скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Древний Египет скачать рефераты

p align="left">Около пятисот лет продлится период Нового царства Египта. Он начался с поражения и изгнания гиксосов, завоевавших большую часть Египта в конце Среднего царства. Хронологические рамки Нового царства охватывают период с XVI по XII век до н. э. На этот период приходится три манефоновские династии: XVIII, XIX и XX.

Это было время возвышения Фив и фиванских царей. Южное царство оставалось более или менее независимым от гиксосов, захвативших Северный Египет. Фиванские цари, опирающиеся на широкие слои свободного населения, возглавили борьбу против завоевателей.

Самой важной особенностью египетского производства этого периода стало массовое применение бронзы в орудиях труда. Попадаются упоминания о железе. До наших дней дошло несколько железных изделий Нового царства. В те времена железо не было еще распространено, но в конце XVIII династии изделия из железа имели даже золотую оправу.

Еще при XVII династии Фивы начали освободительную войну с гиксосами. Начал эту борьбу последний представитель династии Камее. Войско шло, «как дыхание огненное». Воины захватывали людей и скот.

Брат и преемник Камеса фараон Яхмос I, с которого начинается XVIII династия, завершил изгнание гиксосов с территории страны. Ему удалось покорить Аварис -- твердыню гиксосов на северо-востоке Египта. Преследование гиксосов фараон ограничил взятием после трехлетней осады южнопалестинской крепости Шарухен, чем обезопасил свою восточную границу. Южный рубеж государства Яхмос утвердил походом в Эфиопию. Он щедро награждал своих воинов. Например, одному корабельному воину при взятии Авариса и Шарухена он отдал всех рабов, которых тот сумел захватить при осаде этих крепостей.

К началу XVIII династии Египетское государство было восстановлено примерно в тех границах, которые существовали во времена Среднего царства. Наследник Яхмоса фараон Аменхотеп I, видно, не смог расширить своих владений.

Воины Нового царства были внушительной силой. Самым важным нововведением в войске периода XVIII династии стал конь и боевая колесница. В это же время появилась броня.

Зять и преемник Аменхотепа I Тутмос II стал основателем «мировой» по тому времени Египетской державы. На юге ему удалось протянуть границу за третьи пороги Нила. Поход через Сирию и Палестину привел египтян к Евфрату. Здесь египетское войско победило войска Митанни. Однако удачного набега было недостаточно для того, чтобы Сирия и Палестина прочно вошли в состав Египетской державы.

Тутмос II продолжил завоевания отца. По его приказу египетское войско перебило у восставших эфиопских племен всех мужчин поголовно. Лишь один из детей эфиопского правителя был оставлен в живых для того, чтобы бросить его к ногам фараона. Подобным образом Тутмос II действовал И против азиатских кочевников.

В 1490 году до н. э. соправителем был провозглашен юный сын Тутмоса II от одной из его жен -- Тутмос III. Видимо, это было связано с болезнью фараона, потому что в том же году Тутмос II умирает. Однако после его смерти вдова, и сводная сестра Тутмоса II Хатшепсут захватила власть, оставив пасынка царем только формально.

Целых два десятилетия, в течение которых правила Хатшепсут, временщиком при ней состоял зодчий Сененмут, сын нечиновных родителей, создатель уступчатого поминального храма царицы в Фивах (недалеко от нынешнего Дер эль-Бахри). Именно храмовая знать, бывшая немалой силой в стране, поддерживала царицу.

Появление женщины во главе государства, ведущего завоевательные войны, явление необычное. В Палестине и Сирии лишь несколько местностей подчинялось царице. Поход в Южное Красноморье и формальное подчинение страны Пунт, а также прием заморских, возможно, критских, послов с дарами не могли заменить для рабовладельческого Египта покорения областей Сирии и Палестины.

На двадцать первом году царствования Тутмоса III Хатшепсут скончалась. Обосновавшись на престоле, юный царь распорядился уничтожить все изображения своей предшественницы, а также упоминания о ней и ее ближайших родственниках в надписях. Уже на следующий год Тутмос III повел свои войска в Палестину и Сирию. Возле Кадета его ждали объединенные сирийско-палестинские войска. Тутмос, не желая прослыть у врагов трусом, вышел к войскам противника прямо, через ущелье, такое узкое, что воины и кони вынуждены были следовать по нему гуськом. Неприятель не осмелился напасть на египтян, когда те друг за другом выходили на равнину. Битва разразилась на следующее утро. Тутмос III разбил войска неприятеля. Враг бежал, бросив все. Египетское войско предалось грабежу и упустило возможность с ходу ворваться в город Мегиддо. Осада этого города продолжалась семь месяцев.

Только через двадцать лет после победы под Мегиддо Тутмосу удалось расправиться с Кадешем.

Походы в Палестину и Сирию следовали один за другим: за двадцать лет Тутмос III совершил не менее пятнадцати походов, упорно закрепляя за собой завоеванное и занимая все новые и новые города и области.

