скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Германская социал-демократия на пути к власти (1949-1972) скачать рефераты

1957 г. социал-демократы повторили недостаток предшествовавшей избирательной кампании. Они вновь персонифицировали избирательную борьбу - "Э. Олленхауэр - К. Аденауэр", что не принесло никакой пользы СДПГ, поскольку старому, мудрому и многоопытному канцлеру с мировым престижем был противопоставлен политик средней руки. СДПГ напротив нужно было пропагандировать свой "теневой кабинет", в который входили политики нового поколения, пользующиеся растущим авторитетом среди немецкого населения.

Результаты третьих федеральных выборов в бундестаг были по существу катастрофическими для СДПГ. Блок ХДС/ХСС получил 50,2% голосов избирателей - абсолютное большинство, а СДПГ - 31,8% голосов (прирост составил 3%).

За ХДС/ХСС проголосовали прежние категории избирателей. Но кроме них христианским демократам отдала голоса немалая часть рабочих земли Северный Рейн-Вестфалия. ХДС удалось также привлечь на свою сторону часть не определившихся ранее избирателей с помощью лозунга "Никаких экспериментов!", который оказался весьма эффективным в условиях стабильного экономического подъема.

СДПГ провела значительно более серьезный, чем прежде, анализ причин своего поражения. Среди них были названы следующие: "экономическое чудо" изменило материальное положение и сознание рабочих и часть из них уже не считает себя рабочими, а СДПГ - своей партией; недостатки в работе высшего эшелона партийного руководства; слабая политическая активность на предприятиях. Затем Э. Олленхауэр назвал еще ряд негативных для социал-демократов факторов, на которые последние не могут оказывать влияние: финансовое превосходство ХДС, использование христианскими демократами в своих интересах государственного пропагандистского аппарата, взаимодействие правительственного лагеря и людей экономики, поддержка К. Аденауэра западными державами.

К этому нужно добавить, что одна из исторических причин неудач СДПГ на выборах заключалась в том, что в результате раскола страны социал-демократы лишились своих традиционных "крепостей" - Саксонии и Тюрингии.

Возник даже вопрос: "Возможна ли вообще альтернативная демократическая политика в ситуации высокой экономической конъюнктуры и беззастенчивой идентификации правящей партии с государством?"

Поражение СДПГ на парламентских выборах 1957 г. и обострение дискуссии о дальнейшем политическом курсе партии привели к персональным изменениям в руководстве партии. На съезде СДПГ в Штутгарте в 1958 г. в правление партии впервые были избраны такие видные реформаторы как В. Брандт, Х. Дайст и Г. Шмидт. Заместителями председателя партии стали также реформаторы В. фон Кнёринген и Г. Венер. В созданном впервые в истории СДПГ президиуме партии, значительно ограничивавшем полномочия председателя партии Э. Олленхауэра, образовалось реформаторское большинство в составе Г. Венера, Ф. Эрлера, X. Дайста, Г. Шмидта и В. фон Кнёрингена.

В ноябре 1959 г. СДПГ на своем чрезвычайном съезде в Бад-Годесберге приняла программу принципов. Программа завершила длительный процесс дискуссий в партии по программным вопросам, вызванный горькими поражениями социал-демократов на выборах в бундестаг в 1953 и 1957 гг. Предпринятая в Бад-Го-десберге ревизия прежних программных установок имела целью открыть СДПГ для новых мировоззренческих групп и новых социальных слоев, а также привлечь на свою сторону новых членов и избирателей. Западногерманские социал-демократы в корне пересмотрели свои прежние идейные позиции. Они окончательно отказались от единой мировоззренческой и идейной основы - марксизма, назвав в качестве духовных предшественников социал-демократии христианскую этику, гуманизм и классическую философию. СДПГ признала рыночное хозяйство и частную собственность на средства производства, отошла от позиций классовой партии рабочего класса, объявив себя народной партией. Социализм она стала рассматривать не как определенную модель (марксистский подход), а как реализацию нравственных ценностей (главные - свобода, справедливость, солидарность) в процессе длительных реформистских преобразований, как "непрекращающуюся задачу".

