скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Градостроительное искусство В.П.Стасова скачать рефераты

p align="left">2.4. Тромице-Измамйловский собомр (1827-1835гг.)

Тромице-Измамйловский собомр (1827-1835гг.) (Тромицкий собомр) -- православный собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе. Полное наименование -- Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка (Рис. 16).

История

Современный собор возведён на месте деревянного собора, построенного в 1753--1756 годах в слободе Измайловского полка по проекту неизвестного архитектора. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I в 1828--1835 годах по проекту архитектора В. П. Стасова. Собор был торжественно открыт 25 мая 1835 года. На то время собор являлся крупнейшим в России.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Trinity_Coloumn.JPGТроице-Измайловский собор (Рис. 15,16) - один из самых больших монументальных храмов Санкт-Петербурга. Его ярко-синие купола, которые раньше были украшены звездами, можно увидеть с расстояния 20 км от города. Собор был возведен архитектором В. Стасовым в 1828-1835 годах в честь лейб-гвардии Измайловского полка, одного из старейших в России. Основанный императрицей Анной Иоанновной в 1730 году и названный по подмосковному селу Измайловское, полк участвовал во многих сражениях, судьбоносных для Российской Империи. Казармы Измайловского полка располагались там, где сегодня проходят Красноармейские улицы.

Троице-Измайловский собор представляет собой большой белый храм, украшенный четырьмя портиками коринфского ордена и пятью синими куполами. В соборе, который служил в качестве главной гарнизонной церкви города, хранились военные трофеи, полученные во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В память о павших в ходе войны офицерах их имена были высечены на мраморных досках, вывешенных в Троице-Измайловском соборе. В 1886 году перед храмом был установлен монумент, выполненный по проекту архитектора Д. Гримма. Он представлял собой несколько рядов, выстроенных из турецких пушек и увенчанных фигурой "Слава". В 1930 году памятник был снесен.

В Троице-Измайловском соборе в 1867 году состоялась церемония венчания русского писателя Ф. Достоевского и его избранницы - А. Сниткиной. Двадцатилетняя Анна Григорьевна, ставшая ангелом-хранителем и верной спутницей великого писателя, впервые увидела Достоевского в октябре 1866 года, когда пришла работать к нему стенографисткой.

После революции 1917 года Троице-Измайловский собор был разграблен и закрыт для богослужений. В 30-е годы 20 века был разработан план, по которому в соборе предполагалось устроить крематорий, однако, к счастью, он не был претворен в жизнь. Долгое время помещение собора использовалось как склад, что нанесло архитектурному сооружению серьезный ущерб. В 1990 году Измайловский собор был возвращен верующим, в нем возобновились службы, однако реставрационные работы продолжаются в храме до сих пор.

Одна из самых почитаемых святынь Троице-Измайловского собора - икона Пресвятой Троицы, написанная в 15 веке. Священный образ византийского письма в 1932 году был изъят из московской Третьяковской галереи и продан заграницу, в одну из частных коллекций. Уже в наши дни икона была выкуплена на аукционе в Швейцарии и возвращена в Россию. Ежедневно в Свято-Троицком соборе у святыни служатся молебны

2.5. Нарвские триумфальные ворота (1827--1834 гг.)

Нарвские триумфальные ворота (1827--1834 гг.) (Рис. 17) -- памятник архитектуры стиля ампир в Санкт-Петербурге. Расположены на площади Стачек вблизи станции метро "Нарвская".

Построены в 1827--1834 (архитектор Василий Стасов, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт -- первая серьёзная работа) в память о героях Отечественной войны 1812 года. Высота более 30 м, ширина 28 м, ширина пролета более 8 м, высота пролета 15 м.

Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Однако возведенные в 1814 году по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность и на высочайшем уровне было принято решение о постройке новых ворот на берегу реки Таракановки, несколько южнее прежнего места.

2.6. Москомвские Триумфамльные воромта

Москомвские Триумфамльные воромта (Рис. 18)-- сооружены в 1834--1838 гг. в Санкт-Петербурге по проекту В. П. Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны (1828--1829). Расположены на пересечении Московского и Лиговского проспектов, на площади Московские Ворота.

В начале XX век средняя колонна была демонтирована для пуска через ворота трамвайной линии. В 1936 году Московские ворота были разобраны с целью реализации идеи переноса центра города на юг с главной площадью у Дома Советов на Московской площади. Московскими воротами в рамках этого проекта собирались украсить планируемый парк. В 1959--1960 годы ворота были восстановлены на прежнем месте в варианте 1936 года как исторический и архитектурный памятник (архитекторы Е. Н. Петрова и И. Г. Капцюг).

В мае 1965 года площадь у Московских ворот была переименована в Московскую. В октябре 1968 года было восстановлено историческое название -- площадь вновь стала называться Московские Ворота. По названию площади была названа и построенная в 1961 году станция метро.

