скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Естественнонаучные взгляды Леонардо да Винчи скачать рефераты

b>Твор-че-ст-во Ле-о-нар-до да Вин-чи. «Ма-дон-на с цвет-ком».

Ху-до-же-ст-вен-ное на-сле-дие Ле-о-нар-до да Вин-чи ко-ли-че-ст-вен-но не-ве-ли-ко. Вы-ска-зы-ва-лось мне-ние, что его ув-ле-че-ния ес-те-ст-вен-ны-ми нау-ка-ми и ин-же-нер-ным де-лом по-ме-ша-ли его пло-до-ви-то-сти в ис-кус-ст-ве. Од-на-ко ано-ним-ный био-граф, его со-вре-мен-ник, ука-зы-ва-ет, что Ле-о-нар-до «имел пре-вос-ход-ней-шие за-мыс-лы, но соз-дал не-мно-го ве-щей в крас-ках, по-то-му что, как го-во-рят, ни-ко-гда не был до-во-лен со-бой». Это под-твер-жда-ет и Ва-за-ри, со-глас-но ко-то-ро-му пре-пят-ст-вия ле-жа-ли в са-мой ду-ше Ле-о-нар-до - «ве-ли-чай-шей и не-обык-но-вен-ней-шей… она имен-но по-бу-ж-да-ла его ис-кать пре-вос-ход-ст-ва над со-вер-шен-ст-вом, так что вся-кое про-из-ве-де-ние его за-мед-ля-лось от из-быт-ка же-ла-ний».

Уже пер-вый фло-рен-тий-ский пе-ри-од дея-тель-но-сти Ле-о-нар-до, по-сле окон-ча-ния уче-ния у Вер-рок-кио, от-ме-чен его по-пыт-ка-ми про-явить свои да-ро-ва-ния на мно-гих по-при-щах: ар-хи-тек-тур-ные чер-те-жи, про-ект ка-на-ла, со-еди-няю-ще-го Пи-зу с Фло-рен-ци-ей, ри-сун-ки мель-ниц, сук-но-валь-ных ма-шин и сна-ря-дов, при-во-ди-мых в дви-же-ние си-лою во-ды. К это-му же пе-рио-ду от-но-сит-ся его ма-лень-кая кар-ти-на «Ма-дон-на с цвет-ком».

Ко-гда Ле-о-нар-до пи-сал ее, ему бы-ло два-дцать шесть лет. К это-му вре-ме-ни ху-дож-ник об-рел уже со-вер-шен-ное мас-тер-ст-во в ве-ли-ком ис-кус-ст-ве жи-во-пи-си, ко-то-рое он ста-вил вы-ше всех про-чих.

«Ма-дон-на с цвет-ком» - это хро-но-ло-ги-че-ски пер-вая ма-дон-на, об-раз ко-то-рой внут-рен-не ли-шен ка-кой-ли-бо свя-то-сти. Пе-ред на-ми все-го лишь юная мать, иг-раю-щая со сво-им ре-бен-ком. Веч-ная пре-лесть и по-эзия ма-те-рин-ст-ва. В этом бес-ко-неч-ное оча-ро-ва-ние кар-ти-ны.

Все-по-гло-щаю-щее стрем-ле-ние к ис-ти-не

Гер-цен очень хо-ро-шо ска-зал о под-виж-ни-ках юной нау-ки эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния, ко-то-рые в борь-бе с пе-ре-жит-ка-ми сред-не-ве-ко-вья от-кры-ли че-ло-ве-че-ско-му уму но-вые го-ри-зон-ты:

«Глав-ный ха-рак-тер этих ве-ли-ких дея-те-лей со-сто-ит в жи-вом, вер-ном чув-ст-ве тес-но-ты, не-удов-ле-тво-рен-но-сти в замк-ну-том кру-ге со-вре-мен-ной им жиз-ни, во все-по-гло-щаю-щем стрем-ле-нии к ис-ти-не, в ка-ком-то да-ре пред-ви-де-ния».

