скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Иран во второй половине XX века. Исламская революция в Иране скачать рефераты

p align="left">Факты свидетельствуют, что восстание произошло стихийно, без согласия и руководства политико-религиозной оппозиции [2, с.212].

Утром 10 февраля конкретные приметы восстания появились по всему городу. Из многих мест слышались выстрелы, пулеметные очереди почти на каждой улице возвышались баррикады.[1, с. 156]

События 10 февраля развивались очень быстро. В рядах вооруженных сил углубился наметившийся ранее раскол. Часть военнослужащих, главным образом сержантский и старшинский состав - фактически дезертировала, отказавшись повиноваться приказам генералитета и уговорам Хомейни остаться в казармах [26, с. 160].

Многие факты говорили о расколе армии. Большая группа военнослужащих опубликовала в газетах заявление, в котором выражала свою солидарность с восставшим народом [26, с. 161].

11 февраля тегеранское восстание вступило в решающий этап. В этот день вечером должна была состояться обусловленная заранее тайная встреча начальника генерального штаба Каребаги с Исламским революционным советом. Но когда вооруженные столкновения предыдущей ночи сорвали встречу, генерал по собственной инициативе созвал на совещание не собиравшийся много лет Высший военный совет вооруженных сил в составе 50 военачальников. В ходе короткого совещания Каребаги добился согласия генералов на объявление о нейтралитете армии на основании «братства с народными массами», что вызвало ликование среди народа [26, с. 161].

В течение самых напряженных суток тегеранского восстания- 11 февраля- были захвачены все главные опорные пункты шахского режима. Военные гарнизоны, полицейские участки, почти все государственные учреждения и министерства. Были арестованы многие сторонники шахского режима [26, с. 163].

«Временный оперативный штаб» во главе с Таваккоти стал с утра 11 февраля главным координационным органом захвата власти сторонниками Хомейни. Их задача заключалась в том, чтобы не допустить укрепления и вооружения левых групп, и подготовить почву для перехода к следующему этапу - создание структуры новой администрации, управляемой напрямую из резиденции Хомейни и штаб- квартиры исламского революционного совета, плюс сохранение вооруженных сил [26, с. 164].

Окончательный захват власти сторонниками Хомейни состоялся на следующий день - в понедельник 12 февраля. Тогда были взяты гарнизон Салтанатабад, где находились штаб- квартира САВАК и ряд американских военных объектов, а также аэропорт Мехрабад. Бахтияр таинственным образом бежал, и в его канцелярию официально перебрался Базарган. Новый премьер- министр первым указом назначил начальника генерального штаба, трех своих заместителей, и временного начальника полиции [26, с. 165].

Одним из важнейших заявлений, переданных 12 февраля по радио и телевидению, стало новое обращение аятоллы Хомейни. Лейтмотивом его стал призыв сдавать новым властям оружие, захваченное в арсеналах и военных частях [26, с. 166].

Таким образом, революционное чутье народных масс вывило их за рамки установленных религиозным руководством форм борьбы и подвело к пониманию необходимости использовать вооруженные методы как единственное средство, способное привести к немедленному свержению старого режима.

«Исламская революция» неразрывно связанна с провалом реформ, проводя которые шах, его окружение и американские советники нимало не считались ни с народом, ни с его традициями и обычаями. Социальный взрыв был неизбежен.

Исламскую революцию можно определить как антимонархическую, антиимпериалистическую и антиамериканскую по основной направленности, по характеру, движущим силами методам борьбы как народную, по руководящей роли духовенства и организационно- идеологической основе как исламскую.

Революция в Иране поставила на повестку дня вопрос о создании системы органов государственной власти, которая бы сменила государственный аппарат шахского режима. Процесс создания системы этих органов оказался сложным и противоречивым.

Как известно, в антишахском движении принимали участие разнородные социально- классовые силы, каждая из которых преследовала в революции собственные цели. Так как в ходе революции иранское духовенство во главе с Хомейни стало общепризнанным лидером и руководящей силой антишахского движения, его воздействие на процесс формирования новых органов власти оказалось решающим [38, с. 196].

В феврале 1979 Хомейни приветствовали как политического и духовного наставника иранского народа. Был сформирован Исламский революционный совет из 15 членов, который управлял страной вместе с временным правительством во главе с Мехди Базарганом, лидером Движения за свободу Ирана. 1 апреля того же года страна была провозглашена Исламской Республикой Иран. В декабре вступила в силу новая конституция, объявившая Хомейни пожизненным факихом (руководителем). В ней высшая власть была официально закреплена за Хомейни (после его смерти - за его преемником), а прерогативы гражданской политической власти - за Президентом, Премьером и Меджлисом. С принятием этой Конституции было узаконено установление в стране теократического режима со всеми его атрибутами и пороками. Исламская республиканская партия (ИПБ) стала фактически правящей партией в стране.

1 апреля 1979 года после референдума, на котором был предложен вопрос: “За монархию или за исламскую республику?” - аятолла Хомейни провозгласил начало “правления Аллаха” в Иране. Страна получила название - Исламская Республика Иран, а власти претворяли жизнь программу исламизации общественных и семейных отношений, образования и управления.

