скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Глобализация как отличительная черта современного исторического процесса скачать рефераты

p align="left">Серьезные проблемы возникают и в связи с формированием Интернета, который складывается как неуправляемая и саморазвивающаяся система. Здесь встает много правовых вопросов: проблема авторских прав; очень сложны поиски "блокирующих средств" для ограничения доступа детей к сетям, сексуально ориентированным или содержащими изображения насилия. Все более активно начинают использовать Интернет в своих целях различные криминальные, в том числе и террористические группировки.

Распространение международной организованной преступности - наркобизнеса, терроризма, отмывания «грязных» денег связано не только с определенными социально-экономическими и психофизическими факторами; транс национализации этих крайне негативных явлений способствует переворот в сфере коммуникации, обеспечивший технологическую и организационную базу таким асоциальным процессам.

Впечатляющим симбиозом достижений научно-технической революции и криминальной активности, воспроизводимым в глобальных масштабах, стала все более дерзко заявляющая о себе, приобретающая характер эпидемии, деятельность хакеров. К примеру, если, как продемонстрировал несколько лет назад один из ассов этого «хобби», наш соотечественник Владимир Левин, можно, не выходя за порог скромного офиса в Петербурге, при помощи старенького компьютера и модема вскрыть все системы защиты крупнейшего "Нью-Йорк Сити Бэнк", снять с его счетов свыше 10 млн. долларов и перевести их на банковские счета своих партнеров в Швейцарии и Нидерландах, Израиле и Германии, Соединенных Штатах, Финляндии и России, то вряд ли можно сомневаться в том, что глобализм не без успеха прокладывает себе все новые нетрадиционные пути.

В связи с действиями хакеров, характеризуемыми уже как «компьютерные войны», возможности финансово-экономической дестабилизации мировой экономической системы приобретают дополнительные и весьма мощные рычаги, тем более что формы и направленность деятельности кибергангстеров постоянно совершенствуются. В частности, уже изобретены вызвавшие большую обеспокоенность так называемые почтовые убийцы - послания по электронной почте, способные разрушить информационную базу данных получателя. В целом же, чем более развито информационное общество, тем уязвимее оно становится пред действиями кибертеррористов, обладающими почти безграничными деструктивными возможностями.

Не ограниченные физическим пространством киберпираты не без успеха пытаются прорваться к секретной информации военных ведомств, (как это уже произошло в США и Великобритании), создавая тем самым прямую угрозу национальной безопасности.

Хакеры способны перекрыть доступ в Интернет целым регионам. По сообщениям прессы, один из них уже оставил на некоторое время без Интернета пол-Украины, Зачастую команды хакеров формируются также при помощи Интернета. Неудивительно, что защита компьютерных сетей от подобного гангстеризма превращается в задачу глобальной значимости, к решению которой должны подключиться профессионалы из различных стран нашей планеты.

Можно не сомневаться, что пребывание в глобализирующемся информационном мире преподнесет человечеству еще немало сюрпризов. Его существование в качественно новой жизненной среды насыщено многочисленными вызовами, способными перерасти в серьезнейшие угрозы, если не будет найдено адекватных ответов на них. Когда-то де Голль, со свсйственной ему приверженностью к консервативным ценностям заявил: «Надо научиться жить с проблемами, а не пытаться их то и дело разрешать».

Разумеется, многие проблемы, ставшие ныне перед человечеством, не могут быть решены незамедлительно, тем более путем лихорадочных малопродуктивных действий и надо в значительной мере уметь адаптироваться к ним; однако в принципе они требуют интенсивных эффективных поисков своего разрешения или существенного смягчения, ибо все чаще они касаются самих основ существования человеческого общества. Неслучайно вполне реальным содержанием может наполниться перефразирование печально известного афоризма «Нет человечества - нет проблем».