Здесь ка-ж-дое сло-во при-ме-ни-мо к Ле-о-нар-до да Вин-чи. Не-ко-то-рые ис-сле-до-ва-те-ли его жиз-ни ис-пы-ты-ва-ли под-час сму-ще-ние. Как этот ге-ний мог пред-ла-гать свои ус-лу-ги и соб-ст-вен-ной ро-ди-не - Фло-рен-ции, и ее злей-шим вра-гам? Как мог слу-жить при этом Це-за-рю Борд-жиа, од-но-му из са-мых жес-то-ких вла-сти-те-лей то-го вре-ме-ни? Не нуж-но за-ту-ше-вы-вать этих фак-тов, хо-тя слож-ность и шат-кость по-ли-ти-че-ско-го уст-рой-ст-ва то-гдаш-ней Ита-лии как-то объ-яс-ня-ют та-кую не-ус-той-чи-вость Ле-о-нар-до. Но этот же че-ло-век сло-ва-ми, ды-ша-щи-ми не-от-ра-зи-мой ис-крен-но-стью, так оп-ре-де-лял сам це-ли и воз-мож-но-сти, от-кры-ваю-щие-ся то-му, кто то-го дос-то-ин:

«Ско-рее ли-шить-ся дви-же-ния, чем ус-тать... Все тру-ды не спо-соб-ны уто-мить... Ру-ки, в ко-то-рые по-доб-но снеж-ным хлопь-ям, сы-п-лют-ся ду-ка-ты и дра-го-цен-ные кам-ни, ни-ко-гда не ус-та-нут слу-жить, но это слу-же-ние толь-ко ра-ди поль-зы, а не ра-ди вы-го-ды...»

Он знал, что при-ро-да сде-ла-ла его твор-цом, пер-во-от-кры-ва-те-лем, при-зван-ным по-слу-жить мощ-ным ры-ча-гом то-му про-цес-су, ко-то-рый мы ны-не на-зы-ва-ем про-грес-сом. Но что-бы пол-но-стью про-явить свои воз-мож-но-сти, ему над-ле-жа-ло обес-пе-чить для сво-ей дея-тель-но-сти наи-бо-лее бла-го-при-ят-ные ус-ло-вия в уде-лен-ный ему для жиз-ни срок. Вот по-че-му он сту-чал-ся во все две-ри, пред-ла-гал ус-лу-ги ка-ж-до-му, кто мог по-мочь ему в его ве-ли-ких де-лах, уго-ж-дал и «сво-им», италь-ян-ским ти-ра-нам, и чу-же-зем-ным го-су-да-рям; ко-гда на-до бы-ло - под-ла-жи-вать-ся под их вку-сы, ибо вза-мен рас-счи-ты-вал на под-держ-ку в сво-ем дей-ст-вен-ном и «все-по-гло-щаю-щем стрем-ле-нии к ис-ти-не».

Так слу-чи-лось уже в ран-ний пе-ри-од дея-тель-но-сти Ле-о-нар-до да Вин-чи. Фло-рен-ция то-го вре-ме-ни не да-ла ему то-го, на что он мог рас-счи-ты-вать. Как мы зна-ем, сам Ло-рен-цо Ве-ли-ко-леп-ный и его двор пре-вы-ше все-го це-ни-ли жи-во-пись Бот-ти-чел-ли. Мощь и сво-бо-да Ле-о-нар-до сму-ща-ли их сво-ей но-виз-ной. А за-мыс-лы его в гра-до-строи-тель-ст-ве и ин-же-нер-ном де-ле ка-за-лись слиш-ком сме-лы-ми, не-сбы-точ-ны-ми. По-хо-же, что Ло-рен-цо бо-лее все-го це-нил в Ле-о-нар-до му-зы-кан-та, дей-ст-ви-тель-но на-сла-ж-да-ясь его иг-рой на ли-ре.

И вот Ле-о-нар-до об-ра-ща-ет-ся к дру-го-му вла-сти-те-лю - Лю-до-ви-ку Мо-ро, ко-то-рый пра-вит Ми-ла-ном. Ми-лан ве-дет в это вре-мя вой-ну с Ве-не-ци-ей. И по-то-му Ле-о-нар-до в пер-вую оче-редь ста-ра-ет-ся убе-дить ми-лан-ско-го гер-цо-га, что мо-жет быть по-ле-зен ему в во-ен-ном де-ле.

