скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Евразия как специфическая цивилизация скачать рефераты

щё одно замечание, относящееся к Индостану. В отличие от западноевропейских и ближневосточных цивилизаций, которые постоянно вели между собой борьбу за преобладание, благодаря чему граница между ними постоянно пульсировала, цивилизации Индостана никогда особенно не покушались на территории соседних регионов Евразии. Этот регион существовал как бы сам по себе, не вмешиваясь в дела соседей и не изменяя существенно свою жизнь даже при иноземном завоевании. В этом отношении он походит на цивилизации Китая, которые со временем «переваривали» всех своих завоевателей. Такое поведение возможно при исключительной громадности самих цивилизаций, которые не боятся любых завоевателей, зная, что те не смогут долго удерживать власть, не «окитаиваясь» или не «обиндииваясь». В этих цивилизациях возникает своего рода культурная ойкумена, вливаясь в которую любой иноземец неизбежно перенимает менталитет и культуру проживающих в ней. Но такое возможно только для тех цивилизаций, которые действительно превосходят своих соседей по уровню культурного развития, размеру территории и людским ресурсам.

Поэтому пока Месопотамия соответствовала данным условиям по отношению к тем, кто вторгался на её территорию, она была в состоянии их «переваривать». Но как только мощь завоевателей-соседей сравнялась с её собственной, то тут ей уже пришлось подчиниться им. Ни Китаю, ни Индии в ближайшее время такая судьба не грозит, и попытки Запада подчинить их себе носили временный и во многом эфемерный характер. По прошествии некоторого времени эти цивилизации сумели достаточно легко высвободиться и, переняв западный технологический опыт, двинуться по пути индустриального прогресса.

Россия тоже сейчас представляет собой громадную ойкумену. Но численность её населения не настолько велика, чтобы не бояться заполонения отдельных её территорий иностранцами. В целом Россия может не бояться за свою ойкумену, но отдельные её части не могут не вызывать определённой тревоги за их судьбу.

2. Древнейшие цивилизации Евразии

2.1 Египет

В самом Египте однородность географии речной долины несколько прерывается лишь в районе дельты Нила и это различие нашло своё отражение в египетской истории. Верхний Египет быстрее обрел централизованную форму и это дало ему преимущество в военном противостоянии с Нижним, где множество рукавов Нила привело к более раздробленному государственному состоянию. Считается, что объединение Верхнего и Нижнего Египта произошло в конце IV тысячелетия до нашей эры, далее (3000-2800 до н.э.) начинается период Раннего царства. Цари этого периода были, по-видимому, родом из верхнеегипетского нома Тиниса, находившегося в средней части Верхнего Египта. Ещё первому царю этого периода - Менесу - приписывается основание «Белых стен» (Мемфиса) - города, возникшего из крепости в преддверии Нижнего Египта на стыке его с Верхним Египтом, созданной южанами для господства над Дельтой. Этот город становится столицей государства в следующем периоде - Древнем царстве (примерно 2800-2250 до н.э.), пережившем расцвет во время своих первых двух династий - 3_й и 4_й по хронологии Мафенона (1_я и 2_я относятся к Раннему царству), когда были созданы самые величественные пирамиды - Хеопса и Хефрена. Рядом с пирамидами 4_й династии возвышается Большой Сфинкс, далее целый город мёртвых - погребения знати. К концу этого периода власть Мемфиса над Египтом становиться номинальной, около 2200 года до нашей эры страна распадается на множество независимых номов. Начинается 1_й Переходный период, пашни превращаются в болота, поля не обрабатываются из-за обезлюдения ранее богатых и процветающих областей страны. Налицо депопуляция, падение авторитета власти - явления, характерные для окончания витка этногенеза. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации - М.: Издательство: КРИСТАЛЛ, ОНИКС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, РИФМЭ, 2008 г.

Если учесть, что централизованное государство не могло возникнуть в начале первого витка этногенеза, а продолжительность первого централизованного египетского государства достигает 800 лет (3000-2200 до н.э.), то есть превышает длительность существования Западной Римской Республики - Империи (от победы во II_й Пунической войне до падения в середине V века прошло около 650 лет), то ясно, что падение Древнего царства означало конец первого витка этногенеза в Египте.

