скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Государственный строй эпохи Петра I, сословная реформа скачать рефераты

p align="left">Исследователи пишут, что грубость нравов низшего духовенства, по сохранившимся делам и расследованиям, предпринимаемым правительством, производила удручающее впечатление. В духовенстве особенно «укоренилась сатанинская злоба безмерного хмельного упивания» с той мелкой и хвастливой «силой и храбростью к питию», которая составляет единственную душевную, отраду измельчавшего, спившегося, ни на какой душевный подъем больше неспособного присяжного «питуха». Драки на алтаре из-за молебна, из-за денег на молебен, побои родственников, не исключая и родного отца, подлоги и плутовство всякого рода - вот в каких рамках рисовался обычный образ пастыря петровских времен.

Еще непригляднее и грубее рисуют современники нравственный уровень черного духовенства. К веку монастыри решительно утратили то высокое культурное значение, с которым они выступили на историческую сцену, стала далеким воспоминанием прежняя просветительская деятельность монастырей, сохранившая на Руси грамотность, поддерживавшая лучшие идеалы веры и т.п. В монастыри конца - начала вв. идут люди не в поисках душевного спасения, сюда стремится всякий сброд, бегущий от труда, ищущий дарового хлеба, привольной жизни… Князьков С. Из прошлого русской земли, с.469-470.

Все дошедшие до нас свидетельства говорят о сильном падении нравственности и религиозности в петровские времена.

Однако куда же девалась старая приверженность к церкви? Дело в том, что вне влияния господствующей церкви осталось сравнительно большое число людей. Как раз тех, которые по складу своего ума и натуры жили деятельной религиозной жизнью, любили мыслить и спорить на религиозные темы, посвящали храмы и твердо держались за церковные обряды и обычаи древнерусской церкви, не допуская самой возможности каких-либо перемен в ней.

Церковное образование и просвещение народа остановилось, церковная благотворительность не существовала, духовенство в массе своей не стояло выше паствы, а паства опускалась до глубины невежества, грубости, безнравственности, равнодушная к вопросам веры. В сущности, церковь как руководящая сила переставала выполнять роль руководящей силы, будучи не в состоянии поддерживать себя и свое достоинство.

Именно этими обстоятельствами было вызвано решительное сокращение самостоятельности духовенства в государстве и независимость духовного чина от светской власти. Особой чистке подверглись монастыри.

Для поднятия в среде православной паствы общего уровня нравственности были изданы ряд указов. Например, указ 1718 г. предписывал православным обывателям непременно посещать церкви и в «храмах стоять с благоговением», слушать святую службу, иначе грозил штраф, взимаемый тут же в церкви особо приставленным для этой цели «добрым человеком».

Главным актом петровского законодательства относительно церкви стал Духовный регламент, заключивший в себе важнейшие реформы и целый ряд конкретных мер, из которых самое важное место занимала замена единоличной патриаршей власти на коллегиальное управление. Авторы документа не только лишили русскую православную церковь самостоятельности, но и стремились, как можно больше принизить ее роль, добились исключения возможности мятежей, смут и т.п. Церковь стала «поданной» государства. Более того, указ 1722 г. обязал каждого священнослужителя быть доносчиком, неукоснительно нарушать тайну исповеди при малейшей склонности исповедующегося «к измене или бунту на государя». Исследователи отмечают, что многие священнослужители усердно занимались шпионской деятельностью.

Государство принимало на себя обязательства опекать церковь, а также заниматься религиозным и духовным благополучием народа. На духовенство было возложено от государства множество всяких поручений, оно было фактически превращено Петром в служивый класс. За церковью не признавали права инициативы даже в своих, исключительно духовных делах. Святейший Синод, учрежденный в 1721 г. являлся для Петра наилучшим установлением для всестороннего заведования церковью. Синод прилагал значительные усилия с целью переубедить старообрядцев отказаться от своей приверженности православным традициям. Однако ничто не могло заставить их свернуть с избранных идейных путей.

Отмена патриаршества, просуществовавшего 111 лет, не соответствовало мировой практике развития многих государств. Сборщики налогов с церкви нередко рассматривали деятельность духовенства через призму криминала.

С церковной реформой государя-императора связаны основные нападки на него со стороны славянофилов. Петра обвинили в развязывании антиправославной компании. Спор славянофилов и западников не прекращается до сих пор.

Петра 1 критикуют, например, за указ от 22 февраля 1722 года, который разрушил древний обычай «подымать иконы на дом». Этим же указом были запрещены сборы на церковь храмоздательство. Указ категорически предписывал: «Смотреть, чтобы с образами по Москве, по городам и уездам для собирания на церковь или на церковное строение отнюдь не ходить, и кто будет ходить, так брать».