По сви-де-тель-ст-ву со-вре-мен-ни-ков, Ле-о-нар-до был пре-кра-сен со-бой, про-пор-цио-наль-но сло-жен, изя-щен, с при-вле-ка-тель-ным ли-цом. Оде-вал-ся ще-голь-ски, но-сил крас-ный плащ, до-хо-див-ший до ко-лен, хо-тя в мо-де бы-ли длин-ные оде-ж-ды. До се-ре-ди-ны гру-ди нис-па-да-ла его пре-крас-ная бо-ро-да, вью-щая-ся и хо-ро-шо рас-че-сан-ная. Он был об-во-ро-жи-те-лен в бе-се-де и при-вле-кал к се-бе че-ло-ве-че-ские серд-ца.

Да-же ко-гда он срав-ни-тель-но ма-ло за-ра-ба-ты-вал, все-гда дер-жал ло-ша-дей, ко-то-рых лю-бил боль-ше всех дру-гих жи-вот-ных.

Мы зна-ем так-же, что он по-сто-ян-но ри-со-вал и за-пи-сы-вал.

До нас дош-ло око-ло се-ми ты-сяч стра-ниц, по-кры-тых за-пи-ся-ми или ри-сун-ка-ми Ле-о-нар-до.

Один из пер-вых ис-сле-до-ва-те-лей этих ру-ко-пис-ных со-кро-вищ от-ме-чал в изум-ле-нии: «Здесь есть все: фи-зи-ка, ма-те-ма-ти-ка, ас-тро-но-мия, ис-то-рия, фи-ло-со-фия, но-вел-лы, ме-ха-ни-ка. Сло-вом - это чу-до, но на-пи-са-но на-вы-во-рот, так дья-воль-ски, что не один раз я тра-тил це-лое ут-ро, что-бы по-нять и ско-пи-ро-вать две или три стра-нич-ки».

Де-ло в том, что Ле-о-нар-до пи-сал спра-ва на-ле-во, так что чи-тать его тру-ды нуж-но в зер-ка-ле. По не-ко-то-рым сви-де-тель-ст-вам, он был лев-шой, по дру-гим - оди-на-ко-во вла-дел обеи-ми ру-ка-ми. Как бы то ни бы-ло, та-кое его пись-мо еще усу-губ-ля-ет тот оре-ол та-ин-ст-вен-но-сти, ко-то-рым он ок-ру-жал се-бя и ко-то-рым от-ме-че-но все его твор-че-ст-во.

Пи-сал не по-ла-ты-ни, как про-слав-лен-ней-шие гу-ма-ни-сты, его со-вре-мен-ни-ки, ко-то-рые в сво-ем лю-бо-ва-нии клас-си-че-ской древ-но-стью не-ред-ко те-ря-ли связь с дей-ст-ви-тель-но-стью, а жи-вым, соч-ным, об-раз-ным, по-рой про-сто-на-род-ным италь-ян-ским язы-ком.

Да, эти ма-ну-ск-рип-ты - под-лин-ное чу-до. Ге-ни-аль-ны-ми ри-сун-ка-ми, пе-ред ко-то-ры-ми у нас, точ-но так-же как не-ко-гда у со-вре-мен-ни-ков, дух за-хва-ты-ва-ет от вос-хи-ще-ния, Ле-о-нар-до да Вин-чи ил-лю-ст-ри-ро-вал ве-ли-кие мыс-ли, ост-рей-шие на-блю-де-ния, глу-бо-кие, изум-ляю-щие нас про-ви-де-ния.

Ле-о-нар-до уга-дал мно-гое, что не зна-ли еще лю-ди, ко-то-рые в XIX в. ста-ли изу-чать его за-пи-си. Он знал, что че-ло-век по-ле-тит, и сам, по-ви-ди-мо-му, рас-счи-ты-вал со-вер-шить по-лет с Мон-те Че-че-ри (го-ры Ле-бе-дя).