В целом же в истории в различных формах воспроизводится парадоксальная ситуация, особенно активизировавшаяся ныне в связи с бурным научно-техническим прогрессом. Деятельность человечества, даже тогда, когда она содержит созидательное, конструктивное начало, способное принести и приносящее ему немало благ, в то же время может оборачиваться опасными негативными сторонами, которые часто превращаются в очередной исторический вызов.

«Хотелось как лучше, а вышло как всегда», - это поистине гениальное изречение вполне способно иметь и глобальное историческое измерение. В чем же причины подобного явления? Что это - объективная логика исторического развития, сложнейшего по своему характеру процесса, в котором переплетаются разнонаправленные факторы? Неслучайно еще в далекие античные времена был сформулирован принцип "Каждый отвечает за свои поступки, а не за их результаты". Однако примечательно, что в настоящее время, когда роль личности в историческом процессе значительно возрастает, ученые все чаще связывают истоки глобальных проблем и противоречий непосредственно с самим человеком, с его природой, с его психофизическими особенностями, со структурой его потребностей и характером ценностных ориентации.

Неслучайно традиционное понятие "homo sapiens" стало зачастую употребляться с изрядной долей иронии, т. к. освященная принципами рационализма деятельность человека обернулась вопиющей иррациональностью и существо, неутомимая активность которого ведет к деградации среды обитания и саморазрушению, далеко не безусловно, может именоваться "венцом природы" или 'вершиной мироздания", "Главная опасность для человечества - это человек", - заявляют известные ученые А.Кинг и Б.Шнайдер, авторы впечатляющего доклада Римского клуба о проблемах глобализации.

Некоторые генетики склонны видеть в человеке уродливого, зловещего мутанта, "ошибку эволюции", "ее тупиковую ветвь", "раковую опухоль на теле природы".

Однако представляется, что не следует считать ситуацию с человеком безнадежной и оценивать его природу как однозначно негативную. В человеке заложено много разнообразных задатков и вопрос в том, какие из них получат преобладающее развитие.

В целом же, как подчеркивают Кинг и Шнайдер, человек может и должен изменить себя. "Факты свидетельствуют, что мы должны измениться или исчезнуть" - считают теоретики Римского клуба. Для того чтобы выжить, человечеству следует утвердить иную этику - иное отношение к природе, друг к другу, проникнуться уважением к ценности жизни как таковой. По мнению академика Н. Моисеева, человеку предстоит избавиться от "синдрома неандертальца", поскольку именно тогда, на заре истории, в крайне суровых условиях, полных всевозможных опасностей, сформировалась присущая человечеству агрессивность.

Глобальные вызовы требуют глобальных подходов не только для своего решения, но и для осознания, что, как показал опыт, является делом далеко непростым. Уяснив хотя бы основные контуры нового складывающегося мира и его ресурсную базу, постигнув природу и глубину ставших перед обществом проблем и сформулировав реалистическое видение перспектив дальнейшего развития, человечество должно понять способы управления этим миром, чтобы он не "оказался без руля и без ветрил", и сконцентрировать усилия на реализации наиболее благоприятного из возможных сценариев. Людям следует, наконец, понять, что все мы принадлежим к биологическому виду, который может исчезнуть с лица земли и осознать необходимость совместных действий в борьбе за выживание, за достойное будущее, уяснив в полной мере всю значимость идеи солидарности. «В современных условиях, -подчеркивают Кинг и Шнайдер, - усиливающаяся общая опасность придает этому термину новое, все более могучее значение».

Аналогичную идею развил один из лидеров французских "новых философов" А. Глюкманн. Он заявил, что человечеству совершенно необходимо выработать новую этику, которую назвал "солидарностью потрясенных", этику людей, задетых катастрофами XX века и осознающих угрозы XXI столетия. Характерно, что если условия формирующейся постиндустриальной цивилизации открывают перед человеком все более широкий спектр индивидуального выбора, то для человечества в целом разумной альтернативы солидарным действиям не существует.

