скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Формирование режима личной власти Сталина. Бюрократическая сущность государства. Роль партийных и репрессивных органов государства скачать рефераты

p align="left">Постепенно в государственном аппарате сложился механизм назначений и перемещений. В 1920 году в ЦК и губкомах РКП(б) были образованы учетно-распределительные отделы. Они стали первыми органами, специально занимавшимися выдвижением и перемещением ответственных партийных работников, а также учетом кадров. Особенно активно действовал учетно-распределительный отдел ЦК, подчиненный непосредственно Секретариату ЦК РКП(б), генеральным секретарем которого с 1922 года являлся Иосиф Сталин,. В 1922 году Учраспред ЦК произвел более 10-ти тысяч назначений.

В период НЭПа и на фоне политической борьбы 20-х годов происходил рост, а также последовательное сосредоточение всё большего числа полномочий и властных функций государственного аппарата. Номенклатура проникала во все сферы жизни советского общества, все больше приобретая тоталитарные оттенки. По мере увеличения влияния Сталина, усиливалась и власть бюрократии.

Со временем представители старой гвардии революционеров-большевиков были постепенно вытеснены и заменены новыми людьми, преданными новому руководству. Плавно формировался и совершенствовался новый механизм отбора управленческих кадров. Была введена так называемая номенклатура должностей в государственном и партийном аппарате, кандидаты на которые утверждались партийными комитетами соответствующих уровней. Сталин определял требования к номенклатуре такими словами: "Люди, умеющие осуществлять директивы, могущие понять директивы, могущие принять директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь".

Подбор и фильтрация кадров принимала форму чисток, достигших своего пика в 1937 году. Таким образом, власть перешла к ограниченному кругу лиц, которые потеряли свою первоначальную связь с рабочим классом и стали особой "кастой". Многие исследователи утверждают, что хотя формально установленный в стране строй назывался социализмом и утверждалось, что собственность принадлежит трудящимся, на самом деле номенклатура представляла собой особый класс, получивший так называемую народную собственность в своё полное распоряжение. Количество чиновников в советской России первоначально было небольшое-- 300 тыс. служащих при Ленине. При Сталине их число достигло 1,837млн. Советская номенклатура основывалась в первую очередь на партийных структурах, которые фактически руководили страной, и прочно вросли в госаппарат.

3. Роль бюрократии в эпоху тоталитаризма

У большинства людей слово бюрократия вызывает самые неприятные ассоциации, и удостаивается огромного количества нелестных отзывов и упреков. Это, конечно, вполне справедливо, но только именно по отношению к бюрократам, а не к бюрократическому принципу организации в целом, т.к. сам по себе он является одним из лучших изобретений человечества. Как известно, основная функция бюрократии - управление, а причина ее появления - возникшая на определенном этапе развития общества потребность в управлении более рациональном, по сравнению с существовавшими на тот момент институтами. Но, как становится понятно из истории всех человеческих изобретений, даже кухонным ножом, можно резать как хлеб, так и людей, а соответственно при помощи огня можно, как готовить пищу, так и сжигать дотла города. Простыми словами, все зависит от того, как и с какой целью использовать бюрократию.

Итак, какую же роль играла бюрократия, или так называемая "номенклатура" в эпоху правления Иосифа Виссарионовича Сталина? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, не хотелось бы руководствоваться моралью, потому что с точки зрения морали всю историю человечества можно трактовать, как череду бесконечных преступлений. В данном пункте, я хотел бы попробовать понять, в какой форме бюрократия вписывалась в существовавший политический режим и какие функции она в нем выполняла.