Далее последовали события, достаточно похожие на события VII-IX веков в Западной Европе: на обломках старой империи возрождается новая (Каролингов) - Среднее царство, существующее недолго (около двух с половиной веков - мало по сравнению с другими египетскими царствами), затем оно распадается, часть египетских земель попадает под власть иностранных захватчиков - гиксосов (чего, правда, не было в истории Западной Европы, но зато было в истории Руси). Через 150 лет начинается новый подъём, Египет достигает пика своего политического могущества за всю историю - Нового царства. Пик Нового царства приходится на 1500-1300 годы до нашей эры от Тутмониса III до Рамзеса II, когда под египетской властью оказались Сирия и Палестина, а в середине этого периода последовали вполне «революционные» события - религиозная реформа Аменхетена IV с новым общеегипетским культом Атона.

Со временем господствующее положение этого божества отменяется, старые боги возвращают себе первенствующее положение. Если 1400 год до нашей эры считать примерной датой начала революционной эпохи, то начало этнообразования нового египетского этноса надо отнести примерно на тысячелетие ранее, к 2400 году до нашей эры, к эпохе Древнего царства, правда клонившегося к своему упадку.

Среднее царство создают правители Фив, расположенных близко к границе Верхнего Египта в Раннем царстве и достаточно далеко от Мемфиса и Тиниса - двух ведущих центров первого централированного египетского государства. Фивы изгоняют гиксосов после их более чем столетнего пребывания в Египте. Фивы - столица второго витка этногенеза в египетской истории, Мемфис - столица первого.

После правления Рамзеса II начинается постепенный закат Нового царства, правда, в самом начале этого заката, в правление сына Рамзеса II Мернептаха на Египет накатывается нашествие «народов моря», которое египетское государство, находящее ещё почти «в самом соку», успешно отражает. Закат Нового царства продолжается два века и в середине XI века оно распадается. Если считать от начала Среднего царства, возникшего в 2040 году до нашей эры, до распада Нового царства в середине XI века до нашей эры, то проявившийся период второго витка этногенеза на египетской земле занял одно тысячелетие - примерно время существования Византии. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации - М.: Издательство: КРИСТАЛЛ, ОНИКС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, РИФМЭ, 2008 г.

Распад Нового царства означает конец второго - самого плодотворного витка этногенеза на египетской земле, когда к власти приходят иноземные династии - ливийцы и эфиопы. В 674-665 годах до нашей эры Египет не смог противостоять ассирийскому завоеванию, правда, ливийцам - Псамметиху I и его сыну Нехо I - удалось изгнать ассирийцев и объединить Египет и даже завоевать Палестину и Сирию. Нехо I, в свою очередь, был разбит вавилонскими войсками Навуходоносора II, снова потерял Сирию и Палестину, но на территории Египта начался пассионарный подъём нового этноса, оказавшийся недостаточным, чтобы противостоять персам, которые покорили страну в 525 году до нашей эры. Против персов новые египтяне восставали, но безрезультатно.

Позже Египет достался Птолемеям и пережил с ними новый пик своего возвышения. Последний пик в истории Египта был достигнут в правление мамлюков ближе к середине II тысячелетия уже нашей эры. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации - М.: Издательство: КРИСТАЛЛ, ОНИКС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, РИФМЭ, 2008 г.

Таким образом, на территории Египта можно насчитать четыре завершившихся витка этногенеза, пики политического могущества которых пришлись примерно на следующие даты: 2650 год до нашей эры - правление Хеопса, 1400 год до нашей эры - правление Аменхетена IV, середина II века до нашей эры - пик правления Птолемеев, 1200-1300 годы нашей эры - правление Салладина и последующих египетских султанов, разбивших крестоносцев и войска монголов в Палестине и Сирии. Как мы видим, пики разделяет примерно 1250 лет, при этом значение Египта начинает затухать в мировом масштабе с третьего пика, то есть с третьего витка этногенеза. Это легко объяснимо, так как третьим и четвертым пиками Египет обязан пришельцам или завоевателям, а не коренному населению, которое на витках этногенеза постепенно утрачивает пассионарность, и чем дальше, тем больше.

