скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Функции исторического познания. Методология истории скачать рефераты

p align="left">В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения Китая -- при дворе императора) находился историограф. Ко II веку до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локальных. Обобщил эти источники сын придворного историографа Сыма Таня -- Сыма Цянь (145 или 135 -- около 86 до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.

II этап. Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода, исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354--430). Популярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского (538 или 539 -- 593 или 594), Рауля Глабера (985 около 1047), Михаила Пселла (1018 -- около 1078 или около 1096). Григорий Турский -- автор «Истории франков» в десяти книгах. Этот труд считается историческим памятником раннего Средневековья, его автора называют «отцом варварства».

На арабском Востоке наиболее крупными учеными-историками были авторы «всеобщих историй» Якуби (X в. н.э.), Абу Ханифа ад Динавери (IX в.) и Табари (кон. IX -- начало Х вв.). В Китае в XI в. государственный деятель и историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.

В средневековой России в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора. Затем появилось «Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения перед угрозой вражеского нашествия.

Изучение истории человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения, перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью средневековой религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Усиливается интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Н. Макиавелли (1469--1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории -- имущественную.

III этап. В эпоху Нового времени некоторые западноевропейские историки и философы, отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Итальянский философ, один из основоположников историзма Д. Вико (1668--1774) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам); героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). А. Тюрго (1727--1781) --французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист -- считал, что историей общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи правят миром. Они же развили после Цицерона (106--43 до н.э.) идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха. Однако в целом западноевропейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений, т.е. Нового времени, несмотря на борьбу с феодально-церковными воззрениями на историю общества, оставалась на идеалистических позициях. Для воззрений ученых этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически (хотя и метафизически), они в изучении истории оставались сторонниками идеализма, объясняя ход исторического процесса как проявление «воли Бога», «божественного провидения», «божественного мирового духа» или абсолютной «идеи». Крупнейшими ее представителями на Западе были Ф. Гиэо (1787--1874), О. Тьерри (1795--1856), Ф. Минье (1796--1884), М. Генри (1818--1881), Г. Карлейль (1795--1881 Л М. Маколей (1800--1859). Французские историки Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье в первой половине XIX в. создали буржуазную теорию классовой борьбы, в которой признали классовые различия в обществе, но отрицали эксплуататорский характер буржуазного государства. В XIX в. немецкие историки Ф. Шлоссер (1776--1861) и С. Онкекн создали «Всемирную историю» (соответственно 19 и 46 томов).

Огромное значение для развития исторической науки имело утверждение в XIX в. исторического метода познания и появление марксизма.

Исторический метод (принцип) подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся признавали до Маркса представители немецкого классического идеализма, например, Гегель (1770--1831). Однако последовательно принцип историзма был разработан К. Марксом (1818--1883) и Ф. Энгельсом (1820--1895). Его отличительная черта -- распространение на все сферы объективной действительности -- природу, общество, мышление. Маркс и Энгельс писали: «Мы знаем только одну единственную науку -- науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».

Историческая мысль Востока в XVII--XIX вв. переживает упадок; историки этого времени не выдвигают новых идей и концепций, а подражают древним авторам -- и по содержанию работ, и по их форме.

В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» В.Н. Татищева (1686--1756), «История Российская» М.М. Щербатова (1733--1799) в 20 книгах.

Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Н.М. Карамзин (1766--1826). Его главный труд -- «История Государства Российского», написанная простым живым языком. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева (1820--1879), «Русская история» Н.И. Костомарова (1817--1885) и «Курс русской истории» В.О. Ключевского (1841--1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н. Грановский (1813--1855).

IV этап. Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время (конец XIX--XX вв.) На этом этапе в западной исторической науке были разработаны различные концепции исторического развития. Здесь следует назвать англичанина Арнольда Тойнби (1889--1975), американца Уолта Ростоу (р. 1916), Макса Вебера (1864--1920), Марка Блока (1886--1944), Алвина Тофлера (р. 1928) и др.