Очень четко и емко суть Годесбергской программы охарактеризовал известный немецкий политолог К. Зонтхаймер: "СДПГ совершенно ясно заявила: социализм она понимает теперь не как... конечную цель, а как перманентный процесс, в ходе которого либеральные принципы свободного общества должны быть увязаны с потребностями социальной справедливости. Годесбергская программа - это целевая установка народной партии, в которой связаны воедино принципы либерализма, демократии и свободного социализма".

А через год после принятия Годесбергской программы СДПГ устами Г. Венера, заявила в бундестаге, что готова и в вопросах внешней политики на широкое сотрудничество с буржуазными партиями.

Извлекая уроки из предшествовавших выборов и готовясь к выборам 1961 г., СДПГ вновь решила сконцентрировать главное внимание на проблемах внутренней политики.

В мае 1960 г.В. фон Кнёринген, ответственный за пропаганду в партии, сформулировал самые настоятельные ближайшие задачи, которые должна была в ближайшее время решить СДПГ, чтобы добиться успеха в избирательной кампании: для вербовки новых членов и сторонников партии широко пропагандировать лозунг "Идти в ногу со временем - идти вместе с СДПГ!", в сельской местности активно разъяснять отношение СДПГ к католикам, заняться проблемой средних слоев, больше внимания уделять вопросам семьи и коммунальной политики. Предполагая, что ХДС займется усиленной пропагандой идеи "рассеивания собственности", фон Кнёринген полагал, что СДПГ должна предложить свое конструктивное решение этого вопроса. Вместе с тем он предостерегал от резких нападок на К. Аденауэра и Л. Эрхарда.

Кандидата от СДПГ в канцлеры - правящего бургомистра Западного Берлина В. Брандта, молодого, прогрессивного, инициативного и динамичного политика, пользующегося симпатиями у немецкого населения и уже снискавшего международный авторитет, социал-демократическая пресса представляла в качестве национальной интегрирующей фигуры. Прекрасный оратор, полемист, руководитель демократического склада, умеющий сплачивать вокруг себя наиболее способных людей, В. Брандт шел на выборы с командой новых людей.

Сам В. Брандт заявил, что в случае победы на выборах социал-демократов страной будет править не СДПГ, а правительство немецкого народа и в интересах народа.

В августе 1960 г. местные партийные организации СДПГ получили агитационные материалы с учетом особенностей каждого округа.

Были посланы доверенные лица в Великобританию и США для изучения опыта этих стран в проведении избирательных кампаний. В результате избирательная кампания СДПГ 1961 г. в какой-то степени напоминала американское шоу.

В. Брандт, подтверждая имидж интегрирующей национальной фигуры, который создавала ему социал-демократическая пресса, выступил за решение задач, общих для всего немецкого населения. Он упрекал правительство ФРГ в том, что оно "не формирует внутреннее единство немецкого народа", "отказалось от задачи объединения приверженных государству сил, для проведения совместной политики, направленной на решение коренных проблем немецкой нации".

Правительственная программа социал-демократов по внутриполитическим проблемам предусматривала первоочередное внимание к следующим 10 проблемам: социальное регулирование отпусков, содействие спорту, социальное страхование на случай болезни, новая система пенсионного обеспечения, компенсация ущерба жертвам войны, семейная политика, жилищная политика, благоустройство городов, защита окружающей среды и транспортная политика. СДПГ обещала повысить жизненный уровень населения ФРГ вдвое в течение жизни менее чем одного поколения при условии, если удастся избежать войны.

Во внешней политике и политике безопасности были намечены следующие основные задачи: сохранение численности бундесвера, то есть сохранение военной обязанности граждан; усиление готовности к обороне и одновременный контроль за вооружениями; контакты и кооперация с народами Восточной Европы; разумная помощь развивающимся странам.

На заключительном этапе избирательной борьбы произошло событие, которого никто не мог предвидеть.13 августа 1961 г. по распоряжению правительства ГДР в Берлине была построена стена между восточной и западной частями города.

Внимание к В. Брандту как правящему бургомистру Западного Берлина возросло. Но оно могло иметь двоякие результаты, так как заговорили о "кризисе Вилли". Но все же впервые такое важнейшее международное событие в период предвыборной борьбы было не в пользу ХДС, лидер которой К. Аденауэр из-за его сдержанности и пассивности в отношении проблемы Берлина потерял прежний авторитет.

