скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Государственно-церковные отношения в России в отечественной консервативной мысли XIX – начала XX веков скачать рефераты

p align="left">В последнее время по данной проблеме регулярно на страницах журналов печатаются статьи, посвящённые консерватизму, а так же проводятся «круглые столы», на которых учёные-мыслители пытаются определить сущность консерватизма, выделить исторические этапы, предлагают установить его типологию В.Н. Гарбузов. Консерватизм: Понятие и типология (историографический обзор) // Полис. - 1995. - № 4; Маннгейм. Консервативная мысль // Социс. - 1993. - № 1, № 4; Консерватизм в России («круглый стол») // Социс. - 1993. - № 1; Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития (Материалы «круглого стола») // Полис. - 1995. - № 4; Репников А.В. Метаморфозы русского консерватизма: от С.С. Уварова до Никиты Михалкова (Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения. «Круглый стол») // Отечественная история. - 2001. - № 3; Репников А.В. Тернистые пути консерватизма в России // Общественные науки и современность. - 2002. - № 4; Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения. «Кругый стол» // Отечественная история. - 2001. - № 3; Минаков А.Ю. Русский консерватизм в современном российской историографии: новые подходы и тенденции изучения // Отечественная история. - 2005. - № 6.. Консерватизм, как течение общественной мысли, обсуждается и на научных конференциях Исследования по консерватизму. Вып. 1. Консерватизм в современном мире: материалы международной научной конференции. - Пермь, 1994; Лукьянов М.Н. «Самые чёрные дни у нас ещё впереди»: консерваторы о будущем России накануне Первой мировой войны // Исследования по консерватизму. Консерватизм и цивилизационные вызовы современности. Материалы международной научно-практической конференции. - Пермь, 2000.. В последнее десятилетие был защищен ряд диссертаций, в которых на рассмотрение выносились различные аспекты консервативной мысли Лебедев С.В. Система ценностей философии русского консерватизма второй половины XIX века: Дис… докт. филос. наук. - СПб, 2004; Самойлова Е.Г. Консервативные круги российской интеллигенции в период подъёма революции 1905-1907 гг. (На материалах Санкт-Петербурга): Автореф. дис… канд. ист. наук. - СПб, 2004; Архипов С.Н. Социально-философский анализ консерватизма: Автореф. дис… канд. филос. наук. - Саранск, 2004; Котов А.Э. Проблема государственного строительства в русской консервативной печати 70-90-х гг. XIX в.: Дис… канд. ист. наук. - СПб, 2006..

Во-вторых, необходимо выделить работы учёных-исследователей, посвящённые анализу религиозно-философских взглядов славянофилов. Общественно-политические взгляды славянофилов достаточно хорошо освящены в работах Н.И. Цимбаева «Славянофильство (из истории русской общественно-политической мысли XIX века» Цимбаев Н.И. Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли XIX в. - М., 1986. и «И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России» Цимбаев Н.И. И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. - М., 1978., Т.И. Благовой «Родоначальники славянофильства: Алексей Хомяков и Иван Киреевский» Благова Т.И. Родоначальники славянофильства: Алексей Хомяков и Иван Киреевский. - М., 1995., Е.А. Дудзинской «Славянофилы в пореформенной России» Дудзинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. - М., 1994.. Также необходимо отметить ряд статей, в которых рассматриваются взгляды представителей славянофильского течения -«Раннее славянофильство и утопический социализм» С.С. Дмитриева Дмитриев С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопросы истории. - 1993. - № 5., «Внешнеполитические взгляды славянофилов конца XIX в.» В.М. Хевролиной Хевролина В.М. Внешнеполитические взгляды славянофилов конца XIX в. // Новая и новейшая история. - 1998. - № 2., «Слывянофилы и Константин Леонтьев» А.Л. Янова Янов А.Л. Славянофилы и Константин Леонтьев // Вопросы философии. - 1969. - № 8.. Л. Савельев в работе «Записки по русской философии» в главе III рассматривает воззрения славянофилов Савельев Л. Записки по русской философии // III. Русское национальное возрождение // Славянофилы. - Москва. - 1993. - № 4.. В своей статье Л. Савельев дает как общую характеристику взглядов славянофилов, так рассматривает и каждого представителя «раннего славянофильства» в отдельности. Стоит также отметить и диссертацию Н.И. Цимбаева, посвященную изучению взглядов славянофилов - «Общественно-политические взгляды славянофилов» Цимбаев Н.И. Общественно-политические взгляды славянофилов: Дис. док. ист. наук. - М., 1986..

