скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Фашизм и национал-социализм в ХХ веке скачать рефераты

1.2. Германский национал-социализм

На облик германской национал-социалистической рабочей партии (НСДАП) в значительной мере наложила отпечаток первая группа, из которой она выросла: те два десятка сереньких "людей из народа", которые собирались в мюнхенской пивной и основали там еще до Гитлера кружок для спасения нации.

Родоначальником "Германской рабочей партии" явился слесарь Антон Дрекслер, создавший в Мюнхене "Свободный рабочий комитет борьбы за достижение доброго мира". В начале 1918 г. в Бремене организовался "Свободный комитет борьбы за немецкий рабочий мир". Дрекслер привлек к нему в качестве мюнхенской секции свой "кружок" спасителей. Эта группка, возникшая 7 марта 1918 г., и была началом НСДАП. После революции существование "Свободного рабочего комитета борьбы за достижение доброго мира" утратило свой смысл.5 января 1919 г. Дрекслер перестроил его и основал "Германскую рабочую партию". В июле 1919 г, по приглашению Дрекслера, в партию вступает Адольф Гитлер.

История, структуры, программы и политическая практика НСДАП, наряду с идеологией, также в известной мере напоминают ее итальянский прообраз. Не случайно, а с достаточным основанием уже в 1922 году национал-социализм получил название "фашизм", и с ним боролись, обозначая его этим словом.

НСДАП в первой фазе своего развития, до 1923 года, рекрутировала своих членов главным образом из бывших участников войны и средних слоев городского и сельского населения. Но эта мнимая рабочая партия всячески старалась привлечь к себе также и пролетарские слои. Этой цели служила известная программа из 25 пунктов, принятая 24 февраля 1920 года. "Программа 25" пестра и широка. В ней прослеживается стремление сочетать воедино различные группы с противоречивыми интересами. Для всех немцев - Великая Германия. Для шовинистов - антисемитизм. Для баронов - чистота германской расы. Для среднего класса - "здоровое среднее сословие" и немедленное обобществление больших универсальных магазинов. Для крестьян - принудительное безвозмездное отчуждение земель общего пользования, отмена арендной платы и т. д. Для рабочих - национализация трестов и разделение прибылей. Для всех трудящихся - уничтожение нетрудового дохода и задолженности, конфискация военной прибыли.

Сходство между фашизмом и национал-социализмом видно не только в социальной и идеологической области, но также во внешнем облике и в политической практике. НСДАП была так же организована и построена по военному образцу, так же опиралась на одетые в мундиры и частично вооруженные подразделения.

Ответственность за террор, не прекращающийся с тех пор в Германии, падает в первую очередь на национал-социализм, на Гитлера. Помимо этого личное участие Гитлера в терроре установлено судом. За насильственный срыв собрания Баллерштедта он был приговорен в январе 1922 г. к 3 месяцам тюремного заключения.

В конце 1923 года центр НСДАП находился в Баварии. Там партия превратилась в политическую силу. Сознавая относительную и региональную ограниченность своего влияния, Гитлер все же почувствовал себя достаточно сильным, чтобы предпринять 8 ноября 1923 года, по образцу Муссолини, "поход на Берлин". Как известно, попытка оказалась неудачной и отошла в историю под мало почтенным названием "пивного путча".

Наступившие затем годы относительной стабилизации парализовали успехи движения. Таяли приверженцы Гитлера. Майские выборы 1924 года принесли национал-социалистам два миллиона голосов. Выборы 1928 года принесли Гитлеру ничего 800.000 голосов, и его сторонники составили в парламенте ничтожную группочку в 12 человек. Их прозвали: "двенадцать апостолов".

В эти же годы происходит объединение национал-социалистов с "расистами" Ревентлова: факт не случайный и не лишенный значения. В Гитлере расизм нашел своего преданнейшего последователя. Правда, организационный перевес в происшедшем объединении вскоре оказывается вполне на стороне наци, расисты растворяются в гитлеровской массе. Но, растворяясь, своими идеями они пропитывают национал-социалистическое движение. К наци прочно прививается кличка "расисты".

Стабилизации приходит конец. Наступает мировой кризис, миллионы безработных колеблют общественные основы. Снова заостряются всевозможные противоречия - социальные и политические, внутригосударственные и международные. Вновь расцветает национал-социализм. Выборы 1930 года дают Гитлеру шесть с половиной миллионов голосов и 107 депутатских мест. Выборы 1932 года принесли НСДАП уже 230 мест.6 ноября 1932 по инициативе руководящих деятелей германской крупной промышленности и сельского хозяйства и при поддержке некоторых политиков был свергнут рейхсканцлер и было образовано коалиционное правительство во главе с Адольфом Гитлером. В дальнейшем принятием ряда законов, и, как итог, закон 14 июля 1933 года, который объявил НСДАП единственной партией Германии. Этим более или менее завершился процесс захвата власти.

Партийное знамя национал-социалистов содержит в себе три символа: красное поле, белый круг в середине и в круге - черная свастика. Раса (арийство, германцы), нация (Германия), социальная идея, общество труда (социализм). Таковы три основные элемента программы.

