скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Древнейшие материальные носители скачать рефераты

Древнейшие материальные носители

5

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 5
  • 1. ДРЕВНЕЙШИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПИСЬМА 7
  • 2. ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ НОСИТЕЛИ 11
  • 3. МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОСИТЕЛИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЗВУКОЗАПИСИ 17
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
  • ВВЕДЕНИЕ

Фотография, в отличие от произведения живописи, застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк - нежным".

Достоевский Ф.М.

На сегодняшний день в распоряжении исследователей находятся сотни тысяч фотодокументальных свидетельств исторических событий, хранящиеся в фондах архивов, музейных собраниях и личных коллекциях.

Способность фиксировать событие в тот момент, когда оно происходит, запечатлевая, при этом, мельчайшие детали и подробности, попавшие в кадр, делают их уникальными историческими источниками. В создании любого фотодокумента огромную роль играет личность автора, его видение и понимание реальной действительности.

Наряду с этим, на процесс фотодокументирования оказывает влияние общественно-политическая обстановка в стране и то обстоятельство, выполняет ли автор «социальный заказ» или снимает события сообразуясь со своими творческими замыслами. Иногда, и это признают сами авторы, «внутренний цензор» определяет направление и стиль съемки на уровне подсознания.

Фотография - научно-практический способ сохранения во времени изображений на специальных светочувствительных материалах. Разработка методов и средств относится к науке, тогда как результатами их применения являются визуальные изображения, фотодокументы.

Значение фотодокументов определяется задачами их создания и непосредственно самими объектами фиксации изображений. Научные явления, исторические события и человек в контексте этих событий, материальные предметы и объекты древнего и современного происхождения имеют бытовое, художественное и исследовательское значение.

Фотография - исторический источник, имеет приоритет одновременности объекта и его “документирования”. Вспомогательной исторической дисциплиной фотография выступает по отношению к сфере интерпретаций нарративных источников и устных преданий.

В тех случаях, когда фотодокумент является единственным или наиболее визуально четким относительно других материальных свидетельств, его значение возрастает еще более: увидеть, осмыслить, проанализировать, реконструировать скрытые формы, масштабировать. Вне сферы истории материальной культуры фотография имеет значение исторической хроники, как в событийном, так и этнографическом, антропологическом, ландшафтном контекстах.

Наглядно-объективная форма фотографии не контрастирует с участием субъекта в создании фотодокументов, поскольку субъект -- носитель культурно-социальных реалий. Фотография в широком понимании -- источник познания и, при научной обработке, иллюстрированная энциклопедия быта и бытия цивилизаций.

Актуальность выбранной тематики и ее прикладной характер заключается в том, что и в наши дни в мире происходят существенные изменения, связанные с внедрением новейших информационных технологий в различные области экономики, науки и техники, культуры и искусства. Этот процесс затронул и Россию, где, как и в других странах, неуклонно растет объем технотронных документов, возникших в результате использования современных носителей информации, автоматизированных систем управления, проектирования и обработки информации.

1. ДРЕВНЕЙШИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПИСЬМА

К
ак уже отмечалось, понятие документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают большое влияние на процессы создания, трансляции, хранения и использования документированной информации. В частности, для передачи информации во времени нужны долговечные носители, тогда как для ее передачи в пространстве подобного рода характеристики не имеют существенного значения.

Необходимо иметь виду, что носитель информации и носитель документированной информации - разные понятия. Это нашло отражение и в стандартизованных определениях. Так, а соответствии с ГОСТ Р 50922-96 «Защита информации. Основные термины и определения», «носитель информации - физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символа, образов, сигналов, технических решений и процессов». А согласно ГОСТ Р 51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» носитель документированной информации - это «материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде».

Материальный носитель информации, как правило, состоит из двух компонентов - материалы основы записи и вещества записи. Исключения составляют материальные носители, используемые для механической записи (высекание, выжигание, выдавливание, резьба, перфорирование, механическая звукозапись и некоторые другие), где отсутствует вещество записи, а знаки наносятся непосредственно на материальную основу, изменяя ее физическую, физико-химическую структуру.

Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда - непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесную кору, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д. К примеру, философские наставления Конфуция (середина I тыс. до Р.Х.) первоначально были записаны на бамбуковых дощечках. В Древней Греции и Риме, наряду с деревянными дощечками, покрытыми слоем воска, использовались также металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии - медные пластины, в Древнем Китае - бронзовые вазы, шелк.