После октябрьской революции, разрушив старый государственный аппарат, большевики формируют свой, который по их первоначальному убеждению, должен был стать более эффективным и совершенным, чем предыдущий "царский", по утверждению марксистов "Обслуживавший интересы буржуазии". Иными словами, считалось, что свержение царского режима, изменение природы государства, и победа "прогрессивных" идей, в конечном счете, должны привести к эволюции государственных институтов, и в дальнейшей перспективе к их постепенному отмиранию. Но уже через некоторое время после создания большевистского аппарата, Ленин и его соратники пришли к пониманию того, что эволюции так и не произошло, а вся необюрократия практически один в один воспроизводит модель и функции дореволюционной "буржуазной бюрократии". На фоне централизации власти, утверждения монополии одной партии, а также постепенного врастания последней в государственный аппарат, происходило разбухание бюрократии, что с каждым днем все больше увеличивало ее влияние. Желающие текли рекой, а высоких требований не предъявлялось, что в результате привело к наполнению рядов советских чиновников неквалифицированными карьеристами, а в последствии к формированию особой касты партийно-государственной бюрократии - номенклатуры.

Первым тревогу забил Ленин, но вскоре болезнь его значительно ослабила, и в условиях надвигающегося передела в высших эшелонах партии, административно-бюрократический ресурс превратился в важный инструмент борьбы за власть. Сталин это прекрасно понимал, и сделал ставку именно на государственный аппарат, в то время как многие его оппоненты в основном сосредотачивались на борьбе идей, взглядов и позиций внутри партии. Будучи в должности генерального секретаря, Иосиф Сталин проводил самостоятельную кадровую политику, заручаясь поддержкой бюрократии в центре и на местах, а также способствовал росту ее влияния и привилегий, что вызывало недовольство у многих большевиков. Правда после разгрома "левой оппозиции" это недовольство уже не могло приобрести более или менее организованный характер, что позволяло генеральному секретарю по-прежнему проводить свою политику усиления влияния партийно-государственного аппарата. В некотором роде, Сталин был выразителем интересов бюрократии, что и обуславливало ответную поддержку Сталина аппаратчиками, в конечном счете, сыгравшую немалую, если не решающую, роль в его победе над политическими оппонентами.

Под руководством Сталина, в стране формировался тоталитарный политический режим, который стремился к полному контролю над всеми сферами жизни общества. Таким образом, полномочия представителей номенклатуры возрастали с каждым днем, а сам бюрократический аппарат постепенно превращался в мощный и фактически основной инструмент осуществления власти в стране, который, подобно спруту, запускал свои щупальца практически во все социальный процессы, вплоть до личной жизни каждого человека. В наше время многие упрекают Сталина в бюрократизации общества, создавая впечатление того, что он лично создал и вырастил всю отечественную номенклатуру того времени. Следует отметить, что, по сути, генеральный секретарь не был отцом бюрократии, так как она росла и развивалась под влиянием огромного количества политических, экономических и социальных процессов, с самого момента ее перерождения из царской в большевистскую. Сталин же, скорее умело "оседлал" ее, и, установив контроль, скорректировал таким образом, что она превратилась в необходимый ему инструмент тоталитарного управления. В итоге вся политическая машина государства походила на иерархическую административную пирамиду, на вершине которой, находилась партия (высший эшелон), в свою очередь на вершине которой, находился Иосиф Виссарионович.

Несмотря на видимую слаженность и универсальность, тоталитарная бюрократия, впрочем, как и другие ее варианты, имела очевидные недостатки. Согласно "принципу Питера", в иерархической организации любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности. То есть, человек, работающий в любой иерархической системе, повышается в должности до тех пор, пока не займёт место, на котором он окажется не в состоянии справиться со своими обязанностями, то есть окажется некомпетентным. Этот уровень и называется "уровнем некомпетентности" данного сотрудника. На этом месте сотрудник "застрянет" и будет находиться до тех пор, пока не покинет систему. Принцип Питера применим к любой иерархической системе, в которой работник, первоначально находившийся на низших уровнях иерархии, со временем растёт в должности, а значит и к бюрократии, особенно к ее тоталитарной форме. Таким образом, в кровеносной системе государственного аппарата регулярно возникали "тромбы" из сотрудников достигших уровня своей некомпетентности. Сама бюрократия регулировать себя была практически неспособна в силу особенностей своего построения, и для периодической "прочистки труб" было необходимо внешнее вмешательство. При сложившейся тоталитарной пирамиде, единственным, кто мог вмешиваться и регулировать работу аппарата был Иосиф Сталин, который использовал как точечные кадровые замены, так и генеральные чистки бюрократических рядов.

