скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Функции фараона в Древнем Египте скачать рефераты

Функции фараона в Древнем Египте

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Курский государственный университет

Факультет исторический

Кафедра всеобщей истории

Курсовая работа на тему:

"Функции фараона в Древнем Египте"

Выполнила

студентка 3 курса

Иванова О. А.

Научный руководитель:

доцент, кандидат исторических наук

Иванова О. С.

Введение

Актуальность темы: Вопрос об устройстве древневосточного общества является одним из наиболее сложных и спорных в востоковедении. Не вызывает сомнения то, что по типу правления Египет является восточной деспотией. А значит, во главе государства находился деспот - фараон. Все египтологи сходятся во мнении, что фараон обладал огромной властью, и почитался как бог. Однако, отдельно функции фараона не рассматривает практически ни один историк. Отсутствие в отечественной египтологии специального исследования по этому вопросу обусловило актуальность темы данной работы.

Цель работы: Рассмотреть функции фараона, а так же его экономическое положение.

Задачи:

1) охарактеризовать деятельность фараона;

2) охарактеризовать экономическое и бытовое положение фараона.

Источники: Основными источниками по данной теме являются литературные произведения.

"Жизнеописание вельможи Уны" - иероглифическая надпись на плите сановника - современника фараонов IV династии Тети II, Пиопи II, Меренра I (середина XXV в.до н.э. - начало XXIV в. до н.э.). В этом источнике приводятся ценные сведения о судебной системе и придворной жизни.

"Странствия Синухета" - придворный роман XX в. до н.э. Наиболее полные списки этого произведения сохранились на двух иератических папирусах эпохи Среднего царства. Несмотря, на то, что "Странствия Синухета" - это художественное произведение, оно дает важные сведения о придворной жизни Среднего царства. Особенно ценен материал, касающийся аудиенции Синухета у фараона.

Историография. Существует немало научных трудов, посвященных истории древнего Египта. Но далеко не все авторы рассматривают непосредственную деятельность фараона. Однако, некоторые авторы, описывая ту или иную сторону жизни египетского общества, касаются фараона и его положения. Из работ зарубежных египтологов нам оказались доступны некоторые.

В труде Д. Брестеда и Б. Тураева "История Древнего Египта" дается четкое и законченное представление об истории древнего Египта на основе материала, имевшегося в распоряжении исследователей XIX века. Некоторые выводы авторов устарели, однако приведенный фактический материал сохраняет свою ценность. Современная историография пересмотрела ряд положений их концепции. Авторы в хронологической последовательности дают описание каждого периода правления фараонов, и характеризуют их деятельность.

П. Монтэ в книге "Египет Рамсесов" дает широкое описание всех сторон жизни в Египте на протяжении его истории. Отдельно рассматриваются все слои населения, начиная от их занятий и заканчивая бытом. Особенно ценен материал, касающийся описания внешнего вида фараона и его личной жизни.

О. Егер в своем четырех томном труде " Всемирная история" уделяет лишь немного внимания Древнему Египту, однако фактический материал, приводимый автором, весьма ценен.

В книге Б. Мертц "Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы." всесторонне рассматривается религиозная сторона жизни древних египтян. Особенно важно то, что автор рассматривает подробно деятельность фараонов-реформаторов.

Наша тема нашла определенное отражение в отечественной историографии.

В "Культуре Древнего Египта" под редакцией И. С. Кацнельсона рассматриваются все стороны жизни египетского общества. Книга написана составом авторов. Все авторы дают ценный описательный материал.

В работе Е.А. Разина "История военного искусства XXXI в. До н. э.-VI в.н.э." лишь небольшой раздел посвящен армии древнего Египта. Для нас представляет интерес материал, относящийся к участию фараонов в командовании войсками.

"Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке" под редакцией И. А. Стручевского очень подробно рассматривает дипломатические отношения Древнего Египта со всеми странами, наиболее влиятельными на Востоке в тот период.

Ю.А. Перепелкин в труде "История Древнего Египта" на современном уровне египтологии рассматривает историю древнего Египта и населения. Автор дает представление о функциях фараона.