На территории Древней Руси писали на коре березы - бересте (рис.2). К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. берестяных грамот того времени, древнейшая из которых относиться к первой половине XI века. Археологи обнаружили даже миниатюрную берестяную книжечку их 12 страниц размером 5 x 5 см, в которой двойные листы сшиты по сгибу. Подготовка бересты к процессу записи была не сложной. Предварительно ее кипятили, затем соскабливали внутренний слой коры и обрезали по краям. В результате получался материал основы документа в виде ленты или прямоугольника. Грамоты сворачивались в свиток. При этом текст оказывался с наружной стороны.

На бересте писали не только в Древней Руси, но и в Центральной и Северной Европе. Обнаружены берестяные грамоты на латыни. Известен случай, когда в 1594 году 30 пудов бересты для письма было продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались или обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях храниться не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных археологами при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера. Последнее из числа найденных глиняных табличек относятся к 75 году.

Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение примерно в середине третьего тысячелетия до Р.Х стало одним из важнейших достижений Египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и легкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной в среднем до 10 м (но порой их размеры достигали 40 и более м.) и шириной до 30 см. В зависимости от качества различалось до 9 сортов папируса. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости, запись на нем обычно велась с одной стороны, и хранили его в виде свитка.

В качестве материального носителя информации папирус использовался не только в Древнем Египте, но и в других странах Средиземноморья, причем в Западной Европе - вплоть до XI века. А последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале XX века.

Другим материалом растительного происхождения, использовавшимся, главным образом, в экваториальной зоне (в Центральной Америке с VIII века, на Гавайский островах) была тапа. Она изготавливалась из лыка, луба, в частности, бумажного шелковичного дерева. Лыко промывалось, очищалось от неровностей, затем отбивалось молотком, разглаживалось и просушивалось. Самым известным материалом животного происхождения, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент (рис.3). В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки промывки, просушки, растяжки с последующей обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент стали изготавливать только в XV столетии, а до этого его привозили из-за границы.

На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был гораздо прочнее и долговечнее папируса. Однако пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный недостаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

2. ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ НОСИТЕЛИ

Н
ачиная с XIX столетия, в связи с изобретением технологических способов и средств документирования, широкое распространение получили многие принципиально новые посетители документированной информации. Исторически первыми из них были фотографические носители, появившиеся в первой половине XIX века. Фотоматериалы представляют собой гибкие пленки, пластинки, бумаги, ткани. По существу это - сложные полимерные системы, состоящие, как правило, из следующих слоев:

· подложка (основа) толщиной около 0,06 мм (в случае если используется полиэтилентерефталат), на которую наносится;

· подслой (толщиной примерно 1 мкм);

· светочувствительный эмульсионный слой - желатина с равномерно распределенными в ней микрокристаллами галогенида серебра (на цветных фотопленках до 0,05 мм, на фотобумагах - до 0,012 мм);

· противоореольный слой.

Цветные фотографические носители имеют более сложное строение, поскольку содержат также сине-, жёлто-, зелёно-, красночувствительные слои. Впервые трёхслойные цветные фотоматериалы были разработаны и выпущены в 1935 г. Американской фирмой «Истмен Кодак». В дальнейшем совершенствование многослойных цветных материалов продолжалось. Важное значение имели разработки 1950-х гг., явившиеся один из качественных скачков в истории фотографии, предопределив быстрое развитие и широкое распространение цветной фотографии.

В последние годы появились новые научные идеи, создающие основу для значительного роста светочувствительности материалов и доведения ее до светочувствительности человеческого глаза.

Помимо светочувствительности, важнейшими характеристиками фотографических материалов, в частности фотоплёнок, являются также зернистость, контрастность, цветочувствительность. По форме фотоплёнки могут быть листовыми и рулонными.

До недавних пор в научных и репродукционных целях использовались также фотопластинки, где рабочий слой наносился на прозрачную стеклянную основу, которая не деформируется при химико-фотографической обработке и обеспечивает точную передачу изображения в позитиве.

