скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Движение декабристов. Русская общественно-политическая мысль до и после 14 декабря 1825 года скачать рефераты

Движение декабристов. Русская общественно-политическая мысль до и после 14 декабря 1825 года

Реферат

по Отечественной истории

на тему:

Движение декабристов. Русская общественно-политическая мысль до и после 14 декабря 1825 г.

Вступление

Первые русские революционеры - декабристы - были борцами против крепостного права и самодержавия.

Во имя этой цели они выступили с оружием в руках 14 декабря 1825 г. - в Петербурге, который в то время был столицей Российской империи, на Сенатской площади, где высился памятник Петру I. По месяцу восстания - декабрю - они и называются декабристами.

Много удивительного и своеобразного в этом революционном движении. Молодые дворяне - декабристы - сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию - опоре царизма. Они сами имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным.

Смена феодального слоя буржуазным являлась важным этапом в истории человечества.

Восстание декабристов было разгромлено царизмом. Но их дело не погибло. Новые поколения революционеров выходили на борьбу с самодержавием и крепостничеством.

В эпоху, когда выступали декабристы, уничтожение феодально-крепостного угнетения и неограниченной монархии (абсолютизма) являлось основной задачей в истории человечества. Неограниченная царская или королевская власть - абсолютизм - охраняла устаревший феодально-крепостной строй и мешала развитию народов. Сокрушить царскую или королевскую власть, уничтожить средневековое крепостное угнетение, освободить скованные ими силы, выйти на новую, широкую дорогу исторического развития - во имя этого в эпоху декабристов боролись лучшие люди многих стран: и в Западной Европе, и в России.

Революционное разрушение отжившего феодального строя и установление новой системы буржуазно-демократических отношений были повсюду в то время основными задачами революционных движений. В России также назрела необходимость ликвидации старого режима власти. Движение декабристов и было первым проявлением этой назревшей борьбы.

Таким образом, восстание декабристов не стоит особняком в мировом историческом процессе - оно имеет в нем свое определенно место. Выступление декабристов является одним из слагаемых во всемирно-историческом процессе революционной борьбы против обветшалого феодально-крепостного строя.

Россия времени декабристов

Цели движения декабристов отражали основные исторические задачи, возникшие в России того времени. Движение декабристов выросло на почве русской действительности. Не увлечение западноевропейской передовой философией, не заграничные военные походы, не примеры западноевропейских революций породили движение декабристов, его породило историческое развитие их страны, объективные исторические задачи в русском историческом процессе.

Объективно движение декабристов порождено кризисом феодально-крепостной общественной формации и уходит своими корнями в ведущий процесс эпохи - разложение стареющего, исчерпавшего себя феодально-крепостнического строя и возникновение новых, в то время прогрессивных, - капиталистических отношений. Задачи сокрушения самодержавия и крепостничества были кровными для России того времени: от их разрешения зависело: двинется ли страна вперед или затормозится в старых, изживших себя формах социального строя.

Еще в XVIII в. в недрах феодально-крепостной России подспудно, в стесненных и затруднительных условиях развивался капиталистический уклад. Еще отчетливее это выявилось в начале XIX в. Страна производила все большее количество жизненных благ, и производила их во все более значительной доле по-новому. В России шло развитие производительских сил: развивались предприятия, приближавшиеся к капиталистическому типу, рос вольнонаемный труд, увеличивалось число промышленных рабочих, умножалось количество городов и возрастало городское население. Ширился внутренний рынок, требуя все большего количества продуктов питания и промышленных изделий. Росло разделение труда. Но старые, феодально-крепостные общественные отношения мешали развитию страны.

Наряду с медленной и замкнутой жизнью помещичьего имения, где крепостной крестьянин десятилетиями сидел на месте и пахал на барина одно и то же поле, все чаще возникали новые формы жизни. Росло число промышленных рабочих. Оброчные крестьяне также уходили в города на заработок и увеличивали количество городского населения. Тысячи людей приходили в Петербург и Москву в поисках работы. Когда перед войной 1812 г. полицмейстер подсчитывал число московских жителей и распределял результаты своего подсчета по сословиям, то большая часть населения не вместилась в сословные рамки. Полицмейстер насчитал в Москве 9 тысяч дворян, 19 тысяч купцов, 18 тысяч мещан, 47 тысяч дворовых людей, а свыше 96 тысяч московских жителей было зачислено в рубрику «прочих»: уж очень сложно для полицмейстера было распределять по сословиям всю массу этого пестрого, преимущественно трудового, а частью пришлого люда.

Росла хозяйственная специализация районов страны: уже отчетливо выделялись промышленные районы около Петербурга и Москвы и обширные сельскохозяйственные районы на Украине и в Поволжье.

