скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Древнейший период истории Азербайджана скачать рефераты

p align="left">Ознакомление с огнем внесло большие изменения в жизнь первобытного человека. Процесс развития его трудовой деятельности с этого момента шел вперед со все возрастающей скоростью - более быстро, чем во все предшествовавшие века.

Таким образом, в результате развития разнообразных процессов труда в продолжение многих веков и благодаря ознакомлению с огнем, первобытному человеку удалось усовершенствовать свои орудия производства, свое оружие, свой быт, свой общественный строй, в общей же совокупности - всю свою материальную и духовную культуру.

Применение огня. Добывание огня и умение пользоваться им является величайшим фактором в истории человечества. На заре своей истории люди вначале пользовались только естественно возгоравшимся огнем. Они могли получить его от вулкана, от горящих газов, от пожара после удара молнии. Так как в древности в Закавказье имелось много действовавших вулканов и существовали районы горящих газов, то можно сказать, что оно было одной из тех стран мира, где человек рано ознакомился с огнем и стал применять его в своем быту.

Применение огня в быту совершило большой сдвиг в трудовой деятельности человека. Оно способствовало увеличению различных видов съестных припасов и увеличению рациона пищи. При помощи огня люди стали независимыми от климата и местности и смогли жить на обширных территориях.Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 21. С овладением огнем труд стал развиваться и совершенствоваться еще быстрее, и на основе этого первобытный человек начал оказывать все большее воздействие на окружающую среду. Огонь являлся средством защиты от хищных зверей. Он освещал темные жилища, вокруг него собирались члены рода и семьи. Вот почему в далеком прошлом огонь пользовался почетом и ему поклонялись многие народности древнего мира как на Востоке, так и на Западе.

Древнейшие предки азербайджанцев тоже считали огонь священным и «чистейшим» элементом жизни. Культ огня был так широко и глубоко распространен в Азербайджане, что следы его очень ярко сохранились в быту нашего народа вплоть до последних лет. Характерно, что почти все культовые места в Азербайджане назывались «оджаг», т.е. очаг, хотя никаких признаков и следов огня во многих из них не имелось. «Оджагом» именовались «священные» родники, деревья, камни, горы и др. Достаточно сказать, что и теперь в некоторых районах Азербайджана невеста, войдя в дом жениха, три раза должна обойти вокруг «оджага» и совершить особый ритуал. Мы не говорим уже о многочисленных обычаях и обрядах, связанных с культом огня, пережитки которого сохранились в быту азербайджанцев.

Само название страны Атропатена-Атрпатакан - Адербайджан-Азербайджан, которые возникло в древнейшие времена, также связано с культом огня, ибо известно, что здесь имелись многочисленные источники огня. Таким образом, широкое использование огня в быту с незапамятных времен и наличие многочисленных культов огня определили возникновение названия Азербайджана в смысле «Страна огней».

Древнейшая посуда первобытного человека. С переходом человека к пещерной жизни потребность в заготовке запасов съестного увеличилась. Местом хранения их служили сухие ямы, вырытые в земле, и чашеобразные углубления, высеченные в скалах.

Подобные углубления зарегистрированы археологами во многих местах Азербайджана. Наиболее характерны чашечные углубления, обнаруженные в Ярдымлинском районе - перед пещерой, расположенной близ с. Алар, недалеко от крепости Кыз-каласы. Здесь, на скале, слегка поднимающейся над поверхностью почвы, были высечены 10 чашечных углублений диаметром от 32 до 180 см и глубиною от 20 до 35 см. Большое количество таких углублений выявлено в Кобыстане - на склонах и у подножий гор Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг и холма Язылы. В переделах г. Беюкдаш многие углубления находятся возле пещер и наскальных навесов. Эти чашеобразные углубления использовались обитателями близ расположенных пещер и наскальных навесов как первоначальная и неподвижная посуда для сбора и хранения воды.С.М. Казиев, привлеченный к редактированию настоящей работы, не разделяет мнения автора о том, что чашечные углубления были первой посудой первобытного человека. - Ред.