«Иде-аль-ный го-род» - од-на из тем мно-гих ри-сун-ков и за-пи-сей Ле-о-нар-до. В та-ком го-ро-де, ука-зы-вал он, ули-цы долж-ны быть про-ло-же-ны на раз-ных уров-нях, при-чем толь-ко по ниж-ним бу-дут ез-дить по-воз-ки и про-чие гру-зо-вые те-ле-ги, а от не-чис-тот го-род бу-дет очи-щать-ся по под-зем-ным про-хо-дам, про-ло-жен-ным от ар-ки до ар-ки.

Лю-бо-пыт-ст-во его бы-ло без-гра-нич-но. Он до-ис-ки-вал-ся при-чи-ны вся-ко-го яв-ле-ния, да-же не-зна-чи-тель-но-го, ибо и та-кое мог-ло от-крыть но-вые про-сто-ры по-зна-нию.

Ка-ко-вы же бы-ли ре-зуль-та-ты всех этих во-про-сов, на-блю-де-ний упор-ней-ших по-ис-ков при-чи-ны и след-ст-вия, ра-зум-но-го ос-но-ва-ния, т.е. за-ко-но-мер-но-сти яв-ле-ний?

Ле-о-нар-до пер-вым сде-лал по-пыт-ку оп-ре-де-лить си-лу све-та в за-ви-си-мо-сти от рас-стоя-ния. Его за-пис-ки со-дер-жат пер-вые воз-ник-шие в че-ло-ве-че-ском уме до-гад-ки о вол-но-вой тео-рии све-та.

Най-ден-ные им, под-час на вы-со-ких го-рах, ос-тат-ки мор-ских жи-вот-ных яви-лись для не-го до-ка-за-тель-ст-вом пе-ре-ме-ще-ния су-ши и мо-ря, и он пер-вый ка-те-го-ри-че-ски от-верг биб-лей-ское пред-став-ле-ние о вре-ме-ни су-ще-ст-во-ва-ния ми-ра.

Ле-о-нар-до вскры-вал тру-пы лю-дей и жи-вот-ных, и его мно-го-чис-лен-ные ана-то-ми-че-ские этю-ды по-ра-жа-ют нас сво-ей точ-но-стью, бес-при-мер-ны-ми в те вре-ме-на по-зна-ния-ми. Он пер-вый оп-ре-де-лил чис-ло по-звон-ков в кре-ст-це у че-ло-ве-ка. Он хо-тел знать, как на-чи-на-ет-ся и как кон-ча-ет-ся жизнь, и про-де-лы-вал опы-ты с ля-гуш-ка-ми, у ко-то-рых уда-лял го-ло-ву и серд-це и про-ка-лы-вал спин-ной мозг. А не-ко-то-рые его за-ри-сов-ки фик-си-ру-ют бие-ние серд-ца сви-ньи, про-ко-ло-то-го длин-ной шпиль-кой.

Его ин-те-ре-со-ва-ла под-виж-ность че-ло-ве-че-ско-го ли-ца, от-ра-жаю-щая под-виж-ность че-ло-ве-че-ской ду-ши, и он стре-мил-ся изу-чить во всех под-роб-но-стях эту под-виж-ность. Он пи-сал: «Тот, кто сме-ет-ся, не от-ли-ча-ет-ся от то-го, кто пла-чет, ни гла-за-ми, ни ртом, ни ще-ка-ми, толь-ко бро-вя-ми, ко-то-рые со-еди-ня-ют-ся у пла-чу-ще-го и под-ни-ма-ют-ся у смею-ще-го-ся».

Но это на-блю-де-ние опять-та-ки на-до бы-ло про-ве-рить опы-том. И вот что, по до-шед-ше-му до нас сви-де-тель-ст-ву, де-ла-ет Ле-о-нар-до.

Од-на-ж-ды, за-ду-мав изо-бра-зить смею-щих-ся, он вы-брал не-сколь-ко че-ло-век и, близ-ко сой-дясь с ни-ми, при-гла-сил их на пир-ше-ст-во со свои-ми друзь-я-ми. Ко-гда они со-бра-лись, он под-сел к ним и стал рас-ска-зы-вать им са-мые не-ле-пые и смеш-ные ве-щи. Все хо-хо-та-ли, а сам ху-дож-ник сле-дил за тем, что де-ла-лось с эти-ми людь-ми под влия-ни-ем его рас-ска-зов, и за-пе-чат-ле-вал все это в сво-ей па-мя-ти.