Большое внимание представителям славянофильского течения и их взглядам в своих работах уделяли их современники - К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев Леонтьев К.Н. Славянофильство теории и славянофильство жизни // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. - М., 2007; Достоевский Ф.М. Признание славянофила // Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - М., 2007; Победоносцев К.П. Аксаковы // Константин Победоносцев. Великая ложь нашего времени. - М., 2004; Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. - М., 1912., В.С. Соловьёв и др..

В-третьих, необходимо выделить работы, посвящённые исследованию религиозно-философских взглядов представителей, так называемого «почвенничества» - Н.Я. Данилевского, Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева, К.Н. Леонтьева. Оценку их взглядам давали Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, В.С. Соловьёв Бердяев Н.А. К. Леонтьев - философ реакционной романтики; Мережковский Д.С. Страшное дитя; Розанов В.В. О Константине Леонтьеве; Соловьёв В.С. Памяти К.Н. Леонтьева // Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. - М., 2007; и др.. В настоящее время взглядам неославянофилов учёными-исследователями уделяется очень большое внимание. В последние годы появилась серия научных работ, посвящённых анализу воззрений представителей почвенничества. Среди таких работ можно выделить «Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга “Россия и Европа”» Б.П. Балуева, «Пророчества Константина Леонтьева» А.А. Королькова Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». - Тверь, 2001; Корольков А.А. Пророчества Константина Леонтьева. - СПб, 1991.. Общественно-политические взгляды представителей почвенничества являются объектами многих исследований и диссертационных работ, среди которых можно отметить сборник статей «К.Леонтьев, наш современник» К.Леонтьев, наш современник: Сборник / Сост. Б. Адрианов, Н. Мальчевский. - СПб, 1993., диссертации И.Н. Береговской, С.В. Хатунцева, М.Ю. Чернавского, А.Л. Янова Береговская И.Н. Философия К.Н. Леонтьева в социо-культурном контексте: Дис… канд. филос. наук. - М., 2004; Хатунцев С.В. Общественно-политические взгляды К.Н. Леонтьева в 50-е-начале 70-х гг. XIX века: Автореф. дис… канд. ист. наук. - Воронеж, 2004; Чернавский М.Ю. Религиозно-философские основы консерватизма К.Н. Леонтьева: Дис… канд. филос. наук. - М., 2000; Янов А.Л. Славянофилы и Константин Леонтьев (Буржуазный миф о «пророчестве Константина Леонтьева» и русская консервативная мысль XIX столетия): Автореф. дис.. канд. филос. наук. - М., 1970.. Также воззрениям неославянофилов посвящён ряд статей на страницах журналов «Вопросы истории», «Вопросы философии», «Москва», «Родина». Среди опубликованных статей можно выделить статьи С.В. Хатунцева, А.Л. Янова, А. Антонова, Д. Володина, Е.В. Дмитриева, С.Н. Пушкина Хатунцев С.В. Отечественная история в системе общественно-политических взглядов К.Н. Леонтьева // Вопросы истории. - 2004. - № 1; Хатунцев С.В. Проблема «Россия - Запад» во взглядах К.Н. Леонтьева (60-е гг. XIX века) // Вопросы истории. - 2006. - № 3; Антонов А. Леонтьев и Ницше // Москва. - 1995. - № 4; Володин Д. Летопись распада: угадал ли в XIX веке Константин Леонтьев будущее России конца XX века? // Родина. - 2000. - № 7; Пушкин С.Н. Идейные истоки историософских взглядов К.Н. Леонтьева // Вопросы истории. - 2007. - № 2; Емельянов-Лукьянчиков М.А. Константин Леонтьев о социализме в России // Вопросы истории. - 2007. - № 10; Янов А.Л. Славянофилы и Константин Леонтьев // Вопросы философии. - 1969. - № 8; Дмитриев Е.В. Фёдор Иванович Тютчев: Штрихи к творческому портрету // Вестник московского университета. Серия 12. Политические науки. - 2003. - № 5. .