НОВЫЙ КАМЕННЫЙ ВЕК (НЕОЛИТ). ПЕРИОД РОДОВОГО СТРОЯ И НАЧАЛО ЭПОХИ МЕТАЛЛА

Каменные орудия эпохи неолита. Грубо выделанные каменные орудия древнейшего подвергались дальнейшему изменению и улучшению. Этому способствовали накопленный в процессе трудовой деятельности опыт и развитие умственных способностей человека. Теперь к каменным орудиям начали прикреплять деревянные и костяные рукоятки. Для этого делали широкие бороздки, охватывавшие среднюю часть орудия, позднее стали просверливать в нем отверстие для более прочной насадки рукоятки. Оба способа крепления в дальнейшем сосуществовали. Усложнялись функции каменных орудий. В результате начали изменяться их формы. Появились шлифованные молотки, топоры, долота и др. Более тщательно обрабатывались кремневые, обсидиановые и костяные орудия и оружие. Каменный топор, долото, кремневая пила и огонь дали возможность человеку лучше обрабатывать дерево. Путем разведения костра в нижней части ствола человек мог свалить вековое дерево, а при помощи каменного топора, деревянной колотушки и каменного клина стал изготовлять бревна и доски-горбыли для постройки жилища, лодки из цельных срубов, деревянную посуду и утварь. Человек овладевает ручным ткачеством из мочалы, плетением корзин из лыка или камыша. Начали появляется зачатки расселения деревнями. К этому времени человек научился делать более удобные дубины, палки и метательные орудия, копья с кремневыми, обсидиановыми и костяными наконечниками. В дальнейшем развитии копья были изобретены лук и стрела, «благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а охота - одной из нормальных отраслей труда»Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 21..

Орудия труда и оружие улучшили благосостояние первобытного человека. Они спасли его от голодной смерти и от хищных зверей. Наступил так называемый новокаменный век, или неолит, когда шлифованные каменные топоры, молотки, долота (клинья), скребки для обработки шкур, а также копье, лук и стрела с кремневыми, обсидиановыми и костяными наконечниками играли важную роль в жизни человека.

В Азербайджане были найдены: каменное долото - в с. Багчакюрд, расположенном в 7-8 км к северо-востоку от гор. Кировабада (б. Гянджи), каменный молоток и долото - в Нахичеванской АССР и каменный топор - в Астаринском районе. Все они сделаны из камня твердой породы и имеют хорошую шлифовку.

Искусственные пещеры и период матриархата. Древнейшими жилищами, где человек нашел себе первый приют, были естественные пещеры. После долговременного проживания в них и после овладения техникой изготовления более усовершенствованных каменных орудий человек стал вносить кое-какие изменения в первоначальный облик своего древнего убежища. Здесь он рыл ямы и углубления для хранения съестных припасов и для других нужд. Выполнить такую работу пещерным жителям удалось не только потому, что они уже имели более усовершенствованные орудия, но и благодаря тому обстоятельству, что почти все естественные пещеры Азербайджана в свое время образовались в скалах мягкой породы. Постепенно человек овладел и более сложной техникой рытья.

В неолитическую эпоху, когда первобытные роды окрепли и хозяйственно усилились, люди, помимо расширения своего старого убежища, стали рыть себе новые жилища, отличавшиеся от прежних более развитой формой и некоторыми удобствами. Так вошел в быт новый вид убежищ - искусственная пещера. Большинство из сохранившихся на территории Азербайджана искусственных пещер устроено, повидимому, позднее неолита, но не исключено возможность и того, что часть их относится к более глубокой древности.

Искусственных пещер в Азербайджане довольно много. Они обнаружены в переделах Ширвана, в частности в окрестностях СС. Маразы, Маразали-Дерекенд, сунди и др. На Малом Кавказе они встречаются в ущельях, в которых протекают рр. Бергюшадчай и Акарачай, близ СС. Караджалы, Мурадханлы и Али-Гулу-Ушаги в Кубатилинском районе, где их называют «ка?а», или «даран». Искусственные пещеры во многих случаях расположены недалеко друг от друга, а иногда и рядом, имея вид поселения. Наличие искусственных пещер в тесном соседстве с естественными свидетельствует прежде всего о том, что названные пункты были населены еще в древнейшие времена, причем аборигены вначале жили в естественных пещерах.