По-сле ухо-да гос-тей Ле-о-нар-до да Вин-чи уда-лил-ся в ра-бо-чую ком-на-ту и вос-про-из-вел их с та-ким со-вер-шен-ст-вом, что ри-су-нок его за-став-лял зри-те-лей сме-ять-ся не мень-ше, чем смея-лись жи-вые мо-де-ли, слу-шая его рас-ска-зы.

Но, изу-чая че-ло-ве-ка как ана-том, как фи-ло-соф, как ху-дож-ник, как от-но-сил-ся к не-му Ле-о-нар-до? Страш-ней-шие фор-мы урод-ст-ва изо-бра-же-ны в его ри-сун-ках с та-кой по-ра-зи-тель-ной си-лой, что кажется, по-рой: он ра-ду-ет-ся урод-ст-ву, тор-же-ст-вую-ще вы-ис-ки-ва-ет его в че-ло-ве-ке. А ме-ж-ду тем сколь пле-ни-тель-ны об-ра-зы, соз-дан-ные его ки-стью! Слов-но пер-вые - это лишь уп-раж-не-ния в ве-ли-кой нау-ке по-зна-ния, а вто-рые - пло-ды это-го по-зна-ния во всей его кра-со-те.

В сво-их за-пис-ках Ле-о-нар-до да-ет ис-чер-пы-ваю-щий от-вет на во-прос, как он от-но-сил-ся к лю-дям:

«И ес-ли най-дут-ся сре-ди лю-дей та-кие, ко-то-рые об-ла-да-ют до-б-ры-ми ка-че-ст-ва-ми и дос-то-ин-ст-ва-ми, не го-ни-те их от се-бя, воз-дай-те им честь, что-бы не нуж-но им бы-ло бе-жать в пус-тын-ные пе-ще-ры и дру-гие уе-ди-нен-ные мес-та, спа-са-ясь от ва-ших коз-ней!»

Жи-во-пись - ца-ри-ца ис-кусств

Сре-ди всех ис-кусств да, по-жа-луй, сре-ди всех дел че-ло-ве-че-ских Ле-о-нар-до ста-вит на пер-вое ме-сто жи-во-пись. Ибо, ука-зы-ва-ет он, жи-во-пи-сец яв-ля-ет-ся «вла-сте-ли-ном вся-ко-го ро-да лю-дей и всех ве-щей». Это - не-от-ра-зи-мое сви-де-тель-ст-во глу-бо-кой убе-ж-ден-но-сти од-но-го из ве-ли-чай-ших жи-во-пис-цев, ко-гда-ли-бо жив-ших на све-те, в ве-ли-чии и все-по-ко-ряю-щей мо-щи сво-его ис-кус-ст-ва.

Мир по-зна-ет-ся че-рез чув-ст-ва, а глаз - по-ве-ли-тель чувств.

«Глаз, - пи-шет он, - есть око че-ло-ве-че-ско-го те-ла, че-рез ко-то-рое че-ло-век гля-дит на свой путь и на-сла-ж-да-ет-ся кра-со-той ми-ра. Бла-го-да-ря ему ду-ша ра-ду-ет-ся в сво-ей че-ло-ве-че-ской тем-ни-це, без не-го эта че-ло-ве-че-ская тем-ни-ца - пыт-ка».

В день ро-ж-де-ния ко-ро-ля при-шел по-эт и пре-под-нес ему по-эму, вос-хва-ляю-щую его доб-ле-сти. При-шел так-же и жи-во-пи-сец с порт-ре-том воз-люб-лен-ной ко-ро-ля. Ко-роль тот-час же об-ра-тил-ся от кни-ги к кар-ти-не. По-эт ос-кор-бил-ся: «О, ко-роль! Чи-тай, чи-тай! Ты уз-на-ешь не-что ку-да бо-лее важ-ное, чем мо-жет дать те-бе эта не-мая кар-ти-на!» Но ко-роль от-ве-тил ему: «Мол-чи, по-эт! Ты не зна-ешь, что го-во-ришь! Жи-во-пись слу-жит бо-лее вы-со-ко-му чув-ст-ву, чем твое ис-кус-ст-во, пред-на-зна-чен-ное для сле-пых. Дай мне вещь, ко-то-рую я мог бы ви-деть, а не толь-ко слы-шать».