Серьезной проблемой, особенно в отношении систематического анализа аудиовизуальных источников, является глубина описания содержания указанных документов. Здесь приходится иметь дело с весьма различными, и не всегда последовательно используемыми подходами.

То же самое часто справедливо по отношению к описанию изображенных в фотодокументах объектов и их иерархии. Глубина описания, степень этой глубины зависят от размеров фотографических коллекций. Действительно, описать объекты или предметы определенного фотодокумента (причем в ограниченном числе), где есть возможность и потребность заняться каждой деталью, - это не то же самое, что иметь дело с огромной коллекцией фотодокументов многоцелевого назначения, с тем, чтобы обеспечить основную информацию для многоаспектного архивоведческого и источниковедческого исследования.

В последнем случае почти невозможно добиться систематического детального описания, тогда как в первом случае это необходимо и доступно.

Многочисленные попытки создания баз данных фотодокументов, обеспечивающих связь между текстовой информацией (вербальное описание документа) и изобразительной информацией, опять же демонстрируют разнообразие подходов.

Так, целевая установка применительно к фотодокументам обычно выражается в том, чтобы сделать образ доступнее путем перевода его на экран и тем самым избавить исследователя от необходимости работать в архивах с оригиналами фотодокументов. Однако в большинстве случаев качество изображения в базах данных несовершенно и значительно хуже оригинала.

Есть и исключения. Лучшие по качеству изображения (чем сами оригиналы фотодокументов) получены оцифровкой высокой разрешающей способности. Однако они пока не получили широкого распространения ввиду их большой дороговизны.

Таким образом, сегодня необходимы системы обработки кино-, фотоизображения и звукозаписи, которые предоставили бы в руки специалистов набор различных средств поиска, обеспечивающих возможность компаративного анализа, недоступного исследователям, когда они работают непосредственно с оригинальными или подлинными документами.

Фотография -- исторический источник, имеет приоритет одновременности объекта и его “документирования”. Вспомогательной исторической дисциплиной фотография выступает по отношению к сфере интерпретаций нарративных источников и устных преданий.

В тех случаях, когда фотодокумент является единственным или наиболее визуально четким относительно других материальных свидетельств, его значение возрастает еще более: увидеть, осмыслить, проанализировать, реконструировать скрытые формы, масштабировать. Вне сферы истории материальной культуры фотография имеет значение исторической хроники, как в событийном, так и этнографическом, антропологическом, ландшафтном контекстах.

Наглядно-объективная форма фотографии не контрастирует с участием субъекта в создании фотодокументов, поскольку субъект -- носитель культурно-социальных реалий. Фотография в широком понимании -- источник познания и, при научной обработке, иллюстрированная энциклопедия быта и бытия цивилизаций.

В наши дни в мире происходят существенные изменения, связанные с внедрением новейших информационных технологий в различные области экономики, науки и техники, культуры и искусства. Этот процесс затронул и Россию, где, как и в других странах, неуклонно растет объем технотронных документов, возникших в результате использования современных носителей информации, автоматизированных систем управления, проектирования и обработки информации.

Киноплёнка является фотографическим материалом на гибкой прозрачной подложке, имеющей с одной или обоих краев отверстия - перфорации (рис.4). Исторически первые светочувствительные ленточные носители были на бумажной основе. Использовавшаяся на первых порах нитратцеллюлозная лента представляла собой очень горючий материал. Однако уже в 1897 г. немецким ученым Вебером была изготовлена пленка с негорючей основой из триацетата целлюлозы, получившая широкое распространение, в том числе в отечественной киноиндустрии. Впоследствии подложка стала изготавливаться из полиэтилентерефталата и других эластичных полимерных материалов. В нашей стране первые образцы кинопленки были изготовлены в 1919 г, а с 1930 г. началось ее промышленное производство.

По сравнению с фотопленкой кинолента обычно состоит из большего количества слоев. На подложку наносится подслой, который служит для закрепления светочувствительного слоя (или нескольких слоев) на основе. Кроме того, кинопленка обычно имеет противоореольный, противоскручивающий, а также защитный слой. Кинопленки бывают черно-белые цветные. Цветные кинопленки также представляют собой многокомпонентные полимерные системы.

Кроме того, кинопленки делятся на:

· негативные;

· позитивные (для контактного и проекционного печатания) ;

· обращаемые (могут использоваться для получения негативов и позивов) ;

Страницы: 1, 2