Появление новых видов орудий труда не только дало возможность первобытному человеку иметь более благоустроенное жилище, по сравнению с естественной пещерой, но и улучшило его материальное благосостояние.

Эти орудия способствовали дальнейшему развитию хозяйства материнского рода, где господствовала женщина-мать. Она заботилась о благосостоянии членов своего рода, следила за огнем очага, занималась примитивным земледелием. Землю сперва разрыхляли заостренной палкой, а с течением времени каменной мотыгойЯ.И. Гуммель. Раскопки поселения I на запад от Ханлара. «Краткие сообщения ИИМК», в. XXIII, стр. 71, 76 и рис. 16. М-Л., 1948.. Сеяли вначале просо и ячмень, а в дальнейшем и пшеницу. Женщина работала дома, готовила пищу, шила одежду, изготовляла посуду для хранения съестных припасов и варки пищи, а также участвовала в охоте и рыбной ловле. Мужчина ходил в основном на охоту и рыбную ловлю, участвовал в боях с соседними родами и племенами, изготовлял орудия и оружия. Таким образом, увеличились запасы съестного. Теперь человек стал более обеспеченным, чем в эпоху палеолита.

Все это привело к тому, что в жизни рода возникли новые трудовые и общественные отношения. Чисто естественным путем между женщиной и мужчиной произошло первое разделение труда. Каждый из них был хозяином в своей области: мужчина - в лесу, женщина - дома. Каждый являлся собственником изготовленных и употребляемых им орудий: мужчина - владельцем оружия, охотничьих и рыболовных принадлежностей, женщина - домашней утвари. Домашнее хозяйство велось на общественных началах. То, что делалось и использовалось совместно, составляло общую собственность: дом, огород и др.Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 164. .

Каменная и глиняная посуда в эпоху неолита. После того, как человек освоил более усовершенствованные орудия и приобрел необходимые технические навыки при высекании чашеобразных углублений в скалах, он стал изготовлять переносную каменную посуду простейшей формы.

Первое время подобная посуда изготовлялась из камня мягкой породы и внутри имела полусферическую форму, ничем не отличаясь от чашеобразных углублений, высеченных в скалах и камнях крупных размеров. Теперь эти углубления высекались в отдельных небольших камнях, которые стали выполнять функции переносной посуды. Несколько экземпляров посуды такого типа, изготовленной в более позднее время, было обнаружено при археологических исследованиях и раскопках в Кобыстане - у подошвы гор Джингирдаг, Кичикдаш, Беюкдаш и в переделах дворца ширваншахов в Баку. Каменная посуда, найденная на территории дворца ширваншахов, имеет более развитую форму, чем остальная.

Кроме каменной посуды, в раннем периоде неолита человек пользовался корзинами, плетенными из лыка, прутьев и камыша, и деревянной посудой. Вначале деревянная посуда изготовлялась из коры, а в дальнейшем из мягкой древесины. Для того, чтобы деревянную посуду и плетеную корзину сделать огнеупорными и пригодными для использования в различных целях, человек обмазывал их глиной, сушил на солнце, на огне. Так с течением веков люди научились гончарному делу. Когда человек приобрел в нем достаточный практический опыт, он стал производить глиняную посуду и без плетеных основ.

В период энеолита и ранний период бронзы, когда начало развиваться гончарное производство, некоторые виды высококачественной посуды продолжали изготовляться из камня. В изготовлении каменной посуды первобытный человек достиг большого мастерства. Глиняные же сосуды тогда отличались грубой обработкой, примитивной формой и плохим обжигом. Простота и низкое качество глиняных изделий объясняются тем, что человек еще не имел даже простейшей печи для обжига их. Поэтому не подлежит сомнению, что каменная посуда, на производство которой тратился огромный труд и требовалось много терпения, первобытным человеком ценилась выше, чем глиняная, являвшаяся продуктом не особенно большого и не очень сложного труда. По той же причине каменная посуда служила инвентарем древних культовых мест. Ею также пользовались начальники рода и племени. А остальные члены рода и племени употребляли глиняную посуду.