2.2 История Месопотамии: Шумер, Вавилон и Ассирия

Теперь рассмотрим историю Месопотамии. Самую древнюю принято делить на Протописьменный (2900-2750 до н.э.) и Раннединастический периоды (2750-2310 до н.э.), государство Саргонидов (2310-2200 до н.э.) и 3_ю династию Ура (2111-2008 до н.э.). На рубеже тысячелетий произошло вторжение племён амореев - пастушеских племён западных семитов, шумерский язык окончательно стал мёртвым, хотя до конца III тысячелетия он оставался языком письменности (канцелярские тексты и надписи велись на нём). В последующий период главное значение среди городов Месопотамии приобретает Вавилон, возникают аморейские династии в большинстве месопотамских городов, семитоязычное население становится господствующим в Месопотамии. Шумерский период в истории Месопотамии закончился, таким образом, на стыке тысячелетий; далее в Месопотамии возникли два новых мощных политических центра: Вавилон и Ассирия, выросшая на базе Ашшура - небольшого торгового города, разбогатевшего на торговле с хеттами и восточным Средиземноморьем. Борьбой между этими двумя новыми центрами Месопотамии заполнен практически весь период между концом 3_й династии Ура и образованием Персидской державы - почти 1500 лет - от 2005 года до 539 года до нашей эры. Таким образом, историю древней Месопотамии можно поделить на две части: III тысячелетие - Шумерская история, II_ое и первая половина I тысячелетия до нашей эры - Вавилоно-Ассирийская история, предстающая как второй виток цивилизационного этногенеза на месопотамских землях. История Шумера представляет первый. Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.

Разделение витков этногенеза на территории Месопотамии не вызывает особых трудностей в отличие от Египта, где такое разделение мы провели, базируясь в основном на косвенных данных (перенос столицы, распад централизованного государства без видимых причин), а не на прямых, связанных с изменением языка. Именно изменение языка проживающих на данной территории людей и может служить основным индикатором начала нового витка этногенеза, при этом изменение обычно не происходит мгновенно, а может затянуться на несколько веков. На территории Месопотамии такое изменение произошло в явном виде, хотя процесс вытеснения шумерского языка семитскими продолжался очень долго.

К этому изменению приплюсовываются изменения в территориально-политической структуре и в политико-культурных институтах (которые будут разобраны нами далее), что даёт практически полный перечень цивилизационных изменений, позволяющих говорить о смене цивилизации. Здесь мы сделаем небольшое отступление от рассматриваемой темы и обсудим вопрос об основных факторах любой цивилизации.

Первоначальным толчком к появлению цивилизаций стала задача создания искусственной среды для выживания в изменившихся природных условиях, которые стали почти экстремальными - пустыня наступала на собирателей-охотников, это был «Вызов» невиданной силы в истории человечества, но и «Ответ» получился выдающимся - возникли первые цивилизации. Далее человечество двинулось по пути создания других творений собственных рук и мозга: государства, письменности, технических изобретений; природная среда постепенно, очень медленно отдавала свой контроль над человеческой жизнедеятельностью самому человеку.

Первые речные цивилизации возникли не просто на базе земледелия как основной деятельности, а на базе ирригационного земледелия, требующего координации усилий большого количества людей.

В Месопотамии речная география не являлась «монополией» какой-то одной реки, и здесь со временем возникла существенно отличающаяся от египетской социальная и политическая структура.

Цивилизованный мир постоянно расширялся в течение всей дохристианской эры, а в христианскую эру церковь и образцы германской государственности, возникшие на обломках Римской империи, проникли на север Западной Европы и в Восточную Европу, цивилизовав эти территории. Первоначальным источником этого распространения государственности стал Шумер.

