений в Мазари-Шарифе, который был передан в концессию местному предпринимателю. Подписаны контракты на восстановление кабульского хлебокомбината, цементных заводов в Пули-Хумри. Обеспечено участие России в восстановлении крупных ирригационных комплексов, малых электростанций. Создано совместное предприятие «Роснефть-Афганистан» по строительству сети бензозаправочных станций и поставке горюче-смазочных материалов. Россия участвует в строительстве и восстановлении дорожной сети, без которой невозможно говорить о нормальном функционировании афганской экономики. Россия сегодня имеет хороший шанс для того, чтобы вернуться в Афганистан, но уже с финансовыми ресурсами, новыми

технологиями, специалистами, с тем чтобы помочь обеспечить стабильное развитие страны и не допустить исходившую с ее территории террористическую угрозу.

Иракские войны на рубеже веков

Основные причины иракских войн заключались в крайних, экстремистских позициях правящего режима Саддама Хусейна. Внешняя политика Ирака, базирующаяся па амбициозных позициях имперских притязаний, не могла не вызвать конфликтных ситуаций с соседними государствами, которые также страдали аналогичными заболеваниями. Глобальный исламский фундаментализм Ирана натолкнулся на арабский национализм диктаторского режима Ирака. Арабский национализм -- один из фундаментальных принципов баасизма. С. Хусейн, который утверждал себя в роли «рыцаря арабской нации» и «меча арабов», видел свою миссию в свержении исламистского режима в Иране. В феврале 1980 года иракский лидер заявил о том, что БААС готова восстановить честь и достоинство арабской нации. Аятолла Хомейнк, стоявший тогда у руля фундаменталистского Ирана, не оставался в долгу перед экстремистскими заявлениями своего ближайшего соседа. Хомейни не раз старался урезонить Саддама, не жалея для этого острых выражений, и постоянно подчеркивал необходимость предания суду Хусейна как военного преступника.

Однако главная причина возникновения ирано-иракских войн, прежде всего, экономическая. Амбициозные претензии требовали экономического подкрепления. Используя факт реального ослабления Ирана после революции 1978 года, С. Хусейн попытался аннексировать богатую нефтью провинцию Хузистан, которую баасисты подчеркнуто называли «Арабистан», и установить полный контроль над водным путем реки Шатт аль-Араб, заселенную арабами. Война началась с оккупации Ираком этой территории в 1980 году.

Военные действия были успешными для Ирака до 1982 года, когда им был захвачен весь восточный берег реки. Однако Иран, мобилизовав помимо армии «стражей исламской революции» более миллиона необученных солдат, направил их против Ирака и этим стабилизировал ситуацию. Начались трудные затяжные позиционные бои. Противники стали осыпать нефтепромышленные районы и города мощными ракетными ударами.

Война расколола арабский мир на сочувствующих Ирану (Сирия, Йемен и др.) и поддержавших финансами Ирак (Саудовская Аравия, Египет, Кувейт, Арабские Эмираты и др.) В эту войну погибли более одного миллиона человек, сотни тысяч потеряли кров и работу. Затяжная война вызвала огромное недовольство народов обеих стран. После длительных переговоров в августе 1988 года воюющие государства подписали перемирие, а в октябре 1990 года были восстановлены дипломатические отношения между Ираком и Ираном. Бессмысленная война закончилась.

Для С. Хусейна эта война не только не решила поставленных проблем, но и обострила их. Экономика Ирака пенала острый кризис, финансовая задолженность составила 100 млрд. долларов. Новые финансово-экономические проблемы заставляли диктатора мучительно искать выход из создавшихся дополнительных трудностей, и он, казалось, нашел облегченный вариант их решения.

Решение иракских проблем, как виделось Хусейну, было рядом. Маленький Кувейт мог решить все вопросы, если это богатейшее нефтью мизерное государство присоединить к Ираку. Долго искать повод было не нужно. Суть притязаний Ирака к Кувейту заключалась в том, что Кувейт якобы «систематически и умышленно наносит экономический ущерб Ираку, вызывая экономический кризис». Обвинения сводились к тому, что экономическая агрессия Кувейта осуществлялась путем понижения цен на нефть. Хусейн пришел в негодование в связи с отказом Кувейта списать долги Ираку, (задолженность Ирака составляла 18 млрд. долларов.)

Война началась в ночь с 1 на 2 августа 1990 года. В течение нескольких дней Кувейт был оккупирован и разграблен. Затем было объявлено о присоединении Кувейта к Ираку «навсегда», и отныне он становился 19-ой провинцией. Была запущена в ход идеологическая машина, объясняющая причины «слияния» двух государств. Хусейн считал, что может отвлечь арабов антиамериканскими и антиизраильскими лозунгами. Он все-таки рассчитывал на поддержку аннексии Кувейта арабами. Однако эта стратегия не учитывала многих факторов.