В-четвёртых, необходимо выделить исследования, посвящённые К.П. Победоносцеву, М.Н. Каткову и их социально-политическим взглядам. Казалось бы, что жизнь, деятельность и взгляды К.П. Победоносцева, который был одним из значительных государственных деятелей своего времени, должны были привлечь пристальное внимание исследователей и стать объектом тщательного изучения. Однако, до настоящего времени значительных и обстоятельных работ, посвященных исследованию взглядов К. П. Победоносцева, практически нет. Причём, попыток целостно проанализировать мировоззрение К.П. Победоносцева не было ни в дореволюционный период, ни после 1917 года. Только в последнее время личность К.П. Победоносцева и его социально-политические взгляды стали объектом пристального изучения. Политические и религиозные взгляды К.П. Победоносцева хорошо раскрыты в статьях Н.А. Рабкиной «Константин Петрович Победоносцев. Исторический портрет. 1895 г. Обер-прокурор Святейшего синода, правая рука и главный советник Александра III» Рабкина Н.А. Константин Петрович Победоносцев. Исторический портрет. 1895г. Обер-прокурор Святейшего синода, правая рука и главный советник Александра III // Вопросы истории. - 1995. - № 2. и А.Ю. Полунова «Константин Петрович Победоносцев - человек и политик (1827-1907)» Полунов А.Ю. Константин Петрович Победоносцев - человек и политик (1827-1907) // Отечественная история. - 1998. - № 1.. В 1993 году В.И. Жиров защитил диссертацию «Политические взгляды и государственная деятельность К.П. Победоносцева в 80-е-90-е годы XIX века» Жиров В.И. Политические взгляды и государственная деятельность К.П. Победоносцева в 80--90-е годы XIX: Дис… канд. ист. наук. - Воронеж, 1993..

Личность М.Н. Каткова также не привлекала внимания исследователей советского периода. Его публицистическую деятельность высоко оценивали его современники. При рассмотрении вопроса о государственно-церковных отношениях в представлениях М.Н. Каткова ценными являются монография В.А. Твардовской «Идеология пореформенного самодержавия (М.Н. Катков и его издания) Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия (М.Н. Катков и его издания). - М., 1978. и статья Г.П. Изместьевой «Михаил Никифорович Катков» Изместьева Г.П. Михаил Никифорович Катков // Вопросы истории. - № 4. - 2004., напечатанная на страницах журнала «Вопросы истории».

В-пятых, необходимо выделить работы, посвящённые рассмотрению идеологии Л.А. Тихомирова. К ним относятся совместная работа Д.В. Ермашова, А.В. Пролубникова, А.А. Ширинянц «Русская социально-политическая мысль XIX - начала XX века: Л.А. Тихомиров», монография О.А. Милевского «Лев Тихомиров: две стороны одной жизни», исследование А.В. Репникова по страницам дневника Л.А. Тихомирова «Мы находимся в положении лодки, попавшей в водоворот…» Ермашов Д.В., Пролубников А.В., Ширинянц А.А. Русская социально-политическая мысль XIX - начала XX века: Л.А. Тихомиров. - М., 1999; Милевский О.А. Лев Тихомиров: две стороны одной жизни: Монография. - Барнаул, 2004; Репников А.В. «Мы находимся в положении лодки, попавшей в водоворот…» (по страницам Дневника Л.А. Тихомирова) // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. - Ставрополь, 2005.. Представлениям Л.А. Тихомирова посвящён и ряд статей, среди которых можно выделить «Выбор Льва Тихомирова» В.Н. Костылева, «Лев Тихомиров - от революции к апокалипсису», «Л.А. Тихомиров, “схимник от самодержавия”» А.В. Репникова Костылев В.Н. Выбор Льва Тихомирова // Вопросы истории. - 1992. - № 6-7; Репников А.В. Лев Тихомиров - от революции к апокалипсису // Россия и современный мир. - 1998. - Вып. 3; Репников А.В. Л.А. Тихомиров, «схимник от самодержавия» // Россия и современный мир. - 2002. - № 3. , частично взглядов Л.Н. Тихомирова касается Омельчук И.В. в свой статье «Православная церковь и самодержавное государство в идеологии черносотенных партий России начала XX века» Омельчук И.В. Православная церковь и самодержавное государство в идеологии черносотенных партий России начала XX века // Российский исторический журнал. - № 1. - 2006.. В 2005 году С.В. Чесноков защитил диссертацию «Роль идейно-политического наследия Л.А. Тихомирова в русской общественной мысли и культуре конца XIX - XX веков» Чесноков С.В. Роль идейно-политического наследия Л.А. Тихомирова в русской общественной мысли и культуре конца XIX-XX веков: Автор. дис… канд. ист. наук. - Нижний Новгород, 2005..