1.4 Функции исторического познания

История выполняет несколько социально значимых функций:

Первая функция -- познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция -- практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего -- корни интереса людей к своей истории. Русский историк В.О. Ключевский (1841--1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу -- над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».

Третья функция -- мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение -- взгляд на мир, общество, законы его развития -- может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность -- это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором основывается наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества -- патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

1.5 Методология науки и курса всеобщей истории

Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития метода (способов исследования) как показывает познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод -- это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественной -- материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественноисторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют также специально-исторические методы исследования:

1. хронологический -- предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

2. синхронный -- предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

3. дихронный -- метод периодизации;

4. историческое моделирование;

5. статистический метод.

1.6 Принципы изучения исторических факторов

Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.

Основными научными принципами являются следующие:

1. принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.

2. принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности -- личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.

3. принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узко групповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

4. принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

1.7 Историография и источниковедение

Смысл истории состоит именно в ее достоверности, и всякая ее повествовательная конкретизация лишь тогда является исторической, когда представляет собой критическое осмысление документа, основанное на интуиции, размышлении, сознании, самосознании и т. п.; в противном случае история как наука не обладает упомянутой достоверностью и не имеет права на существование.

Именно поэтому, введено такое понятие как «историография».

«История исторической науки» (историография) уже утвердилась как одна из заметных отраслей исторической науки. Выявились основные типы историографических фактов и задачи их изучения и -- соответственно -- основные виды и разновидности историографических источников. Главными историографическими источниками признаются печатные труды историков, выдающиеся памятники общественно-исторической мысли. Именно к таким материалам в первую очередь обращаются во время занятий историографией в высшей школе; выработаны и проверены практикой приемы изучения таких историографических источников.

Историки исторической науки изучают историю накопления исторических знаний, развития исторической мысли и методики исследования, историю создания исторических трудов и биографии ученых, влияние явлений общественно-политической жизни на творчество историков и воздействие исторической мысли на общественное сознание, историю научных учреждений, организации исторического образования и распространения исторических знаний. С углублением специальных историографических исследований, с расширением проблематики историографических изысканий привлекается все более широкий комплекс историографических фактов. Наблюдается расширение источниковой базы историографических исследований: историки исторической науки обращаются и к многообразным неопубликованным (архивным) материалам традиционного типа и к таким разновидностям источников, которые ранее оказывались вне поля зрения историографа. Усложняются приемы источниковедения историографии, особенно в связи с разработкой проблем, находящихся на стыке наук или науки и литературы, науки и искусства, с использованием методики, принятой в других отраслях знания.

Источниковедение историографии как отрасль исторического источниковедения -- это наука об историографических источниках (следовательно, и о закономерностях их происхождения и развития), а также о приемах их выявления, изучения и использования в работе историографа.

Оно возникло из практики. Сначала изучались только письменные исторические источники, и было известно лишь откровенно прикладное источниковедение, причем отнюдь не в сфере собственно научных знаний.

Приемы, выработанные главным образом эмпирическим путем и опробованные долголетней практикой, превратились постепенно в методику исследования письменных источников. И так как основными задачами подобного прикладного источниковедения было определение подлинности документа и степени достоверности, содержащихся в нем сведений, то к этому преимущественно и свелись первоначальные представления о научных приемах источниковедения и его задачах. Интересовались главным образом собственно историко-содержательной (фактологической) стороной понятия «исторический источник» и искали ответа на вопрос, что дает данный источник для познания конкретного исторического факта или фактов, и соответственно источник именно в этой связи становился объектом внешней и внутренней критики. Наблюдения такого рода обобщались, приемы совершенствовались; найдены были логические объяснения этим действиям в их взаимозависимости, введены в обиход соответствующие научные термины.

Уровень же развития исторических знаний определяется не только числом историков и исторических трудов, но и числом их читателей и слушателей, не только накоплением исторических представлений, но и тем, как воспринимает их общество. Следовательно, историография -- это и история изучения исторического процесса, и история проникновения знаний об этом в среду тех, для кого создаются исторические труды.

Историография -- форма социального сознания; и историограф призван выяснить её «место» в общественной жизни, в развитии науки, культуры.