В конечном итоге симпатии к Брандту возросли и неокончательно определившиеся избиратели, склоняющиеся к СДПГ, утвердились в своих намерениях. Не достигла своей цели и предпринятая в последние недели избирательной кампании попытка ХДС дискредитировать В. Брандта посредством опубликования книги, касающейся его интимной жизни, под названием "Здесь были также и девушки".

Выборы в сентябре 1961 г. внесли значительные изменения в соотношение политических сил в ФРГ. ХДС/ХСС получил 45,4% голосов избирателей, потеряв таким образом абсолютное большинство в бундестаге. Самого большого успеха в своей истории достигли свободные демократы - 12,8% голосов. СДПГ получила дополнительно почти 2 млн. голосов (5,4%), а всего - 36,2% голосов.

В условиях продолжающегося экономического процветания и стабильного внутриполитического положения это был крупный успех СДПГ, и он был по праву оценен руководством партии как подтверждение правильности его внутрипартийных и программно-политических реформ.

После выборов СДПГ предложила сформировать правительство из представителей всех партий, прошедших в бундестаг. Начались сложные переговоры. ХДС вела их с СДПГ, главным образом, чтобы запугать СвДП. После месяца переговоров была создана правительственная коалиция из ХДС/ХСС-СвДП.

Участие СДПГ в коалиционных переговорах принесло ей пользу, ибо отпала прежняя оценка партии как "естественной оппозиционной партии", и ее начали рассматривать как в перспективе правительственную партию.

После смерти Э. Олленхауэра в 1963 г. председателем СДПГ был избран В. Брандт, его заместителями - Г. Венер и Ф. Эрлер. Эту тройку называли представителями "нового стиля". Отличительная черта этого стиля - стремление пересмотреть политическую стратегию СДПГ как в вопросах внутренней, так и внешней политики. Во всех важных политических сферах СДПГ выдвигала фундированные, привлекательные концепции. Она стремилась предстать в глазах будущих избирателей в качестве мотора перспективной и прогрессивной политики.

В ходе следующей избирательной кампании (1965 г) СДПГ неоднократно демонстрировала стремление к интеграции различных интересов в рамках государства, готовность к диалогу с различными политическими силами.

Социал-демократы учитывали, что у избирателей в целом пользовалось доверием предлагаемое ими решение общественно-политических и берлинской проблем, а в отношении экономической и внешней политики избиратель больше поддерживал ХДС/ХСС. Поэтому СДПГ избегала нападок на внешнюю и экономическую политику христианских демократов и концентрировалась на социальных задачах: здоровье, образование, забота о престарелых и т.д.

Накануне выборов 1965 г. была создана правительственная команда из компетентных, популярных, пользующихся доверием населения социал-демократов. Они выступили с предложениями, конкретизирующими реформистские цели СДПГ, например, с концепцией "народного страхования".

Широко пропагандировались успехи в социальной области, достигнутые в землях и общинах в результате деятельности СДПГ.

Социал-демократы активизировали работу во всех 248 избирательных округах, кандидатов от округов обучали ведению избирательной кампании.

На заключительной фазе избирательной борьбы были определены группы избирателей, с которыми следовало вести активную работу: впервые пришедшие к урнам молодые избиратели, работающие по найму, близкие по своим воззрениям к СДПГ, особенно не принимавшие до сих пор участия в выборах рабочие и члены их семей, а также лица свободных профессий и служащие в индустриальных регионах, работающие по найму в областях со слабым влиянием христианских демократов и приверженцы ХДС/ХСС, для которых стала привлекательной общественно-политическая программа СДПГ.

Важное значение имели выступления в пользу СДПГ интеллектуалов и деятелей культуры. Так, компания Г. Грасса способствовала тому, что СДПГ поддержали левые либералы в мелких и средних городах.

Результаты сентябрьских выборов 1965 г. разрушили надежды СДПГ стать сильнейшей фракцией в бундестаге. За нее проголосовали на 3,1% избирателей больше, чем в 1961 г., и она получила 39,3% голосов, а ХДС/ХСС - 47,6%.

Вновь было сформировано коалиционное правительство из ХДС/ХСС-СвДП.

