скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Формирование парламентской монархии в Англии скачать рефераты

p align="center">2. «Ответственное правительство»

Собственно правительства как административного целого юридически не существовало. Как и многие английские политическим учреждениям, кабинет в окончательном виде был организован не по королевскому повелению или в соответствии с парламентским актом. Он ведет свое происхождение из обыкновения первых Стюартов втайне совещаться с узким кругом приближенных. Еще Яков I и Карл I любили собирать особо доверенных министров и создавать из 30-40 членов Тайного совета более малочисленный совет. Однако имена таких приближенных довольно быстро становились известными, и первый малый совет получил уничижительные прозвища “хунта”, “шайка”, “кабинет”.

Название “кабинет” было дано самому непопулярному собранию министров Карла II в 1668-1671 годах. Любимый советник Карла II канцлер лорд Кларендон выбрал из Тайного совета шесть лиц и составил из них особый комитет со специальной миссией - заведовать сношениями с иностранными государствами. В этот кабинет в частности вошли, Клиффорд, Арлингтон и Бэкингем. Начальные буквы фамилий этих советников составили первые три буквы слова “кабинет”. Но комитет к внешним заботам присовокупил и внутренние. Он стал собираться регулярно и превратился в учреждение, которое активно содействовало укреплению личной власти короля. Вполне понятным было недовольство парламентариев подобной перегруппировкой властных функций и должностных лиц, особенно после того как стали известны многие злоупотребления того или иного министра.

Члены совета руководили определенным ведомством. Совокупность такого рода министров составляла кабинет, не признаваемый законом. Юридически кабинета министров не существовало, но на деле он не только действовал, но и укреплялся. Юридически полнота правительственной власти была в руках короны, учреждения которой и составляли важнейшие правительственные институты. Тайный совет короля оставался формально главным правительственным (и единственно существующим на основании закона) правительственным институтом. Первоначально в его состав входили традиционные чины высшей королевской администрации: канцлер, казначей, судьи Суда королевской скамьи, администраторы имений, представители знати, чиновники по выбору канцлера и короля. Изначально кабинет не был отягощен какой-либо персональной ответственностью или рациональным распределением обязанностей, скорее наоборот. При Тюдорах звание члена Тайного совета давали чаще всего в качестве почетного титула - людям, которым доверял сам король. При Стюартах особо приближенными были носители следующих должностных обязанностей (все они назначались на эти должности королем): лорд-канцлер, лорд-казначей, хранитель тайной печати, госсекретари. После того как утвердилась практика управления при помощи кабинета министров, министрами стали называться главы всех отраслей исполнительной власти, на которые распадается повседневное управление страной, но сами отрасли не отличались упорядоченностью и строгой дифференцированностью. Кроме того, и министры не были равными по положению - одни возглавляли обособленные и автономные отрасли управленческой деятельности, другие пребывали в роли глав департаментов, находящихся в подчинении у тех или иных министерств.

После “славной революции” и смены династии наследственная монархия в известной мере сменилась договорной. Абсолютизм королевской власти оказался поколебленным навсегда. Однако в первых формулировках полномочий короля и парламента ничего не было сказано о Тайном совете, о кабинете и высших чиновниках королевской администрации.

С 1669 года численность совета возросла до 30 человек, в том числе 15 входили в него по должности, 10 - как члены Палаты лордов и 5 - из Палаты общин, которых выбирал монарх. С этого времени Тайный совет стал до известной степени самостоятельным учреждением по отношению к короне, как бы хранителем интереса монархии. Такая роль в особенности усилилась в период председательства в совете графа Шефстбери, бывшего видным деятелем вигской партии. К XIX веку Тайный совет стал представлять в большей степени государственно-политический институт, совокупность советников, чем реально действующее правительственное учреждение. В его состав входило до 200 советников, получивших такое звание либо по государственной и церковной должности, либо специально пожалованных королем (в начале XIX века советников было 174, в 1855 году - 192). Членами совета обязательно состояли епископы, высшие должностные лица государства, представители трех верховных судов общего права, спикер Палаты общин, послы, главнокомандующие, адмиралы. Созывался и распускался совет монархом. После смерти монарха считалось, что совет действует еще 6 месяцев для обеспечения правильного престолонаследия. Для принятия решений, которые играли только рекомендательное значение, необходимо было мнение всего 6 советников. Члены совета исполняли свои должностные обязанности без жалованья, как почетную государственную обязанность. Должность советника подразумевала участие в обсуждении государственных вопросов, сохранение государственных и дворцовых тайн, обязанность подавать «лучшие по должности советы».

