скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Франция как пример правового государства после Второй мировой войны скачать рефераты

p align="left">Правительство Французской Республики представляет собой коллегиальный орган, несущий основную ответственность за осуществление исполнительной власти в стране. На него возложено общее руководство и управление делами государства. В качестве органа общеполитического руководства правительство определяет задачи и цели государственной политики. Правительство одновременно остается высшим органом управления. Соответственно оно намечает и осуществляет меры, необходимые для реализации поставленных целей и задач. Правительство является главным распорядителем кредитов, на него возлагается исполнение государственного бюджета. В распоряжении правительства находятся также административный аппарат и вооруженные силы. Все эти полномочия перечислены в ст. 20 Конституции 1958 года, определяющей общий статус правительства.

Своеобразие и специфика статуса правительства во Франции заключается в том, что оно как бы выступает в двух значениях. Во-первых, оно представляет собой Совет министров республики. Во-вторых, оно выступает в форме кабинета, объединяя всех членов правительства, но под руководством премьер-министра.

Сложность состоит в том, что в ряде случав основной закон не проводит четкого различия между двумя организационными формами, пользуясь собирательным термином “правительство”. Так, Конституция (ст.49) говорит об ответственности правительства, явно исключая при это президента республики. Ведь он парламентской ответственности не несет. В то же время премьер-министр может поставить вопрос о доверии правительству только после обсуждения в Совете министров. А в данном случае участие президента -- необходимое условие, ибо совет министров собирается только под его председательством Конституция законодательные акты Французской республики. - М., 1958..

Действительно, согласно ст. 20, “правительство определяет и осуществляет политику Нации”. Можно было бы предположить, что это делает Совет министров. Но ведь эта формула дается в разделе посвященном правительству, а не президенту республики. Из этого можно предположить, что на практике вопросы решаются коллегиальным органом, а президент высказывает только свое мнение. Или, напротив, решает президент, а коллегиальный орган лишь принимает участие в обсуждении.

Ответ на эти вопросы дала практика функционирования государственного механизма. Все зависит от расстановки политических сил в стране. Так если и президент и премьер-министр представляют одни и те же силы, то у президента в руках находятся, как правило, управление всех наиболее важных вопросов, оставляя а руках министров вопросы оперативного характера.

Иначе выглядит ситуация, когда Елисейский дворец (резиденция президента) и Матиньон (резиденция правительства) контролируют разные политические силы. Здесь особо важное значение приобретает то, что решение наиболее существенных вопросов может иметь место лишь при и обсуждение в Совете министров. Вполне естественно, что в рассматриваемых условиях полномочия президента и сами реальные возможности их осуществления значительно сужаются, а полномочия премьер-министра существенно расширяются Салмин А. М. Демократия: генезис, структура, культурные традиции. - М., 1992. - С. 74.

Таким образом, система противовесов, заложенная в построении исполнительной власти, позволяет ее по-разному сбалансировать в различных политических ситуациях.

Порядок формирования правительства в правовом отношении сравнительно прост. Президент республики назначает премьер-министра и по его представлению других членов правительства. Формально президент не связан какими-либо условиями назначения, и его декрет не нуждается в контрассигнации. Поскольку, однако, существует институт парламентской ответственности правительства, президент не может не считаться с раскладом сил в Национальном собрании.

Члены правительства назначаются президентом по представлению премьер-министра. Конституция 1958 года также отмечает особое положение премьер-министра среди других министров.

Премьер-министр руководит деятельностью правительства. Он несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, обладает регламентарной властью и производит назначения на высшие военные и гражданские должности, за исключением тех, назначение на которые производит приоденет.

Во Франции не существует фиксированного в Конституции числа и перечня министерств. Состав Совета министров определяется всякий раз, когда формируется новое правительство.

В стране с высоким уровнем централизации и бюрократизации государственного аппарата уже сравнительно давно сложилась еще одна специфическая система дополнительного контроля за деятельностью администрации. Она призвана, прежде всего, предотвратить возможность злоупотребления властью со стороны администрации и обеспечить соблюдения законности в случае ее нарушения представителями администрации. Речь идет о получившей широкое распространение во Франции административной юстиции. Административные трибуналы, представляющие собой суды первой инстанции по административным правонарушениям, рассматривают все жалобы на действия административных властей, связанные со злоупотреблением служебным полномочием и иными, преимущественно должностными преступлениями Демишель А. Институты и власть во Франции. - М., 1977. - С. 83.

Появление административной юстиции самым тесным образом связано с реализацией принципа разделения властей. С 1899 года Государственный совет является высшим органом административной юстиции по вопросам применения административного права и по делам, в которых одной из сторон выступает администрация.