2.7. Ансамбль губернаторского дворца (1820-1832 гг.) (Рис. 19)

Президентура расположена в Старом городе, в историческом центре Вильнюса рядом с Вильнюсским университетом в здании бывшего епископского дворца, впоследствии генерал-губернаторского дворца. В этом месте была построена резиденция первого виленского епископа в XVI веке. Она неоднократно перестраивалась. При последнем виленском епископе, занимавшем дворец, Игнатии Масальском (Ignacy Jakub Massalski, 1726--1794) реконструкцию части ансамбля дворца провёл архитектор Лауринас Гуцявичюс.

После разделов Речи Посполитой бывший епископский дворец становился местом пребывания русских императоров, великих князей, бывших или будущих государей, а также резиденцией литовских и виленских генерал-губернаторов: здесь короткое или продолжительное время жили Павел I (1796), Станислав Август Понятовский (1797), будущий Людовик XVIII (1804), М. И. Кутузов (1800--1801, 1809--1811, 1812), Наполеон и Александр I (1812).

В 1824--1832 дворец был перестроен по проекту петербургского архитектора В. П. Стасова (1769--1848) с привнесением элементов ампира и приобрёл нынешний вид. До начала XX века служил резиденцией виленских генерал-губернаторов. В 1898 перед дворцом был воздвигнут памятник М. Н. Муравьёву (эвакуирован в 1915), в части дворцового ансамбля Кордегардии с 1906 действовал Музей М. Н. Муравьёва.

В межвоенное двадцатилетие -- репрезентационный Дворец Республики, в котором останавливался, в частности, Юзеф Пилсудский. После Второй мировой войны Дом офицеров, со второй половины 1960-х годов Дворец работников искусств. В 1995 году Дворец работников искусств был перемещён в здание ратуши, а дворец после ремонтных и реставрационных работ стал резиденцией президента.

2.8. Провиантские склады 1832-1835гг

Чем ближе к нашему времени то или иное произведение архитектуры, тем больше сказывается в его расположении, форме и даже деталях желание архитектора прочно связать его с окружающими зданиями и особенностями места. Эти черты дают себя особенно знать в сооружениях, возводимых в городах. Таковы, например, широко известные Провиантские склады в Москве, выстроенные в 1832--1835 годах по проекту В. П. Стасова 1821 года (Рис. 20).

Что может быть более утилитарным в архитектуре, чем здание складов, здание, предназначенное для хранения съестных и хозяйственных припасов! Кажется, достаточно возвести всего лишь четыре стены, перекрыть их крышей, устроить удобные подъезды и рационально расположить погрузочные и разгрузочные приспособления, как архитектору тут делать больше нечего. Однако В. П. Стасов, как и его ближайшие соратники по искусству, рассуждали иначе.

Здание Провиантских складов в Москве было задумано построить на одной из видных площадей древней столицы -- Крымской, входившей в систему площадей, расположенных по Садовому кольцу. Следовательно, при всей важности утилитарной стороны сооружения -- складов, они не могли быть простыми «коробками», в которых можно было удобно хранить те или иные продукты.

Помимо этого, архитектор хорошо помнил, что здания складов сооружались в Москве, в городе, опустошенном пожаром 1812 года, в городе, где делалось так много, чтобы восстановить его былой, столь притягательный облик, где сами восстановительные работы рассматривались как дело национальной чести. Естественно также, что одержанная победа над наполеоновскими войсками не могла не затронуть сознания архитектора, не могла не сказаться на характере его произведения. Однако Стасов великолепно понимал, что он не мог, задумывая здание складов, соорудить «памятник эпохи», где бы отражение национальной гордости, желание прославить великие деяния народа подчинили бы себе все остальное. Идя такой дорогой, он создал бы здание-декорацию, а не подлинное высокохудожественное произведение архитектуры, в котором бы гармонически соединились утилитарное, конструктивное и художественное начала, объединенные ясно выраженной идеей. Очевидно, что для понимания замысла Стасова, как и замысла всякого другого зодчего, мы должны знать историю, чтобы в свете условий тогдашней жизни, обстоятельств, развития страны и воззрений времени правильно разобраться в особенностях архитектурного произведения, вникнуть в сущность замысла и подробно рассмотреть его воплощение в натуре.

Проект каменных складов, как сказано выше, был выполнен в 1821 году в качестве типового, то есть не связанного с каким-то конкретным определенным местом. Здание представляло собой корпус размером 30?80 м, разделенное внутри каменной двухъярусной аркадой, которая служила опорой для стропильных ферм крыш и деревянных конструкций, связывавших продольные стены между собой. Вот этот-то типовой проект следовало применить в сооружении на Крымской площади на весьма неудобном участке.