Город Каркемиш на Евфрате, находящийся на стыке Сирии, Месопотамии и Малой Азии, был, по-видимому, самым северным пунктом, в который наведывался во время своих военных походов Тутмос III.

Царство Митанни, стоявшее в те времена на вершине своего могущества, притязало на Сирию, и потому победа Египта над Сирией не могла не привести к столкновению между двумя державами. Все Сирийские государства надеялись на Митанни в борьбе против египетского владычества. Принудив на тридцать третьем году своего царствования митаннийское войско уйти за Евфрат, Тутмос III перевез по суше построенные в финикийском городе Библе корабли и переправился через реку. Митаннийцам пришлось отступить дальше, и Тутмос поплыл вниз по Евфрату, грабя и разоряя города и поселки.

Новое поражение постигло державу Митанни два года спустя. Но и после этого митаннийцы продолжали вмешиваться в сирийские дела.

Держава, которую удалось создать Тутмосу III, простиралась от северной окраины Сирии до четвертых порогов Нила. Преемникам Тутмоса не удалось выйти за эти рубежи. Эфиопия, Сирия, Палестина и Ливия платили ежегодную дань. Дары фараону прибывали и с южных берегов Красного моря и со средиземноморских островов. На этих землях египетский наместник Сирии и Палестины также считался доверенным лицом Тутмоса III.

Вавилонские, хеттские и ассирийские цари вынуждены были считаться с возросшим международным значением Египта и отсылали фараону богатые подарки, которые воспринимались им как дань. Побежденных сирийских и палестинских правителей он заново назначал в их города с тем условием, что они будут исправно присылать дань.

После смерти Тутмоса, завершившей историю его почти 54-летнего царствования, на престол вступил его сын, Аменхотеп И. Фараон Аменхотеп регулярно прочесывал Сирию и Палестину в поисках добычи и попутно гасил «мятежи».

Со своими противниками Аменхотеп II был очень жесток. Сто тысяч воинов и мирных жителей были угнаны в рабство, семь правителей было умерщвлено. Цари хеттов, Вавилона, даже Митанни благоразумно предпочитали почаще присылать Аменхотепу дары

При Тутмосе IV, хотя и он наведывался в Сирию и Палестину, произошло некоторое сближение с Митанни, скрепленное женитьбой фараона на митаннийской царевне. После подавления восстания в Эфиопии остальные тридцать три года своего правления Аменхотеп не предпринимал военных кампаний.

Северные и южные владения были покорены и замирены. Прежний союзник сирийцев царь Митанни был другом фараона. Заговор некоторых сирийских и палестинских правителей, имевший целью склонить на свою сторону вавилонского царя, не удался - царь Вавилонии отверг предложения заговорщиков.

Азиатские цари преклонялись перед блеском египетского золота и мощью египетского оружия. Вавилонский и митаннийский правители слали египетскому «брату», как залог дружбы, своих царевен. Сами они при этом не получили из Египта ни одной царской дочери.

В 1343 году до н. э. на престол взошел сына Аменхотепа III Аменхотеп IV, который спустя 6 лет повелел называть себя Эхнатоном (Аменхотеп означает «Амон доволен», Эхнатон -- «Угодный Атону»). Это послужило началом невиданной ранее в истории религиозной реформы. Фараон Аменхотеп IV стоял во главе движения служилой знати против потомственных сановников и жрецов. Прославление его за возвышение и обогащение безродных людей стало излюбленным мотивом в надписях новых сановников. Многие из них прямо заявляли, что они были возведены в сановники из ничтожества.

Из Фив столица была перенесена во вновь основанный город. Это место теперь известно под названием городища Эль-Амарны. Амон, другие божества и храмы, а также местная знать, для которой они служили опорой, попали при этом фараоне в немилость. Аменхотеп IV ввел новый государственный культ бога Амона. Предметом его стало особое царское божество Солнце, только не в своем прежнем виде местного бога, а как «живой» солнечный диск Атон. Новая знать чтила это божество, а вместе с ним и самого царя.

Эхнатон царствовал семнадцать лет, после чего умер. Зятья фараона, наследовавшие ему один за другим, отнюдь не собирались столь же безоговорочно проводить его политику. Сменккара, первый из наследников, восстановил почитание Амона. При втором, Тутанхатоне (переименованном позже в Тутанхамона), бывшем в момент вступления на престол еще мальчиком, новый культ Атона перестал быть государственным. Во времена Тутанхамона отстраивались заброшенные храмы, юный фараон одаривал их рабами, продовольствием и сокровищами.

В это время речь шла уже не о расширении границ, а о спасении остатков сирийско-палестинских владений, еще не захваченных хеттами.

После смерти Тутанхамона его вдова решилась на отчаянный шаг -- предложила свою руку хеттскому царевичу. Египетские вельможи, организовав заговор, умертвили царевича. Мстя за убийство сына, царь хеттов направил свои войска в Египет. Египтяне были разбиты, но повальная болезнь, которую занесли в хеттское царство египетские пленные, помешала им достичь успехов.