Самодержавно-крепостной строй сковывал производительные силы страны, тормозил их дальнейшее развитие. Новые явления жизни вступали в резкое противоречие с устарелыми общественными формами. Дворянин считался благородным от рождения - ему законом было присвоено право владеть крепостными крестьянами и землей.

При самодержавии народ не принимал никакого участия в управлении страной: царизм осуществлял бесконтрольную власть над Россией. Люди были неравны перед законом: одни сословия были привилегированными, другие угнетенными. Суд был сословным: один суд - для дворян, другой - для купцов, третий для крестьян. Для крестьян он даже не назывался судом, а официально именовался «расправой».

Таким образом, все более и более сказывались противоречия между развитием производительных сил и феодально-крепостническим строем. Необходимость замены старого общественного строя новым ощущалась тем отчетливее, чем яснее выявлялась огромная мощь страны, ее необъятные силы.

Крепостное право и самодержавие задержали развитие России. Ликвидация двух этих факторов была первоочередной исторической задачей, ставшей перед страной.

Формирование мировоззрения декабристов

Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: или в последнее десятилетие XVIII в., мили в первые годы XIX в.

Все декабристы (исключения крайне редки) были по происхождению дворянами, принадлежали к привилегированному сословию крепостной России того времени. Множество разнообразных явлений русской жизни с детства протекало через их сознание, было воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского имения, первоначальное домашнее обучение, поступление в учебное заведение. Декабристы выросли в России, и мировоззрение их складывалось на основе размышлений над судьбой Родины.

Они росли преимущественно в обеспеченных дворянских семьях, где могли постоянно наблюдать резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового человека.

Одни из них учились в Московском университете, другие - В Московской школе колонновожатых, третьи в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения, как говорили сами декабристы, были затронуты «духом времени». Крестьян в университет не допускали, но вместе со студентами-дворянами на скамьях сидели студенты-разночинцы. Разница между уровнем жизни тех и других резко бросалось в глаза: дворянские дети отличались от студентов-разночинцев даже формой - мундиром и шпагой. Кроме того, студенты-дворяне подъезжали к университету в экипажах, в сопровождении гувернеров - французов или англичан, а рядом по улице шли пешком к университету плохо одетые студенты-разночинцы.

Дворянство жило широкой и веселой жизнью. В Москве в день проводилось по несколько десятков баллов, а мещане и трудовая беднота ютились в стесненных условиях. Но в то же время во всех учебниках студенты читали о том, что «законы должны быть для всех граждан одинаковые». Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалась в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан. В таких условиях и начали зарождаться первые революционные мысли в умах будущих декабристов.

Тайно, из рук в руки, студенты передавали запрещенную книгу великого русского писателя XVIII в. А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Но дело не ограничивалось только чтением запрещенных русских книг. С Запада свободно проникали произведения философов-просветителей: Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье. Студенты изучали конституции Франции, Англии, США. Идеи Западной Европы и Америки не являлись причиной, породившей русскую освободительную идеологию, но они облегчили и ускорили ее развитие.

Таким образом, декабристы были наиболее ярким проявлением общего процесса, их замыслы были понятны не им одним - около них был широкий круг сочувствующих.

Ранние преддекабристские организации

Созданию тайного общества декабристов предшествовало образование тесных товарищеских групп, в которых можно было постоянно обмениваться мыслями, обсуждать волнующие вопросы.

Первому тайному обществу декабристов предшествовало создание нескольких более ранних организаций. Все они послужили школой будущего движения, его непосредственной предпосылкой. После войны 1812 г. возникают четыре ранние преддекабристские организации: две офицерские артели - одна в Семеновском полку, другая среди офицеров Главного штаба («Священная артель»), Каменец-Подольский кружок Владимира Раевского и «Общество русских рыцарей» Михаила Орлова и Матвея Дмитриева-Мамонова.

Семеновская артель сложилась в гвардейском Семеновском полку вскоре после окончания войны, по-видимому, в 1ё814 г., когда гвардия из Парижа вернулась в Петербург. В артель входило человек 15-20 офицеров, которые сложились, чтобы иметь возможность каждый день обедать вместе. После обеда одни играли в шахматы, другие громко читали иностранные газеты и следили за происходящим в Европе - такое времяпровождение было определенным нововведением, более культурным и осмысленным, чем существовавшие ранее. Полковой командир Семеновского полка не препятствовал таким встречам, иногда сам обедал вместе с офицерами, но вскоре Александр I вскоре приказал прекратить «эти сборища, которые носят сомнительный характер».

«Священная артель» была основана офицером Генерального штаба Александром Муравьевым, будущим основателем тайного общества декабристов. Артель устроила свой внутренний быт на республиканский манер: в одной из комнат висел «вечевой колокол», по звону которого все участники артели собирались для решения общих дел.