Однако еще за несколько недель до выборов 1965 г. теперь уже бывший канцлер ФРГ многоопытный политик К. Аденауэр опубликовал статью, в которой утверждал, что без участия СДПГ в правительстве не могут быть решены такие важные вопросы, как принятие чрезвычайного законодательства, финансовая реформа, модификация политики заработной платы и социальной политики, внесение необходимых изменений во внешнюю политику и политику безопасности.

Важнейшим позитивным для СДПГ моментом стало то обстоятельство, что в 1966 г. в ФРГ впервые за весь послевоенный период произошло абсолютное сокращение промышленного производства, начала расти безработица. Экономический кризис 1966-1967 гг. показал неспособность ХДС и канцлера А. Эрхарда вовремя перейти к методам хозяйствования, требовавшим более активного вмешательства государства в экономику. Преемник К. Аденауэра на посту канцлера Л. Эрхард, пишет известный немецкий политолог К. Зонтхаймер, оказался настолько же слабым канцлером насколько сильным он был министром экономики.

С уходом К. Аденауэра христианские демократы тогда потеряли своего единственного лидера государственного масштаба и оказались не в состоянии дать политике ФРГ необходимые импульсы на будущее. В этой связи ХДС предпринял меры организационного характера: Л. Эрхарда на посту канцлера сменил К. Кизингер.

Предложенные правительством К. Кизингера шаги для решения экономических проблем встретили сопротивление со стороны СвДП. Лидеры свободных демократов не хотели разделять ответственность за новый экономический курс и вышли из правительства.

Не имея большинства в бундестаге, правительство К. Кизингера оказалось недееспособным и предложило руководству СДПГ создать коалиционное правительство с ХДС/ХСС. Не менее важным было и то обстоятельство, что, в отличие от СДПГ, и ХДС и СвДП не могли тогда предложить реального курса, отвечающего изменившейся экономической ситуации.

В этой обстановке социал-демократические лидеры решили вступить в коалицию с христианскими демократами, несмотря на бурю протестов, которую вызвал этот шаг в СДПГ.

Условия вступления СДПГ в коалицию были сформулированы в 8 пунктах. Во внешней политике и политике безопасности это были новое регулирование отношений с США и Францией, отказ ФРГ от попыток обладания атомным оружием, нормализация отношений с государствами на Востоке. Во внутренней политике социал-демократы прежде всего настаивали на реорганизации системы финансов. СДПГ бралась продемонстрировать способность управлять экономикой более успешно, чем ХДС.

В результате переговоров в ноябре 1966 г. было образовано правительство "большой коалиции" из ХДС/ХСС и СДПГ, просуществовавшее до очередных выборов в бундестаг в 1969 г. СДПГ впервые вошла в правительство и играла в нем роль младшего партнера.

В новом правительстве социал-демократ В. Брандт стал вице-канцлером и министром иностранных дел, К. Шиллер - министром экономики. Министрами стали еще 6 социал-демократов.

К. Шиллер предложил принятые затем бундестагом законы "О стабилизации экономики" и "О финансовом планировании". Именно тогда социал-демократы ввели в употребление термин "глобальное регулирование экономики". Законы предусматривали пятилетнее планирование в области финансов и многолетнюю программу инвестиций. Суть этих новаций - обеспечить общее выравнивание различных сфер и регионов экономики в рамках рыночного хозяйства.

В результате названных и других мероприятий социал-демократам удалось в сравнительно короткий срок справиться с экономическим кризисом.К. Шиллера в те годы называли "суперминистром" и "экономическим гением". Социал-демократы на деле доказали, что они умеют решать экономические проблемы. Вместе с тем укрепилось представление об СДПГ как о национальной партии, которая не собирается менять существующий порядок вещей.

В области внешней политики к числу достижений СДПГ нужно отнести установление в 1967 г. дипломатических отношений с Румынией и восстановление в 1968 г. дипломатических отношений с Югославией. Обе эти акции были проведены вопреки действовавшей еще тогда "доктрине Халынтейна", нацеленной на международную изоляцию ГДР.

ГДР была признана "феноменом", имеющем собственное правительство. В 1967 г. впервые в западногерманской практике произошел обмен письмами между канцлером ФРГ (К. Кизингером) и премьер-министром ГДР (В. Штофом).