Бывший начальник колесничного войска и временщик Эйе, считавший себя родственником фараонов пресекшейся династии, занял освободившийся трон египетских царей. Однако первым законным царем после Аменхотепа III впоследствии признавался лишь Хоремхеб, главный военачальник и временщик, которого жречество провозгласило фараоном от имени самого Амона во время одного из храмовых празднеств в Фивах.

Для преемников Аменхотепа IV вопрос о Сирии и Палестине был ключевым вопросом внешней политики. С начала XIX династии, основанной Рамсесом I, преемником Хоремхеба, разгорелась длительная борьба с хеттами.

Возвращением из-под власти хеттов под сень египетской короны сирийского государства Амурру увенчались победы Сети I. Но успех был недолгим. События последующего царствования Рамсеса II, сына Сети, доказали бесперспективность дальнейшей борьбы.

На пятом году царствования Рамсеса II под стенами сирийского города Кадета произошла решительная схватка с хеттами. Обманутый ложными вестями об отходе отрядов хеттов на север Сирии, фараон, возглавлявший авангардные части своего войска, вдруг встретил у Кадеша громадное вражеское войско. Неожиданным нападением хеттских колесниц была смята и раздавлена значительная часть египтян. Сам фараон с горсткой воинов был окружен 2,5 тыс. вражеских колесниц, к которым затем прибавилась еще тысяча.

Без всяких сомнений оборона Рамсеса в конце концов была бы сломлена, как бы храбро и отчаянно тот ни сражался.

Однако в решительный момент битвы на выручку фараону со взморья подоспел отборный отряд воинов, шедший, по приказу Рамсеса, западнее, в стороне от основных сил. Затем подтянулись и основные войска фараона, так что поле битвы в конце концов осталось за ним. Но Кадеш не был взят Рамсесом.

Судя по дошедшим до нас источникам, в течение следующих шестнадцати лет хетты укрывались в укрепленных крепостях, не решаясь принять сражение в чистом поле. Вскоре после битвы у Кадеша почти все население Сирии и Палестины встало в ряды восставших против Рамсеса.

Фараон сокрушал крепости, уничтожал леса, угонял в рабство население непокорных областей. Египетские войска прорывались до самых подступов к Малой Азии. Воины Рамсеса хорошо умели брать крепости, в отличие от войска Тутмоса III.

Но итог этих побед был довольно скромным. В 1270 году до н. э. фараон Рамсес II заключил мир с хеттами. Фараон женился на дочери своего нового союзника. Основная часть Сирии осталась за хеттами. Причиной необычной уступчивости обеих сторон была, вероятно, угроза со стороны крепнущей Ассирии.

В конце правления XIX династии самым ярким событием стало «восстание Ирсу». Единственным источником, по которому мы можем судить об этом событии, является надпись, изложенная от имени Рамсеса III, третьего царя XX династии. Надпись сообщает нам о вспыхнувшем мятеже, во главе которого стал сириец по имени Ирсу.

Надпись гласит, что «один соединился с другим», «один убивал другого -- знатные и бедные». Восстание было подавлено, фараон Сетнехт «убил злоумышленников и выправил землю до края ее, бывшую мятежной». Однако он стал основателем XX династии, которая правила Египтом с 1200 по 1075 год до н. э.

Рамсес III, пришедший к власти в 1190 году до н. э., был сыном Сетнехта. При нем Египет трижды подвергался нашествию переселявшихся иноземных племен. Вначале это были ливийцы, потом «народы моря» со стороны финикийско-палестинского побережья и ливийское племя максиев. Все были побеждены и бежали. Возможно, что Рамсесу удалось продвинуться со своим войском далеко на северо-восток, но особого успеха это ему не принесло.

На 32-м году своего царствования Рамсес III стал жертвой придворного заговора. Дала о себе знать борьба внутри правящих кругов. Судя по сохранившейся записи судебного следствия, в деле были замешаны высокопоставленные и незнатные лица, прочившие на престол одного из царевичей. Царская власть стала быстро ослабевать. Уже в середине XI века в Палестине и Сирии не оставалось и тени власти фараона. Египетскому наместнику покорялась только Эфиопия. Внутри страны падение власти последних Рамсесов просматривалось не менее отчетливо. Если еще Рамсес III вынужден был ограждать городские храмы в средней части Египта на случай ливийских вторжений, то в конце XX династии даже в самих Фивах работы на царском кладбище неоднократно прерывались из-за неспокойного положения. Все более и более обособлявшееся жреческое царство на юге противостояло ослабевшей царской власти на севере. Юг оказался в руках верховных жрецов Фив -- крупнейшего храмового хозяйства Амона.

За время от Рамсеса IV до Рамсеса IX на престоле сменилось шесть царей, а в Фивах только три верховных жреца. Эти трое были отец и два его сына, так что Амон долгие годы управлялся одним жреческим домом.

Верховный жрец Амона Херихор был уже наполовину царем, так как совмещал свою жреческую должность со званием верховного сановника, заведованием государственной житницей, начальством над войском и управлением Эфиопией.

Страницы: 1, 2