Общество («Орден») русских рыцарей основано в 1814 г. по замыслу молодого генерал-майора Михаила Орлова. Первым к нему примкнул богатый граф Матвей Дмитриев-Мамонов. В документе общества «Пункты преподаваемого во внутреннем Ордене учения» содержался конституционный проект довольно аристократического содержания.

Таким образом, сторонники нового, борцы против обветшалого феодально-крепостного строя постепенно стягивались к одному полюсу. Против них начинает объединять свои силы лагерь защитников старого порядка.

Союз Спасения

Тайное общество декабристов - Союз спасения, или общество истинных и верных сынов отечества - родилось в 1816 г. в Петербурге. Первое время целью общества было только освобождение крестьян от крепостной зависимости. Но очень скоро к этой цели присоединилась и вторая: борьба с самодержавием, абсолютизмом. На первом этапе она вылилась в требование конституционной монархии. Первое общество было малочисленно, оно состояло из трех десятков человек, главным образом молодых гвардейских офицеров. Основателем общества был 24-летний полковник генерального штаба Александр Муравьев, который ранее основал «Священную артель». Шестерка инициаторов - первых членов и основателей тайного общества: Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушин и Александр Муравьев. Вскоре в общество был принят Михаил Новиков, затем Павел Пестель - один из самых выдающихся декабристов.

Для написания устава была создана комиссия, состоящая из Пестеля, Трубецкого, Ильи Долгорукова и Шаховского. «Статут» или устав был сожжен самими декабристами в 1818 г., когда преобразовывали свое общество, но содержание этого документа известно по свидетельствам участникам общества. Основные цели борьбы были следующие: ликвидация крепостного права и самодержавия, ввести конституцию и представительное правление в виде конституционной монархии. Средства достижения этих целей были туманны. Было решено требовать конституцию в момент смены императоров на престоле.

Постепенно у членов тайного общества, стремившихся к скорейшему достижению своих целей, возникла мысль: нельзя ли ускорить смену монархов путем цареубийства? В то время в Москве ожидали прибытия Александра I. Декабрист Якушин сам предложил себя на роль цареубийцы и никому не хотел уступить «этой чести». После долгого обсуждения, план Якушина был отвергнут, хотя выяснилось, что все присутствующие готовы стать цареубийцами. Члены общества сомневались в целесообразности акта цареубийства. Они сознавали бессилие своей малочисленной и замкнутой конспиративной группы. Было решено ликвидировать прежнюю организацию и основать другую, на новых началах.

Было признано необходимым, прежде всего численно расширить общество и завоевать этим путем ту силу, которая, по мнению декабристов, двигала историей - общественное мнение.

В процессе создания нового союза в Москве образовалось промежуточная тайная организация - «Военное общество» под руководством Никиты Муравьева и Павла Катенина.

В 1818 г., когда работа над новым уставом закончилась, начала свою деятельность новая декабристская организация - Союз благоденствия.

Союз благоденствия

Союз благоденствия также был конспиративной организацией и имел те же основные цели борьбы, что и Союз спасения, - ликвидацию крепостного права и самодержавия. Но новая организация попыталась яснее«средства» борьбы и овладеть той основной силой, которая, по мнению декабристов, двигала историей. Этой силой, по мнению декабристов, было общественное мнение.

Для овладения общественным мнением Союз благоденствия должен был, по мнению членов организации, создавать целую сеть тайных и явных (легальных) организаций и руководить ими. Было запроектировано создание повсюду литературных, научных, хозяйственных, педагогически обществ, женских организаций и кружков молодежи. Предполагалось начать выпуск журнала «Россиянин XIX века», но эта задумка не была реализована по техническим причинам.

Согласно новому уставу в тайное общество должны были приниматься не только дворяне, но и купцы, мещане, духовные лица и свободные крестьяне. Предполагалось, что общественное мнение будет сформировано за двадцать лет и примерно около 1840 г. произойдет революция.

Число членов тайного общества действительно увеличивалось: оно возросло раз в 10 и превысило 200 человек. Передовая молодежь повсюду смело выступало против старых, отживших форм жизни, тормозивших движение страны вперед.

Не все задуманное декабристами было осуществлено, но все же за три года существования Союза благоденствия было сделано немало. Союз вырос численно, была создана первая часть «Зеленой книги» - устава организации, велась работа по созданию второй части. Были созданы три Главные управы - в Петербурге (Коренная управа), Москве и Тульчине. Всего известно около полутора десятков управ Союза благоденствия. Было организовано несколько обществ. Литературное общество «Зеленая лампа» являлось филиалом Союза благоденствия.

Ряд членов организации писал обстоятельные записки для подачи царю о вреде крепостного права, о необходимости его отменить, о неотложности реформ. Но этим документам не уделяли должного внимания («Дурак, не в свое дело вмешался» - передал царь А. Муравьеву).

Страницы: 1, 2