Отвечая, на поставленный в начале пункта вопрос о роли бюрократии в эпоху Сталина, я прихожу к выводу, что вся бюрократическая структура Советского Союза выполняла не только и не столько предназначенные для классической бюрократии административные функции, сколько служила мощным скелетом и опорой всего тоталитарного режима, и незаменимым инструментом Иосифа Сталина в частности. Весь партийно-государственный аппарат был централизован таким образом, что позволял генеральному секретарю и приближенной к нему политической элите контролировать практический все политические, экономические, культурные и прочие процессы, происходившие в стране. А совокупность бюрократов образовывала особую замкнутую касту, наделяемую сверху привилегиями

Глава III Роль партийных и репрессивных органов государства

1. Формирование партийных и репрессивных органов

После революции все нормальные экономические механизмы и отношения были разрушены гражданской войной. В условиях острой необходимости обеспечения городов и армии оружием, продовольствием и прочими необходимыми ресурсами, в еще не окрепшем Советском государстве формируется политика "военного коммунизма", которая характеризовалась ликвидацией частных банков, конфискацией вкладов, национализацией промышленности, монополией на внешнюю торговлю, продовольственной диктатурой и принудительной трудовой повинностью. Активно шёл процесс формирования высших и местных органов государственной власти и государственного управления. Официально высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом в стране стал всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избиравшийся всероссийским съездом советов, и действовавший в периоды между съездами. Власть на местах принадлежала областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов и городским и сельским Советам.

На II-ом Всероссийском съезде советов, прошедшем 26 октября (8 ноября) 1917 года, принимается декрет "Об учреждении Совета Народных Комиссаров", и таким образом создается первое советское правительство, под председательством единогласно избранного Владимира Ильича Ленина. Руководство отдельными направлениями государственной жизни поручалось специальным комиссиям, которые вскоре стали называться народными комиссариатами, а в разговорном языке "наркоматами". Председатели каждого наркомата входили в Совет Народных Комиссаров. В декрете также указывалось, что народные комиссии обязывались в тесном единении с массовыми организациями рабочих, крестьян, солдат, матросов и служащих обеспечить проведение в жизнь программы, сформулированной II Всероссийским съездом Советов. Наркоматы брали на себя функции прежних царских министерств. Главой каждого комиссариата был народный комиссар, по должности являвшийся членом Совнаркома (СНК) и имевший заместителей, а совещательным органом - коллегия. К январю 1918 структура Наркоматов включала: Наркомат внутренних дел (НКВД), Наркомат государственного призрения (НКГП), Наркомат земледелия (НКЗ), Наркомат местного самоуправления (НКМС), Наркомат по военным делам (Наркомвоен), Наркомат по морским делам (НКМД), Наркомат по делам национальностей (Наркомнац), Наркомат почт и телеграфов (НКПТ), Наркомат продовольствия (Наркомпрод), Наркомат просвещения (Наркомпрос), Наркомат путей сообщения (НКПС), Наркомат торговли и промышленности (НКТП), Наркомат труда (НКТ), Наркомат финансов (НКФ), Наркомат юстиции (НКЮ).

В декабре 1917 года, образуется Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), которые берет на себя функции органа хозяйственного управления, и по словам Ленина ".. .должен быть таким же боевым органом для борьбы с капиталистами и помещиками в экономике, каким Совет Народных Комиссаров является в политике". ВСНХ был наделен широкими полномочиями. Его основной задачей являлась организация народного хозяйства и государственных финансов, в соответствии, с чем он разрабатывал план и нормы регулирования экономической жизни страны, объединял деятельность центральных и местных органов управления отдельными отраслями хозяйства, Всероссийского совета рабочего контроля, а также деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса. ВСНХ был наделен правом принудительного синдицирования различных отраслей промышленности, конфискации, реквизиции, торговли и проведения иных мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов.