Исламский образ правления с самого начала предполагал безраздельное господство духовенства и ни в коей мере не представляет собой суверенитет народа. Практические шаги духовенства по воплощению в жизнь этой теории во многом определили характер политического развития Ирана после свержения монархии [38, с. 201].

Было много дискуссий о том, каким путем идти к достижению поставленных целей. Некоторые ссылались на опыт СССР, другие на опыт США, но все же победила точка зрения, что в Иране должен быть свой путь развития. Идеалы независимости, порожденные исламской революцией, нашли свое выражение в курсе «Ни запад, ни Восток, а исламская республика», который и определяет отношения Ирана с другими странами особенно с соседями. И этим Иран оградил себя от двух «сверхдержав» [31, с. 36]. Были расторгнуто ряд военных и гражданских договоров с США и другими западными державами, закрыты многие иностранные банки и компании.

В республике шиитское руководство, сумело превратить организации, созданные в ходе революции, в свою опору. В качестве своей вооруженной опоры служители религии создали Корпус стражей исламской революции, под их контролем оказались сохранившиеся органы полиции и жандармерии, а также армия. Возникшие на предприятиях и в учреждениях органы самоуправления были преобразованы руководимые муллами «исламские комитеты» с участием предпринимателей. Вместе с территориальными комитетами при мечетях они составили низовую базу нового режима.

Считается, что Хомейни вернул Иран в средневековье, возродив некий “первоначальный ислам”. Это очень спорное утверждение. Ни Коран, ни шариат ничего не говорят об исламской республике с президентом, парламентом и имамом, стоящим над всей государственной конструкцией, хотя шиитское направление допускает разные типы государственного устройства.

2.2 Последствия Исламской революции. Современный Иран

Исламская революция 1979 года под руководством аятоллы Хомейни в корне изменила уклад жизни иранцев. Несмотря на то, что в XX веке шахи династии Пехлеви превращали Иран в светское государство, ориентированное на Запад, а позже на Соединенные Штаты Америки, но все-таки Иран стал исламской республикой. Исламская революция для Ирана означает достижение независимости, или развитие без зависимости, установление большей, чем прежде, социальной справедливости [31, с. 36].

Согласно принятым иранским шиитским духовенством взглядам, задача возрождения "истинного ислама" лежит, прежде всего, на той части преданного этой идее мусульманского духовенства и верующих. Они должны быть готовы положить все свои силы и даже пожертвовать жизнью ради всемирной исламской революции.

Официальная идеология Исламской Республики Иран особо настойчиво пропагандирует тезис о том, что единственным полностью соответствующим фундаментальным идейно-политическим основам ислама движением стала именно исламская революция в Иране. Революция, которая начиналась антишахскими выступлениями иранского духовенства во главе с аятоллой Хомейни в 1963 году и приведшая к свержению монархии и установлению исламской республики в 1979 году

Иран во многом сложная страна, она многонациональна, в связи с этим сложна и религиозная ситуация. Население Ирана исповедует ислам, зороастризм, христианство, буддизм, иудаизм. Но все же приверженцы ислама составляют 98 % населения страны, из них 95,7 % исповедуют ислам шиитского толка, который согласно шахской конституции, является государственной религией [41, с. 233].

Религия в Иране служит фактором объединения, фактором формирования национального самосознания. Для Ирана религия, невидимая власть, власть духовенства, которая стоит всегда рядом с государственной властью. «Муллотократия»- так исследователи стали называть режим, сложившийся в Иране [16, с. 99].

Аятолла Хомейни, умерший 1986 году, до сих пор свято почитается всеми иранцами. Его портретами украшены города и поселки, офисы всех государственных и частных учреждений, а часто и дома иранцев. Имам Рухома Мусави Хомейни вошел в историю не только как вождь исламской революции в Иране, духовный и политический руководитель Исламской республики Иран. Он вошел в историю и как крупнейший богослов, перу которого принадлежат десятки книг, трактатов, статей по самым различным проблемам исламской теологии, а также собрания стихов. В концентрированном виде сои взгляды на будущее страны имам Хомейни изложил в завещании, которое было оглашено после его смерти. В нем он изложил своё понимание стоящих перед иранским обществом проблем, дал наказы и рекомендации по продолжению дела исламской революции [31, с. 36].

За 10 лет правления Хомейни произошли серьезные изменения в недрах самой теократии, стремительно продолжающиеся после его смерти: общество стало полно противоречий, которые в начале революции не существовало и которое принесло с собой духовенство. После смерти Хомейни противоречия в эшелонах власти стали нарастать еще быстрее.

Революция в Иране вызвала серьезную обеспокоенность в центрах капиталистической системы, опасающихся утратить этот важный источник энергоресурсов.

Сразу же после прихода временного революционного правительства Ирана по средствам единовременных политических и экономических акций продемонстрировало свой отказ от участия в мировом капиталистическом бизнесе. Иран отказался от военно-политического партнерства с империализмом, от посредничества и услуг иностранных монополий в продаже нефти [37, с. 173]. В ответ на это страны Запада, США объявили Ирану экономическую блокаду, прекратив ввозить в страну необходимые товары и вывоз продукции, приносящей стране не малые капиталы.