В дальнейшем важную роль на пути социал-демократов к власти сыграло то обстоятельство, что в 1967 г. фракция СДПГ в бундестаге, политика которой прежде определялась партийным руководством, вышла из партийной тени и стала по существу сама вырабатывать политическую линию партии. Личности, которые теперь выступали от имени социал-демократии, не имели почти ничего общего с типом традиционного партийного функционера. Х. Поттхофф, известный специалист по истории СДПГ пишет: "Речь шла о людях, пригодных к деятельности в правительстве, отличающихся профессиональной квалификацией, обладающих собственным профилем, притягательной силой и популярностью среди населения".

Об укреплении позиций СДПГ в политической жизни ФРГ свидетельствовало то, что весной 1969 г. федеральное собрание избрало президентом страны социал-демократа Г. Хайнемана. При этом большинство депутатов от СвДП, руководимой новым лидером В. Шеелем, проголосовало за Г. Хайнемана. Многие тогда увидели в этом "частичную смену власти" и очевидное сближение СДПГ и СвДП.

На выборы 1969 г. партнеры по "большой коалиции" ХДС/ХСС и СДПГ шли как решительные противники.

В результате выборов социал-демократы получили 42,7% голосов, впервые перешагнув 40-процентный барьер. Успех социал-демократов объясняется несколькими обстоятельствами: умением преодолеть экономический кризис 1966-1967 гг.; стремлением к проведению политики реформ, которых хотели многие избиратели; большим вниманием к требованиям научно-технического прогресса; высказываниями и некоторыми практическими шагами в пользу разрядки в международных отношениях.

Несмотря на незначительное большинство в бундестаге (12 мандатов), СДПГ и СвДП сформировали правительство "малой коалиции". Впервые за послевоенную историю социал-демократы возглавили правительство ФРГ.В. Брандт стал канцлером, а В. Шелль - министром иностранных дел.

Важной предпосылкой вступления СвДП в коалицию с СДПГ стала растущая ориентация свободных демократов на средние и высшие слои наемных работников. Их позиции по ряду вопросов существенно приблизились к позициям социал-демократов.

Что касается СДПГ, то в ней росла оппозиция против участия в коалиции с ХДС/ХСС. В 1969 г. в партии впервые после 1950-х годов сформировалось левое крыло. Против участия социал-демократов в этой коалиции были профсоюзы, считавшие, что СДПГ стала "заложницей ХДС/ХСС" и все экономические тяготы перекладывает на плечи трудящихся. СДПГ нужно было возвратить доверие своих основных избирателей.

Обе партии полагали, что им удастся провести назревшие реформы, согласовав их по возможности с предпринимателями. Сформирование правительства социал-либеральной коалиции, полагает западногерманский исследователь В. Шланген, - это результат "совпавшего у СДПГ и СвДП представления о том, что для приспособления страны к внутриобщественному (в ФРГ) и всемирно-историческому развитию необходимы внутриполитические и внешнеполитические реформы". Эта коалиция, указывает другой западногерманский ученый А. Баринг, вновь продемонстрировала "выдающуюся способность ФРГ к образованию консенсуса": как в свое время К. Аденауэр интегрировал почти все политические силы справа от СДПГ, так на сей раз В. Брандт сумел интегрировать политические силы слева от ХДС.

После того, как В. Брандт возглавил правительство, он провозгласил активную политику реформ, призвал "отважиться на большую демократию" и "демократизировать все сферы жизни общества". Вместе с тем он заявил, что политика социал-либеральной коалиции будет вестись "под знаком преемственности и под знаком обновления". Преемственность нашла выражение в решении внутренних проблем, а обновление - внешних.

Во внешней политике произошли разительные перемены. Заключенные в 1970-1972 гг. договоры ФРГ с СССР, ПНР и ГДР означали отказ от применения силы во взаимоотношениях этих стран, признание сложившихся между Востоком и Западом границ в Европе.

Во внутренней политике наиболее заметными были два принятые бундестагом закона: новый закон об уставе предприятия (1972 г) и закон о расширении сети социального обеспечения. Затем экономический кризис середины 70-х годов перечеркнул многие из социал-демократических начинаний.