Учебное пособие по истории Древнего Востока под ред. В.А. Кузищина помогает составить общее представление об историческом, политическом и экономическом положении древнего Египта.

Глава I. Функции фараона

1. Экономическая функция

Данная функция была главной для фараона. Процветание страны - основа благополучия. Если население довольно своим правителем, то в государстве мир и спокойствие.

Египет - это дар Нила. На протяжении всего период существования страны, орошаемое земледелие было основной отраслью сельского хозяйства. Поэтому забота о расширении и сохранении ирригационных каналов была важной и обязательной для царя. Фараону приходилось заниматься организацией трудоемких ирригационных работ. Царь Рамсес IV, сообщая всем жителям Египта о его благодеяниях в период царствования, призывает народ исполнять распоряжения и приказы его сына и приемника: "Выполняйте для него всякие работы! Перетаскивайте для него памятники! Ройте для него каналы! Совершайте для него работы руками вашими!". Рытье каналов царь причислял к крупнейшим государственным работам.

Цари часто говорят в анналах о своем участии в составлении плана храма, или о своем присутствии при торжественной закладке какого-нибудь важного объекта (будь то храм божества, собственная гробница фараона, или какое-либо административное здание). Фараон не просто обязан присутствовать во время открытия, но и лично заложить первый камень будущего здания. Рамсес IV захотел поставить памятник своим предкам и храмы богам Египта. Свою работу он начал с изучения документов из книг "дома жизни" о лучших путях к "горе бехена", в последующем обследовании которой он принял личное участие. Положение Рамсеса II не позволяло ему покидать берега Нила. Поэтому он просто изучил способы добычи воды в пустыне Икаита, оставаясь в своем дворце в Хут-ка-птах (т. е. Мемфисе).

Кроме того, царю приходилось быть не только строителем, но и пахарем. Когда на востоке появлялась звезда Сириус, в Египте начинался сезон сельскохозяйственных работ. Первую ритуальную борозду на поле делал фараон. Во время жатвы первый сноп - "бедет" - срезал также глава государства. Согласно мировоззрению египтян того времени, это необходимо для того, чтобы боги благословили работу.

Фараон вникал и во всякие технические проблемы. Он постоянно принимал своих министров и инженеров для обсуждения потребностей страны, в особенности сохранения запасов воды и расширения оросительной системы.

Есть сцена, на которой изображен царь, осматривающий общественное здание вместе с главным архитектором, визирем. Главный архитектор присылал планы устройства царских поместий, и мы видим монарха, обсуждающего вместе с ним вопрос о выкапывании в одном из них озера длиной в 2000 футов.

По окончании работы в царских канцеляриях монарх отправлялся на носилках в сопровождении визиря и свиты осматривать свои постройки и общественные работы, и его рука давала себя чувствовать во всех важнейших делах страны. Царь посещал в пустыне каменоломни и копи и осматривал дороги, отыскивая подходящие места для колодцев и станций. Так, фараон Сети заботился о воде для искателей золота в районе к востоку от Эдфу. Этот вопрос его так волновал, что он лично явился на место посмотреть, что делается для томимых жаждой людей, которые работали под палящим солнцем. Об этом свидетельствует одна из надписей храма.

Фараон XII династии Сенусерт I покорил Нубию и заставил вождей племен разрабатывать рудники на востоке. Амени, правитель Антилопьего нома, был послан с отрядом в 400 человек за добытым золотом. Воспользовавшись случаем фараон отправил с Амени молодого принца, будущего Аменемхета II, чтобы он ознакомился со своей страной.

Многие фараоны, наверняка, относились к своим обязанностям очень серьезно. Заявления тяжущихся наследников проходили непосредственно через фараона. Все земли, пожалованные фараоном, передавались на основании царских декретов, заносившихся в "царские писания" в канцеляриях визиря. Фараон прочитывал много утомительных свитков государственных бумаг и диктовал депеши начальникам работ на Синайском полуострове, в Нубии и Пунте, на южном берегу Красного моря. Также царь ежедневно получал срочные донесения и был в курсе всех событий. Он диктовал ответы, а при надобности созывали своих советников. Фразой: "Пришли доложить его величеству..." -- начинаются надписи на многих официальных стелах. Как мы видим, фараон был весьма занятой личностью.