Советники имели право в любое время быть выслушанными монархом - как персонально, так коллегиально. Полномочия Тайного совета носили политический и юридический характер. Тайный совет рассматривал обвинения в государственной измене, для чего в нем был образован особый Юридический комитет. На протяжении XVII - первой половины XIX века при нем сложилось также несколько социализированных бюро и комитетов (по образованию, по торговле и внешней политике и др.), которые стали частями формирующейся центральной администрации.

До конца XIX века существовали 11 главных отраслей управления: по делам колоний, внутренних дел, внешних сношений, военная, финансовая и некоторые другие, а также пять второстепенных отраслей: народного просвещения, ведомство почтовое, общественных работ, ведомство по управлению делами Шотландии и Ирландии. Среди традиционных высших должностей сохранили свое значение следующие: первый лорд казначейства (эта должность обычно была связанна с должностью первого министра по совместительству), председатель Тайного совета (обязанности председателя стали в основном формальными, однако в его ведении находился контроль над управлением делами народного просвещения, который сосредотачивался в руках вице-председателя), лорд-лейтенант Ирландии (он значился вице-королем, но фактическое руководство находилось в руках госсекретаря по делам Ирландии), лорд-хранитель тайной печать, канцлер герцогства Ланкастерского и др.

В течение XVIII века получает свое развитие принцип «ответственного правительства». С приходом Ганноверской династии после 1714 года начинается эволюция кабинета в сторону его современного статуса и деятельности. Из послушного орудия короля он превращается в учреждение, которое стало “сдерживать и связывать его волю”. Особенно перспективными оказались столкновения старых королевских слуг с вигами при Вильгельме Оранском, когда министров из числа тори удалили и в кабинете остались лица одной ориентации - либеральное крыло вигов. Эта перемена и составила содержание “бесшумной революции” 1694-1696 годов в верхнем эшелоне власти, совершенной партией вигов. В следующее царствование королевы Анны состав кабинета был однородным или смешанным в зависимости от предпочтений королевы или интриг при дворе.

Следующий правитель Георг I, будучи, как и его предки Ганноверского дома, немцем по воспитанию и образованию, был мало знаком с порядками и делами своего нового королевства и предпочитал заведование внутренними делами коалиции самых ревностных приверженцев династии и доверенным министрам. Король даже не знал языка своих подданных, а его премьер Вальпол и министры не говорили ни по-немецки, ни по-французски, поэтому король вынужден был прибегать в разговоре к варварскому латинскому наречию. В силу таких неудобств он вскоре вообще перестал присутствовать на совещаниях кабинета и довольствовался докладами одного из министров о принятых решениях. Стремление к большей упорядоченности процедуры заседаний кабинета и его сплочению вызвало потребность в председательствующем - первом министре.

После утверждения кабинетной формы организации и осуществления высшей административной власти премьер-министры стали пользоваться ею для реализации партийного политического курса с опорой на поддержку в парламенте, но вскоре обнаружилось, что если у правительства не поддержки в парламенте, то ему не удастся провести необходимый закон или утвердить бюджет. В 1721 году Георг I был принужден палатой общин поручить формирование кабинета Вальполу, и это стало памятным прецедентом, поскольку был подобран сильный сплоченный правительственный состав, который находился у власти 22 года. Роберт Вальпол, искусный финансист и не менее талантливый парламентский политик из партии вигов, закончил свою политическую карьеру неожиданным маневром - уходом в отставку в 1741 году, после того, как ему пришлось осознать реальную невозможность управлять страной без доверия и поддержки парламента. С ним же был связан и другой важный прецедент: он был последним министром, которого хотели привлечь к судебной ответственности по политическим мотивам. С этого времени отставка министра воспринимается достаточной мерой наказания, делающей излишним процесс привлечения к ответственности в порядке импичмента. Парламент перестает довольствоваться отвоеванными у короля законодательными и статутными полномочиями и привилегиями и постепенно берет на себя контроль за действиями исполнительной власти.

С помощью парламента кабинету министров удалось довольно быстро оттеснить короля, но обнаружились и противоречия между ними. Выяснилось, что ни одно правительство не может стоять у власти, если оно не имеет за собой поддержки большинства депутатов палаты общин. Парламент уже не ограничивается законотворческой деятельностью, теперь он берет на себя контроль за исполнительной властью. Таким образом, возникает «ответственное правительство» - правительство, ответственное в первую очередь перед парламентом (в данном случае нижней палатой).

“По словам известного английского политического деятеля прошлого столетия Гладстона, английский министр почтительно докладывает королю о своих планах, выслушивает критику, но может не придавать королевскому совету решающего влияния”. Черниловский 3. М. Всеобщая история государства и права. -М , 1993. cтр. - 256.