С 1970 г. основную энергию правящая коалиция тратит на то, чтобы сохранить большинство в 12 мест в бундестаге. ХДС/ХСС, используя недовольство некоторых депутатов от СвДП новой восточной политикой и отдельных социал-демократов провозглашенным курсом на демократизацию общества, переманили в лагерь оппозиции 6 депутатов (среди них оказался даже "суперминистр" К. Шиллер).

В бундестаге возникла патовая ситуация, в которой христианские демократы попытались устранить правительство В. Бранд-та-В. Шееля, не дожидаясь новых парламентских выборов. В мае 1972 г. по инициативе ХСС оппозиция в связи с ратификацией договора ФРГ с СССР и ПНР поставила вопрос о конструктивном вотуме недоверия В. Бранду, выдвинув на пост канцлера кандидатуру Р. Барцеля.

Казалось, что он должен был получить большинство. Однако какие-то два депутата от оппозиции (имена которых до сих пор неизвестны) не проголосовали за Р. Барцеля, и коалиция СДПГ-СвДП осталась у власти.

Однако вследствие патовой ситуации и недееспособности правительства В. Брандта - В. Шееля бундестаг был распущен и были объявлены новые выборы.

СДПГ приняла избирательную программу, в основу которой была положена весьма привлекательная для большинства избирателей концепция "качества жизни".

Досрочные выборы принесли социал-либеральной коалиции убедительную победу - большинство в 36 мест в бундестаге. СДПГ добилась самого значительного за послевоенный период избирательного успеха - 45,8% голосов, благодаря чему социал-демократы образовали в бундестаге самую большую фракцию.

Как парламентская партия СДПГ усилила свои позиции благодаря расширению своей избирательной базы, состоящей теперь из трех основных групп: традиционно из рабочих, далее - молодых избирателей и, наконец, из представителей новых средних слоев (служащих и чиновников). В 1972 г.70% всех рабочих проголосовали за СДПГ - результат, который не достигался ни до, ни после этого. Молодых избирателей, голосовавших за социал-демократов, было в процентном отношении больше, чем представителей других возрастных групп. В 1972 г. из числа новых средних слоев за СДПГ проголосовали 48%. В дальнейшем доля этой группы в избирательном корпусе СДПГ стала падать.

Все это свидетельствует о том, что 1972 г. означал высшую фазу в политической деятельности СДПГ как правительственной партии.

В дальнейшем на протяжении 10 лет социал-демократы возглавляли западногерманское правительство.

Резюмируя, нужно отметить, что в приходе СДПГ к власти сыграл роль целый ряд факторов. Отметим наиболее значимые из них. Важнейшее значение имели программные установки партии и их отражение в ее предвыборных программах. Далее - умение партийного руководства учитывать при выработке предвыборной стратегии динамику социальной структуры общества, изменение социальной, экономической и политической обстановки в стране и на международной арене. На результатах выборов отчетливо проявляется дееспособность партийных организаций на всех уровнях как в предвыборной борьбе, так и в реализации предложенных электорату программ. Важно также правильно определить союзников и конкурентов в предвыборной кампании и проводить хорошо продуманную политику по отношению к ним. Необходим реальный учет настроя общественного мнения по отношению к партии, ее политике и ее лидерам. Позиции партии значительно улучшает наличие популярного, пользующегося авторитетом среди населения кандидата в канцлеры. Кроме того, важны правильный выбор центрального лозунга в избирательной кампании, формы и методы пропаганды и агитации и многое другое.

Так, Годесбергская программа устранила препятствия, которые стояли перед СДПГ на пути к власти. Но сам путь она нашла в проведении активной кейнсианской политики в области экономики и "новой восточной политики" в сфере внешней политики. Исходя из этих позиций, СДПГ пришла к власти и достигла значительных успехов в экономике, социальной и внешней политике.

За годы существования ФРГ у СДПГ никогда не было достаточно голосов для формирования однопартийного правительства. Поэтому для привлечения широкого круга избирателей она должна была менять свой политический профиль. Это было необходимо также для того, чтобы стать в глазах других партий такой политической силой, которую будущие партнеры сочли бы приемлемой для создания правительственной коалиции.

Страницы: 1, 2