Совет безопасности ООН на экстренном заседании осудил вторжение и потребовал незамедлительного отвода иракских войск на исходные позиции. 6 августа в отношении Ирака были введены экономические санкции: Ираку запрещались любые экспортно-импортные операции. Огромные суммы Ирак стал терять от блокады продажи нефти. Для вывода войск был дан двухмесячный срок. В Багдаде опять недооценили серьезность ситуации. Хусейн выдвинул замысловатые «мирные инициативы» и «пакетные условия» своего ухода из Кувейта. Ирак потребовал, в частности, одновременного вывода израильских войск с оккупированных арабских территорий.

В ночь с 16 на 17 января 1991 года 28 стран во главе с США приступили к операции «Буря в пустыне». В течение 40 дней Ирак превратился в мишень, которую обстреливали изо всех видов оружия. На Ирак было сброшено более 700 тонн снарядов, в том числе начиненных обедненным ураном. Коалиция сосредоточила 180 боевых кораблей, включая 6 авиационных соединений. Огневая мощь союзников превышала иракскую в шесть раз, а общая численность армейских соединений составляла 500 тысяч человек.

Уже к концу января 1991 г. поражение Ирака было очевидным. Хотя Багдад заявлял о своей готовности вести переговоры, однако гигантская военная машина была запущена, она методично выполняла свою программу. Лишь 28 февраля президент Буш отдал приказ о прекращении огня, а 7 марта официально объявил об окончании военных действий в Персидском заливе.

Стоимость военной операции «Буря в пустыне» обошлась союзникам в 60 млрд. долларов. Ее оплатили Саудовская Аравия и Кувейт (по 16 млрд.), Япония (10 млрд. долларов). В оплате операции приняли участие Германия и другие страны. США командовали и вели войну на деньги союзников.

Главные требования, которые были предъявлены к Ираку, состояли, прежде всего, в необходимости ликвидации оружия массового уничтожения. Именно это требование станет основным в дальнейших взаимоотношениях Ирака и США. Несмотря на контроль инспекторов ООН, Ирак сохранил 400-тысячную армию и гвардию Хусейна, которые продолжали контролировать страну. Против диктатора было создано несколько оппозиционных партий и организаций, но они существовали за границей и были раздроблены. Внутри страны С. Хусейн беспощадно казнил заговорщиков, в число которых попадали даже родственники. ЦРУ США провело в целях убийства С. Хусейна четыре, стоившие 400 млн. долларов, операции, которые закончились неудачей.

Шли годы. Экономическая блокада Ирака, продолжавшаяся почти десять лет, стоически выдерживалась режимом, несмотря на серьезные убытки. Диктатор ежегодно из-за блокады терял 12 млрд. долларов от непроданной нефти. Запрет на ввоз продовольствия вызвал введение карточной системы, падение ВВП на душу населения. Иракский народ переживал не лучшие времена. Десять лет жизни в условиях блокады давали свои результаты. Запрет на внешнюю торговлю парализовал экономику, особенно нефтеперерабатывающую отрасль и обрек на безработицу 65% трудоспособного населения. В магазинах отсутствовали самые необходимые продукты: сахар, масло, чай, кондитерские изделия. Тупиковые процессы авантюристической политики диктаторского режима стали очевидными для многих.

В этих условиях иракский диктатор взял на себя миссию лидера антиамериканской политики на арабском Востоке. США сильно раздражало такое поведение диктатора. Стремление наказать С. Хусейна становилось для президента Буша чуть ли не главной задачей в отношениях с Ираком. Проблема Ирака воспринималась в США на всех уровнях как проблема незавершенной предыдущей операции «Буря в пустыне». Во-первых, агрессор в войне против Кувейта оказался не наказан, режим Хусейна сохранился. Во-вторых, режим санкций, экономическая блокада в итоге ущемляли жизненные потребности населения, а не руководства Ирака. В-третьих, после событий 11 сентября 2001 года иракский диктатор не прервал связей с террористическими группировками. Но заявлениям американского президента, на территории Ирака находились некоторые видные фигуры сети «Аль Каиды».

С точки зрения администрации Буша контроль над государствами Ближнего Востока был несколько утерян, поэтому восстановить позиции в этом регионе было возможно, но только захватив ключевые позиции в нефтедобыче и оказав политическое давление на отдельные арабские страны. Соединенные Штаты Америки ликвидацию центра антиамериканизма начали с открытия военных действий против Ирака в марте 2003 года. Война США против Ирака ставила цель не только ликвидации диктаторского режима и захвата иракской нефти, но Ирак был необходим для установления рычагов контроля над «невнятной» позицией арабских стран в отношении к международному терроризму.