Необходимым условием позитивного развития государства является - принцип разделения властей. Одним из требований принципа разделения властей как необходимого условия предотвращения узурпации высшей правительственной власти и гарантированности пользованиями гражданскими свободами является не совместимость должностей в различных ветвях государственной власти - исполнительной, законодательной и судебной. Одним из основателей теории разделения властей выступил Джон Локк.

“Поддержание режима свободы, реализация “главной и великой цели” политического сообщества непременно требуют, по Джону Локку, чтобы публично-властные полномочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации - парламенту. Компетенцию притворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Джон Локк, однако, привнес в политическую теорию нечто гораздо большее, чем просто мысль о необходимости “уравновесить власть правительства, вложив ее отдельные части в разные руки”.

Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия “отдельных ее частей”. Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводиться власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности власть исполнительная) довольно активное влияние.” История политических и правовых учений: Учебник для вузов. Изд.2-е. под общ. Ред. В.С. Нерсесянца.-М.Норма-Инфра.М, 1999.-стр. 274.

С середины XVII века эту теорию начали активно пытаться воплощать на практике. К примеру, программном документе левеллеров “Народное соглашение” от 15 января 1649 года было записано, что в целях “правильной” организации народных представителей ни один член государственного совета, ни один казначей и сборщик публичных средств и т. п. не должен, пока состоит в должности, быть избираем, и если избрание состоялось, то оно признается недействительным. То же самое относится к практикующему юристу - если его избирают в народные представители или в государственный совет, “он признается не имеющим права заниматься судебной практикой, пока состоит в этих должностяхго избирают в народные представители или в государственный совет, состоялось, то оно признается недействительным.едств и т.венн”. В Акте об устранении 1701 года было зафиксировано аналогичное положение - “никакое лицо, которое занимает какую-либо платную должность или место, подчиненные королю, или получает пенсию от короны, не может состоять членом палаты общин”. Это положение было отменено для министерских должностей, актами 1705 и 1707 годов. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов.-М.:Изд. Норма, 200.- стр. - 419. Английский парламент начинал становиться самой главной ветвью власти, правительство формально независимое, полностью контролировалось парламентом, или вернее его партией большинства.

Сложившиеся в XVIII столетия практика прочно связала статус члена правительства со статусом членства в парламенте. Формально монарх назначал премьер-министра “по своему усмотрению”, однако непременно из числа членов парламентской фракции большинства. "Отчуждение" короля от кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству им в руках нового, появившегося в связи с этим должностного лица, - премьер-министра. Кабинет стал действовать от имени короля, но самостоятельно. В свою очередь это привело к утверждению принципа не ответственности монарха. Также в первой половине XVIII в. формируется принцип, по которому кабинет министров прибывает у власти только, пока он имеет поддержку большинства палаты общин. Вскоре стало очевидно, что нельзя управлять, если парламент и особенно палата общин, утверждающая бюджет, против политики правительства. Было сформулировано правило о том, что кабинет министров должен формировать парламент, а не король, и этот кабинет должен быть от партии большинства в парламенте, то есть сформирован на партийной основе.

Таким образом, к концу XVIIIв. парламент стал полновластным хозяином в стране. Конституционная монархия переросла в парламентскую, отличительной чертой которой является существование ответственного правительства. Такое правительство формируется из лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и коллективно ответственно перед палатой общин. Изменение роли парламента диктует новые реформы. Назревает потребность в модернизации избирательной системы.

3. Избирательные реформы XIX века

Самая характерная особенность всех английских реформ - это постепенность. Реформа 1832 года, как и все английские реформы, не может быть названа радикальной, о чем свидетельствуют ее главные установления.

Избирательная реформа 1832 года отказалась от представительства корпорации и перешла к территориальному представительству населения. Депутатские места стали представляться в примерной зависимости от количества населения, проживающего в городах. “Акт о народном представительстве 1832 года” принятый английским парламентом содержал следующие пункты:

“I. Что всякое из местечек, перечисленных в списке под буквой “A” (всего 56), от и после окончания полномочий данного парламента прекращает посылать депутата или депутатов в парламент.

II. Местечкам, перечисленным в списке под буквой “B” (всего 30), - посылать только по одному депутату.

III. (Места, названные в списке под буквой “С” (всего 22), - составляют избирательные пункты для посылки двух депутатов в парламент).

IV. (Места, названные в списке под буквой “D” (всего 20), составляют избирательные пункты для посылки одного депутата в парламент).

V. (Четыре избирательных пункта включают соседние округа)”. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX в.в./Под ред. П.Н. Галанзы.-М.: Гос. изд. юридической литературы, 1957. стр. 145.

Страницы: 1, 2, 3