Понятие 'землян" не может более оставаться прерогативой научной и ненаучной фантастики: оно должно прочно войти в сферу обыденного сознания. Приостановить разрушение планеты - насущная задача и жесткий императив современной эпохи. Неслучайно сейчас ведется разработка 'Хартии земли" - определенного аналога 'Декларации прав человека", призванной «формулировать права биосферы и определить механизмы ее защиты.

Силами энтузиастов начала складываться и реализовываться международная программа глобального обучения, охватившая уже в той или иной степени немало стран. Она призвана в доступной форме рассказывать детям о проблемах, вставших перед нашей планетой, воспитывать у них экологическое сознание, знакомить с жизнью различных народов мира, поскольку "в темноте все опасны друг другу" и взаимное незнание, нетерпимость порождают недоверие и конфронтацию, препятствуя плодотворному взаимодействию всех жизненных сил планеты в целях ее спасения и обустройства.

Примечательно, что исследования в области генетики, включая изучение генома человека, позволили ученым сделать вывод о том, что между тремя основными расами, на которые традиционно подразделяют человечество, не наблюдается принципиальных различий в генофонде. Существующие же различия касаются в основном лишь внешних черт, не затрагивая умственных способностей и склонности к криминальному поведению. Данный факт также служит веским аргументом в пользу осознания общности человечества как землян и подтверждает мысль о том, что в «единой глобальной деревне чужаков не существует».

Импульсы процессам глобализации дает и все возрастающее осознание необходимости исследования социальных и природных процессов в контексте единой суперсистемы «Человек-Земля-

Вселенная», что в значительной мере связано с теоретическими и практическими прорывами в деле изучения космоса.

Разрушение многовекового стереотипа о бескрайности земных просторов, реально просматриваемые из космоса относительно небольшие размеры нашей планеты, ее «затерянность» в безграничных просторах мироздания и уязвимость способствуют формированию самосознания людей как обитателей «общего дома», объединенных общей судьбой. Неслучайно все чаще употребляются образы земли как «глобальной деревни», лодки, ковчега в бескрайнем море, острова в океане Вселенной. Но особенно популярным стало сравнение нашей планеты с космическим кораблем, совершающим свой полный опасности полет. "Мы путешествуем вместе, как пассажиры небольшого космического корабля, и сохранить себя мы можем лишь усердием, трудом и, я бы сказал, любовью к нашему хрупкому кораблю", - так сформулировал эту мысль в 60-е годы представитель США в ООН Э.Стивенсон.

Может быть, точнее было бы назвать людей не пассажирами космического лайнера, а скорее его командой, экипажем, который выполняет разнообразные функции и роль которого не столь уж пассивна даже перед лицом бескрайнего космоса.

К примеру, не так мизерны возможности человека в связи с астероидной угрозой, которая, по мнению многих специалистов, стала для земли вполне реальной. В своем вращении вокруг центра галактики Земля ныне попала в шлейф крупных небесных тел -астероидов, столкновение с которыми может иметь для нашей планеты самые разрушительные последствия. К чести мирового научного сообщества оно весьма оперативно поставило вопрос о космической защите Земли и при финансовой поддержке ряда правительств взялось за коллективную разработку мер, направленных против этой опасности. Кстати, существует мнение, что в ее решение серьезный вклад может внести Россия, используя в этих целях гигантскую водородную бомбу мощностью в 100 мегатонн, созданную во времена Хрущева и получившую прозвище «Кузькина мать», которой генсек угрожал мировому капитализму. Согласно выдвигаемой гипотезе, если эту громадину в случае приближения астероида направить на соответствующей траектории ему навстречу в космос, то при их столкновении произойдет взрыв, который сможет раздробить опасного пришельца и спасти (на этот раз) цивилизацию.