февраля открывается гонение на колокола. Указ наистрожайше предписывает: «Во всех всероссийского государства монастырях колоколов не делать», разбитые «без повелительного указа из Синода не переделывать», и наконец, запрещались сбора на колокола.

Указ 28 марта объявляет войну часовням. «Обычай устраивать часовни, - говорит указ, -начался и утвердился от невежд» - что «пред святыми иконами, вне церкви стоящими на внешних церковных стенах и на городских вратах, возжигаются и днем и ночью свищи без всякого многословия, а некоторые невежды, оставив им и посвященные молитвенные храмы, призывают пред них, внешние иконы, невежд священников, и молитствуют на распутиях и торжищах, где всегда многолюдное бывает собрание, и явно чинят православным церквам презрение, а инословным дают причину укорительного на благочиние порицание». Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство: Петр 1 до наших дней, с.131.

Этот указ возбудил в Москве в те времена сильное волнение во всех слоях православного общества, он поразил всех от простого смерда до родовитого вельможи. Но Петр с этим не считался. Чтобы не прослыть перед Европой отсталым государем, по мнению Петра, необходимо приносить в жертву обычаи, которым пора уйти в прошлое. Что и делалось, но только насильственным порядком.

Мероприятиями Петра в области церковного устройства и управления, считают славянофилы, были поколеблены религиозно-нравственные устои русской жизни. Русская жизнь до Петра покоилась на религиозно-бытовом основании. Основой жизни было православие и быт; вера и быт были слиты в целостную систему «бытового исповедания».

Эпоха Петра положила резкую грань для старого.

Прошлое остается позади и как бы зачеркивается.

«Церковь Российская, - говорит Карамзин, - искони имела главу сперва в митрополите, наконец, в патриархе. «Петр объявил себя главою церкви, уничтожив патриаршество, как опасное для самодержавия неограниченного. Но заметим, что наше духовенство никогда не противоборствовало мирской власти, ни княжеской, ни царской». Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. -СПб.,1914, с.43.

Распалась богоизбранная «двоица» - царь и патриарх.

Историк церкви А,Добросклонский пишет: «Этому научили Петра протестанты; так, говорят, в Голландии Вильгельм Оранский советовал ему самому сделаться «главой религии», чтобы быть полным господином в своем государстве» Доброклонский А. Руководство по истории Русской Православной церкви. Вып..,с.188-189.

27Тихомиров Л. Монархическая государственность. В 3-х томах. Т.2. -Мюнхен,1923.

Трудно возразить славянофилам в том, что через отделение церкви от государства самодержавная власть царя делается морально одинокой. «Унижая церковь в глазах народа, Петр рубил один из самых глубоких и питательных корней, на котором стояло, росло и развивалось дерево самодержавия».

Понятно, что Петр, реформируя церковь», преследовал иные цели; он прежде всего стремился к абсолютной власти. Укрепление государственности являлось тем идейным основанием, которое побуждало монарха осуществлять преобразования.

Проводить реформы было невозможно, не изменив прежнее государственное устройство. Другое дело, что средства и методы, которыми проводилось переустройство, порой вступали в противоречие с миросозерцанием русского народа, его менталитетом.

Благодаря реформам Петра произошло превращение русской церкви из феодальной в государственную. Первоначально многие указы не действовали, существуя лишь формально, впоследствии о многих просто забыли, они потеряли свою актуальность. Однако то, что подчинение церкви государству и упразднение патриаршества не было, пустым звуком показывает история новгородского архиепископа Феодосия, вице-президента Синода, разыгравшаяся впервые же годы учреждения Синода. Сначала Феодосий был фаворитом Петра, как мы отметили выше, сделал хорошую карьеру; но после смерти Петра он стал одним из тех, кто стал противиться императорской власти, жалуясь на притеснение церкви, разорение монастырей, допускал оскорбительные выражения в адрес Екатерины и Меньшакова. За это он был лишен архиерейства и настоятельства в Александро-Невском монастыре.

Вместе с тем, в целом, Духовный регламент соблюдался. Церковь продолжала быть винтиком большого государственного механизма.

Иностранцы, жившие в России, пользовались большими правами, в том числе и свободой вероисповедания. По-прежнему некоторые из них, например, герцог Лирийский, Православный Петербург в записках иностранцев. -СПб.:ТОО «Журнал «НЕВА», 1995, с.169. пытались осуществить объединение Православной и Римско-Католической церквей /еще один объект нападок славянофилов на Петра, что он вообще подал повод для такой идеи/, что не удалось сделать во времена Петра 1. Герцог был убежден, что среди русского духовенства он мог бы найти сторонников .Оценка таких возможностей, несмотря на огромную лояльность Петра к иностранцам, оказалась явно преувеличенной.