Ме-ж-ду жи-во-пис-цем и по-этом, пи-шет еще Ле-о-нар-до, та-кая же раз-ни-ца, как ме-ж-ду те-ла-ми, раз-де-лен-ны-ми на час-ти, и те-ла-ми цель-ны-ми, ибо по-эт по-ка-зы-ва-ет те-бе те-ло часть за ча-стью в раз-лич-ное вре-мя, а жи-во-пи-сец - це-ли-ком в од-но вре-мя.

А му-зы-ка? Опять ка-те-го-ри-че-ский от-вет Ле-о-нар-до:

«Му-зы-ку нель-зя на-звать ина-че, как се-ст-рой жи-во-пи-си, ибо она есть пред-мет слу-ха, вто-ро-го чув-ст-ва по-сле зре-ния... Но жи-во-пись пре-вос-хо-дит му-зы-ку и по-ве-ле-ва-ет ею, по-то-му что не уми-ра-ет сра-зу же по-сле сво-его воз-ник-но-ве-ния, как не-сча-ст-ная му-зы-ка».

Но все-го это-го ма-ло. Жи-во-пись, ве-ли-чай-шее из ис-кусств, да-ет в ру-ки то-го, кто под-лин-ное ею вла-де-ет, цар-ст-вен-ную власть над при-ро-дой.

Итак, для Ле-о-нар-до жи-во-пись - выс-шее дея-ние че-ло-ве-че-ско-го ге-ния, выс-шее из ис-кусств. Это дея-ние тре-бу-ет и выс-ше-го по-зна-ния. А по-зна-ние да-ет-ся и про-ве-ря-ет-ся опы-том.

И вот опыт от-кры-ва-ет Ле-о-нар-до но-вые про-сто-ры, да-ли, до не-го не из-ве-дан-ные в жи-во-пи-си. Он счи-та-ет, что ма-те-ма-ти-ка - ос-но-ва зна-ния. И ка-ж-дая его жи-во-пис-ная ком-по-зи-ция плав-но впи-сы-ва-ет-ся в гео-мет-ри-че-скую фи-гу-ру. Но зри-тель-ное вос-при-ятие ми-ра не ис-чер-пы-ва-ет-ся гео-мет-ри-ей, вы-хо-дит за ее рам-ки.

За-гля-нув в безд-ну вре-ме-ни, ко-то-рое есть «ис-тре-би-тель ве-щей», он уви-дел, что все из-ме-ня-ет-ся, пре-об-ра-жа-ет-ся, что глаз вос-при-ни-ма-ет лишь то, что ро-ж-да-ет-ся пе-ред ним в дан-ный миг, ибо в сле-дую-щий вре-мя уже со-вер-шит свое не-из-беж-ное и не-об-ра-ти-мое де-ло.

И ему от-кры-лась не-ус-той-чи-вость, те-ку-честь ви-ди-мо-го ми-ра. Это от-кры-тие Ле-о-нар-до име-ло для всей по-сле-дую-щей жи-во-пи-си ог-ром-ное зна-че-ние. До Ле-о-нар-до очер-та-ния пред-ме-тов при-об-ре-та-ли в кар-ти-не ре-шаю-щее зна-че-ние. Ли-ния ца-ри-ла в ней, и по-то-му да-же у ве-ли-чай-ших его пред-ше-ст-вен-ни-ков кар-ти-на ка-жет-ся под-час рас-кра-шен-ным ри-сун-ком. Ле-о-нар-до пер-вый по-кон-чил с не-зыб-ле-мо-стью, са-мо-дов-лею-щей вла-стью ли-нии. И на-звал этот пе-ре-во-рот в жи-во-пи-си «про-па-да-ни-ем очер-та-ний». Свет и те-ни, пи-шет он, долж-ны быть рез-ко раз-гра-ни-че-ны, ибо гра-ни-цы их в боль-шин-ст-ве слу-ча-ев смут-ны. Ина-че об-ра-зы по-лу-чат-ся не-ук-лю-жи-ми, ли-шен-ны-ми пре-лес-ти, де-ре-вян-ны-ми.