Поставив под контроль все экономические ресурсы Ирака, Соединенные Штаты бросили вызов Сирии, которая поддерживала экстремистские организации типа «Хизболлы» в Ливане и палестинские группировки ХАМАС, «Исламский джихад». Представительства этих организаций открыто действовали на территории Сирии. После начала военных действий, по сведениям Пентагона, сирийские власти не блокировали границу с Ираком, способствуя проникновению туда боевиков для оказания сопротивления американской армии. На Сирию было оказано сильное политическое давление, чтобы поставить ее в фарватер американской политики.

Военное присутствие в Ираке Соединенные Штаты использовали для давления и на Саудовскую Аравию. Стратегическое партнерство двух стран на Ближнем Востоке несколько охладело после событий терактов в торговом центре США. Соединенные Штаты, особенно после катастрофического повышения цен на нефть в своей стране, стремились ликвидировать зависимость от поставок нефтепродуктов из Королевства. Она очевидна, так как импорт США из Аравии составлял примерно 20% импортируемой нефти. Ликвидация этой зависимости может произойти за счет иракской нефти и увеличения поставок из России. Захватив Ирак, США получили возможность для оказания не только политического, но и экономического нажима на Саудовскую Аравию. На очереди Иран и весь Ближний Восток. Убив, таким образом, нескольких зайцев одной оккупацией Ирака, Соединенные Штаты уже стали осуществлять свой контроль над странами Ближнего и Среднего Востока.

С. Хусейн демонстрировал свое стремление к созданию крупного государства посредством наращивания современного оружия, включая ядерное, и использования широкомасштабных войн. Арабская общественность вначале восприняла С. Хусейна героем, бросившим вызов Западу, а Ирак мощной державой, воюющей сразу с 30 странами, среди которых были США и Великобритания. В глазах националистических сил арабских стран хусейновский Ирак представлялся авангардом борьбы против империализма и сионизма на Арабском Востоке.

Находясь на вершине иерархической власти, С. Хусейн уверовал в свою особую историческую миссию, которая состояла в том, что «Ирак властвует над арабами, а арабы над всем миром». В идеологической рекламе С. Хусейна изображали пожимающим руку Навуходоносору, который дважды захватывал Иерусалим и пригонял евреев в Вавилонию. С. Хусейн якобы принял эстафету истории и должен возродить славу древнего Ирака. Этим целям служили проекты раскопок и восстановления Вавилона, строительство вавилонской башни в столице Ирака.

Вся экономика страны также была направлена на реализацию далеко идущих националистических целей баасистов и его лидера. С санкции Ревсовета Ирака началась милитаризация страны. С. Хусейн поставил задачу превращения Ирака в ведущую военную державу региона. Диктатору удалось, широко используя доходы от нефти, осуществить перевооружение армии, создать с помощью Франции, Западной Германии и СССР новые виды вооружения.

Острые политические ситуации, возникающие каждый раз после очередных авантюристических акций, привели к обострению внутренних противоречий. После трагических событий 11 сентября 2001 года С. Хуссейн не изменил своей политики как внутри страны, так и на мировой арене. Борьба против международного терроризма требовала от Ирака принятия мер по ликвидации террористических групп на территории страны. Связи Багдада с радикальными ближневосточными организациями осуществлялись еще с 1970 года, и наиболее интенсивными были контакты с рядом экстремистских палестинских групп. В Ираке обосновались радикальные группировки, отколовшиеся в свое время от ООП, которые оказали сопротивление Я. Арафату в переговорах с Израилем. Вашингтон назвал багдадский режим спонсором международного терроризма и указал на финансовую помощь Ирака боевикам из террористической организации «Аль-Каида». Президент США также обвинил Ирак в финансировании алжирских исламистов, в связях Хусейна с экстремистами из «Братьев-мусульман». В Ираке действительно выплачивались крупные суммы семьям шахидов-самоубийц.

Кроме того, в Вашингтоне считали, что режим Хусейна, по сути, игнорировал 16 резолюций Совета безопасности ООН, принятых на протяжении 90-х годов. Все они имели отношение к наращиванию Ираком средств массового уничтожения. Но при этом США преследовали свои стратегические цели. Соединенным Штатам важно было обуздать Саддама Хусейна, который стал претендовать на ведущую роль в арабском мире. С. Хусейн делал ставку на воинствующий антиамериканизм и поддержку палестинского терроризма. Американское военное присутствие в Ираке также могло быть важным рычагом давления на другие арабские страны. Значительным стратегическим объектом для США стала иракская нефть. Ирак, обладающий вторыми по значимости запасами нефти в мире, представлялся для США ларцом сокровищ. Американская экономика, находившаяся в состоянии спада, нуждалась в иракской нефти. Одновременно США получали дополнительный рычаг давления на государства, зависимые от поставок арабской нефти: Западную Европу, Китай и Японию.

Страницы: 1, 2, 3, 4