Пришедшие к власти в результате исламской революции в Иране шиитское духовенство буквально с первых дней своего правления начало активно проводить курс, направленный на экспорт идей исламской революции. Для реализации этой политики практически во всех ведомствах Исламской Республики Иран с первых дней её существования стали создаваться специальные органы. Одним из более эффективных в этом плане стал Отдел национально- освободительных движений, созданный по личному указанию самого Хомейни.

Приняв жесткий империалистический курс и разрабатывая свою стратегию хозяйственного развития, пришедшие к власти силы, начали с полного отрицания той экономической структуры, которая была создана при шахе. При этом они исходили из так называемых принципов исламского пути экономического развития: создания самообеспечивающего хозяйства при закрытой экономике [37, с. 173].

Однако стратегия развития Ирана по этому пути, принятая Временным революционным правительством и кругами, оказавшимися у власти, в результате провозглашения в ноябре 1979 года исламская республика Иран, оказалась непоследовательной и противоречивой.

Нарушение хозяйственных взаимоотношений между центрами мирового капитализма и Ираном привели к экономическим, социальным трудностям внутри страны. В то время как капиталистические страны без особых трудностей возместили иранскую нефть поставками из других стран [37, с. 174].

С начала 80-х годов XX века отношения исламской республики Иран со странами Западной Европы переживали период упадка. Политические и культурные контакты были практически прекращены. Экономическое сотрудничество, активно развивавшееся в предшествующие десятилетия, находились в зависимости от внутриполитических и внешнеэкономических факторов. Такое положение объяснялось политикой исламского руководства, выдвинувшего в после революционный период антизападные лозунги и спровоцировавшие захват американских заложников, а затем развязавшую ирано-иракскую войну. Ответом на эти действия стал разрыв США отношений с Ираном и объявление ему экономической блокады, к которой присоединилось и европейское сообщество [15, с. 167].

Национализация крупной промышленности и банковской системы, конфискация активов иностранных банков и компаний. Активное вмешательство государства в экономику страны, мероприятия по ослаблению зависимости иранской промышленности от импорта, строгий контроль за внутренним и внешним рынком делали экономику Ирана малопривлекательной для деловых кругов Запада [15, с. 167].

Иранский народ так и не добился того, на что надеялся, совершая революцию. Муллотократия ввергла страну в состояние перманентного социально- экономического кризиса. В конце 1988 года из официальных данных центрального банка Ирана следовало, что при населении в 49, 5 млн. человек 12 млн. иранцев живут ниже порога бедности, 22 млн. существуют, не «сводя концы с концами», лишь немногим менее 12 млн. живут в условиях ненадежной обеспеченности. При этом за время после революции количество миллионеров, по официальным данным, увеличилось в семь раз. Возможно, Иран стоит перед новым витком социальных выступлений [16, с. 107].

Идея «исламской республики» просвечивается в основном в пламени исламизации быта- то затухающем, то вновь разгорающемся - в зависимости от политических маневров имущих. Главные атрибуты этого быта - строгая исламская одежда для женщин, олицетворяющая «высокие моральные качества», и не бритые лица у мужчин, символизирующие постоянную «революционную готовность» [5, с. 316].

Последнее десятилетие принесло Ирану очевидные успехи в укреплении политической системы и экономического базиса общества. Идеи иранской шиитской революции, т.е. идея и идеология "третьего пути" построения социально направленного государства на основе верховенства духовной власти и исламских принципов социальной справедливости, получили свой отчетливый образ и реализацию. При сохранении наиболее консервативных общественных ценностей - частной собственности, свободы предпринимательства, устоев семьи и национальных традиций - во многом решены задачи по борьбе с нищетой и бедностью.

Сейчас Иран не ориентируется ни на одну из стран. В Иране условиях частичной международной экономической изоляции и определенного сопротивления консервативных кругов осуществлена радикальная экономическая реформа.

Послабления в сфере общественной и частной жизни стали проводиться еще более энергично с избранием в 1997 году двумя третями населения нового президента Исламской Республики Иран - С.М.Хатами. Была принята программа перевода национальной экономики на свободное от исламских социально-популистских ограничений и экспериментов развитие, меры по открытию иранского внутреннего рынка для зарубежных кредитов и инвестиций. Также делались шаги по снятию некоторых жестких исламских ограничений и регламентаций в области культуры и искусства.

Вместе с тем такая линия действий не означает, что прагматическое иранское руководство взяло курс на демонтаж самого исламского строя. Отказаться от исламизации в смысле глубокого внедрения в сознание иранцев идеи о необходимости продолжения существования фундаменталистского государства, укрепления его институтов, идеологии, морали и т.п. не может никто из представителей правящего шиитского духовенства, ибо это означало бы конец и их власти, утрату влияния духовенства в обществе. Это, в частности объясняет, почему нынешний президент ИРИ, как и ранее его предшественник, не торопится проводить свою либеральную, во многом ориентированную на восстановление отношений с Западом и США линию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6