Именно для этого мы разделяем источники исторического происхождения на типы и подтипы.

Примерная схема типологической классификации источников такова:

1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода). К этому классу источников допустимо отнести не только чучела животных, птиц, гербарии, но в данной схеме классификации и самих птиц, животных, растения, т.е. многие естественно-географические источники исторического происхождения.

2. Изобразительные источники. Все изобразительные источники являются одновременно вещественными и могли бы рассматриваться как их подкласс. Но выделение особого типа изобразительных источников -- не просто дань привычной практике музейной классификации, а объясняется тем, что они -- в отличие от большинства вещественных источников -- несут, как правило, дополнительную культурно-историческую информацию, «изображая» иное явление. И именно эта информация воспринимается как основная, а их «вещественность» - как дополнительная.

а. Художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии).

б. Изобразительно-графические. К ним относятся, прежде всего, памятники, содержащие графическую информацию, т.е. информацию, выражаемую при помощи наглядных графических образов, не составляющих алфавита.

в. Изобразительно-натуральные (прежде всего, фотографии, кинокадры).

3. Словесные источники.

а. Разговорная речь.

б. Памятники устного творчества (фольклор).

в. Письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы - видов и разновидностей.

К этому типу относятся и все фотодокументы, в той или иной мере фиксирующие речь человека.

4. Конвенциональные источники во всем их многообразии. Все системы условных обозначений графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и другой символики и др.) и изобразительно-схематическими (электрокардиограмма, осциллограмма и др.) К ним, по-видимому, должны быть отнесены документы информации на разного типа искусственных машинных языках, т. е. информация, запечатленная на машинных носителях, а не на традиционной документной основе. Точное содержание этих источников для всех, кроме специально подготовленных лиц, может быть раскрыто путем использования другого типа источников, прежде всего словесных. Многие из этих источников могут рассматриваться и как письменные (т. е. подтип словесных) или изобразительно-графические (т. е. подтип графических).

5. Поведенческие источники.

Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) -- коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные, спортивные и др.). Обычаи-действия зачастую отражают пережитки прошлого быта и изучаются этнографами. Однако достаточно распространенный термин «этнографические источники» трудно признать удачным, так как собственно этнографическими материалами, используемыми этнографами в своей работе, даже в полевой практике, являются и иные типы, и подтипы исторических источников, и, прежде всего вещественные.

Некоторые из них, прежде всего химические по форме; другие сопровождаются словами, музыкой (являясь своеобразными комплексными источниками).

6. Звуковые, или аудиальные, источники.

Это звуки в широком и узкомузыкальном смысле, ибо музыковеды пишут особо о «звуках», «звонах», «шумах». К ним относятся и записи голосов птиц, животных.

На первый взгляд, существенным группам исторических источников не находится места в этой классификации, так как они относятся к пограничным, смешанным или комплексным классам исторических источников. Однако и такие многомерные источники тоже оказываются в одном из названных ранее классов, но только при учете лишь одной из их форм. Например, монеты -- вещественные источники с изображениями и надписями (они могут рассматриваться и как разновидности нескольких типов источников -- вещественных, изобразительных, словесных); картографические материалы и плакаты, являющиеся одновременно письменными и изобразительными источниками; песни -- одновременно и словесные, и звуковые источники. Некоторые вещественные источники являются, прежде всего, знаками престижа и могут восприниматься и как поведенческие источники. Памятники садово-паркового искусства, заводы и фабрики, поселения -- сложнейшие комплексные источники. Кинофильмы -- источники поведенческие и изобразительные одновременно, а часто еще и словесные и звуковые (музыка, различные шумы). Теперь в употреблении термин «аудиовизуальный документ», содержащий сочетание изобразительной и звуковой информации; говорят об аудиовизуальных формах культуры.

Кинофильмы было бы вообще допустимо выделить в особый тип исторических источников, и не только потому, что это широко распространенный ныне класс источников, содержащих разнообразную социальную (историческую) информацию, но и потому, что это источники, показывающие (и, соответственно, позволяющие изучать) явления в движении.