Основу административной юстиции во Франции образуют ныне региональные административные трибуналы. Они рассматривают дела по искам об аннулировании неправомерных актов административных органов, о возмещении вреда в связи с ущербом, причиненным действиями администрации. Высшим органом административной юстиции является Государственный совет, который выступает кассационной и апелляционной инстанцией по делам, решаемым административными трибуналами. Кроме того, он рассматривает по первой инстанции дела, связанные с регламентарными актами президента республики, премьер-министров и министров.

В 70-е года во Франции возник еще один институт, призванный усилить контроль за деятельностью администрации и предупредить ее посягательства на права и свободы граждан. Речь идет о так называемом медиаторе, учрежденный по рекомендации Совета Европы для использования всеми странами, входящими в состав Совета.

Смешанная форма правления появилась во Франции с утверждением Пятой Республики. Она стала достаточно эффективным и действенным ответом на политический кризис, порожденный, наряду с прочим, нарушением баланса властей, вызванным чрезмерным усилением власти парламентских ассамблей. Своеобразие правового статуса президента республики вызвано не просто стремлением укрепить президентскую власть. Во всяком случае это не самоцель. Она была признана необходимой для того, чтобы преодолеть слабость и аморфность исполнительной власти, порождавших политическую нестабильность и угрожавшую национальной безопасности Демишель А. Институты и власть во Франции. - М., 1977. - С. 102.

Конечно, принцип разделения властей в условиях смешанной формы правления реализуется совершенно иначе, нежели в президентской республике. Тем не менее, он безусловно присутствует. Обеспечивая в первую очередь самостоятельность и эффективность исполнительной власти, он нацеливает одновременно все ветви власти на сотрудничество и взаимодействие. Опыт Пятой Республики подтвердил, что эта форма правления в состояние эволюционировать и остается весьма эффективной даже при радикальной смене политических ситуаций. Это тем более важно подчеркнуть, поскольку в российской печати некоторыми авторами высказывалось мнение, что французская модель организации власти недееспособна и не может эффективно способствовать преодолению кризисных явлений. Опыт конструирования и функционирования французского государственного механизма не подтверждает подобные выводы.

Избирательное право и избирательная система. Основные принципы избирательного права определены в ст.3 французской Конституции. Согласно основному закону выборы во Франции являются всеобщими, равными и тайными.

Всеобщность выборов означает, что избирательным правом пользуются все французские граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Депутат нижней палаты Парламента должен быть не моложе 23 лет. Возрастной ценз для сенаторов составляет 35 лет. Правом голоса на общенациональных выборах - президентских, парламентских - пользуются только граждане Французской Республики. Участвовать в голосовании в рамках территориальных коллективов на местах могут и неграждане, постоянно проживающие в стране Крутоголов М.А. Государственный строй Франции по конституции 1958 года. - М., 2000. - С. 127.

Судебная власть. Судебная система возглавляется Кассационным судом, высшим судебным органом общей юрисдикции, и Государственным Советом, высшим органом административной юстиции.

Административно-территориальное деление. Французская Республика - унитарное государство. Ее составные части не являются ни государствами, ни государственными образованиями.

Франция обладает довольно сложной административно-территориальной структурой. Традиционно в качестве ее составных частей выступают коммуна, кантон, округ, департамент и регион. Кроме них во Франции существует целый ряд других специальных округов - это военные, судебные, школьные и другие округа, границы которых не всегда совпадают с границами административно-территориальных единиц.

Необходимо заметить, что при последних сменах конституции в 1946 г. и в 1958 г., хоть и происходила резкая смена курса, режима и людей, стоящих у власти, переход от одного режима к другому происходил на основе процедур, предусмотренных для пересмотра или изменения конституции в предшествующих конституциях. Это очень важная черта. Таким образом, сохранялась преемственность власти, соблюдалась законность и, принятием новой конституции по правилам, которые описывались в старой, оказывалось уважение к закону, подчеркивая этим главенство закона в государстве и подавался пример последующим поколениям.

Таким образом, в новой конституции присутствуют концепции правовой государственности, присутствующие в прежних конституциях, которыми является приоритет интересов личности в деятельности государства, демократизм, разделение властей, реальное обеспечение прав и свобод личности.

2.2 «Режим личной власти»

Принятие Конституции повлекло за собой серию выборов, необходимых для формирования высших государственных учреждений.

В ноябре 1958 г. состоялись выборы в Национальное собрание Пятой республики. Они проводились по новому избирательному закону, который восстановил существовавшую при Третьей республике мажоритарную систему голосования в два тура.

Отличительной чертой выборов 1958 г. стала поддержка правительства де Голля всеми главными партиями, за исключением компартии. Кроме коммунистов, против правительства выступали только Автономная социалистическая партия и пужадисты, причем ни те, ни другие не хотели сотрудничать с компартией Голль Ш. Мемуары надежд: обновление 1958 -1960 гг. - М., 2000. - С. 48.

Результаты выборов показали, что в стране произошли глубокие изменения. Ведущей политической силой стали голлисты, поддержанные «независимыми».