В руководящей книжке Гитлера расовой идее уделяется первое место. Автор положительно заворожен тезами вульгарного расизма. "Расовая проблема, - по его мнению, - ключ не только к мировой истории, но и ко всей человеческой культуре". Смешение крови - причина гибели культур. Гибель не в проигранных войнах, а в утрате силы сопротивления, к которому способна лишь чистая кровь. Государство есть не более чем средство и форма: его задача - сохранение расового бытия, воспитание расового сознания. Существуют высшие и низшие расы. Прирожденными, от века избранными водителями и властителями человечества являются, конечно, арийцы. Погибни сейчас арийцы, - земной шар погрузился бы снова в темную ночь бескультурья. "Ариец является Прометеем человечества". Если арийцы - избранная ветвь человечества, то избранный народ арийства, конечно, германцы. Необходимо тут же отметить, что в итальянском фашизме расистский дух отсутствует начисто. Еврей противополагается арийцу, как низшая раса высшей. Борьба евреев с арийцами заполняет собой мировую историю. Еврей вторгается повсюду и, сохраняя себя, разлагает других. Еврейская религия - не что иное, как учение о сохранении еврейской расы. Еврейская политика - борьба за мировую гегемонию еврейства. Ариец обязан защищаться, - иначе рухнет мировая культура. "Прямую противоположность арийцу представляет иудей". Все беды Германии - плод "еврейской политики". Всякий противник Гитлера - либо еврей, либо подкуплен евреями. Нет, кажется, такого преступления против Германии, на которое не был бы способен еврей. Чувствуется прямо что-то болезненное, маниакальное в суждениях фанатиков антисемитизма. "Евреи для немецкого народа - то же, что туберкулезная бацилла для легких", - заявляет Геббельс.

Перед нами - самый банальный, дешевый антисемитизм дурного тона. Вся концепция поражает идейной бедностью и убогой односторонностью. Антисемитизм в Германии прошел несколько стадий от притеснений евреев, увольнений, погромов, побоев до установки на "окончательное решение еврейского вопроса", принятой в 20 января 1942.

Но секрет широкого успеха национал-социализма лежит все же не в расовом, а в национальном пафосе. Он выступает боевым и ярким национализмом. Самый "расизм" его воспринимается массами, скорее, лишь как прелюдия, наукообразная предпосылка патриотических его призывов. За Германией не только великое прошлое: она достойна и славного будущего. По коричневой армии пронесся лозунг "Третьей Империи", полный магического, едва ли не религиозного энтузиазма, и воздвигнуть эту империю берется национал-социалистическая партия. Каким будет "Третий Рейх" определяют Гитлер и его сподвижники, они не жалеют красок для живописания пороков парламентаризма и формальной демократии. Это будет режим национальной диктатуры. По основным своим политическим устремлениям, и по историческим своим истокам, национал-социализм антифедералистичен Немецкий федерализм, - по Гитлеру, - нужен евреям, большевикам, французам, как средство ослабления Германии, - немцам он не нужен.

Партийная идеология у Гитлера сходна с идеологией фашизма Муссолини, она открыто усваивает принцип водительства, авторитарной иерархии, назначаемость сверху на все партийные должности. В основе партии - непререкаемый авторитет вождя! Личность есть нечто творческое и вдохновенное; как нельзя заменить великого поэта или художника, так незаменим политический вождь. Вожди - это особая раса, обладающая естественным правом на власть.

Адольф Гитлер, по крайней мере, исходя из австрийского воспитания, был католиком. Если вспомнить первоначальную программу национал-социалистов "25 пунктов", то она требовала свободы всех вероисповеданий в государстве. Фюрер намеревался ограничить власть немецких церквей, и одна из его первых задач состояла в том, чтобы добиться Конкордата между нацистским государством и Ватиканом. Этот довольно маловероятный союз был заключён 20-го июля 1933 года, и позволил Гитлеру обезопасить себя от любой потенциальной оппозиции враждебных новому режиму католиков. Растущая оппозиция христианства национал-социализму стала свидетелем начатых Гитлером репрессивных мер, которые разрушали влияние христианства в государстве. Во-первых, гитлеровская стратегия крупномасштабного преследования христиан выражалась в учреждении псевдорелигии, что было первоначально опробовано ещё в 1932 году с формированием движения так называемых "немецких христиан" - нацистской церкви, основанной на вольном толковании протестантства. К концу 1935 режим арестовал приблизительно 700 конфессиональных церковных пасторов и, или убил, или бросил многих из его ведущих представителей в концентрационный лагерь Заксенхаузен. Далее появилась Национальная Церковь Рейха. Была предпринята попытка заменить Христианство, преображая Гитлера и НСДАП в фигуры идолопоклоннического вероисповедания. Возглавляемая епископом Рейха Людвигом Мёллером, Национальная Церковь Рейха отклонила "странные и иностранные веры, импортированные в Германию" и, вследствие того, что Майн Кампф рассматривалась как "самая важная из всех книг", приказала "прекратить печать и распространение Библии". Статьи Розенберга также гласили, что "христианский Крест должен быть удален из всех церквей, соборов и склепов... и должен быть заменён единственным непобедимым символом Свастики. " Но наиболее ясно реальные намерения лидерства НСДАП были выражены тем, что новой "религии" нужно предоставить бюрократические полномочия "управлять всеми церквями в пределах границ Рейха".