Среди найденной в пределах Азербайджана посуды неолитической эпохи можно отметить каменный ковш. Он был обнаружен вместе со шлифованным каменным долотом при рытье колодца для воды, на глубине 5-6 м, в с. Багчакюрд (в 7-8 км от Кировабада). Ковш изготовлен из плотного красного туфа местной породы, добытого из карьеров близ Гаджикенда (Ханларский район). Чашка ковша имеет полушаровидную форму, почти плоское основание снабжено четырьмя маленькими выступающими ножками. Наличие ручки и ножек делает его одним из ценных вещественных документов по истории развития отдельных видов памятников материальной культуры Азербайджана. Подобная форма является исходной: из нее впоследствии развились некоторые виды домашней утвари. Багчакюрдский ковш свидетельствует о том, что карьеры, из камня которых он был сделан, использовались местным населением, по крайней мере, с эпохи неолита.

Спустя несколько тысячелетий, когда глиняную посуду стали хорошо обрабатывать и придавать ей более усовершенствованную форму, она получила широкое распространение и вытеснила из быта каменную посуду. Но, несмотря на это, определенные типы каменных сосудов продолжали применяться в святилищах для ритуально-культовых процессов и в быту родоначальниковС.М. Казиев. Археологические раскопки в Мингечауре. Сб. «Материальная культура Азербайджана», в. 1, стр. 23-24. Изд. АН Азерб. ССР, Баку, 1949..

В эпоху бронзы из туфа упомянутых выше карьеров стали делать зернотерки. Этот камень шел также на перекрытие могильных камер земляных курганов эпохи бронзы, сосредоточенных в окрестностях гор. Ханлара. В середине века ханларский туф употреблялся как декоративный материал для облицовки крепостных стен Старой Гянджи. Все эти факты говорят о том, что карьеры туфа и карьеры кремня, расположенные друг от друга в Ханларском районе, имеют древнее происхождение и что местное население разрабатывало их в продолжение нескольких десятков веков. В последний период неолита человек имел в своем распоряжении более усовершенствованные и разнообразные орудия труда и оружие, чем в эпоху палеолита.

С развитием форм охоты человек стал приручать животных: сперва собаку, затем крупный рогатый скот, с течением времени козу, овцу, лошадь, свинью. «За самкой дикого буйвола нужно было охотиться, прирученная же - она ежегодно приносила теленка и, кроме того, давала молоко»Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 164.. В дальнейшем были приручены осел, верблюд и другие животные, а также некоторые птицы.

В этот период главной отраслью труда сделалось приручение животных и только потом - разведение скота и уход за ним. В связи с необходимостью обеспечить стада домашних животных кормом на зимний период, роль земледелия в хозяйстве рода начала увеличиваться. В результате всего этого человек научился новым способам производства, посредством которых мог добывать необходимые материальные блага, улучшать свою жизнь и поддерживать свое потомство. По сравнению с прошлым, теперь члены рода лучше были обеспечены пищей и одеждой. Люди шили себе одежду из шкур домашних животных и грубых тканей. Костяная игла применялась в быту более широко, разнообразнее стали гарпуны, появились примитивные украшения из кости и других материалов. «Все прежние способы добывания пищи отступили теперь на задний план; охота, бывшая раньше необходимостью, стала теперь роскошью»Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 54.. Групповой брак заменился парным. Начали оформляться более крупные племена и роды, где материнское право постепенно стало неизбежно уступать свое место отцовскому.

Разложение матриархата. Появление отцовского рода. С того времени, когда скот важное место в хозяйстве, человек большое внимание уделял увеличению поголовья стад. Но так как этот промысел всегда был делом мужчины, который изготовлял для него и был собственником копья, аркана, лука, стрел и других орудий производства, то и продукт его, т. е. скот, также принадлежал мужчине. Ему же принадлежали и полученные в обмен на скот товарыФ. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 167.. Все это коренным образом изменяло положение мужчины в роде. Теперь в жизни рода основную роль стал играть труд мужчины. Работа женщины являлась незначительным придатком. Поэтому господствующее положение в роде начали занимать мужчины.

Страницы: 1, 2, 3, 4