В декабре 1958 г. состоялись выборы президента Республики. Победу одержал де Голль, которому только что исполнилось 68 лет. Он назначил премьер-министром одного из руководителей ЮНР (Союз в за щиту новой Республики), Мишеля Дебре. В правительство вошли «независимые», члены МРП и один радикал, но преобладали в нем члены ЮНР. Теперь в руках голлистов оказались все высшие органы власти: пост президента, правительство, Национальное собрание. Им не удалось овладеть лишь Сенатом. На выборах, проходивших в апреле 1959 г., сенаторами были избраны несколько коммунистов во главе с Ж. Дюкло, Ф. Миттеран, некоторые социалисты и радикалы. Большинство в Сенате составили центристские группировки.

Одной из особенностей правительства де Голля -- Дебре было прямое участие в нем представителей крупного капитала. Почти все министры имели деловые или семейные связи с банками или промышленными группами. Премьер-министр Дебре являлся членом правления нескольких крупных фирм и был близок к семье де Ванделей. Министр иностранных дел М. Кув де Мюрвиль состоял в правлении банка «Парижский союз -- Мирабо», министром финансов был управляющий Французским банком В. Баумгартнер, а затем -- В. Жискар д'Эстен, женатый на внучке Шнейдера и через отца связанный с Индокитайским банком. Начальником личного секретариата де Голля стал Ж. Помпиду, в прошлом -- генеральный директор банка Ротшильда Вюрмсер А. Де Голль и его сообщники. - М., 1998. - С. 33.

Общее руководство деятельностью правительства осуществлял президент. Военная и внешняя политика, а также политика в Алжире были официально объявлены «резервированным сектором», которым де Голль руководил лично. На заседаниях правительства министры не голосовали, а лишь высказывали свое мнение. Все основные решения принимал президент, и порой даже члены правительства узнавали о них из газет. Нестабильность правительств осталась в прошлом. Правительство Дебре управляло страной более трех лет, сменившее его правительство Помпиду -- более шести лет (абсолютный рекорд для Франции XX в.). Противники де Голля обвиняли его в стремлении к личной диктатуре и называли созданную им систему правления «режимом личной власти».

Главной целью своей деятельности де Голль считал восстановление величия Франции, ликвидацию ее зависимости от «старших партнеров» по Североатлантическому пакту -- США и Англии.

Основными задачами внутренней политики де Голль считал укрепление государственной власти, повышение экономической эффективности французской промышленности и ее модернизацию. Особо важное значение он придавал государственным планам, выполнение которых называл «пламенным долгом» французов. Целая система государственных кредитов, субсидий и других финансово-экономических мер, намеченных в Третьем (1958--1961) и Четвертом (1962--1965) планах экономического и социального развития, способствовала ускоренному развитию ведущих отраслей промышленности. Закон об ориентации сельского хозяйства 1960 г. предусматривал предоставление правительственных субсидий «жизнеспособным» (т. е. рентабельным) хозяйствам.

В 1958 г. была проведена пятнадцатая (с 1926 г.) девальвация франка, которая стимулировала французский экспорт. С 1 января 1960 г. правительство ввело новую денежную единицу -- «тяжелый» франк, стоимость которого в 100 раз превышала стоимость старого, «легкого» франка Красавина Л. Девальвация французского франка. // МЭМО 1969. - №10.

В соответствии с идеей «ассоциации труда и капитала» в 1959 и 1961 гг. были изданы правительственные ордонансы, рекомендовавшие предпринимателям выделять часть прибыли для поощрения особо старательных рабочих (в форме дополнительных премий или особых «рабочих акций»).

Очень большое внимание правительство уделяло развитию культуры.

Быстрый экономический рост повлек за собой существенные изменения в численности и структуре населения. В течение всех «тридцати славных лет» рождаемость оставалась высокой, а смертность благодаря успехам медицины постоянно уменьшалась. Сельскохозяйственных рабочих оставалось менее 600 тыс. (2,9% самодеятельного населения). Более 66% французов проживало в городах.

Численность промышленных рабочих в 60-е гг. почти не менялась, оставаясь на уровне 7--8 млн. человек (37% самодеятельного населения). Основной прирост городского населения приходился на непроизводственную сферу (торговля, обслуживание, государственный аппарат, наука, образование и т. п.). К началу 70-х гг. там было занято до трети всего самодеятельного населения. В быстро развивавшейся экономике ощущался недостаток рабочей силы, и правительство продолжало привлекать иностранных рабочих -- иммигрантов. Сначала среди них преобладали испанцы и португальцы, а затем -- выходцы из различных стран Африки и Азии. С 1954 по 1968 г. количество иммигрантов увеличилось на 900 тыс. и достигло 2,6 млн. человек. Их труд использовался по преимуществу на тяжелых и низкооплачиваемых работах в промышленности и сельском хозяйстве Кузнецов В.И. Франция : экономика государственного монополистического капитализма. - М., 1968. - С. 73.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7