Для полной картины необходимо осветить внешнюю политику национал-социализма. Германии подобает решительная, активная внешняя политика. Первая ее задача - отвоевание утраченной свободы, возрождение Германии как свободного самостоятельного государства. Заклятым врагом немецкого народа является и остается Франция. Нужно, чтобы германский народ смог прокормить себя сам; только тогда он обеспечит себе возможность свободного бытия. Но для осуществления этой цели необходима обширная территория, удовлетворяющая известным экономическим и военно-политическим требованиям. Право на расширение превращается в исторический долг великого народа, если без присвоения новых земельных пространств он обречен на гибель. Заморская экспансия в наличных условиях - исключена. Будущее Германии - на востоке Европы. Провозглашается нескрываемой целью - германская Гегемония в Европе, а затем и во всем мире: "или Германия будет мировой державой, или ее не будет вовсе". С определенностью, не оставляющей сомнений, Гитлер заявляет, что расширение германской территории может и должно произойти "в общем и целом, только за счет России".

Заключение

В своей статье Б. Стругацкий очень коротко определил фашизм: "Фашизм - это очень просто! Фашизм есть диктатура националистов… Больше ничего в основе фашизма нет. Диктатура плюс национализм. Тоталитарное правление одной нации." Краткая и очень емкая характеристика.

В работе была предпринята попытка определить основные идеи учения фашизма и национал-социализма. Работа может быть не до конца раскрыла сущность этих учений в основном из-за ограниченности объема. Принципиально правильно напоминание Анджело Таска: "Определить фашизм - значит, прежде всего, написать историю фашизма". Литературы по теории и истории фашизма достаточно много и в процессе написания пришлось просмотреть объемный материал. К сожалению, не все проявления фашизма в Европе в ХХ нашли отражение в работе. Была сделана установка на два основных направления: итальянский фашизм и германский национал-социализм. Но стоит забывать и о фашистских движениях в других странах Европы, как с массовой базой и пребыванием партии у власти хоть какое-то время, так и просто малочисленных фашистских сект. Не стоит забывать и о проявлениях неофашизма уже после окончания Второй Мировой войны.

До сих пор историки и политологи спорят о причинах возникновения фашизма в Европе. Но в любом случае, очевидно, что для возникновения фашизма были исторические и социально-экономические предпосылки, если огромное количество людей приняло эту доктрину за основу мировоззрения; и зерна, оброненные в плодородную почву, простым слесарем и неудавшимся художником дали свои ростки.

Источники:

1. Стругацкий Б. Фашизм - это очень просто: Эпидемиологическая памятка // Невское время (СПб). - 1995. - 8 апр.

2. Известия за 25.09.06

3. Известия за 23.10.06

4. Известия за 11.10.06

5. Стругацкий Б. Фашизм - это очень просто

6. Устрялов Н.В. Германский национал-социализм. - М.: Вузовская книга, 1999;

7. Вольфганг Випперман. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982, Новосибирск: Сибирский хронограф, - 2000.

8. Там же

9. См предисловие Вячеслава Новикова к Б. Муссолини Доктрина фашизма, Париж, 1938 г.

10. Устрялов Н.В. Итальянский фашизм.М., 1999.

11. Там же

12.Б. Муссолини Доктрина фашизма, Париж, 1938 г.

13. Вольфганг Випперман. Европейский фашизм в сравнении

14.Б. Муссолини Доктрина фашизма

15.Б. Муссолини Доктрина фашизма

16. Устрялов Н.В. Итальянский фашизм

17. Там же

18.Б. Муссолини Доктрина фашизма

19. Устрялов Н.В. Итальянский фашизм

20. Там же

21.Б. Муссолини Доктрина фашизма

22. Устрялов Н.В. Итальянский фашизм

23. Там же

24. Там же

25. Гейден К. История германского фашизма.М.; Л., 1935.

26. Более подробно см. Гейден К. История германского фашизма

27. Вольфганг Випперман. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982

28. Там же

29. Устрялов Н.В. Германский национал-социализм

30. Там же

31. Там же

32. Там же

33. Гитлер А. Майн Кампф. - М.: Т-ОКО, 1992.

34. Там же

35. Устрялов Н.В. Германский национал-социализм

36. Нюрнбергский процесс. Преступления против человечности (том 5). -М.: Юридическая литература, 1991.

37. Устрялов Н.В. Германский национал-социализм

38. Там же

39. Там же

40. Трой Саутгейт Фашизм, Национал-социализм и Церковь // Статья с сайта "Новой России" http: // www. newrussia. by. ru

41. Там же

42. Устрялов Н.В. Германский национал-социализм

43. Там же

44. Стругацкий Б. Фашизм - это очень просто

45. Вольфганг Випперман. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982

Страницы: 1, 2