В процессе размышлений о возможностях единения землян высказывалась и не блещущая оптимизмом точка зрения, согласно которой идея планетарной солидарности может овладеть массовым сознанием только тогда, когда угроза человечеству станет максимально ощутимой и примет совершенно конкретные, скорее всего - шоковые формы. Для многих людей экологический и ядерный факторы оказываются уже чем-то довольно привычным и недостаточно впечатляющим; роль мощного импульса к объединению могла бы, как полагают, сыграть, к примеру, прямая угроза нашествия неких инопланетян, поскольку, согласно весьма распространенной точке зрения, принцип «дружить против кого-то» вполне соответствует природе человека. Во всяком случае, мысль Достоевского о том, что «бытие только тогда бытие, когда ему грозит небытие», способна принимать в наше время различные, в том числе и весьма экзотические формы.

В ходе развития глобалистских процессов, в результате вызываемых ими изменений в различных сферах общественной жизни на национальном, региональном и планетарном уровнях ученые экономисты, правоведы, политологи и другие выражают тревогу по поводу нарастающей неадекватности традиционных методов анализа в новых исторических условиях. В перспективе это угрожает размыванием теоретико-методологических основ формирования эффективной экономической политики, способно провоцировать возникновение и разрастание различных политических и военных конфликтов и прочих негативных процессов. Один из ответов на вызов, бросаемый нашей эпохой научному сообществу - шаги по созданию нового направления в научной мысли - глобалистики как определенной сферы исследования, объединяющей представителей различных общественных и естественных наук в деле изучения планетарных тенденций, анализа глобальных проблем и способов их разрешения.

Формирование глобалистики - одно из наиболее значительных проявлений тенденции, направленной на широкое развертывание междисциплинарных исследований (часто в совершенно новых, нетрадиционных сочетаниях), на активизацию синтеза научного знания, столь перспективного для его дальнейшего развития.

Поскольку значительная часть наук, в той или иной мере соприкасается с какой-либо из глобальных проблем, пусть даже с отдельными их аспектами, то здесь, естественно, задействованы свойственные этим дисциплинам методы анализа, что в результате позволяет более глубоко и многогранно проникнуть в существо чрезвычайно сложного объекта познания. С другой стороны, стремление к комплексному исследованию разнообразных проблем, находящихся в определенной зависимости друг от друга, выявление и анализ системного характера взаимодействия между ними поднимают вопрос о том, возможна ли в принципе выработка некоей совокупности общих подходов к их анализу. Большинство ученых приходит к выводу, что в настоящее время было бы неоправданно и утопично недооценивать частно научные методы исследования и пытаться сконструировать вместо них какую-то совершенно новую методологическую систему.

Реалистичный и продуктивный подход, соответствующий современному уровню научного знания, видится в том, чтобы, сопоставляя используемые частно научные методы, выделить определенные блоки, объединенные общими принципами исследования, рассмотреть возможности и пределы их применения, попытаться установить связи между ними. На основе такой методологии могла бы быть реализована необходимая предпосылка эффективного комплексного анализа - обеспечение унификации часто используемых общих понятий, в которые представители различных наук вкладывают далеко не идентичное содержание. Нужна разработка систем критериев, принципов, правил, пригодных для конкретного анализа и практических действий не только в узком, но и в широком диапазоне. Формирование комплексных подходов в целях разрешения совокупности глобальных проблем - новая и чрезвычайно сложная задача, вставшая перед мировым научным сообществом. Она требует напряженного поиска на очень высоком профессиональном уровне, с учетом быстро меняющихся реалий и постоянного приращения знаний. Сейчас делаются лишь первые шаги в данном направлении, но очевидно, что задача эта должна решаться в контексте нового глобального мышления, на основе утверждения новых мировоззренческих принципов. В данной связи примечательна точка зрения российского ученого Ю.Красина, согласно которой ныне «в общественном сознании происходит нечто, аналогичное тому, что происходило в 16 веке с астрономией или в начале 20 века с физикой. Оно на пороге революции, весьма похожей на те, которые совершили Коперник своей гелиоцентрической системой и Эйнштейн теорией относительности. В переосмыслении нуждается весь спектр социальной проблематики, начиная с вопросов прикладной этики и практической политики и кончая абстрактными философскими категориями».

Страницы: 1, 2