Обширное государство возникло в Месопотамии лишь на рубеже XXIV и XXIII веков до нашей эры и связано оно было с именем Саргона Древнего (2316-2261 до н.э.). До него в Месопотамии возникали лишь военные союзы нескольких номов, обычно под предводительством сильного лугаля (военачальника).

Саргон первым получил власть над Верхней и Нижней Месопотамиями; его воины, уже побывавшие у Средиземного моря, теперь омыли оружие в Персидском заливе (совсем как воины Святослава, которые могли это сделать даже в трёх морях - Балтийском, Каспийском и Чёрном).

Первый цивилизационный виток в Месопотамии завершился, настало время новой цивилизации. Третья династия Ура правила чуть более ста лет, столько же существовало централизованное бюрократическое государство на территории древней Месопотамии. Такая модель государственного устройства не возрождалась на этих землях вплоть до нашествия арабов, хотя арабская государственность вряд ли может быть охарактеризована как классическое бюрократическое централизованное государство. Но оно оказалось наиболее близким к нему из всех последовавших за урским правлений. Представление о «восточной деспотии» как о наиболее характерном для Востока государственном устройстве в противоположность западному «свободолюбию» вряд ли может быть связано с реальной эволюцией государственных систем на территории Месопотамии и прилегающих к ней областей. Наиболее ярко новая модель государственного управления проявилась в истории следующей за шумерской цивилизацией - вавилоно-ассирийской.

Объединительное государство для новой цивилизации на территории Месопотамии создал Вавилон 1_й династии, шестым и наиболее знаменитым царём которой был Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). Основателем этой династии был Сумуабум (1894-1881 до н.э.), правивший за сто лет до Хаммурапи. Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.

Месопотамия вавилоно-ассирийского витка этногенеза оказалась гораздо более разноплемённой, чем Египет, с гораздо большим количеством различных государственных образований, поэтому касситы столь долго смогли удержаться у власти. В касситский период началась почти непрекращавшаяся борьба за преобладание в Месопотамии с набравшей силу Ассирией, победителем в которой как раз чаще были ассирийцы, но и вавилоняне одерживали победы, приводившие к временному подчинению Ассирии Вавилону. Тем не менее, наибольший интерес для нас представляет начальный период вавилоно-ассирийской цивилизации, ведь именно в это время в Месопотамии зародилось новое устройство политических институтов.

Месопотамия того периода (впрочем как и предыдущего) вполне заслуживала названия «страны множества городов». Наличие большого количества городов говорит о развитости цивилизации, ведь именно в городах происходит «основная жизнь» цивилизации, они являются сосредоточением и государственности, и письменности, и культуры. Падение централизованного государства 3-й династии Ура привело к почти полной ликвидации государственно-хозяйственного управления. Новые правители предпочитали не возрождать его механизм, а раздавать государственную землю, мастерские, торговые учреждения частным лицам, которые начинали вести почти частное хозяйство, хотя и не являлись его собственниками. Даже распределение жреческих должностей превратилось из функции государственной власти в предмет торговли, частных соглашений и завещаний. Государство свою функцию постепенно стало видеть не в организации всего хозяйственного механизма, а лишь в его регулировании и взимании податей, которые постепенно превращались в налоги.

В Месопотамии, в отличие от Египта, на втором витке цивилизационного этногенеза начался рост частного хозяйственного сектора.

Таковы два очень глубоких изменения в ассирийско-вавилонской цивилизации, которые отличают её от предшественницы - шумерской цивилизации - в отношении структуры политико-культурных институтов: переход от государственно-распределительной экономики к товарно-денежной и изменение способа наполнения государственного «кармана» - от полного изъятия с последующим распределением до введения налогой системы. Это был эволюционный путь цивилизаций, существовавших в Месопотамии. Эта модель постепенно распространяется по близлежащим регионам, особенно в областях, примыкающих к Средиземному морю. А именно с Восточным Средиземноморьем и велась основная торговля Месопотамии. Выделив основные структурные изменения, произошедшие в течение второго витка этногенеза в Месопотамии, вернёмся к периодизации истории этого региона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5