«Дым-ча-тая све-то-тень» Ле-о-нар-до, его зна-ме-ни-тое «сфу-ма-то» - это неж-ный по-лу-свет с мяг-кой гам-мой то-нов мо-лоч-но-се-реб-ри-стых, го-лу-бо-ва-тых, ино-гда с зе-ле-но-ва-ты-ми пе-ре-ли-ва-ми, в ко-то-рых ли-ния са-ма ста-но-вит-ся как бы воз-душ-ной.

Мас-ля-ные крас-ки бы-ли изо-бре-те-ны в Ни-дер-лан-дах, но тая-щие-ся в них но-вые воз-мож-но-сти в пе-ре-да-че све-та и те-ни, жи-во-пис-ных ню-ан-сов, поч-ти не-за-мет-ных пе-ре-хо-дов из то-на в тон бы-ли впер-вые изу-че-ны и до кон-ца ис-сле-до-ва-ны Ле-о-нар-до.

Ис-чез-ли ли-не-ар-ность, гра-фи-че-ская же-ст-кость, ха-рак-тер-ные для фло-рен-тий-ской жи-во-пи-си кват-ро-чен-то. Све-то-тень и «про-па-даю-щие очер-та-ния» со-став-ля-ют, по Ле-о-нар-до, са-мое пре-вос-ход-ное в жи-во-пис-ной нау-ке. Но об-ра-зы его не ми-мо-лет-ны. Кре-пок их ос-тов, и креп-ко сто-ят они на зем-ле. Они бес-ко-неч-но пле-ни-тель-ны, по-этич-ны, но и не ме-нее пол-но-вес-ны, кон-крет-ны.

«Ма-дон-на в гро-те» (Па-риж, Лувр) - пер-вое впол-не зре-лое про-из-ве-де-ние Ле-о-нар-до - ут-вер-жда-ет тор-же-ст-во но-во-го ис-кус-ст-ва.

Со-вер-шен-ная согласованность всех час-тей, соз-даю-щая креп-ко спа-ян-ное еди-ное це-лое. Это це-лое, т.е. со-во-куп-ность че-ты-рех фи-гур, очер-та-ния ко-то-рых чу-дес-но смяг-че-ны све-то-те-нью, об-ра-зу-ет стройную пи-ра-ми-ду, плав-но и мяг-ко, в пол-ной сво-бо-де вы-рас-таю-щую пе-ред на-ми. Взгля-да-ми и рас-по-ло-же-ни-ем все фи-гу-ры объ-е-ди-не-ны не-раз-рыв-но, и это объединение ис-пол-не-но ча-рую-щей гар-мо-нии, ибо да-же взгляд ан-ге-ла, об-ра-щен-ный не к дру-гим фи-гу-рам, а к зри-те-лю, как бы уси-ли-ва-ет еди-ный му-зы-каль-ный ак-корд композиции. Взгляд этот и улыб-ка, чуть оза-ряю-щая ли-цо ан-ге-ла, ис-пол-не-ны глу-бо-ко-го и за-га-доч-но-го смыс-ла. Свет и те-ни соз-да-ют в кар-ти-не не-кое не-по-вто-ри-мое на-строе-ние. Наш взгляд уно-сит-ся в ее глу-би-ны, в ма-ня-щие про-све-ты сре-ди тем-ных скал, под се-нью ко-то-рых на-шли при-ют фи-гу-ры, соз-дан-ные Ле-о-нар-до. И тай-на, ле-о-нар-дов-ская тай-на, скво-зит и в их ли-цах, и в си-не-ва-тых рас-ще-ли-нах, и в по-лу-мра-ке на-вис-ших скал. А с ка-ким изя-ще-ст-вом, с ка-ким про-ник-но-вен-ным мас-тер-ст-вом и с ка-кой лю-бо-вью рас-пи-са-ны ири-сы, фи-ал-ки, ане-мо-ны, па-по-рот-ни-ки, все-воз-мож-ные тра-вы.

Страницы: 1, 2, 3