Безусловно, главный результат петровской церковной реформы проявился в том, что русская церковь так и не смогла оправиться от произошедших потрясений. Во время правления дочери Петра Великого, Елизаветы Петровны духовенство лишь отчасти восстановило свое былое неограниченное влияние. Реформы Петра, положившие начало изменениям духовной жизни России, прочно закрепились на русской почве.

Годы явного противоборства Петра 1 и духовенства, где каждая сторона рьяно отстаивала свою позицию, считая свою власть превыше всего, закончилась победой монарха. Подчинение церкви государству, хотя и являлось явной аномалией в мировой практике, стало характерной чертой в реформаторской деятельности первого императора России. Духовенство больше никогда не получило самостоятельности и независимости от светской власти.

Духовенство как сословие лишилось многих привилегий и того влияния, какое оно имело в допетровские времена. В сословной иерархии верхнюю ступень заняло дворянство, которое стало проводником государственных идей в общество.

2.3. Среднее сословие

Среднее сословие обязано бытием своим Петру 1. До него ни люди торговые, ни люди ремесленные не пользовались никакими льготами и привилегиями, правом собственного суда, и по всем делам своим зависели от гражданских ведомств, часто от произвола воевод и дьяков.

При Алексее Михайловиче в городах и слободах сосредоточилось население, которое не чуждалось хлебопашества, но занималось по преимуществу торговлей, промыслами и ремеслами. Это было добывающее население страны, в руках которого имелись значительные или небольшие капиталы. Эта часть населения несла «государство тягло», платило казенные сборы и подати. Очень нуждавшееся в средствах Московское государство все свои заботы по устройству торгово-промышленного населения городов, сводило к заботам об удобном и как можно большим добывании, с этого населения средств на ведение своего хозяйства.

Чтобы обеспечить платежеспособность городского населения, правительство издавна стремилось утвердить за горожанами торговлю и ремесленные занятия. По Уложению Алексея Михайловича, холопы и крестьяне, владевшие в городах тяглыми дворами и промышленными заведениями: лавками, погребами, амбарами и т.п., обязаны были продать свое имущество тяглым посадским людям; впредь им запрещалось приобретать в городах тяглые дворы и заведения под угрозой их конфискации в пользу государя.

Торговля была весьма стеснена обилием всевозможных сборов и налогов, как во время купли-продажи на рынках, так и на пути к рынку. После Уложения было предпринято несколько мер облегчивших в этом отношении положение посадских. Введена была одна единая пошлина - рублевая. В 1667 году издали Новоторговый устав, ограждающий посадское самоуправление и деятельность по финансовой службе от самоуправного вмешательства воевод, /которое тормозило развитие торговли/, а высшее финансовое начальство, назначавшееся по обыкновению из московских гостей и торговцев, устав освобождал от всякой подведомственности воеводам. Таможенные сборщики Архангельска и еще некоторых городов, вышедшие из богатейшего московского купечества, образовали, род коллегии, которой было поставлено, в обязанность оберегать, торговых людей от всяких сторонних разорительных поборов и ведать судебную расправу в судебных делах.

К началу царствования Петра 1 население городов находилось в том же положении, что при его брате и отце. Ни одно из зол, препятствующих, развитию торговли и промышленности не было устранено. Потребности общества не увеличились: оно не стало, богаче и по-прежнему земледелие в городах соперничало с промышленностью, как занятие посадских; инфраструктура городов была не развита; сильно сказывалась конкуренция иностранцев. У русских купцов не хватало сил бороться с иноземными компаниями. По-прежнему торговые люди жаловались на большие убытки и разорения от сильных людей, большие платежи и сборы; многие бежали от такой жизни, за что жестоко наказывались.

Северная война требовала между тем металл и порох для пушек, сукно и шелк для мундиров, лес и парусину для флота. Это побуждало Петра вплотную заняться худосочной отечественной промышленностью и торговлей. В то же время заботы Петра об экономическом развитии России, ликвидации ее технической отсталости, выходе на европейский рынок, были обусловлены не только конъюнктурными потребностями войны. Вероятно. Для государя изначально было важно процветание народного хозяйства, наряду с завоеванием выходов к морям.

Юный Петр видел, как в Немецкой слободе работали мастера неведомых в России специальностей, держал в руках невиданный для людей века прибор - астролябию, слушал механическую музыку из /»загадочного ящика». / А во время Великого посольства царь смог увидеть куда более значительные технические достижения и промышленные успехи Запада. Он и сам освоил тогда многие ремесла и положил начало обучению им соотечественников. Большое впечатление произвела Голландия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7