2. Политико-административная функция

Высокое положение, занятое фараоном, знаменовало собой его активное участие в делах управления. Он имел обыкновение каждое утро принимать визиря, играющего главную роль в администрации, чтобы советоваться с ним относительно нужд страны и текущих дел, подлежавших его рассмотрению. После совещания с визирем он встречался с главным казначеем. Эти два человека ведали важнейшими отделами управления: сокровищницей и судом.

Палата фараона, где они делали ежедневно доклады правителю, была центральным органом всего управления, где сходились все его нити. Прочие правительственные доклады делались, равным образом, здесь, и теоретически все они проходили через руки фараона. Даже из ограниченного числа дошедших до нас документов подобного рода мы видим огромное количество детальных административных вопросов, решавшихся монархом.

В интересах местного управления Египет был разделен на административные округи - номы. Во главе округа стояли номархи. По существующим документам в настоящее время невозможно определить, в какой мере ощущали местные владетели давление фараона в своем управлении и администрации. В номе, по-видимому, находился царский уполномоченный, обязанный блюсти интересы фараона, а также были там "надзиратели за коронными владениями" (вероятно, подчиненные ему), заведовавшие стадами в каждом номе. Но сам номарх был посредником, через руки которого проходили все доходы сокровищницы с нома. "Все налоги царского дома проходили через мои руки", - говорит Амени из Антилопьего нома.

Как указывают Д. Брестед и Б. Тураев, не все вотчины, которыми управлял номарх, являлись его неограниченной собственностью. Его имущество состояло из земель и доходов двоякого рода: "отцовского поместья", полученного от предков и бывшего родовым, и "княжеского поместья", которое не могло переходить по завещанию и в случае смерти номарха всякий раз заново даровалось как надел фараоном его наследникам. Именно это обстоятельство и давало до известной степени возможность фараону держать в своих руках ленных владетелей и сажать по всей стране сторонников своего дома.

Главнейшим административным органом, координировавшим и централизовавшим номы, была сокровищница, благодаря функционированию которой ежегодно притекали в склады центрального управления зерно, скот, птица и изделия ремесленников, а затем и деньги, собирались как подать поместными губернаторами. Были также и другие источники доходов сокровищницы. Кроме внутренних доходов, включавших подати с номов и резиденций, фараон получал еще регулярный доход с золотых копей в Нубии и на Коптскрй дороге к Красному морю. "Торговля с Пунтом и Южными берегами Красного моря, по-видимому, была исключительной прерогативой фараона, и должна была приносить значительный доход; равным образом, копи и каменоломни на Синайском полуострове, а также, быть может и хаммаматские каменоломни представляли собою регулярный источник дохода".

Над всем финансовым управлением стоял "главный казначей", живший, разумеется, при дворе, и дававший фараону ежегодный финансовый отчет.

По мнению историков Д. Брестеда и Б. Тураева, государство, устроенное таким образом было крепким до тех пор, пока во главе государства стоял сильный человек. Стоило фараону выказать слабость, чтобы номархи могли стать независимыми, и целое готово было распасться на части.

3. Функция административного управления

Чтобы управлять огромным государством фараон создает разветвленный аппарат управления. Количеством чиновников древний Египет мог посоперничать с современностью. Назначение их зависело от воли царя.

Так, некий чиновник повествует о своем темном происхождении следующим образом: "Вы будете беседовать о нем друг с другом и старики будут поучать им юношей. Я происходил из бедной семьи и из небольшого города, но владыка Обеих Стран (царь) оценил меня. Я занял большое место в его сердце. Царь, подобие солнечного бога, в великолепии своего дворца призрел меня. Он возвысил меня выше (царских) товарищей, введя меня в среду придворных князей... он поручил мне вести работы, когда я был юношей, он нашел меня, весть обо мне дошла до его сердца. Меня ввели в дом золота, чтобы делать фигуры и изображение всех богов".