Советская власть форсированными темпами распространялась и укреплялась на местах по всей стране. Центральные органы Советского государства -- Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров и Народный Комиссариат Внутренних Дел руководили всеми сторонами деятельности органов власти на местах.

Несмотря на весь внешний демократизм официальной государственной системы Советского Союза, на деле реальная высшая власть в стране принадлежала вовсе не Съезду советов, ВЦИКу, СНК или НКВД, а руководству коммунистической партии. И если народные советы в первые годы после революции играли хоть сколько-нибудь значимую роль в управлении государством, то уже к середине 20-х годов партия настолько вросла в государственный аппарат, что абсолютно все внутриполитические и внешнеполитические решения принимались именно в высших партийных органах. А все руководители государственных ведомств являлись членами партии и входили в состав ЦК.

Формально высшим органом в партии большевиков, а фактически высшим органом государства, являлся центральный комитет, который состоял из членов и кандидатов в члены ЦК. Впервые центральный комитет партии был избран на VII конференции в апреле 1917года в количестве девяти членов: Зиновьева Г.Е., Каменева Л.Б., Ленина В.И., Милютина В.П., Ногина В.П., Свердлова Я.М., Смилга И.Т., Сталина И.В., Федорова Г.Ф, и четырех кандидатов: Бубнова А.С., Глебова-Авилова Н.П., Правдина А.Г., Теодоровича И.А. В последующие годы избирался на каждом съезде. Кроме центрального комитета, значительную роль в политической жизни 20-х годов, играла Центральная контрольная комиссия (ЦКК), которая была создана в 1920 году, с целью защиты норм партийной демократии и борьбы с бюрократизмом в рядах партии. На деле, помимо своих основных функций, ЦКК играла значительную роль в борьбе с инакомыслием в партии под флагом недопущения "групповщины и фракционности". Еще один центральный орган партии - Центральная ревизионная комиссия. Ее задачей являлся, прежде всего, контроль за финансовой отчетностью органов партийных комитетов и предприятий (газет, издательств и т.д.), а также проверка быстроты и правильности работы с документами. Реальная же власть в партии, а значит и в стране, на протяжении многих лет была сосредоточена в руках исполнительных органов Центрального комитета: Оргбюро, Секретариата, Политбюро, а также непосредственно Генерального секретаря ЦК.

Организационное бюро (Оргбюро), как исполнительный орган центрального комитета партии, возникло 16 января 1919 года для подготовки VIII съезда партии. В резолюции VIII съезда "По организационному вопросу" было записано, что Оргбюро состоит из 5 членов ЦК, заседает не реже трех раз в неделю, направляет всю организационную работу партии и отчитывается перед пленумами ЦК. Постепенно численность Оргбюро увеличивалась, достигнув своего предела после XV съезда: 13 членов и 7 кандидатов. Согласно Уставу КПСС, принятому на XIX съезде, Оргбюро было ликвидировано, поскольку его функции дублировали Политбюро и Секретариат ЦК.

Секретариат ЦК возник в 1917 году, после VII (апрельской) партконференции, и первоначально обязанности секретаря выполняла Е.Д. Стасова, не являвшаяся членом ЦК и организовывавшая всю техническую работу: переписку с местными парторганизациями, подбор работников и т.п. После VI съезда бал образован Секретариат из пяти членов ЦК. Всей организационной работой партии (Секретариатом) в этот период руководил Я.М. Свердлов. В резолюции VIII съезда "По организационному вопросу" впервые было сформулировано понятие Секретариата ЦК как органа, состоящего из ответственного секретаря, члена Оргбюро, и пяти технических секретарей. Указывалось, что он организует ряд отделов. Это означало планомерное формирование партийного аппарата. В течение года было создано 8 отделов ЦК. Секретариат в новых условиях занимался повседневной организационной работой. В последующие годы роль Секретариата ЦК постоянно возрастала. Росло и число секретарей ЦК. Каждый из них ведал определенной сферой: идеологией, промышленностью, сельским хозяйством, транспортом и т. д. Решения Оргбюро и Секретариата ЦК могли быть отменены только Политическим бюро ЦК (Политбюро)

Страницы: 1, 2, 3, 4