Градостроительное искусство Стасова проявилось в том, что он, не отступая от высоких архитектурно-художественных качеств свое го проекта, так расставил корпуса складов, что они образовали законченную и единую в своем композиционном построении архитектурную группу. Трудности планировочного характера заключались в том, что улица (Остоженка, ныне Метростроевская), на углу которой располагался один из корпусов складов, выходила на Крым скую площадь под углом. Примерно под таким же углом находилась противоположная граница неправильного по форме участка. Следовательно, разместить на этой территории корпуса складов без какого-либо изменения было невозможно. Тем не менее Стасов, не меняя общего архитектурного построения проекта, сумел выйти из трудного положения весьма простым, способом. Корпусу, стоящему на углу улицы, он придал в плане трапециевидную форму, а неприятное для глаза сопоставление корпусов, как бы находивших друг на друга, особенно заметное в глубине участка со стороны площади, он «прикрыл» сравнительно частой решеткой, состоящей из круглых в сечении стержней, увенчанных наконечниками копий. Тем самым со стороны площади образовался протяженный фронт зданий, наделенный редким архитектурно-художественным единством, цельностью композиции, лаконизмом и выразительностью -- теми свойствами, которые так ценились в эпоху русского классицизма.

Стасов, следуя заветам древних греков, ценил собственную красоту архитектурных произведений, а не украшающих их деталей. Чистота и ясность архитектурной формы -- объема при минимальном количестве деталей достигает в Провиантских складах предела. Вместе с тем архитектор добивается исключительной образной силы произведения, невольно заставлявшей вспомнить о доблести русской армии, о великой победе над неприятелем.

Рассматривая массивные, даже величественные корпуса Провиантских складов, к слову сказать, весьма невысокие, следует присмотреться к умелому построению всего фронта трех корпусов. Здания складов не только оформили одну сторону небольшой площади, но и начали собой застройку внутреннего проезда когда-то здесь пролегавшего Крымского бульвара. Поэтому Стасов прибегает в их построении к определенному неторопливому, развертывающемуся вдоль проезда ритму четырежды повторенных крупных и законченных в себе частей фасадов. Он варьирует лишь детали, связывая их с местоположением корпусов. Так, на фасадах корпусов, выходящих своими торцами на площадь и бывший бульвар, он помещает вертикальные окна, не только отмечающие начало и конец ритмического ряда, но и перекликающиеся с такими же окнами, помещенными в середине центрального корпуса. Общей форме тяжелых, как бы распластанных приземистых корпусов вторят вытянутые прямоугольные, ничем не заполненные филенки боковых частей (ризалитов) центрального корпуса. В свою очередь, они связаны с рустованной стеной средней его части, воспроизводящей в штукатурке мощную кладку из больших квадров камня.

Эта согласованность и взаимная связь деталей, их повторяемость составляют характерные черты архитектуры складов без тени однообразия и монотонности, несмотря на белый цвет, в который выкрашены как стены, так и все детали. Однородность цвета органически объединяет плоскости массивных, по-египетски наклоненных стен, наличники порталов, венчающий дорический пояс из триглифов и прекрасные по рисунку лепные победные венки с лентами -- единственные скульптурные детали, украшающие совершенные по силе и красоте здания (Рис. 21).

В общем облике Провиантских складов не последнюю роль играют относительно высоко поднятые крыши. Ритмический строй их редко поставленных, но найденных по масштабу люкарн, перекликается с рядом полуциркульных окон над порталами въездов. Последние своим трапециевидным построением не только отвечают наклону стен, но и подчеркивают занимаемое ими место в архитектуре зданий. Этой же цели служит тщательно выполненная из белого камня кладка портала, в особенности в его завершающей слегка выгнутой вперед части, выделяющаяся на фоне оштукатуренных стен. Рисунок клинообразно расположенных камней поражает своим совершенством, одновременно оттеняя монументальность архитектурных форм зданий складов.

Литература

1.
Тыжненко Т. Е. Василий Стасов (cерия: Зодчие нашего города). -- Л: Лениздат, 1990. -- 192 с.

2. Невдачин И. И. Спасо-Преображенский всей гвардии собор: Краткий исторический очерк.... -- СПб: 1904.

3. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия. -- СПб: Лики России, 2003.

4. Куфершейн Е. З., Борисов К. М., Рубинчик О. Е. Улица Пестеля (Пантелеймоновская). -- Л.: Товарищество «Свеча», 1991.

5. Тыжненко Т. Е. Василий Стасов (cерия: Зодчие нашего города). -- Л: Лениздат, 1990. -- 192 с.

6. «История русской архитектуры», В. И. Пилявский, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков; Ленинград Стройиздат 1984 г.

7. «История архитектуры: учебное пособие», Н. В. Бирюкова, Москва ИНФРА-М 2006.

8. «Архитектурно-градостроительные памятники Русского государства ХI - XIX вв.: учебное пособие» Р. Г. Людмирская, Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 г.

9. «История русской архитектуры: высшая школа», В. Н. Ткачев, 1987

10. «100 великих архитекторов», Салин Д.К. , Вече, 2000 г.

Страницы: 1, 2