Фараону приходилось соблюдать особую тщательность в подборе людей для важных должностей. Визирь был самым могущественным человеком в государстве после фараона. Это была невероятно прибыльная должность с огромными возможностями. От преданности этого лица, во многом зависело благополучие страны. Мудрые цари старались назначить на эту должность своего преемника. Если же это было невозможно, то визирем становился близкий друг фараона.

После воцарения Хатшепсут на престоле "ее сторонники заняли самые влиятельные должности". Ближе всего к царице стоял Сенмут. Он воспитывал юную царицу Нефрут. Самым влиятельным из сторонников царицы был Хапусенеб, бывший одновременно визирем и верховным жрецом Амона, то есть в его руках сосредотачивалась вся власть административного управления и вся власть жречества.

Награды чиновникам и военным в древнем Египте были довольно распространенным явлением. Фараоны давно заметили, что ничто не укрепляет человеческой преданности так сильно, как награды. Один придворный так определил фараона: "Он тот, кто умножает добро, кто умеет дарить. Он бог, царь богов. Он знает всех, кто его знает. Он вознаграждает тех, кто ему служит. Он защищает своих сторонников. Это Ра, чье видимое тело -- солнечный диск и который живет вечно".

Во время освободительных войн и завоевания Сирии фараоны Среднего царства одаривали золотом храбрецов. Обычай укоренился. И вскоре штатские лица тоже начали получать почетные награды.

Случалось, что вознаграждение вручали одному человеку, но чаще во дворце собирали сразу многих, удостоенных милости фараона. Когда они выходили из дома, облачившись в лучшие одежды, и усаживались в колесницу, все слуги и соседи выстраивались у дверей, чтобы приветствовать счастливцев. Перед дворцом колесницу оставляли на специально отведенной площадке. Колесничие переговаривались между собой или со стражниками. Каждый восхвалял своего хозяина и награды, которые его ожидали.

Когда все собирались во дворе, фараон выходил на балкон, за которым - зал с колоннами. С улицы видна целая анфилада царских покоев с креслами и роскошными ларцами. Подарки раскладывались на столах. Их подавали фараону и заменяли другими по мере надобности. Царские командиры выстраивали награждаемых и поочередно подводят их к балкону. Здесь они приветствовали фараона, но только поднятием рук, не простираясь на земле, и произносили хвалебные слова в честь повелителя. Фараон отвечал похвалой своему слуге. Он говорил о его верности, способностях и преданности. А особо отличившимся сам сообщал о повышении в должности: "Ты мой великий слуга, ты слушал все, что касалось твоих обязанностей, которые ты выполнил, и я тобой доволен. Я поручаю тебе эту должность и говорю: "Ты будешь есть хлеб фараона, да будет он жив, невредим, здоров, твоего владыки в храме Атона"". Подобные церемонии были привилегией только высшей знати.

Иногда эти церемонии происходили не во дворце, а под открытым небом либо потому, что награждаемый слишком важная персона и ему нельзя просто так швырнуть с балкона несколько ожерелий, либо потому, что собиралось очень много народа. В таких случаях на большом дворе строили легкую беседку с балдахином, которую умелые ремесленники превращали в изысканную и роскошную.

В качестве награды выступали не только драгоценности, но и рабы, чаще всего захваченные в битве. Особой наградой выступали кони.

Но для успеха в карьере было также необходимо и тактичное отношение к фараону, и мудрецы прославляют того, кто умеет молчать на царской службе. Сохетепибра, вельможу при дворе Аменемхета III, оставил на своей могильной плите увещевание к детям служить верою и правдою царю, причем говорит среди многих других вещей: "Сражайтесь за его имя, оправдывайтесь, клянясь им, и у вас не будет забот. Любимец царя благословен, но нет могилы для человека, враждебного его величеству: тело его будет брошено в воду".

Страницы: 1, 2, 3