Условность предлагаемой классификации (как, впрочем, и всякой классификации) очевидна. При обозначении объекта соответствующего класса отмечается лишь существенный в данном случае признак сходства и признается несущественным -- опять-таки лишь в данном случае -- характер их различий. Все письменные источники, например, могут ведь одновременно рассматриваться как вещественные и классифицироваться по признаку материала, на котором дошли записи, по признаку материала или орудия, которым сделаны записи, и т. д. Условное разделение даже письменных и иных подтипов словесных источников: публичное выступление общественного деятеля может восприниматься в наши дни и как письменный источник, напечатанный в газете, и как разговорная речь, непосредственно услышанная или воспринятая в передаче радиодиктором, и даже как изобразительный и поведенческий источник, если с ней знакомимся по телепередаче, и т. д.

И эту условность всяких дефиниций и систематизации необходимо всегда не упускать из виду и четко договариваться о смысле употребляемых (в конкретных ситуациях) определений.

Предлагаемый вариант первичной типологической классификации исторических источников, точнее сказать, источников исторического происхождения имеет гипотетический характер, нуждается в проверке на долговременность и в уточнениях.

Подобная прикладная классификация исторических источников по формальным (внешним) признакам их рассчитана в первую очередь на учебные цели, музееведческую и краеведческую деятельность, на «источниковедческую практику». Она предназначена не для углубленного изучения исторических источников как носителей социальной информации, а для выявления, учета и первичного разделения памятников на классы и может в лучшем случае рассматриваться как одна из предпосылок для обоснования «сущностной» и многоаспектных классификаций исторических источников.

Заключение

И в заключение хочу добавить, что для создания научно-исследовательских исторических работ «большой мысли» и для распространения глубоких знаний по методологии истории следовало бы большее внимание уделять и самой методике исторического исследования, выявляя при этом теснейшую взаимосвязь методологии и методики исторического исследования. Дальнейшей углубленной разработке методологических вопросов истории помогло бы изучение того, что уже сделано в этой области. Здесь уже отмечалась полезность ознакомления с творческим наследием историков-марксистов 1920-х -- начала 1930-х годов. Видимо, следует и более детально знакомиться с новейшими трудами зарубежных марксистов. Появление обобщающих, по существу, историографических работ по такой тематике существенно облегчит нашу дальнейшую работу.

Одно из самых важных условий подъема теоретической мысли в области методологии истории -- это неустанное творческое изучение трудов классиков марксизма-ленинизма.

Также внимание историков исторической мысли не могут не привлекать проблемы: историческая тема в популярных общественно-политических научных, литературно-художественных журналах и в газетах; проявление интереса к историческим событиям, к историческим личностям (и соответственно к использованию собственно исторических источников) у писателей, деятелей искусства. Ждет детального исследования сложная и многоаспектная проблема «историк и читатель».

Очевидно, следует выявить комплекс источников, помогающих установить не только исторические темы, привлекавшие широкое внимание, но и труды историков, оказывавшие наибольшее воздействие на настроения определенных общественных кругов, исторические сочинения, наиболее популярные в определенной среде. Понятно, что изучение этих и других проблем историографии подразумевает расширение привычной источниковой базы. Успех подобной работы в значительной мере предопределяется изысканиями в архивах, ознакомлением с малоизвестными ныне и забытыми изданиями. Но не менее важно выработать -- и проверить на практике историографических исследований -- методику выявления и изучения различных разновидностей историографических источников. Этим вопросам желательно было бы посвятить специальные исследовательско-методические работы, основанные на обобщении опыта именно источниковедения историографии.

Я считаю, что это тема ещё малодоступна для нас и скудна своей информацией (если сравнивать с тем, сколько информации хранят в себе исторические источники: изведанные и ещё не найденные). Ещё многое стоит рассмотреть, ещё во многом стоит покопаться.

«Нет предела совершенству!»

Список использованной литературы

1. Шмидт С.О. «Путь историка: избранные труды по источниковедению и историографии» Москва «Просвещение» 1994

2. Кроче Б. «Теория и история историографии» Москва «Просвещение» 1998

Страницы: 1, 2