Несмотря на то, что общественная консервативная мысль XIX - начала XX веков пристально изучается, до сих пор нет цельных научных трудов, в которых бы освящалась проблема государственно-церковных отношений в России. А вопрос взаимоотношений государства и Церкви всё-таки нуждается в тщательном изучении и объективной оценке.

Научная новизна исследования заключается в попытке впервые обобщить взгляды русских консерваторов XIX - начала XX веков на Церковь, государство и государственно-церковные отношения в России, выявить общее и отличное. В настоящей работе была предпринята попытка

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы при рассмотрении русской общественной мысли консервативного направления на уроках истории. К материалам дипломной работы ученики могут обращаться при написании докладов о представлениях на государственно-церковные отношения славянофилов, представителей «почвенничества», К.П. Победоносцева, Л.А. Тихомирова. Материалы и выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения поставленной проблемы.

Апробация. Материалы и выводы дипломной работы были использованы в МВСЩУ - ВСОШ № 2 г. Белгород на уроках истории России при рассмотрении общественной мысли в России. На уроках обществознания при рассмотрении идейно-политических течений были использованы материалы параграфа, посвящённого консерватизму, как течению общественной мысли.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка источников и литературы.

Глава I. Церковь и государство во взглядах русских консерваторов XIX века

1.1 Религия в консервативной общественной мысли

В настоящее время консерватизм занимает заметное место среди идейно-политических течений. Очень сильно возрос интерес к общественной консервативной мысли. К тому же сегодня «очень модно» быть консерватором.

В справочной литературе консерватизм характеризуется как идейно-политическое течение, противостоящее прогрессивным тенденциям социального развития. Впервые термин консерватизм был употреблён французским писателем Ф. Шатобрианом и означал идеологию феодально - аристократической реакции на Французскую буржуазную революцию конца XVIII века. Носителями идеологии консерватизма выступают различные общественные классы и слои, заинтересованные в сохранении сложившихся общественных порядков. Характерные особенности консерватизма - приверженность традиционному, противодействие новым социально-политическим изменениям. Такой подход к консерватизму позволяет рассматривать эту политическую идеологию функционально - как ответ на вызовы, обращённые к конкретному обществу с его конкретной экономической, политической и культурной проблематикой. Консерватизм как идеология принципиально не имеет идеала совершенного общественного строя (не существует «консервативной утопии») Консерватизм/ Политическая энциклопедия. Т.1. - М., 1999. - С. 550; Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 273; Советский энциклопедический словарь. - М., 1985. - С. 619..

Исходя из определения, приведённого выше, можно сделать вывод, что охранять можно различные, а очень часто и враждебные друг другу устоявшиеся идеи. Отражая же суть идейного течения, рассматриваемого в настоящей работе, консерватизм можно охарактеризовать, как сохранение того лучшего, что было достигнуто обществом в процессе своего развития. Консерватизм, по мнению В.И. Шамшурина, - «это сохранение и преумножение материальных и духовных ценностей человечества от гибели во времени» Консерватизм в России («круглый стол») //Социологические исследования. - 1993. - № 1. - С. 43.. А.Н. Медушевский указывает, что «под консерватизмом обычно понимается направление в политике, стремящееся к сохранению существующего государственного и общественного порядка» Там же. С. 49.. Различия в определении консерватизма объясняются сложностью и многогранностью рассматриваемого явления.

По мнению К. Маннгейма, существуют два вида консерватизма: с одной стороны, более или менее универсальный, а с другой - определённо современный, являющийся плодом определённых общественных и исторических обстоятельств, с собственной традицией, формой и структурой. Первый вид можно было бы назвать «естественным консерватизмом», другой же «современным», если бы не факт, что определение «естественный» уже слишком отягощён многими смыслами. Лучше будет поэтому воспользоваться определением Макса Вебера «традиционализм» для названия первого вида Маннгейм К. Консервативная мысль // Социологические исследования. - 1993. - № 4. - С. 135.. Таким образом, К. Маннгейм разделяет понятия «традиционализм» и «консерватизм», который употребляется в значении «современного консерватизма» - нечто решительно отличающееся от обычного «традиционализма».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11